Лекция5. ПОЗИТИВИСТКАЯ ТРАДИЦИЯ



1. «Первый» позитивизм. О.Конт (1798-1857), Д.С.Милль (1806-1873), Г.Спенсер (1820-1903) и др. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом.

· эмпиризм

· утверждение примата науки

· методы ест. наук работают не только при изуч-и природы, но и при изуч-и человека и общества (методологическая экспансия е/знания на др. сферы исследования)

· утверждение идеи эволюции

· вера в прогресс

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

 

Задача филос-и = систематизация научных знаний, общие выводы из естеств. и обществ. наук. Ничего общего с традиционной метафизикой!!! Поэтому отвергается как материализм, так и идеализм.

Пережитки «мета­физики» (напр., претензии на раскрытие причин и сущностей), должны быть удалены и из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».

Основ. метод науки - феноменологический (описательное обобщение), постановка эксперимента, а затем попытки обобщить рез-ты.

2. Эмпириокритицизм («второй» позитивизм, махизм)

Условия возникновения и распространения: неевклидова геометрия – нет самоочевидных аксиом (к к-рым относили евклидовы). Не незыблемые принципы, – а “конвенции”. Кризис механистического редукционизма в физике.

Р.Авенариус (1843-1896), Э.Мах (1838-1916).

· Возвращ-е к опыту, к-рый нельзя трактовать ни материалистически, ни идеалистически.

· Совпадение в опыте физической и психической реальности (“Я” = относительно устойчивый комплекс ощущений. “Вещь”, “тело” = связь эл-тов, цветов, запахов, звуков (знаков).

· Принцип экономии сил в научном исследовании

Влияние на Гуссерля.

Радикальный эмпиризм! Предложил программу «очищения опыта».

Неразрывная связь «я» и среды («принципиальная координация S и O» = не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта). Мир нам дан как опыт.

«Элементы опыта» - нейтральны, их разделение на психолог. и физические носит только функциональный хар-р. Распадение мира на внутр. и внешний – вина метафизики.

А. Аналитическая философия

Б. Рассел (1872-1970), Л. Витгенштейн (1889-1951).

Логический атомизм: логика проясняет процесс перехода от атомарных мыслит.посылок («лог.атомов», описывающих факты) к комплексным.

В основе наиболее простой логической системы лежат "атомарные" предложения: А, В, С,... — Этим предложениям приписывают две основные характеристики:

1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным;

2) атомарные предложения независимы одно от другого, т.е. ис­тинность или ложность               одного из них никак не влияет на истинность или ложность других.

Из атомарных предложений с помощью логич. связок обра­зуются сложные, "молекулярные" предложения. Затем эти моле­кулярные предложения мы также можем соединить связками и образо­вать еще более сложные предложения. = Иерархия предложений. Поскольку от содержания атомарных предложений полностью от­влекаемся, истинность или ложность молекулярного предложения за­висит только от истинности или ложности составляющих его атомар­ных предложений.

Модель реальности, служащая зер­кальным отображением структуры языка логики:

действительность состоит не из вещей, предметов, явлений, а из атомарных фактов, которые могут объеди­няться в более сложные, молекулярные факты. Подобно атомарным предложениям логики, атомарные факты независимы один от другого. "Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым" (Витгенштейн). Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких за­кономерных связей: "Вера в причинную связь есть предрассудок".

Язык - логика - реальность

Отождествляя структуру языка логики со структурой реального мира, В. делает эту структуру общей для всего научн. знания. Если действительность представляет собой лишь комбинацию элементов одного уровня — фактов, то наука должна быть комбинацией предложений, отобра­жающих факты и их разнообразные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апелли­рует к связям фактов или к глубинным сущностям, определяющим их наличие или отсутствие, должно быть изгнано из науки. (Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непо­средственно как будто не отображают фактов, но это обусловлено тем, что "язык переодевает мысли", передает их в искаженной форме).

В творчестве Витгенштейна обычно выделяют 2 этапа:

1. Логический («Логико-философский трактат»)

2. Лингвистический («Философские исследования»): «Весь туман ф-и конденсируется в каплю грамматики». Языковые игры = модели коммуникации, конституция текста, в к-рой слова употребляются в строго опред. смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Возможна коммуникация разл. языковых игр – «семейное подобие».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!