Возрождение (к. XIV – н.XVII вв.)



Начиная с XV в. на истор. арену выходят великие художники итал. Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.; религиозные реформаторы: Лютер и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и др.; отважные путешественники: Колумб, Васко да Гама, Магеллан и многие др.; ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано, Рамус, Коммандино, Телезий и др.

Характерные черты мировоззрения того времени:

- гуманизм (от Ф. Петрарки) и антропоцентризм

- обращение к античному наследию (уже не к отдельным авторам и их отд. работам, а восприятие античного наследия в его полноте)

- тенденция пантеизма

- возрождение натурфилософии

- связь с формирующимся опытным естествознанием, осмысление новых открытий

- индивидуализм

и др.

Книгопечатание (Иоганн Гуттенберг)

Леонардо да Винчи: «Мне кажется, — пишет он, — что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом — отцом всякой достоверности — и не завершаются в наглядном опыте...» «Истинные науки, — продолжает Леонардо, — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на язык спорщиков».

Л. изложил основы метода нов. естествознания: опыт и математический анализ. «Все наше познание начинается с ощущений». «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».

Л.= предшественник Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и др. основателей соврем. естествознания. Первым начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нов. метода и начал применять его к решению конкр. задач, в частности к изучению движения. Вопреки Аристотелю, утверждающему, что движение требует для своего сохранения силы, Леонардо писал: «Всякое движение стремится к своему сохранению, или иначе: всякое движущееся тело всегда движется, пока сохраняется в нем сила его двигателя». «Всякое движение будет продолжать путь своего бега по прямой линии, пока в нем будет сохраняться природа насилия, произведенного его двигателем». Это еще не формулировка закона инерции, но уже и не аристотелевский вывод.

Николай Кузанский (1401—1464): предшественник Коперника. «...Для нас ясно, что Земля находится в движении, хотя нам этого и не кажется, потому что мы замечаем движение по сравнению с чем-нибудь неподвижным. Потому что если бы кто-нибудь сидел в лодке посредине реки, не зная, что вода течет, и не видя берегов, то как бы он узнал, что лодка движется? И таким образом, так как всякий, будет ли он находиться на Земле, или на Солнце, или на другой какой звезде, полагает, что он находится в неподвижном центре, а что все другое движется, то он назначил бы себе различные полюсы — одни, если бы он был на Солнце, другие — на Земле, третьи — на Луне и так далее». Вселенная бесконечна и все ее точки явл. равноправными точками отсчета. Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, "абсолютный максимум", чье "самоограничение" означает "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир = потенциальную бесконечность. Влияние пифагореизма. (пантеизм?)

Н.Коперник: В обращении к папе Павлу III Коперник критикует теорию эпициклов, не согласующуюся с наблюдениями и не дающую целой картины мироздания: «...Они (т. е. авторы геоцентрических теорий) не смогли определить форму мира и точную соразмерность его частей. … С ними получилось то же самое, как если бы кто-нибудь набрал из различных мест руки, ноги, голову и другие члены, нарисованные хотя и отлично, но не в масштабе одного и того же тела; ввиду полного несоответствия друг с другом из них, конечно, скорее составилось бы чудовище, а не человек». Коперник пишет, что он «стал досадовать, что у философов не существует никакой более надежной теории движений мирового механизма...». Сравнение системы мира с механизмом выражает сущность его осн. идеи: построить простую модель солнечной системы, ее кинематический механизм. Такой механизм он нашел, относя движения всех планет, в том числе и Земли, к Солнцу. Делая Землю рядовым членом семейства планет, он порывал с аристотелевской и церковной доктринами о противоположности земного и небесного. 1-й удар по нарциссизму человечества.

Сделав один революционный шаг, К. сделал и второй. Так как движение Земли не отражается на видимой картине сферы неподвижных звезд, он принял, что эта сфера чрезвычайно велика по срав-ю с размерами орбиты Земли. Расстояние Земли от центра мира «...будет несравненно малым, в особенности по отношению к сфере неподвижных звезд», — утверждал К. Сама Вселенная бесконечно велика по сравнению с Землей: «...Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине, как конечное к бесконечному». Он сравнивает отношение Земли и Вселенной с отношением атома к телу. Атомы неощутимы для чувств, несколько атомов не составляют видимого тела, «а все же,— пишет Коперник, — эти частицы можно так умножить, что, наконец, их будет достаточно для слияния в заметное тело». Новое учение о космосе => обращает мысль к атомистике.

Книга К. поставила перед наукой ряд важных проблем:

1) задачу проверить соответствие нов. теории фактам. Надо было уточнить наблюдения движения планет и выяснить, соответствуют ли эти набл-я модели Коперника. В случае расхождения возникала задача выяснения его причин: происходят ли они от неправильности самой теории или от того, что теория, верная в своей основе, должна быть уточнена в деталях. И астрономическая наука, и навигационная практика нуждались в оптических приборах, в точных часах, в новых вычислительных средствах. Этим и определялись задачи науки на ближайшие десятилетия.

2) Теория нуждалась также в физическом обосновании кинематической схемы. Естественно возникал вопрос: что связывает «машину мира» в единое целое, планеты с Солнцем, Землю с Луной? Каковы физич. причины движения вообще и движения планет в частности? Астрономия нуждалась в механике, и не в той механике, которая была известна древним и по существу была статикой, а в новой механике, в механике движения — динамике. Для развития этой новой механики нужна была новая, динамичная математика.

Так из великого открытия Коперника возникла научная программа, осуществление которой привело к возникновению экспериментального и математического естествознания, в первую очередь механики и оптики.

3) Но помимо этих науч. задач, приходилось решать и др. задачу: преодоление установившихся традиций, освященных догматами церкви. Нужны были пропагандисты нов. учения. Теорию Коперника не признавали ведущие люди эпохи: церковный реформатор Лютер, философ Ф. Бэкон, астроном Тихо Браге.

Джордано Бруно(1548-) - сущность теории Б.: «Существует бесконечное поле и непрерывное пространство, которое охватывает все и проникает во все. В нем существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем Другие, ибо Вселенная бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края… Так что нет одного только мира, одной только Земли, одного только Солнца, но существует столько миров, сколько мы видим вокруг нас сверкающих свети».

Иоганна Кеплер (1571- 1630) занимала идея числовых соотношениймежду орбитами планет (влияние пифагореизма), пытался найти «числовую гармонию» планетных сфер. Гороскопы.

Послал свою первую книгу датскому астроному Тихо Браге и итальянскому астроному Галилею. Тихо Браге, не принявший системы Коперника, холодно отнесся к идее К., но оценил в нем способного вычислителя и пригласил его к себе. Вскоре Тихо умер => Журналы его 35-летних наблюдений попали в руки Кеплера, и он начал, не прекращая составления гороскопов, обработку этого материала.

Внес в результаты Тихо поправки на рефракцию. Это заставило его изучать оптику (создал теорию камер-обскуры, объяснил, как изображение получается на сетчатке, а хрусталик действует как линза, объяснил близорукость и дальнозоркость, а также способность глаза видеть далекие и близкие предметы изменением кривизны хрусталика. Из составленных им таблиц рефракции он определил плотность воздуха относительно плотности воды. «Созерцание природы научило меня, — писал К., — что наша атмосфера состоит из вещества тяжелого». Вполне естественно, что еще до открытия давления атмосферы Кеплер полагал, что рефракция зависит от состояния атмосферы.)

Определял орбиту Марса. Вначале, как и Коперник, считал орбиту круговой. «Эта ошибка, — писал К., — была тем более вредной, что она опиралась на единодушное мнение всех философов...» Потом К. понял, что орбита имеет форму овала, и, в конце концов, в результате длительных вычислений он находит истинную форму орбиты: эллипс, в фокусе которого расположено Солнце. При этом планета движется по эллипсу неравномерно, быстрее, когда она ближе к Солнцу, и медленнее, когда дальше от него, в соответствии с законом площадей. Все свои расчеты, критику теорий Птолемея и Тихо, изложил в книге «Новая астрономия, или Небесная физика с комментариями на движение планеты Марс по наблюдениям Тихо Браге», вышедшей в Праге в 1609 г. – 1-й и 2-й законы.

Открытие Галилеем четырех спутников Юпитера и изобретение зрительной трубы => размышления о возможности открытия спутников и у др. планет.

1619 г. – соч. «Гармония Мира», в котором содержался третий закон движения планет. Теория солнечных и лунных затмений и др.

Бруно рассматривал и развивал учение Коперника с фс позиций, Кеплер привел систему Коперника в соответствие с последними данными астрономии, Галилей же обосновал систему Коперника физически, и его борьба за нее слилась с выработкой основ новой физики, пришедшей на смену аристотелевской.

Галилео Галилей (1564-1642)

С Г. начинается новая наука:

- обоснование гелиоцентр. системы мира (дополнил Коперника: Солнце вращается вокруг своей оси и т.д.) Бесконечность мира. Более общая концептуальная модель, чем у Коперника.

- новая постановка проблемы движения

- закон свободного падения тел (не зависит от массы)

- теория параболического движения

-закон колебания маятника

- эксперимент. установление того факта, что воздух обладает весом и др.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!