Лекция4. Неклассическая наука (НН)
(по С.Тулмину)
Формирование НН началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. (В классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, где основными понятиями были пространство, время, материя, сила).
Нов.состояние, способное порождать силу и не связанное с телом, было названо полем, ему соответствовала теория Максвелла, которая усилила математизацию физики. После Максвелла физич. реальность мыслилась в виде непрерывных полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. Наглядность физического мира все более ограничивалась. Утратило смысл понятие "пустое пространство", при описании микромира и мегамира масса стала пониматься как одна из форм энергии, время - как не имеющее единого течения. ОТО изменила представления физики об объективности. Масса, считавшаяся неизменной характеристикой вещества, оказалась зависящей от скорости движ-я тела, пространство может искривляться вблизи гравитирующих масс, время замедляться и т.п.
Классич. концепции знания ставятся под сомнение: в самом ли деле знание есть точная копия реальности? (напр., Э. Мах) Возникли вопросы, в результате анализа к-рых выяснилось, что одна и та же реальность м. б. описана в разных теориях, не существует одного метода научн. деятельности, методы историчны.
|
|
Релятивизация физики! (Квантовая механика окончательно развеяла притязания на универсальное и точное описание объекта).
Исследов-е микромира и гносеологические обобщения нового опыта, составили суть новой научности, впоследствии обозначенной как неклассическая. В классич. физике измеряемая величина определяется однозначно, в квантов. механике наше представл-е о событиях формируется только на основе статистич. данных, здесь нет места для законов, но есть закономерности. На базе квантов. механики невозможно описать положение и скорость элементарной частицы или предсказать ее будущий путь. Одинаковые элементарные частицы в одинаковых условиях могут вести себя по-разному.
Акад. В.С. Степин предложил:
1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).
2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).
3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).
|
|
НЕОКАНТИАНСТВО
Литература:
- Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. –СПб: 1997. Гл. 12.
-Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: 2001. С. 125-145.
- Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: 2000. §10
и др.
Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой;
философия как методология и теория познания.
Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (Отто Либман – лозунг «Назад, к Канту!», Г.Гемгольц, А.Ланге и др.)
Марбургская школа | Баденская школа |
1. Ф-я как ф-я науки. 2. Познание = логический процесс. 3. Критика кантовской «вещи в себе». Конструирование предметов познания («данное» и «заданное»). 4. Сглаживаются различия между чувственностью и рассудком в пользу рассудка (появление неевклидовой геометрии показало, что пространство нельзя трактовать как априорную форму чувственности). 5. Идеал науки – математика и мат. физика 6. Символические формы опосредствуют человеческое восприятие мира. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum). | 1. Ф-я – не как логика, а как учение о ценностях. 2. Анализ методов познания естественных и гуманитарных наук. 3. Разные типы мышления: законополагающий и описывающий индивидуальное, особенное. номотетический (генерализующий) метод – в естествознании идеографический, (индивидуализирующий) метод – в гуманитар.науках (истории). 4. Реальность = совокупность единичных, индивид.событий. Е/зн-е оставляет за скобками все единичное и индивидуальное. Неповторимое изуч. история, поэтому она ближе к реальному. Одна и та же реальность выступает то как природа (в общем плане), то как история (инд.) Отсюда – противопост-е природы и истории не объективное, а методологическое |
|
|
Марбургская школа неокант-ва («логицистская»):
Ориентируется на е/знание. Панлогизм = бытие сводится к совокупности логич. отношений.
Г.Коген (1842-1918):
1. Ф-я = ф-я науки. Идеал познания = мат-ка и матем.физика.
2. Невозм-ть редукции науки к проверяемым эмпирич.фактам: факты всегда даны нам через «теоретические» очки. Науку формирует не хаос фактов, а опред.способ их унификации и схематизации с помощью гипотез и теорий. Т.е. законы и теории не выводятся из фактов, а предшествуют им. Значит, любая теория априорна.
Спор фактуализма и теоретизма в философии науки:
Фактуализм: независимость и автономность фактов по отн-ю к научн.теориям («факты - упрямая вещь») - неопозитивизм
|
|
Теоретизм: зависимость фактов от теорий, «теоретическая нагруженность фактов» + при смене теорий происходит смена фактуального базиса науки. – Т. Кун, П. Фейерабенд и др.
А. Уайтхед: научное познание представляет собой соединение двух слоев. Слой наблюдения складывается из непосредственных данных, полученных в экспериментальной практике. Концептуальный слой представлен нашим общим способом постижения мира.
3. Тезис «имманентности бытия сознанию» (любой факт науки предполагает, что есть не просто нечто, а что-то осознанное в категориях лог. мышления): «Мы находим действ-ть в мысли, а не в ощущении».
4. 3 составляющих «общей теории опыта»: логика (исследует усл-я мышления), этика (исследует усл-я возможности морального действия), эстетика (такие формы чувственности, как пространство и время = усл-е человеч.восприятия) .
П. Наторп (1854-1924):
1. Предмет ф-и – теория позн-я. Но она изуч. не психику, а содержание позн-я = все более полные определения объекта.
Реальность = это процесс определения.
2. «Для мышления не сущ. никакого бытия, к-рое само не было бы положено в мысли». Вопрос о том, что предшествует мышлению, явл. его источником - не имеет смысла.
3. Ф-я= постоянно развивающийся метод (не застывшая система!)
Э.Кассирер (1874-1945):
1. Логика науки: Понятия – не мысленные отражения предметов, а «методы», с помощью к-рых все сводится к априорным рядам функциональных отношений. Прогресс науки связан с тем, что на опред.этапе ученые прекратили поиски сути вещей, они ищут функц. связи между вещами (законы). Предмет – не источник, а цель познания («Мы познаем не предметы, а предметно»).
2. Ф-я – не только критика познания (как у Канта), но и критика цивилизации. Символические формы: Культура символична. Миф, иск-во, язык, логика = фундамент. формы понимания, а они – символичны.
Рецептивная система --> МИР СИМВОЛОВ --> Реактивная система
Символы – рождение культуры. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum). Человек видит окружающую его реальность опосредованно, через символ.формы (мифы, худ.образы, ритуалы и т.п.)
Баденская школа неокант-ва.
В отличие от марбуржцев, ф-я – не как логика, а как учение о ценностях. Ориентирована не только на е/знание, но на всю целостность культуры. Основу бытия образуют не лог., а аксиологические отношения.
В.Виндельбанд (1848-1915):
1. Классификация наук не по предмету, а по методу.
Разн.типы мышления: законополагающий и описывающий индивидуальное, особенное (номотетический и идеографический методы).
2.Ф-я = нормативное учение, наука о ценностях. Надо установить те ценности, что лежат в основании познания, морали и иск-ва. Ценности – общезначимы (логические, этические, эстетич., религиозные и т.д.)
Г.Риккерт (1863-1936):
1.Тоже выделял 2 метода позн-я – генерализирующий и индивидуализирующий (е/знание и история). Принципиально несводимы др. к другу!
Ест. науки – упрощают мир, дают схему, а не копируют мир. Значит, при образовании понятия надо руководствоваться поставленной целью (целевой принцип отбора).
Ист. науки – тоже дают законы, но законы индивид., единичного события. Но не какое попало индивидуальное выбирается, - руководствуются ценностями.
2. Мир делится на 2 сферы: действительность и ценности. Ценности недействительны, они не сущ., не обладают бытием, они значат. «Совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». Ценности – это идеальное бытие, бытие нормы, смысл.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!