Лекция7.МАРКСИЗМ, НЕОМАРКСИЗМ, ПОСТМАРКСИЗМ



МАРКСИЗМ

К.Маркс (1818-1883)

Практич.хар-р учения. Критика Гегеля – за идеализм. Младогегельянцы “воюют с фразами, а не с миром, к-рый они отражают”. Надо соединить теорию с практикой! “Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело обстоит в том, чтобы изменить его”. Практика =центральная категория.

Теория отчуждения. Частн.соб-ть меняет характер труда, делает его принудительным. Опредмечивание труда в предмете – продукт труда противостоит как нечто чуждое, как утрата предмета и закабаление предметом. Отчуждение в 3 аспектах:

· отчужд-е производителя от продуктов труда

· отчужд-е производителя от собств. активности

· отчуждение человека от родовой сущности

“Рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполн-и своих животных функций: при еде, питье, половом акте, у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным”.

Материализм во взглядах на об-во. “Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание”. Базис об-ва = экономика, надстройка = политические учреждения и т.п. Смена способов произ-ва – смена типов социальной организации. История закономерна. Теория общественно-экономических формаций (конфликт производительных сил и сдерживающих их развитие производственных отношений = эпоха социальной рев-и, смена общ.-экономич.формации): первобытная ОЭФ, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Классовая теория и перспективы истории. Главный признак класса – отношение к средствам произ-ва. История об-ва = история борьбы классов. При капитализме – “чистое” противостояние: у пролетариата нет ничего, вся част.соб-сть – у буржуазии. (“Капитал” как экономическое обоснование неизбежной победы пролетариата = коммунизма).

Диалектический материализм. Разрабатывался, главным образом, Ф.Энгельсом (1820-1895). Работа Энгельса «Диалектика природы»:

Задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе; дать обобщение важнейших результатов развития ест/знания и тем самым обосновать всеобщность основ. законов материалистич. диалектики.

 

Э. исследовал достижения ест. наук начиная с эпохи Возрождения, показал обусловленность развития ест/знания развитием произв-ва и неразрывную связь естествознания с филос-ей.

Законы диалектики

Диалектика, которую Энгельс применил к ест/знанию, основывалась на его интерпретации гегелевской филос-и. Под «диалектикой» подразумевал законы всякого движения — в природе, истории и мышлении. Эти диалектич. принципы или законы представляют собой наиболее общие формы материи в движении.

I. Принцип или закон перехода количества в качество. У Гегеля: «качество имплицитно содержит в себе количество и, наоборот, количество содержит имплицитно качество. В процессе измерения, таким образом, оба они переходят друг в друга: каждое из них становится тем, чем было в снятом виде...».

Энгельс приводит многочисленные примеры действия этого закона в природе (ex: гомологический ряд соединений углерода. Формулы этих соединений (СН4; С2Н6; С3Н8 и т. д.) укладываются в прогрессию СNH2N+2. Члены прогрессии отличаются между собой только кол-вом содержащихся в них углерода и водорода, но эти соединения обладают различ. химическими свойствами.)

Дарвиновская теория эволюции также выступала для Энгельса одной из важнейших иллюстраций принципа перехода количества в качество.

II. Принцип единства и борьбы противоположностей Энгельс понимал в том смысле, что гармония и порядок являются рез-татом синтеза двух противоположных сил. Действие этого закона Э. видел и в процессе вращения Земли вокруг Солнца, являющегося рез-том действия гравитационных и центробежных сил. Среди др. примеров упоминаются атом (как единство положительного и отрицательного заряда), жизнь (как процесс рождения и смерти), а также явления магнитного притяжения и отталкивания.

III. Закон отрицания отрицания тесно связан со 2-м законом, т.к. синтез осуществляется путем отрицания. Согласно Гегелю, отрицание — это позитивное понятие. Постоянная борьба между старым и новым приводит к высшему синтезу. В общем смысле принцип отрицания является выражением убеждения в том, что в природе нет ничего застывшего, постоянного. Все изменяется, каждая сущность в конечном итоге отрицается другой. Э. приводит ряд примеров действия этого закона: это и отрицание капитализма (который был отрицанием феодализма) коммунизмом, и отрицание личинки бабочки рождением самой бабочки, к-рая затем откладывает большее число личинок, и отрицание ячменного зерна ростом самого растения, к-рое затем приносит большее число зерен, и процессы дифференцирования и интегрирования и ряд др. математических операций.

 

Классификация форм движения материи как основа классификации наук

Формы движения материи:

-механическая

- физическая

- химическая

-биологическая

-социальная

 

Марксистская концепция обоснования научного знания

Маркс-м исходит из признания факта существования объективной истины (И). И =соответствие наших знаний существующей вне нас действ-ти (теория отражения). И = диалектический, самопротиворечивый процесс, единство абсолютной и относительной истин. Абсолют. И = полное, завершенное, исчерпывающее, точное и достоверное знание, не м.б. опровергнуто в будущем, в дальнейшем может получить лишь все нов. подтверждения. Абсолют. И = цель бесконечного познават. процесса. Отдельным же этапом этого процесса выступает относит. истина, под к-рой понимается знание неполное, недостаточно точное и поэтому оно будет уточняться в дальнейшем ходе процесса познания.

Принцип единства теории и практики

Принцип единства теории и практики был связан с проблемой познания в целом. Э. считал, что самым убедительным свидетельством против идеалистической эпистемологии является то, что знания человека о природе приносят практич. пользу; различные теории материи «работают» лишь в том смысле, что приносят конкретные результаты, к-рыми может воспользоваться человек: «если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец». Практика = критерий истины.

Практика (П) = сознательная целенаправленная человеч. деятельность. Ядром практики выступает материальная деятельность, "от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.".

Основ. формы П = производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Чувственно-предметная научная деят-ть, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, = тоже форма П. П. = не только чувственно-предметная деятельность отдельного человека, но и совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления П носит обществ. характер. Практика выполняет по отношению к познанию троякую функцию:

1) источник познания

2) критерий истины.

3) конечная цель познания.

Глав. работа Ленина по филос-и науки - «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). Критика эмпириокритицизма как субъект. идеализма. Оценка современного этапа развития естествознания – кризис в физике. Развитие науки бесконечно, подобные «кризисы», смены парадигм неизбежны: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом». Диалектика абсолютной, относительной и объективной истин.

Наука = часть надстройки общества, ее развитие определяется базисом. Экстернализм. Идея об интеграции различ. областей научного знания («это будет одна наука»). Со временем (при коммунизме) – наука станет непосредственной производительной силой.

а) социальный статус науки

б) воздействие идеологии на науку (отсюда – призывы «отказаться от буржуазной науки» после Окт. революции. Надо создать свою, «пролетарскую» науку.)

в) установка на опыт, эксперимент

г) объективный статус науки

Критика:

· за абсолютизацию экономического фактора (М.Вебер, напр., на примере протестантизма показал обратное влияние религии на формирование способа производства)

· за принижение роли личности в истории. (марксисты - “партия лунного затмения”)

· за неприменимость теории общ.-экономич. формаций ко многим обществам (цивилизационный подход – формационный подход).

· многие прогнозы не подтвердились (предсказывали нарастание классовой борьбы - ? Абсолютное обнищание рабочих масс - ? Победа социализма в самых развитых в экономическом отношении странах - ? и др.)

II Интернационал – отход от гегелевских позиций (соединяли марксизм с неокантианством) – частичная ревизия учения

В России:

Г.В.Плеханов (1856-1918)

Развитие классического марксизма. Новое: о роли географич. фактора в истории + работы о роли личности в истории (попытка уйти от экономического фатализма) + любопытная историко-философская концепция с позиций обусловленности философии типом общества и др.

В.И.Ленин (1870-1924)

Марксист – “только тот, кто распространяет признание классовой борьбы до призн-я диктатуры пролетариата”. Новое:

· Учение о партии как авангарде класса, об идеологии – как обществ. силе. Идеологическая борьба (не экономическая!) – главная форма классов. борьбы.

· Государство после победы революции – не минимальное, наоборот, его усиление (т.к. классовая борьба обострится). Методы – сам.жесткие. “В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы… В др. – заставят их чистить сортиры. В 3-м – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ надзирал за ними. В 4-м –расстреляют на месте 1-го из 10, виновных в тунеядстве…” ?

· Реабилитация товарно-денежных отношений (НЭП – планирование через рынок).

· Возможность победы социализма в одной стране, даже не самой развитой в экономическом отношении (“слабое звено в цепи империализма”).

· О науке – прежде всего, в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Влияние философии на науку + оценка науч. результатов с точки зр. «философской партийности» (материализм или идеализм).

Феномен идеологизированной науки = такое включение ценностных установок (политических, нравственных и др.) в «тело» науки, при к-ром ограничивается ее основа – требование объективности знания. =>Лысенковщина и т.п.

2. НЕОМАРКСИЗМ

Термин, отделяющий “официальный” советский маркс-м от творч. разв-я марксовой теории. “Маркс – слишком крупная фигура, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам” (Гэлбрейт).

Относят:

1. творческий марксизм в рамках соц.-демократического европейского движения (Грамши, Лукач, Альтюссер, Гароди и др.)

2. Франкфуртскую школу

Объединяет:

· гуманизм

· акцент на роль обществ. практики

· центр. проблема – преодоление отчуждения

· неприемлемость тоталитарных форм организации общ-ва

· определенный нигилизм в отношении традиционных дух. ценностей


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1044; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!