Гносеологический поворот в философии



Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона

Исаак Ньютон (1642-1727). Физика, астрономия, мат-ка, теология.

"Математические начала натуральной философии" (1687) "Опубликование "Начал..." было одним из наиболее важных событий во всей физике. Эту книгу можно считать кульминацией тысячелетних усилий понять динамику вселенной, физику движущихся тел" (I. В. Cohen).

"Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают

Н. устанавливает 4 "правила фс рассуждения" (методология).

1. «Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений". (У.Оккам)

2. "Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и в Америке; свет от огня в кухне и свет от Солнца; отражение света на Земле и на планетах".

3. «Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные".

Т.е. – онтологические постулаты о простоте и единообразии природы.

Далее переходит к установлению фундамент. свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, движение. К установлению этих свойств мы приходим с помощью наших чувств.

"Протяженность, твердость, подвижность и сила инерции целого являются результатом протяженности, твердости, непроницаемости, подвижности и силы инерции частей; из этого мы заключаем, что даже самые маленькие части всех тел также должны быть протяженны, тверды, непроницаемы, подвижны и обладать собственной инерцией. И это - основа всей философии". Речь идет о корпускулярности.

Природа проста и единообразна. На основе чувств, т.е. путем наблюдений и экспериментов, можно установить некоторые из основных свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, подвижность, силу инерции целого, всемирное тяготение. И эти свойства устанавливаются с помощью индуктивного метода.

4. В экспериментальной филос-и суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, - до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям". (защита индукции)

Порядок мира и существование Бога

Система мира - большой механизм. Но откуда же берет начало мировая система, упорядоченная и узаконенная? Ньютон отвечает: "Эта удивительная система Солнца, планет и комет могла появиться только по проекту премудрого и могущественного Существа». Порядок мира со всей очевидностью демонстрирует существование Бога. Но что еще, помимо того что Он существует, мы можем утверждать о Боге? "Как слепой не имеет никакого представления о цвете, так мы не имеем никакого представления о том, каким образом мудрейший Бог воспринимает и понимает все сущее. Он лишен тела и телесной формы, вследствие чего Его нельзя ни видеть, ни слышать, ни коснуться".

Великий мировой механизм

Койре: для Ньютона "книга природы написана корпускулярными буквами (терминами), но эти корпускулы соединяются чисто математическим картезианским синтаксисом, что придает смысл ее тексту".

3 ньютоновских з-на движ-я:

1. закон инерции (над которым работали Галилей и Декарт) Ньютон пишет: "Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние".

2. Второй закон, сформулированный уже Галилеем, гласит: "Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы".

3. "Действию всегда соответствует противодействие".

Но: состояния покоя и равномерного прямолин. движения м.б. определены только относительно др. тел, к-рые находятся в покое или в движ-и. Соотносить с др. системами нельзя до бескон-ти => Н. вводит 2 понятия (к-рые станут объектом дискуссий и критики) - абсолютного времени и абсолютного пространства. Эти два концепта лишены оперативного значения ("концептуальные чудовища"). Внутри абсолютного пространства соединение тел осуществляется по з-ну всемирного тяготения.

Единая картина мира. Нет разницы между землей и небесами, механикой и астрономией.

Механика Ньютона как программа исследований

Н. предлагает "программу исследований": с помощью силы тяготения она объяснит все не только падение тяжелых тел, орбиты небес. тел и приливы, - но и электрич. явления, оптические и даже физиологические. Сам Н. попытался сам реализовать программу в области оптики: "Когда Ньютон предположил, что свет состоит из инертных частиц, - пишет Эйнштейн, - он был 1-м, кто сформулировал основу, из к-рой оказалось возможно дедуцировать большое число явлений посред-вом логико-математич. рассуждений. Он надеялся, что со временем фундаментальные основы механики дадут ключ к поним-ю всех явлений, так думали и его ученики вплоть до к. XVIII в."


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!