Франкфуртская школа (“критическая теория”)
Возникла в Германии (вокруг Института социальных исследований, во главе к-рого стоял тогда Хоркхаймер) в 1930 г. , просуществовала ок. 45 лет, после смерти Адорно распалась.
Антипатия к Венскому кружку.
Идейные истоки: марксизм, З.Фрейд, М.Вебер
Осн. задача: критическое осмысление социальной реальности
Программная работа - “Диалектика Просвещения”, где Адорно и Хоркхаймер показали, что наука и технологии толкают человечество к “новому типу варварства”. (Сначала - стремл-е господствовать над природой, потом и над человеком – дегуманизация). Влияние на движение “новых левых” в 60-70гг.
Традиционные теории и критические теории. Установка на создание «критической» теории (в результате усиленной рефлексии над социальной обусловленностью любой теории). В «критич.теории» главное – стремление к эмансипации, освобожд-ю человека.
Макс Хоркхаймер Horkheimer (1895-1973) Философ и социолог. “Затмение разума. Критика индустриального разума”, “Критическая теория”, “Диалектика просвещения” (с Адорно) и др.
Критика тоталитаризма во всех видах. Ф-я должны оказывать помощь индивиду в борьбе против тотальных форм организации обществ.бытия. Советский строй = просто еще одна из версий тоталитаризма.
Власть. “Если мы хотим говорить о болезни разума, то не в смысле болезни, поразившей разум на опред. историческом этапе, а как о чем-то неотделимом от природы цивилизованного разума… Болезнь разума породила жажда человека господствовать над природой”.
|
|
Цель власти (господство) не имеет пределов, поэтому “оптимальной”, “рациональной” власти быть не может. Человек становится лишь средством, инструментом, человеческие желания и устремления деформируются. “С рождения человек только и слышит о том, что успеха можно достичь лишь посредством самоограничения”.
Инструментальный разум. Востребовано только мышление, к-рое обслуживает интересы социальных групп, имеющих власть (“придворные” мыслители пропагандируют стандартизированный образ жизни и т.п.). Разум порабощается социальными целями. Критерий всего – инструментальная ценность, чтобы господствовать над людьми и природой. Наука победно торжествует “на руинах философии”. - Нужно критическое мышление = подлинная ф-я. Ф-я не имеет социального заказа (в отличие от науки, особенно социальной), это всегда нонконформистское прочтение бытия. “Задача ф-и – перевести на язык слов голоса, превращенные тиранией в молчание”.
Теодор Адорно (1903-1969) Ф-ф, музыковед, композитор, социолог.
“Диалектика просвещения” (вместе с Хоркхаймером). Человек копирует природный принцип господства, но направляет его против природы в западной цивилизации. Овладение внеш. природой возможно только при подчинении внутренней, искоренении всего непосредственного, “жизненного”. В итоге: человек становится усредненным, изменяется сущность его мышл-я, не остается возможностей для игры – господство рациональности (=тождественность, замкнутость, запрет отрицания).
|
|
История об-ва = история просвещения, человек вынужден использовать свой разум как инструмент для выживания – создание стереотипов, автоматизация поведения. Саморазрушение просвещения. (Одиссей – “пророческая аллегория” Просвещения, когда гребцам, проплывая мимо острова с сиренами, залили уши воском, чтобы они продолжали работать, а слышащий пение сирен Одиссей был привязан к мачте).
Спор с Поппером. Факты и наблюдения не могут быть основаниями науки (холизм + критическая позиция: теории вырастают из критики). Наука должна находиться под властью ценностей (иначе – овеществление).
Авторитарная личность. Появляется культурная индустрия - индивид исчезает. Масс-медиа создают свой язык, ценности, модели поведения. Чтобы быть доступными – они д.б. примитивны, единообразны. Убивают творчество. Индивидом манипулируют. Люди в таких условиях обнаруживают склонность к авторитаризму. Провел социолог. исслед-я: для граждан недемократич. обществ характерны конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм.
|
|
Герберт Маркузе Markuse(1898-1979) “Эрос и цивилизация” (1955), “Разум и революция”, “Советский марксизм. Критич.иссл-е” (1958), “Одномерный человек” (1964), “Контрреволюция и восстание” (1972),др.
Влияние Маркса и Хайдеггера + Фрейда.
Эрос и цивил-я. У Фрейда – вечный конфликт между принципом наслажд-я и принципом реальности. У М. – “цивил-я начинается с отказа от изначальной цели – полного удовлетворения потреб-тей” (от немедленного удовлетв-я – к отложенному удовлетворению, от удовольствия – к подавлению удовольствия, от радости – к труду и т.д.) Но (в отличие от Фрейда) – не всегда, только в “репрессивной” цивилизации. НТП создал предпосылки для освобожд-я об-ва от обязательного труда, создав пространство свободного времени. – нерепрессивное об-во, примиряющее природу и цивил-ю. Дело не в самом факте “нужды” (невозможности полного удовлетв-я всех потребностей), а в том, как она распределяется между членами общ-ва: в интересах привилегированной группы на плечи остальных возлагается дополнительное подавление (= “прибавочная репрессия”).
|
|
Одномерный человек. Классовая борьба, противостояние разл. конкурирующих моделей об-ва подавляется
1)соблазном возрастающего потребл-я,
2)индустрией развлечений (напр., спорт),
3) иллюзорной полит. свободой (сведена к праву голоса за неразличимых между собой кандидатов).
Одномерное общ-во. Подавление, контроль: “нек-рая комфортная, прилизанная, рассудочная, демократичная несвобода доминирует в разросшейся индустриальной цивилизации”. Общ-во уничтожает критическую мысль – а значит, и саму возм-ть изменений.
“Великий отказ” от устоявшейся системы ценностей репрессивной цивилизации.
Рев.инициатива – исходит не от пролетариата, а от:
· социальных аутсайдеров (люмпенов) = людей, не включенных в эту социальную систему, свободных от нее
· рев.интеллигенции
· студентов (молодежь еще не деформирована системой). (1968г. – студенческие волнения во Франции)
3. ПОСТМАРКСИЗМ (?)
Юрген Хабермас Habermas (р.1929) Защита рационализма (еще не исчерпал себя).
Либеральный гуманизм.
“Техника и наука как идеологии” (1968). Деятельность и познание определяются интересами.
Тип деят-ти | Интерес | Тип позн-я | Методология (идеология) | Цель |
Труд | Технический | Эмпирико-аналитические науки | Позитивизм | Господство |
Интеракция | Практический | Историко-герменевтические науки | Герменевтика | Взаимопонимание, расшир-е общения |
Рефлексия | Эмансипационный | Критические (критика И., психоанализ, социология) | Диалектика | Освобожд-е созн-я (от гипостазированных в нем идей) |
(Примеч.: Гипостазирование: наделение самост.бытием общих понятияй, т.е.продуктов человеч. созн-я.)
Идеология = отраж-е реальности через призму интересов соц. группы, причем эти частн. интересы подаются как всеобщие. В соврем. общ-ве только одна сторона интересов взяла верх – техническая, созн-е соврем.общ-ва = науч. и тех. идеология (принудит. рационализация). В отличие от Маркузе – не обольщается, что труд станет игрой, нет, он останется рациональным, но человек не сводится к производств., технической, научной рациональности. Осуществляет себя в коммуникации.
Теория коммуникативного действия. Инструментальное “действие” = реализация опред. целей, стремление к успеху, “коммуникативное” действие = взаимодействие индивидов, целью к-рого явл. взаимопонимание, консенсус. Каждому типу действия соответствует свой тип рациональности. Кризис европейской установки на инструментальное действие, к-рое предполагает противоположность субъекта и объекта, характерную для классич. рационализма. Но в интеракции (общении, коммуникации) – нет этой противоположности, не S-O, а S-S = межличностное общение.
Если субъект-объектное отношение предполагает асимметрию, прагматическое достиж-е цели, то субъект-субъектное = “коммуникация”, принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Нет внеш. целей, сама коммуникация = цель. Поэтому освобождение (эмансипация) чел-ка возможно лишь в результате подлинной “интеракции”, диалога. Нужен не просто диалог, а дискурс (от discursus =рассужд-е, диалог, ведущийся с помощью общезначимых аргументов), в результате к-рого собеседники способны понять др. друга. Именно в дискурсивном диалоге вырабатываются правила общежития (совместное бытие не обязательно мучительно и трагично, если участники диалога обладают достаточной компетентностью и “коммуникативной зрелостью” м.б. счастливым).
ГЕРМЕНЕВТИКА (Г)
Г (от греч. Hermeneuen = толковать, истолковывать):
- искусство толкования, интерпретации текстов (текст – любое фс, худож. произведение)
- теория понимания, постиж-я смысла
Этапы:
1. Др.Греция. Софисты – толкование произведений Гомера. Сократ (герменевтич. диалог).
2. Средневековье. Поиски смыслов в Библии (литературного, аллегорического, морального, эсхатологического и др.)
Августин Блаженный «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия» – толкование божественного слова. Предложил принципы Г, дал определение понимания (как перехода от знака к значению):
- контекстуальный подход (но пока контекст – чисто текстовой)
- принцип конгениальности (соразмерности творч.потенциалов исследователя текста и его создателя)
3. Реформация. Мартин Флациус. Обосновывает контекстный подход + о необходимости учета цели текста.
4. И.М.Хладениус: герменевтику применил не только к Св.писанию, но и к истории.
5. Фридрих Шлейермахер (1768-1834) первым систематически разработал герм.метод. Жизнь = целое, поэтому кажд. отдельная мысль понимается из целого и наоборот, - целое нельзя понять, не поняв части. Контекст – вся эпоха, окружение автора.
- текст = застывшая речь, поэтому метод его исследования – диалог между автором и исследователем
- Возможно 2 типа понимания:
1. Спонтанное постижение текста, вчувствование в него.
2. Сравнительное понимание, понимание за счет мышления, сопоставления, анализа.
(т.е. кроме объективн., грамматической интерпретации надо иметь в виду и субъективную, психологическую).
- «лучшее понимание»: задача герменевтики – понять текст и автора лучше, чем это смог сам автор. (соврем.исследователь должен лучше знать мир автора и его текст – то, что было для автора бессознательным, становится сознательным.)
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 796; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!