Лекция 2. Развитие научного знания в Средние века и эпоху Возрождения



Лекция 1. Сциентизм и антисциентизм в современном мире. Проблема генезиса науки.     Литература: - П.П.Гайденко. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003 (разд. 2) - Свасьян К.А. Становление европейской науки. – М.: 2002 (2-е изд.) Часть 1. - Островский Э.В. История и философия науки. – М.:2007. Разд. II, гл. 5,6.(или другие учебники по истории и философии науки).     1. Наука как деятельность, как система знаний и как социальный институт. 2. Сциентизм и антисциентизм. 3. Проблема генезиса европейской науки.     I Что такое наука? Наука = 1) специализированная когнитивная деятельность     2) система знаний     3) социальный институт Осн.особ-ти науч. позн-я. Разные критерии. (Напр., Агацци: наука = «теория об опредеелнной области объектов», а не просто набор суждений о них. Предполагается теоретический анализ). В общем виде такими особенностями явл. задача обнаружения объект. законов действительности, предвидение будущих процессов, системность, постоянная методологическая рефлексия, доказательность и др.   Основные элементы научного познания: - субъект науки (исследователь, научное сообщество, научный коллектив, общество в целом) - объект науки (на что направлено познание) - система методов и приемов - язык науки (естественный и искусственный)   Эпистемология (от греч. episteme – твердое знание) – раздел филос-и, занимающийся проблемами научного познания. Три возможных подхода в рамках классической эпистемологии: а) ориентация на объект познания (напр., Ф.Бэкон); б) ориентация на субъект познания (напр., И. Кант); в) ориентация на условия познания (напр., К.Маркс, современная социальная эпистемология).   Научное сообщество = совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок (этоса науки) Р.К. Мертон: Основа этоса науки = 4 императива, составляющие ценностно-нормативную структуру науки: 1. универсализм (общие критерии и правила) 2. всеобщность (рез-т = продукт социального сотрудничества, общее достояние) 3. незаинтерсованность (готовность ученого согласится с любыми хорошо обоснованными аргументами, даже если они противоречат его убежд-м) 4. организованный скептицизм (установка на самокритичность) Если отклонение от этих норм – деградация сообщества   II   Наука, НТП как основа совр. цивил-и («Третья волна», информац.об-во). Двоякое отн-е к НТП: оптимисты (Д.Белл, Г.Кан) и пессимисты (от Руссо до Римского клуба). Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. (scientia = наука) 1. Полярные оценки по гносеологическим вопросам. Главный пункт расхождений – оценка науки и НТП. 2. Оба направления часто сходятся в том, что естествознание и развитый в нем образец познания являются олицетворением научности. 3. Если сциентисты убеждены в безграничности области его применения, отождествляют его с познанием как таковым, то антисциентисты, напротив, исходят из его принципиальной ограниченности и доказывают возможность и большую эффективность, гуманность иных, «альтернативных», «ненаучных» форм познания и мышления. 4. Для сциентизма все проблемы м.б. решены с помощью науки (а под наукой понимается, прежде всего, комплекс точных наук.) Для антисциентизма – наука порождает проблем больше, чем разрешает. 5. Типичным фс обоснованием сциентизма явл. неопозитивизм, для антисциентизм – экзистенциализм.   Мировоззренческие корни сциентизма и антисциентизма – в дилемме рационализма (Р) и иррационализма (И). Р = фс направление, признающее разум основой познания и поведения (ratio – разум). И = фс направл-е, ограничивающее возмож-ти разума в процессе познания, поведения людей. В качестве основы миропонимания выдвигается нечто иррациональное, т.е. недоступное разуму. В философии науки XX века рассуждения о научной рациональности делились на два направления: 1) теории научной рациональности, ориентированные на некий образец научной дисциплины — с присущими ему способами организации суждений, логикой, критериями доказательности, истинности и пр. (напр., неопозитивистские представления о науке, когда за образец брали математическую физику. Считалось, что к этому образцу, как к идеалу может быть приближено всякое научное знание. Соответственно научные рассуждения полагались ациональными, если они отвечали критериям формально-логической правильности и строгости, а также критериям эмпирической проверяемости – верифицируемости), 2) теории научной рациональности, ориентированные на определенные правила и критерии научно-исследовательской работы (например, филос-я науки К. Поппера) Затем – подход С.Тулмина, названный сравнительной эпистемологией. Тулмин с начала 50-х гг. выступил против абсолютизации неопозитивистского образца (исключительная ориентация на логич. методы анализа языка науки уводит филос-ю науки от реальных способов рассуждения ученых: вместо живой научной деятельности такая философия работает с моделью, столько же далекой от реальности, сколько мумифицированный труп — от живого человека). Более перспективной ему казалась стратегия, опирающаяся на идеи Л.Витгенштейна о “языковых играх”. Научные теории и законы рассматривались им как правила рассуждений в “научных языковых играх”. Цель науч. игры в том, чтобы объяснять явления. Пройти путь от наблюдаемого явления к “закону”, объясняющему это явление = цель науки, достигаемая с помощью исследовательских процедур, к-рые не могут быть сведены к формально-логическим выводам. Ведь формальная логика вынуждает любые рассуждения подчиниться некоторым универсальным стандартам (именно потому, что содержание рассуждения не охватывается этими стандартами, они и являются универсальными). В то же время у каждой конкретной “научной игры” могут быть свои особые стандарты рассуждения, не сводимые друг к другу. Таким образом, эпистемология (Э.), по Тулмину, должна представлять собой теорию, позволяющую сравнивать стандарты научного рассуждения в различных науках и даже в различных ситуациях исследования в одной и той же научной области. Э. должна исследовать не способы конструирования и преобразования искусственных формальных структур, в которых препарируются “живые”, то есть исторически развивающиеся и сменяющие друг друга научные теории, а ту “рациональность”, какая проявляется в процессах этого развития и позволяет видеть в них действие человеческого интеллекта. Рациональность рассуждения не сводится к его логичности. Рациональность есть нечто большее, нежели соблюдение логических законов и правил.   Многообразие трактовок разума. Скользящая граница между Р и И. Различные уровни дилеммы «Р – И»: 1. Социально-поведенческий Типы социального действия по М.Веберу: - целерациональное, - ценностнорациональное, - аффективное, - традиционное. 2. Социокультурный Рационалистическая модель: линейный прогресс рациональности в формах культуры. (Концепции Гегеля, Конта, Маркса.) Плюрализм антирац. моделей – Ф.Ницше, М.Шелер и др. 3. Гносеологический Логико-рассудочные трактовки разума в Р. Критика рассудочных форм миропонимания в И. (Объяснение и понимание у В.Дильтея). 4. Онтологический Р.: родство реального бытия и чел.мышления. Þ Идея тождества бытия и мышления. (Парменид Элейский, Лейбниц, Гегель и др.) Иррац.трактовки бытия (ф-я жизни, экзистенциализм – А.Камю: «С чего вы взяли, что мир разумен?» Л.Шестов: «Не через разум, допрашивающий данное, а через слезы, взывающие к творцу, лежит путь постижения мира».)   III.   Подходы к объяснению развития научного знания:   История науки Экстернализм Дж.Бернал, Р. Мертон, Дж. Нидам, Э.Цильзель, др. Выявление связей между соц.-эконом. изменениями общества и наукой Интернализм А.Койре, Р.Холл, Дж.Агасси, др. Наука развивается не из-за социальных воздействий извне, а в результате внутр. эволюции, следуя логике научного мышления   Проблема генезиса науки Мифология – философия – наука   Уровни мировоззрения   Теоретический, рац. Философия, затем наука Эмоционально-образный Мифологич., художественное, религ. мировоззрение Обыденное мировоззрение   П.П.Гайденко: понятие «научно-исследовательской программы» (попытки универсального истолкования явлений и фактов, формулирование принципов объяснения, которые ведут к складыванию определенной картины мира). Такие научно-исследовательские программы формируются еще в античности. Античные науч.-иссл. программы: - математическая (на базе пифагореизма и филос-и Платона) - атомистическая -континуализм Аристотеля   1. Математическая А) Пифагореизм: превращение математики в науку Возникнов-е математики на Др.Востоке. Но в Вавилонии, Др.Египте она носила практически-прикладной хар-р. В Др.Греции же – появилась теоретическая система мат-ки. Новое понимание смысла матем.знания: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практ.задачу, а объясняют природу всего сущего, числовые отношения = ключ к пониманию вселенной и ее структуры («книга природы написана на языке математики»). Учение о числе как начале мира = посредник между др.-вост. мат-кой и теоретической математикой Евклида. Б) Платон: чувственный мир (видимый, зримый) и истинный мир (неизменный, постижимый лишь разумом). Натурфилос-я («физика») – знание о чувств. мире, изменчивое «мнение». Филос-я – познание истинного, незримого, вечного бытия. Сущность и явление. Системное развитие положений пифагореизма (число как идеальное образование): числа и вещи - различны, математика = посредник между сферами чувственного и идеального бытия. Иерархия математич. наук у Платона (арифметика, геометрия, стереометрия, астрономия, музыка). Физика не может претендовать на статус такой же строгой науки, как математика, она не может быть такой же достоверной (наука должна познавать сущности, а не явления), потому что наука имеет задачу открывать неизменные законы в постоянно меняющемся мире явлений. По сути, Платон строит прообраз математической физики.   2. Атомизм Отличие объектов, постигаемых в мышлении, от тех, что даны в чувствах. Истина и мнение. Атом = неделимое физическое тело, движущееся в пустоте. Механистическое объяснение природных процессов. Наглядность модели мироздания. Теор. программа, выдвинувшая методологический принцип объяснения целого через составляющие его части + Разделение мира на объективный (как он сущ. на самом деле) и субъективный (как мы его воспринимаем своими чувствами).   3. Континуализм Аристотеля Попытка создания систематической науки о природе (физики) и определить движение. Физика не может строиться на мат-ке, потому что мат-ка изучает статические связи и отношения, а природе присуще изменение, движение. Наука должна постигнуть мир в его целостности, не отвлекаясь при этом от всего разнообразия его проявлений: понимание целого = ориентир при рассмотрении отдельных предметов, а рассмотрение предметов = корректировка представлений о целом. Чувственное восприятие = не всегда ложно, но при его истолковании возможны ошибки. Эссенциализм. Теория континуума у Аристотеля как фундамент физики и математики. Непрерывность предметов, движений (решение парадоксов Зенона), времени. Непрерывное = не состоит из неделимых частей, напр., линия не состоит из точек. Чем проще предмет, - тем точнее исследующая его наука. Создание Аристотелем биологии.   Эллинистическая и римская наука (IIIв. до н.э. – V в. н.э.): начало дифференциации наук. Взаимод-е греч. и вост. культур. Евклид, Архимед, Птолемей и др. Рим – создание энциклопедий и компилятивных работ.  

Лекция 2. Развитие научного знания в Средние века и эпоху Возрождения

Литература:

- П.П.Гайденко. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003 (разд. 2)

- П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки. – М.: 1980. (разд. 3)

- К.А.Свасьян. Становление европецской науки. – М.: 2002. Сс. 73-133.

- и учебники по истории и филос-и науки (соответствующие главы)

Ср. века: не создали новых фундамент. научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало нов. понятия, методы иссл-я. Нов. стиль мышления!

Особенности:

1. госп-во религ. мировоззр-я. Хр-во как единственная «центростремительная» сила эпохи. «Ампутация» эллинизма.

-апологетика (2в.)

Юстин – в хр-ве ничего принципиально нового, т.к. источник один – божественный Логос. Даже называет христианами Сократа и Гераклита.

Тертуллиан - уверовавший горшечник знает больше Аристотеля. «Философы – патриархи еретиков… Все, что выходит за пределы простой веры, есть источник всяческой ереси, вредоносной и сатанинской».

«Сын Божий был распят: не стыдимся этого, потому что это постыдно, сын Божий умер – вполне верим этому, п.ч. это нелепо, и погребенный воскрес – это верно, п.ч. невозможно»)

- патристика (3-8вв.) – Аврелий Августин Блаженный и др.

325г. – I Всел. Никейский собор, сформулированы осн. догматы христ. веры, принят символ веры, инакомыслие стало осуждаться. (Библия – сама неиссякаемый источник инакомыслия – 1198г. Иннокентий III включает Библию в индекс: «Запрещаем мирянам иметь у себя книги Ветхого и Нового Завета»). Абсолютная кодификация сознания!

- схоластика (9 – 14вв.) - обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов".

Спор об универсалиях: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

Иоанн Скот Эриугена, Асельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.

2. Одна из основных проблем средневеков. мысли – вопрос о соотношении веры и знания.

Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно», Аврелий Августин – «верую, чтобы понимать», Фома Аквинский – гармония веры и разума, взаимодополнение, «божеств. света» и «естеств. света».

Не приходить к знанию, а исходить из него.

Познание должно осуществляться под контролем церкви. Цензура, текстовый характер исследований.

Подлинное знание – всеобщее, обладать им может только Творец.

Т.к. все сотворено Им, то существование любой вещи определено свыше, промыслом Бога. Все вещи видимого мира воспроизводят мир сущностной (невидимый), т.е. явл. его символами. Символическое знание!

3 источника знаний: опыт, разум, откровение. Мистика и схоластика.

3.Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.

Характерна критика скептицизма, защита чувств. опыта. Но опыт – ограничен, мы не знаем, какой еще опыт возможен. Природа – как она есть и какой она будет, «когда исполнятся времена», - разные. Чувств. опыт сегодня и чувств. опыт по воскресении – разный. Напр.: Иоанн Златоуст (греч. патристика): «Бог сделал все, устроив все сотворенное выше естественного порядка».

Допущение 2-х видов опыта. Отсюда – интерес к исключительному, необычному. Разница с аристотелевским «удивлением»: Аристотель удивлялся, чтобы найти естеств. причину, а Августин, напр., - чтобы доказать непостижимость для человека происходящего, чудесность. Весь мир = чудо. (см. П.П.Гайденко.) Христ. догмат о сотворении мира из ничего – привел к переосмыслению антич. картины мира.

4. Интровертность – самопознание, самосовершенствование, а не познание окруж. мира. Природа – второстепенный объект позн-я. Тварность. Изменился онтологич. статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется – оно д.б. полезным или символическим.

5. Пересмотрено соотнош-е античных науч-иссл. программ, изменена их структура, дана нов. интерпретация бесконечности, пространства, времени.

6. Изменилось представление о человеке.

Античность: чел-к = элемент космоса.

Ср.века: по замыслу Бога, чел-к выше космоса, он не часть его, а его господин, но в силу грехопадения его господств. положение пошатнулось, он зависит от Божьей милости. Душа – «не от мира сего», надкосмична, уходит в трансцендентное, поэтому познание природы – «суета мирская» (Августин), а познание себя – спасительно, первостепенная религ. задача. (см. п. 2)

Напр., время – уже связано не с движением небесного свода (как у Аристотеля), а с внутр .миром человека, памятью (как у Августина).

Внутреннее измерение знания.

6. Универсальный метод познанияя – ДЕДУКТИВНАЯ логика Аристотеля.

 

Теолого-текстовый характер, герменевтичность и корпоративность познавательной деятельности. "Письменная мудрость" - специфическая примета средневековой интеллектуальной традиции. Направленность науки на интерпретацию Библии, сочинений отцов церкви, энциклопедий, многочисленных "Сумм", "Компендиумов". Логика - движущая пружина средневек. учености. Развитие логич. норм науч. мышл-я. Схоластический идеал научного знания как эталон средневекового типа рациональности.

***

- Воспринятые из античности астроном. и мат. знания – геоцентр. картина мира (от Аристотеля).

- алхимия– как синтез магии и науки. Поиск фс камня (способы получ-я красителей, кислот, стекол, эмалей, лабораторная техника усовершенствовалась, открытие важных веществ и материалов - фосфора, нашатыря, фарфора и др.).

-астрология (из Др.Востока). Мишель Нострадамус (16 в.) Влияние на становление астрономии и развитие математики (И.Кеплер – от гороскопов к открытию законов движения планет).

- средневековое образование.

Ф-я и 7 свобод. искусств (тривиум – грамматика, риторика, логика + квадриум – арифм., геометр., астрономия, музыка)

На базе монастырей – монастырские школы, университеты (Болонский, Парижский, Оксфорд – в 12 в.). Как правило - 4 ф-та (теол., право, мед., ф-я). Преподавание велось на латыни, как и богослужение. До XVIII в. лат. язык был международным науч. языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

Автономия ун-тов. – К. Свасьян: с этого момента в Европ. истории 3 главных действующих силы: священная власть (Церковь), светская власть (гос-во), власть профессиональной учености.

- францисканцы и доминиканцы (в эпоху высокого средневековья)

Арабский Восток

В 529г. – закрытие Афинской школы ф-и, изгнание в Персию неоплатоников. В 533г. - новую Академию открывают в г.Гондишапуре, в Иране. Миграция мысли на Восток.

Ибн Рушд или Аверроэс (1126-1198) – ф-ф (перипатетик), естествоиспытатель. Алхимик. «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Первичность материи, неуничтож-ть движения. Мир ограничен в простр-ве. Бог = конечная цель, стремление к лучшему. Теория двойств. истины. Ф-я и религия должны приходить к одним выводам, но возможны и расхождения. Религия – для толпы, ф-я – для избранных. Сциентизм: человек должен преодолеть скотское состояние, главной чертой к-рого явл. вера в авторитеты. Главное – воспитание детей в стремлении к знаниям.

Прогресс в области мат-ки, физики, мед., астрономии. В 9 в. – перевод на арабский яз. «Великой матем. системы астрономии», «Начал» Евклида, Аристотеля, Архимеда. Восточные гос-ва значительно опережали Европу в эконом. и культурном разв-и в течение раннего средневековья (VII—XI вв.) Торговля давала богатый материал для математич. задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономич. и географ. знаний, разв-е ремесла.

Новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (~780 - ~ 850гг.) – труды по арифметике и трактат по алгебре. Благодаря ему Европа познакомилась с индийской позиционной системой чисел и употреблением нуля, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. Алгебраический трактат Хорезми дал имя новому разделу математики — алгебре («Аль-Джабар»). В трактате Хорезми решались линейные и квадратные уравнения. В XII в. в Европе появляются переводы трактатов Хорезми и др. восточ. авторов. К началу научной революции Коперника - Галилея новая нумерация, алгебра и тригонометрия были не только освоены, но и развиты европейскими учеными.

Арабы начали культивировать и экспериментальную науку.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (Бируни) производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им прибора. Бируни пытался определить радиус Земли, размышлял о гелиоцентрической системе мира, (в то время в Европе господствовали наивные представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаномJ)

Абу Али ибн Сина (980-1037) – ф-ф, мат., муз., астроном, врач («Канон врачебной науки»). Более 100 трудов. За 800 лет до Пастера – мысль об инфекц. возбудителях заболеваний.

В 15в. (после разгрома Самаркандской обсерватории и т.п.) – закат мат., физ. и др. знаний на Востоке.

Уже с X в. начинают развиваться эконом. и культурные связи Европы и Востока. Большую роль сыграли в этом крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные. Труды Аристотеля и Птолемея вернулись на кафедры средневековых университетов в арабских переводах. К. Свасьян: «Европа вновь открывается «Афинам», но уже изготовленным в Гондишапуре».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!