Вклад русс. врачей и физиологов



Кащенко: коррекционная педагогика, дефектология, соц. профиль ребенка. Основной метод: занятие ручным трудом.

 

Бехтерев:1885 - первая психофизиол. лаборатория. Создал энерг. теор. тормож. Открыл ядра и провод. пути. Личность биосоциальна. Рефлекс - универсальный механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Индивид. подход к детям., воспит - выроботка навыков и привычек.

 

Сеченов: Псих. продукт - результат взаимодействия организма со средой. Теория взаимодействия органов чувств. Создатель объективной пс-ии.

 

Роль Бехтерева в становлении психологии в России.

Бехтерев (1857-1927) закончил медико-хирург академию в Питере, работал в клинике душев и нерв болезней. Создал эксперим лабрию в Казани в 1885г. Хотел превратить психю в объектив науку. В 20веке появсь его первые книги, в кот излагались осн принципы объект психи, кот он назвал рефлексологией. В 1907г организовал Психоневрологич институт. Разрабатывал объектив психю как психю поведения, основанную на эксперим исследовании рефлектор природы чел психики. Он не отвергал сознание, включал его в предмет психи, как и субъектив методы самонаблюде. Осн положения науки изложены в «Объектив психология»1903 и « Общ основания рефлексологии»1918. Рефлексологич исследования дополняют данные психол исследя. Но рефлгия не м заменить психю. Научно-объясняющая фция, содержащаяся в понятии рефса, основана на препосылках механич и биол причинности. Принцип механич причинности опирается на закон сохранения энергии. Все формы поведя м рассмотривать как част случаи дя общ закона механич причинности, как качеств трансформации единой материал энергии. Отд жизненные проявления оргма имеют харр целостной рции оргма, стремящегося отстоять и утвердить бытие в борьбе с меняющимися условиями среды. Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом харре рефсов. «Основы общ рефлексологии» 1923 – не сущет врожд рефса рабства или свободы, общво осущет соц отбор, создавая нравств личть. Соц среда явся источником развития чка, наследть задает лишь тип рции, но сами они развився в тече жизни. Докво – исследя генетич реф-гии. Личность – важн проблема в психи, это интегративное целое. Педологич институт – центр по изучению личти, кот явся основой воспитания. Цель Бехтерева – изучить чка и суметь его воспитать. Ввел понятия индивид (биологич основа, над кот надстраивается соц сфера лти), индивть, личть. Стр-ра личти: пассивная/активная, сознательная/бессознат части. Бессознат мотивы доминируют во сне и при гипнозе, как они влияют на сознат поведение. Отклоняющееся поведение: люб подкрепление м зафиксирть р-цию; избавиться от нежелат повя м только создав более сил мотив, кот вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелат поведе. Этим он предвосхитил идеи о сублимации и канализации энергии. Во взаимоотношях коллектива и личти приоритетна личть «Коллектив реф-гия» 1921, «Объектив изучение л-ти» 1923. выделял людей, склонных к коллектив/индивид д-ти. Изучал, что происходит с личть-ю, когда она становся членом кол-ва. В исследях влияния внушения на д-ть чка обнаружил конформизм, групповое давление. Общ стереотипы ограничивают лт-ь.

 

50.Павлов. Иван Петрович Павлов (1849-1936) – продолжательучения Сеченова о рефлексах. Разработанное Павловымучение о поведении повлияло на возникновение многихзарубежных и отечественных течений, крупнейшим из которых был бихевиоризм.Основные положения учения Павлова:

1. Существует тесная связь между живым существом исредой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он даетреакцию.

2. Существуют две категории раздражителей, и отсюдавытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раз-дражители:

- раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию, и это безусловныерефлексы;- безусловные раздражители, указывающие на теусловия среды, которые могут принести пользу или вредорганизму, и поэтому он может не сразу на них реагировать, а реакция называется условным рефлексом.

3. Для формирования условного рефлекса необходимо,помимо раздражителя, подкрепление реакции как правильной или неправильной, и оно в этом случае называется положительным или отрицательным соответственно.Подкрепление обусловливает и определяет поведение,которое помогает индивиду выжить в этой среде.

4. Поведение можно предсказать, если знать наборусловий, от которых зависит выработка условного рефлекса.

5. Рефлекс может потерять силу, если не будет постоянного планомерного подкрепления, так как постепеннопроисходит нарушение связи, установленной между сигналом и реакцией на него организма.

6. Подкрепление может быть не только биологическим(пища), но и социальным.

7. Распространение понятия рефлекса как психологи-ческого феномена на мотивационную часть личности че-рез введение нового вида рефлекса - рефлекс цели и рефлекс свободы, что означает, что деятельность орга-низма хоть и зависит от внешних обстоятельств, но не мо-жет осуществляться без энергетических затрат организма,а они уже имеют непосредственное отношение к психике.

 

51.Сеченов. Сеченов– основоположник отечественной псих. «Рефлексы ГМ» - рефл теория произвольных и непроизвольных движений. Влияние извне в форме чувствования первично. Рефлекторный принцип не значит сведение психического к физическому, речь идет о сходстве по структуре и происхождению. Научная психология – ряд научных идей о происхождении психики. С. Развивает генетический подход. И. М. Сеченов (1829-1905) считается основоположни-ком отечественной научной психологии как науки о поведении. Сеченов выдвигал следующие идеи о поведении индивида и его внутренней и внешней природе.

1. Внешняя деятельность человека может быть объяснена с помощью уже известной рефлекторной схемы,при этом не происходит вмешательства бестелесныхвнешних сил.

2. Все психические акты развиваются путем рефлекса,причем последний есть отражение переданного в мозграздражения.

3. Схема психического процесса такая же, как и схемарефлекса, но при этом имеет форму рефлекторного коль-ца, состоящего из четырех этапов:— первый этап: происходит внешнее воздействие, и орга-низм через свою способность к чувствованию спецификираздражителя получает информацию о той среде, в кото-рой ему предстоит функционировать. Качество стимула исреды распознается через сенсорные окончания мышцы,которая наделена способностью мыслить и определятьконтекст пространства и времени, где совершаетсядействие;— второй этап: включается деятельность центральнойнервной системы по посылке адекватной реакции, а такжепроисходит преобразование сигнала в психический образвнешней среды;— третий этап: происходит реакция органа, выраженнаяв движении, поступке или речи;— четвертый этап (отсутствует в классической схемерефлекса): происходит отправка от мышцы обратного сиг-нала мозгу о совершенном действии и проанализирован-ной мышцей информации об измененной среде, и на этойоснове в мозге формируется уже новый образ среды.

4. Открытие принципа торможения: раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие.

5. Познание имеет активный деятельностный характер:любое познание, в том числе и чувственное, есть действие.

6. Сознание имеет социальную обусловленность.

педология, психотехника оказалась невостребованной в пе-риод сталинизма и сформировавшегося тоталитарногогосударства, и в 1936 г. были закрыты все психотехнические лаборатории.в целях поднятия качества образовательной и воспита-тельной работы, работа с трудными детьми, ознакомление педологов и родителей с основами педологии, проф-ориентационная работа.

5. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. О педологических извращениях в системе наркомпросов наукапедология была запрещена, причинами этого явилисьизменившаяся социально-политическая обстановка в СССРи начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В условиях такой социальной обстановки задача развития сво-бодной личности, которую ставила перед собой педология, переставала быть актуальной.

 

Ушинский и Лазурский.

УшинскийК.Д.(1824-70)

Гл труд-чк как предмет вопитания(опыт пед антопологии),идея-если педагогика хочет воспиать чка во всех отнощях то прежде всего д знать его во всех отнях.круг антропологич наук-анатом,фзл,психол,история,статистика,геогр и др.1 том-физл основы жизнедти чка,2том-пр-сы душ чув-в и душ особ-ти ЧК-а,3том не успел,умер.для детей 2 уч пособия-родное слово и детский мир.в педаг теории гл идея-народность,свободная от национ ограниченности.в изучении человека и его воспитии нужно испть целостн подход-едво тела и души-антропологический подход.

Психол д изучть 3 вида явлений:1)физиологические2)душевные присущи чку и жым3)духовные присущи тока чку. Цель воспит-подготовка детей к труду,жизни,гражд обязтям.в теории воспитания 2 главн понятия-организм и развитие,Организм-нужна гармония в физическом,умствен и нравств воспии,целосность всех факторов.Развитие-ребенок это непрерывно развив-ся сущво. У челов психики 2 главн завона-стремле к дти и стремле к совершву.Воспитатель дБ гибким,прислушся к потртям воспитанника и хар-ру обстоятельств и чтоб всё это увидеть воспитателю нужно знать закон-ти развития детской психики,быть наблюдательным,постоянно накапл-ть опыт. В харе чка далеко не все предопрно врожденно,хар-р формирет среда.главное стремление чка-стремле жить,2формы-телесная и духовная.воспль д развть душ и тел форму в единстве,но потом до того развть духовную форму чтоб она встала над телесной,не нужно от ребенка требовать превосходства духа над телом.он не сводил воспитание лишь к умств развю,важнее воспитать чувственность(нравть,воля).стремление к свободе-важно духовн стреме,упрямство-извращ стремле к свободе.Самость и свобода восп-ся не отсутсвием преград а их преодалением.совесть развився с опытом,врожденно только втремле к совершву,а идеал совершва разввся прижизненно.также говорит о чувсиве сострадании и чувве права. Проблема правильн воспитания потребностей-с ростом материального благополучия нужно чтобы шел вверх и духовный рост.анализирует понятие счастья и наслаждения:сачстье-свободная прогрессир дть,наслаждение-побочный эффект счатья,он может быть или нет.надо добиваться чтоб ребкнаходил счастье в дти а не просто искал наслажд.важнейш задача воспитания-научит ребкаподчинять свой оргм созню и воле.

 

Алек-р ФедЛазурский(1874-17) труды-психология общ и экспериментальная, к учению о психич акт=ти. Психика биол обусловлена,рефлекс-способ существования психики. Предложил естествен экперимент-метод мду наблем и экспериментом,сначала использовался на детях,потом в клинике.

Типология л-ти л-ть-организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихика- основные психические функции: воспр, память, вн-е, мыш-е, эмоции, спос-ть к волевому усилию, характер и темперамент,это психофзл основа, ядро л-ти. Экзопсихика –– это отношение лти к разл категориям окруж действительности: природе, материальным предметам, людям, соц группам, дух благам, отн-е лти к самой себе. Экзо складывается на основе эндо, но при взаимодействии человека с соц средой.Это значит, что экзо явся резул воспитания, проф д-ти, сословных традиций и воззрений эпохи. Вкл-ются в экзо и научные убеждения чка. Он создал социально-психол кл-ю личностей, кот учитывала мировоззрение, идеалы и социальный облик человека. Основа к-ции- идея присп-я к окр среде. 1 крит-ий класс-ции: одар-ть и степень акт-ти, откуда вытекает степень адапт-ции: 1) На низшем ур прприспособляемый тип среда подчиняет психику малоодаренного человека, насильственно подгоняя к своим требованиям, чка м охар-ть как недост приспособл, бедная и слабо структурированная психика еще не имеет цельного мировоззрения, чк руководствуется в д-ти и отн-х к людям небол колвом отрывочных сведений и правил.2)Средний Ур приспособившйся тип хар-ся большей свободой использования факторов среды для своих целей.Чк выбирает соответств склонностям род занятий, работает продуктивно и с интересом. Будучи полезен обществу, он и себе обеспечивает материальное благосостояние и некот дух комфорт.не хватает самост-ти и ориг-ти.3)высший ур приспосабливаемый тип ур од-ти чк не ограничивается приспособление, переделать среду сообразно своим взглядам и потр. Люди высшего уровня творят нов формы жизни, ведут творч ОЖ..эл-ты обществен миросозерцания подв-ся самост переработке применительно к потребностям и склонностям рождается что-нибудь свое, оригинальное. Но процесс творчества не дается даром, почти всегда сопровождаясь упорной борьбой, духовными и материальными лишениями.

 

Каптерев и Сикорский.

Петр Фед Каптерев(1849-22)труды-энциклопедия семейн воспитяи обучя, педагогический процс,пед психол. Проблема развя когнит прсов 1.наблюдательность-спть и желание ставить цели,форма акт инт дти,если ребку вовремя не помочь орг-ть внимание,он будет всё воспринимать пассивно и его инт опыт будет мал. 2.Память:2 типа запоминания_органическое и культурное-профессиональное,эмоц-волевое,личное или эгоистическое.память не стаб процс,ее можно развивать в люб возрасте. 3.Понимание-основа творч дти,его можно воспитать 2 путямиобразным и отвлеченным мышлем.4.воображение-детей назют великими фантазерами,но это не так!вообре не мб хорошо развито у детей тк слабо развиты др псих прсы.Проблема воли в волю входят стремле,влечения позывы,они возникают из потреб оргма а не с пом внешн факторов.воля-двигат рция на идеи и чувствования.для развя воли у ребка надо развивать спость к движению,к задержке движений и развть внимание,надо поддерживать стремления «я сам». Проблема семейного воспитя(СВ) анализировал трудности и истоки недостатков СВ,искал причины детской лени и упрямства.часто в семье требуют бесприкословного повиновения,подавляя волю ребка.отношя мду родителем и ребком д строится на принципе зависимости а не подчинения.в семье дб авторитет взрослого,но он должен не подавлять а направлять совершенствование лти ребка,быть примером.

Ив Алексеевич Сикорский(1842-19) труды-воспитание в возрасте раннего дества,душа ребка.он первый в мировой практике исслл пробл умств утомления учащихся. Изуче психич процессов 1.Память-основа умств дти,отле умств дти чка от жго-широкое развитие ассоциат зон ГМ.Виды памяти: 1)предметная-нерасчлененность впечатлений,харна для мал детей,свойственна незрел человеч психике и жым.2)аналитическая-воля и произ внимя приводят впечатления в порядок,связывают их в систему,появлся в средн школьн возр.3)ассимилирующая-память+размышление,новое связ-ся с предшествующим

2.Чув-ва и эмоции:главн фция-прогнозирование,регулятивная,стимулирующая-чк мыслит под действием чув-в оригинельнее.Все чувства делятся на 1)физические низшие2)эстетические3)интеллектуальн4)нравствен высш.всесторон разве ребка-прежде всего разве чувств,тк это развся раньше остальных прсов. Общ принцип руководства эмоц развитием-подавление аффектов и поощрение здоров сильн чувств.

3.Воля-нужно развивать как можно раньше тк это исходная точка в воспитии к труду.воля-двигат сторона души или сознания.

4.Мышление.Абстрактн мышл м развиться только на личностном этапе развития чка,важно направление внимания.внечувственное мышле-крайняя форма абстр мышл,опреирует общими знаками для множества предметов(речь).равитие разума соотносится с пявлением позговых структур.разработка проблем сущности умственного труда,оптимальных условий для его осущя-гигиена и дадактика. 3 фазы умств труда-упражнение,увлечение,утомление. Стр-ра личности-сознание,самосознание,чувва и воля. Самосозне-частн случай сознания,когда Sостается S,но еще и становится О.

 

54.Торндайк. Уотсон.Основоположником бихевиоризма (от англ. поведение) является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). Также выдающимися исследователями этого направления были Топмен, Хэлл, Скиннер, Психологической основой бихевиоризма стали работы Павлова, Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-1949), изучавшего на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха.Основные положения бихевиоризма:1. В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение;2. Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека;3. Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (К) в ответ на внешние воздействия - стимулы (5), действует схема стимул - реакция (S→R);4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула. можно предсказать реакцию, или поведение;5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называется безусловными рефлексами;6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса;7. Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками;8. Механизмом удержания навыков является память;9. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов - социального окружения, условий жизни и т. п.;10. Отсутствует периодизация возрастного развития: нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе;11. Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.

55.Необихевиоризм.Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его стремления к объективному исследованию психики не исключала разногласий, возникавших при решении конкретных научных проб­лем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона воз­никли уже при анализе результатов первых экспериментов, прове­денных У. Хантером и К. Лешли.У.Хантер(1886-1954) начал в 1914г. исследования отсроченной реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возмож­ность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколь­ко секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить вы­бор. Животное успешно находило правильный ящик. Это решение доказывало, что животные способны не только к непосредствен­ной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой реакции и выражающей направленность организма на определен­ный стимул. Игнорирование этой установки, опосредующей связь между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности объяснить многие феномены поведения.Сомнения в истинности формулы S —>Rвызвали и результаты экспериментов одного из учеников Уотсона К.Лешли(1890-1958). Материалы его исследования мозговых механизмов поведения бы­ли опубликованы в книге «Механизмы мозга и интеллект» (1929). Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют более комплексные мозговые связи.В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. Оказалось, что при разрушении определен­ной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли вы­двинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенси­ровать потерю. Концепция действия массы объясняла тот факт, что качество выполнения задания снижается пропорционально объему разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения. Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответствен­ны за различные функции, однако локализация, согласно его наблю­дениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.Эти работы показали важность исследования «таинственного ящика» (как называл мозг Уотсон), а также бесперспективность исключения всего, недоступного прямому наблюдению, из пред­мета психологии.

 

56.Скиннер. Бандура.Б. Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.

Основные положения теории «оперантного бихевиоризма":

1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.

1. Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать, и поэтому сознание и его феномены - воля, творчество, интеллект, эмоции, личность - не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.

3. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поседением, которое детерминировано внешней средой;

4. Личность понимается как набор поведенческих шаблонов "ситуация - реакции-, причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.

5. Поведение можно разделить на три вида; безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул, и оперантное, возникающее спонтанно и определяемое как обусловливание; этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.

6. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

7. Процесс положительного или отрицательного подкрепления за совершенное действие называется обусловливанием.

8. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.

9. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком - социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.

 

57. Социобихевиоризм. Теория Мид, РоттераМ.Мид разработала концепцию межпоколенных взаимоотношений, в основу которой положила представление о трех типах культур: постфигуративной, в которой дети учатся главным образом у своих предков; конфигуративной, в которой и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративной, в которой взрослые учатся также у своих детей. Согласно М.Мид, постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей — стариков. Взаимоотношения возрастных слоев здесь жестко регламентированы, каждый знает свое место, и никаких споров на этот счет не возникает.

 

58. Теория подкрепления Долларда и Миллера.Понятие навыка, представляющего стабильную S-R связь, явся для этой позиции принципиальным. Бол часть теории связана с опредем услй, в кот навыки формирся и расформирся. Нил Миллер разрабатывал важ идеи в облти экспер психологии, а Джон Доллард сделал важ вклад в антропологию и социологию. На них повлиял опыт, получ в Институте чел отношений. Доллард родился в Менаше, Вашингтон, 29 августа 1900г. Степень бакалавра, магистра (1930) и доктора (1931) в области социологии. С 1969года – почетный профессор. Он прошел обучение психоанализу в Берлинском институте и стал членом Психоанал общва Запад Нов Англии. Анализировал культуру и личность, психанализ страха. Нил Миллер родился в Милуоки, Висконсин, 1909г, получил степень бакалавра, магистра (1932), доктора по психологии (1932). 1935-1936 –обучающий анализ в Венском инстте психоанализа. Миллер известен в психи благодаря экспер и теор работе в области влечений, природы подкрепления и изучению конфликта. В 1939г неск сотрудников Инстта чел отношй, включая Д и М, опубликовали монографию "Frustration and aggression". Авторы попытались проаналть фрустрацию и ее последя с тз S-R понятий. М и Д написали 2тома, отражающие попытку применить упрощ версию теории Халла к проблемам соц психи ("Social learning and imitation", 1941) и проблемам клин психи и психи лти ("Personality and psychotherapy", 1950). Главное – описание процесса научения. Теория научения – это изуче обстоятв, связывающих рцию и ключевой стимул. После завершя научя рция и ключ стимул связаны вместе то, что ключ раздрль побуждает рю. Науче происходит в соотви с опр психол принципами. Связь м/д ключ раздрлем и рцией мб усилена только в опр условиях. Научающийся дб побужден к совершению рции и получить награду за ответ в присут ключ стимула. Для того, чтобы чему-то научиться, чк д чего-то желать, что-то замечать, что-то делать и что-то получать. Эти факторы – влечение, ключ раздрль, рция и награда. Теория научя стала твердым сплавом принципов, полез для опися чел поведя. Принципы научения, применен Д и М к повсед жизни, были открыты в контролир лабор исследи и, как правило, на материале живных.

59.Фрейд З.Психоанализ (от греч. р$ус(ю - душа и апа!уз1В - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда -Толкование сновидений- (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.Основные положения и принципы психоанализа1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.3. Выделяются три уровня психической жизни:- сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;- предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;- бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т, п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели.1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэто может быть различным в зависимости от осознаваемое^ его содержаний.Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго. 1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.Направления критики теории 3. Фрейда:1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности.

 

Пионеры психоанализа

Фрейд, Абрахам, Ференци, Джонс

1900г «Толкование сновидений» год основания психоанализа.

Методы: м клинич беседы, м анализа отдельных случаев, м.катарсиса.

Ид – ядерная хар-ка личности, сост из инстинктов

Эго – сост из мыслит процессов, перцептивных, пр, кот отвечают за воспр, запоминание. Ф-я эго – помощь в удовлетворении инстинктов.

Главные мех-мы развития – идентификация, смещение.

 

Карл Абрахам изучал мифологические сюжеты, интерпретировал их, в сочетании со сновидениями, проводил анализ жизни и творчества художников, написал психобиографический очерк, занимался проблемой формирования хар-ра. Дал классич описания анального и орального хар-ов. Занимался исследованием псих траура и меланхолии.

 

Эрнест Джонс

3 тома «Биография Фрейда». Занимался неврологией. Интересовался общественными проблемами. Познакомился с Юнгом, стал приобщаться к психоанализу. Организовал американскую психоаналитическую ассоциацию 1911г. Редактор психоаналитич-го журнала. Писал очерки, в которых анализировал различн литературные произведения, искусства и фольклора. Занимался прегенетальной стадией развития личности.

 

Шандр Ференци (друг Фрейда) психиатр, занимался техникой лечения, психотерапией.

Нужно активно взмд с пациентом, запрещать те\иные действия для того чтобы вывести бессознательные моменты, которые закрываются этими действиями. М вынужденных фантазий. Прием ограничения времени лечения. Занимался проблемами релаксации, неокатарсиса, пробл бессознательной мотивации.

Ставит пробл адаптации, 2 способа 1)аутопластический (присущ животным) 2) аллопластический (приспосабл окр действ к своим нуждам).

 

61. Радикальный психоанализ в 20 веке.

 

А.Фрейд, Э.Берн, М.Махлер, Уатт, Кохт, Балинт

Они были верны ключевым положениям теории, но добавили: 1) расширение психоанализа во всех сферах.расширили возрастной диапазон, спектр болезней, приемов лечения (рисуночный м, анализ фантазий. Стал исп-ся эксперимент. 2)стали адаптировать психоанализ для широкой публики.

 

А.Фрейд получ пед образование, работала учителем, посвятила жизнь психоанализу.

Создала ясли для детей, оставленных родителями «Хэмнстед».

«Норма и патология в детстве.оценка развития», «Ударная фантазия и дневные сновидения», «Введение в детский психоанализ», «Я и механизмы защиты».

Основатель детского псих-за. Условия проведения: доводить псан до конца, родители д.обладать опред уровнем образования, следование принципу не навреди и пр.

У детей нет установки, аналитик д завоевать доверие ребенка. Мет:анамнез, сновидения, рисование. Пр отделения родителей от ребенка. Чем теснее связь с родителями, тем лучше формируется сверх-я, при потере родит сверх-я может обесцениться.

Линии развития: 1.смена зависимости на уверенность в себе 2.смена сосания на рац питание 3.смена пачкания пеленок на контроль 4. Безответственность на ответственность телесного управления 5. Игра сменяется работой. 6.смена эгоцентризма на дружбу.

 

Р.Уайт всем живым существам присущ исследовательский мотив (драйв) и манипулирование вещами. Пробл мотивации, пр научения.

Пр эдипова комплекса. Патология развития не позволяет испыт ч-во компетентности.

 

М. Махлер Изуч проц отделения и индивидуализации. Биологический и психический возраст – разные вещи. Сравнивала норм детей и д с нарушениями.

Изуч развитие эго на разных стадиях индивидуализации. Я-концепция начинает формир-ся с 4х месяцев и заканчивает к 3м годам. Отделению предшествуют 2 стадии: фаза норм аутизма, ф норм симбиоза. Само отделение сост из 4х стадий: 1.дифференциация 2.практич моторные способности 3.стадия дружественности 4.стадия консолидации (возникновение стабильного ч-ва Я.

 

Кохт

Работал над я-концепцией. Хар-ки нарцистической личности – преувелич ч-во самоважности и самоувлеченности. Приступил к лечению нарциссизма, расширил спектр методов лечения. (перенос, защиты)

 

Э.Берн основат тракзатного анализа. Акцент на важности детских событий, на бессознательном. Большое вним отношениям м\у людьми. (ребенок,родитель, взрослый).

Развитие соц установок зависит от др людей, от кол-ва поглаживаний. Сценарии поведения форм-ся в детстве и проявляются на протяж жизни.

 

 

Фрейд

1900г «Толкование сновидений» год основания психоанализа.

Методы: м клинич беседы, м анализа отдельных случаев, м.катарсиса.

Ид – ядерная хар-ка личности, сост из инстинктов

Эго – сост из мыслит процессов, перцептивных, пр, кот отвечают за воспр, запоминание. Ф-я эго – помощь в удовлетворении инстинктов.

Развитие личности – это результат овладения новыми способами редукции напряжения.

Ист напряжения: физиологич рост, фрустрации, конфликты, угрозы

Главные мех-мы развития – идентификация, смещение.

Энергия либидо, катексис – перемещение энергии. Агрессия – эрос+танатос.

Тревожность возник когда угроза эго. Защитн мех-ы.(8)

 

63.Юнг. К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.Структура личности имеет три части.1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением – «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер. Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании). Направления критики аналитической психологии:1. Введя понятия "коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

64.Адлер. А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией.1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере).2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости.4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека.5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску. Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности.2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы.3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс.Критика индивидуальной психологии.Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не пассивно воспринимаетмир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развитии человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.

 

65. Теория Райха.1897-1957 - австрийский психолог и психиатр. Разработал собст психол сисму: теорию оргазма, теорию секс революции, теорию косм энергии. «Функция оргазма» 1927. Получил известность благодаря разработке на основе психоанал представй лево-радикальной соц теории, претенд на нов объяснение классовой борьбы и пролетарской ревции. Был близок к Фрейду, Фромму и Хорни. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексти: отказся от психол подхода в пользу соматическо-натуралистич и возвратился к воззрениям предшес биологизат направя в сексологии. Райх разработал собс концепцию невроза, «генитальную теорию невроза», согласно кот непосред причина невроза заклся в невозможти разрядить секс энергию. Создана теория лти и предложены «более активные и эфные мды терапии». Изуче соц причин неврозов побудило заинтерся марксизмом. Анализет немец фашизм. Создает произведя соц-полит направлти: «Анализ харра»1933, «Соц психя фашизма»1933, «Секс ревция»1945. Невротический харр – лть, формирующся в усл подавления сексти, склонная к слепому подчинению, неспособная к бунту и благоприятет установлю авторитар строя. В фашизме усматривал 'диагноз коллектив невроза'. Д/устранения общва 'неврот харров' необходимо 'раскрепощение' сексти. Согласно теории секс ревции Райха, в основе класс борьбы лежит стремление освободить половое влечение от соц подавля, и устранение 'репрес сексти' явся предпосылкой пролетар ревции. Решающ значе придается радик изменю трад пол морали и пол воспитя, а глав - отказу от 'буржуаз семьи - сам важ идеол фабрики капитала'. Полагая, что соц-полит борьбу за переустрво 'репресго' общва следует превратить в секс ревцию, Райх разработал доктрину 'секс полки' и попытался реализть ее на практике. Создал в Герми шир 'секс-полит' движе молодежи; создан Герм гос союз пролетар секс политики.
В след период Райх отходит от полит дти. Он в Осло основывает нов школу психосомат терапии. В 1934-37 проводит экспт, исследщий биоэлектр потенциал пол органов. Получ резты истолковывает как открытие (1939) оргона - уникал вида энергии, свойств сексти и всем проявлям жизни. Он из-за гонений в прессе покинул страну. В 1939 он переехал в США вместе со своей лабораторией оргон энергии. Понятие секс энергии - космич 'оргонную' энергию. «Эфир, Бог и дьявол»1949 изложена натурфилос концепция оргона, эта универс, всепроник энергия явся источком развя галакт сисм и тождествна биол энергии жив сущв. В 1940 сконстрл аккумулятор витал энергии космоса - оргона. Райх умер в тюрьме за игнорире судеб запрета на испе аккумулятора энергии оргона.

 

66. Хорни. 17. Теория базальной тревоги.Клинические наблюдения Хорни над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребностей и в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям я сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. Сточки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1) «уступчивый тип» ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность, думает; «Если я уступлю, меня не тронут»; 2) обособленный тип — ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враждебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирование, враждебность, эксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?». Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций.Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

 

67. Фромм. «Гуманистический психоанализ»В творчестве Эриха Фромма (1900—1980) в наибольшей степени выражено стремление проанализировать влияние на личность социальных и культурных факторов. Фромм выдвинул пять основных экзистенциальных (от лат. — «существование») потребностей:потребность в установлении связей (о ком-то заботиться, принимать участие и нести ответственность за кого-то);потребность в преодолении (своей животной пассивной природы);потребность в корнях — основах, чувстве стабильности и прочности (ощущать себя неотъемлемой частью мира);потребности в идентичности, тождестве с самим собой, благодаря которой человек чувствует свою непохожесть на других и осознает, кто и что из себя представляет на самом деле;потребность в системе взглядов и преданности, т. е. убеждениях, позволяющих ориентироваться в мире, воспринимать и постигать реальность, а также посвящать себя чему-то или кому-то, в чем заключался бы смысл жизни[1].Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстраненность — деструктивность, любовь.В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, становясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам. Тенденция «поглощаться» другими — это попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая себя к другому человеку (посредством долга, любви, жертвы). Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное, а приобретение полного господства над другим человеком. Даже благосклонное господство над другим человеком под маской любви и заботы — это тоже проявление садизма.Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Эмоциональный эквивалент отстраненности — чувство безразличия к другим, часто в сочетании с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно в условиях европейской культуры, они часто скрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивностъ — активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разрушение жизни, импульс к разрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими.Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.Определенные качества неплодотворных ориентации имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Неплодотворные ориентации соединяются в различные комбинации, в зависимости от удельного веса каждой из них; каждая из них качественно изменяется соответственно уровню наличествующей плодотворности, различные ориентации могут действовать с разной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности.

 

68. Бюлер.Значит вклад в исследе псих развя детей внесла жена К.Бюлера - Ш.Бюлер (1893-1974). Создала в Вене 1 в Австрии школу возр психи. Школа известна работами, посвящми диагке псих развя детей. Исследе отклонений в псих разви, в частти проблем, кот возникают у детей в кризисные периоды жизни. Кроме коэфта интелта (или коэфта развя) необходимо учитть и «профиль развя» рка, кот показывает динамику и соотноше параметров развя раз сторон его психики. Бол значе имели работы, посвящные изучю жизненного пути чка (целостное становление личности). Глав движ силой развя служит потребть лти в «самоосуществлении», кот по-раз проявся в тече жизни. Экспер исследе раз периодов жизн пути утвердило ее во мнении, что наиб важен пубертатный период,тк это период созревания, связанный со становлением особ потрти - потрти в дополнении. Именно в этом коренятся все проблемы дан возраста. Культура накладывает существ отпечаток на становление лти подростков, причем с развем общва удлиняется период пубертатности. Выделила в этом периоде негат и позитив фазы. Критич периоды сопровождают весь жизн путь лти, при этом отрицат переживания, агресть и негативизм сменяются нов качествен приобретениями, нов источниками радости при переходе к след жизн циклу. Это исследование было 1работой, в кот дается анализ пубертат возраста в единстве биол и психол развития. Ей принадлежат 1исследования, посвящ истории становления возр психи и тенденций ее развя.

 Теория Бюлер.1879-1963, немец психолог и лингвист. Изучал медицину и психологию. Защитил диссертацию по фзл цвет зрения. Сотрудничал с Кюльпе. В период Пер мир войны служил в качве воен хирга. Лингвистическая теория «Теория языка. Репрезентативная функция языка»1934. Стремился выявить наиб общ свва языка, предложив семиотич концепцию. Бюлер ограничся формулиркой 4аксиом. I аксиома предлагает "модель языка как органона", согласно кот язык связан: 1с предметами и ситми, 2с отправителем и 3с получателем. Язык знак обладает 3семантич фциями, одновремно явсь символом, соотнес с предметами и ситми (репрезентативная фция); симптомом, зависимым от отправителя (эмотивная фция); и сигналом, обращ к слушателю (конативная функция). II аксиома говорит о знаковой природе языка. III аксиома посвящена разграничю языка и речи. Бюлер предложил выделять 4понятия: речевое де, языковое произведе, речевой акт и языковую стрру: реч де и реч акт связаны с Sтом (отправителем), а языковое произведе и языковая стрра межличностны; реч акт и языковая стрра представют собой более выс ступень абстрции, чем др понятия. IV аксиома выделяет 2глав единицы языка: слово и предложе. Бюлер изучал конкр ?? лингвистики: указат слова и дейксис, семантику артиклей, метафору. Концция Бюлера повлияла на А.Гардинера, Н.Трубецкого, Э.Косериу (лингвисты); теория функций языка получила дальн разве в трудах Р.Якобсона. Пер науч работа Бюлера 1907г. назывсь «Факты и проблемы психи мыслит процсов» была посвящена анализу получ экспер данных. В стрре интелта м выделить 3категории элемтов: собст мысли, лишенные чувстно-образго харра, образы и интеллектуал чувва. Именно такие мысли и составили предмет псих исследя, кот проведено метдом спецно организго самонаблюдя (мд интроспекции). На войне он приобрел опыт лечения мозг ранений и собрал материал о расстртвах речи, кот повлекли травмы. В Вене Бюлер основал собст псих лабрию, преобразов в институт. Науч интересы касались генет психи, резты исследй вылились в ряд публикаций, «Духов разве рка», Автор выделил 3стрры психики: инстинкт, науче и интеллект, проявле кот связывал с возникнем актов внезап понимания. «Кризис психгии», в кот он называет пути выхода совр псих науки из кризиса. Он предлагет синтезирть раз псих подходы.

 

69. ФранклВиктор Франкл - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд), ценности переживания (в частности, любовь),ценности отношения (сознательно вырабатываемая полиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя: самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть — орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое,поэтическое, или духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции. направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкл неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах.Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Однако мы не должны забывать, что среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, так как, по крайней мере, в типичных ситуациях, он избавлен от принятия решений. Но, к сожалению, ему приходится расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, пронизывающих уникальные ситуации, может оказаться, что две ценности входят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании ноогенных неврозов[2].

 

70.Маслоу.Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства; абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теории потребностей, которая включает в себя следующие положения.1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.2. Удовлетворение потребности, стоящей нэ более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.3. В этой иерархии существуют следующие потребности:- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);- потребности в безопасности (стабильность, порядок);- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);- потребность в уважении (самоуважение, признание);- потребность в самоактуализации (развитие способностей).4. Сэмоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс х|рактвризуетея как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне, В этом заключается самоаюуализация личности,5, Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего 'Я« и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

 

71.Роджерс.Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод -клиентцентрированной терапии» очень популярны и влиятельны в научных кругах.Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле»,2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.3. Самоактуэлизация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только а ситуации жизни в настоящем, -главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность ч невро-тизации.4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации.5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования. Созданная Роджерсам концепция личности имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиенте, активно используется как в психологическом консультировании, так и I пеихо-терапии, Также на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых «групп встреч». В настоящее время этот метод групповой работы является одним из веду-щих, причем не только а психологии, но и в медицине и педагогике.

 

72.Олпорт.Олпорт свел до минимума учет влияния бессознат на психкое здоровье взр чка. В поведении норм чка глав роль играют рац мотивы, и лишь невротики живут в соответствии с импульсами бессознго. Он также не был согласен с фрейдовской оценкой исключительной роли детских переживаний в развитии психических конфликтов у взрослого человека. Нормальный человек живет не только прошлым, но настоящим и будущим. Еще одно отличие позиции Олпорта от ортодоксального психоанализа состоит в том, что он предпочитал изучать нормальных взрослых людей, а не невротиков. С его точки зрения, между невротиком и здоровым человеком нет континуума, у них вообще мало общего, а потому и нет основания для строгого сравнения. Личность человека всегда уникальна, а потому не существует никаких универсальных, приложимых к каждому законов развития.По Олпорту, ядро личности составляют мотивы дти. Для того, чтобы объяснить харр мотции, он ввел понятие функциональной автономии,означающее, что мотция взр чка функцно не связана с его дет впечатлениями. Мотивы дти чка не зависят от исход обств их возникя. Это можно пояснить через аналогию соотношения дерева и семени: после того, как дерево выросло, оно уже больше функционально не зависит от обстоятельств своего появления на свет. Точно так же и человек, повзрослев, сам отвечает за свои дела и поступки и не зависит более от перипетий дет лет. Функц автономия – по мысли Олпорта, мотивы поведения взр людей не зависят от их дет переживаний.Для харки личности чка Олпорт использует лат термин proprium (проприум), что означает «свойственный, присущий». Лть – это то, что принадлежит, присуще кажд из нас. Она включает в себя все уникальные, присущие нам и только нам черты, что составляет важн часть лти. Propriumпроходит в своем разви от дет возраста до взр состояния 7стадий. развитие идет на основе соц факторов и преимущественно на основе изменения взаимоотношений с матерью, составляющих ядро proprium.Он различал общ черты лти, кот м встречаться у бол числа людей, и индные, присущие данному чку. И те, и другие поддаются изучению на основе внеш наблюдения, позволяющего выявить опр поство и регулярти в поведении.Олпорт говорит о трех типах черт личности:кардинальные черты – им подчинены эмоции и чувства, управляющие повседневной деятельностью человека;центральные черты – доминирующие типы поведения, например, агрессия или сентиментальность;вторичные черты – проявляются не столь устойчиво и регулярно, как прочие черты характера.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!