Взаимное соответствие человека и его дела



На единство обсуждаемых явлений, процессов давно обратил внимание американский психолог Д. Сьюпер. Согласно его теории о конгруэнтности «Я-концепции и профессии», важнейшей детерминантой профессионального пути являются представления человека о самом себе. Человек, считает Д. Сьюпер, неосознанно ищет профессию, в которой он сохранит соответствие своим представлениям о себе, и входя в нее, будет стремиться к осуществлению этого соответствия (по: [92]).

Роль такой взаимосвязи подчеркивают и отечественные психологи. Так, предлагается понимать призвание как высшую степень взаимосоответствия «вот этого» человека и его работы [29, с. 426, 427]. Впрочем, идея такого соответствия (или несоответствия)

1 Речь идет не о любой терапии и не о психиатрии (помощи душевнобольным), а о психотерапии — «душевной помощи другим» (выражение Н. В. Гоголя). Конгруэнтность — от лат. «congruens» 'совпадающий' соразмерный, соответствующий. Эмпатия — сочувствие. О значении слова «фасилитатор» вы узнаете в ходе Дальнейшего обучения.

29

представлена (иногда в образной форме) и в народном сознании, например, в пословицах: «Кто во что горазд, тот в то и трубит» [50, т. 2, с. 650]. «И умен, и пригож, да на правду (на дело) не гож» [там же, т. 1, с. 491].

Действительно, предположим, что между человеком и делом, которым он занят, существует разрыв: «Моя работа — не Я, вещь, которую я делаю, тоже всегда не Я, Я — это нечто совсем иное. В таком случае — кто же Я и в чем Я воплощен (воплощена)?» Нужно, чтобы человек увидел, осознал себя в той, пусть маленькой, вещи или деле, которое он в данный момент делает. Примерно об этом говорил еще В. Гёте в «Вильгельме Мейсте-ре»: «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом» (цит. по [22, с. 256]). Если человек не воплощает себя в реальных вещах, поступках, мыслях, он никогда не встречается с собой истинным.

Когда разрыв между человеком и его делом исчезает, появляются все условия для того, чтобы, как говорится, «с головой» уйти в работу, т.е. трудиться так, чтобы работа поглощала всего тебя. Такое слияние со своими действиями (обозначенное как состояние «Потока») является предметом тщательного исследования американского психолога М.Чиксентмихайи [90, 91].

Если человек начинает трудиться таким вот образом, он, по точному выражению известного французского писателя М. Пруста (1871 — 1922), который также посвятил не одну страницу своих произведений исследованию значения «потока сознания» в жизни человека, «раздает себя в разные вещи», и тогда «можно открывать великие истины или великие красоты не только в "Мыслях" Паскаля, но и в рекламе туалетного мыла» (по: [40, с. 33]). Очевидно, если ты раздаешь себя в разные вещи, все, что ты делаешь, становится воплощением и продолжением тебя самого, превращается в живой поток творчества, за каждое мгновение которого ты в ответе.

Преимущество профессионала, по-видимому, в том и состоит, что во всем, что он производит, будь то вещественные объекты, процессы, мысли или поступки, он соответствует себе, но и в то же время он полнее узнает самого себя. Утонченный взор Оскара Уайльда увидел это точно и красиво: «Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник. И я боюсь, что портрет выдаст тайну моей души. Поэтому и не хочу его выставлять». На серьезность соответствия себя и своей работы обращал внимание крупнейший немецкий философ М.Хайдеггер (1889—1976). Выступая на торжествах, посвященных К. Крейцеру, он старался показать слу-

30

 

шателям, что в музыке композитора, «в этих звуках присутствует сам композитор, так как по-настоящему мастер присутствует лишь в своей работе»1 [78, с. 102]. По обсуждаемому вопросу в свое время Н. М. Карамзин писал так: «Творец всегда изображается в творении, и часто против своей воли»2 (опубликовано посмертно в середине XIX в.).

3.4. Личностная составляющая деятельности профессионала

Можно, по-видимому, считать, что базовым качеством деятельности профессионала является личностный оттенок, т.е. способность отображать и воплощать (через работу) свою личность. На этот узел, прочно связывающий человека и его дело, не раз опирался в своей практической работе К. Г. Юнг: «...только наши дела покажут, кто мы есть» [87, с. 432]. Это суждение психолога совпадает и с давней народной мудростью: «Дерево смотри в плодах, человека в делах» [50, т. 3, с. 104]. «В игре да в попутье людей узнают» [там же, т. 1, с. 533].

Это существо профессионализма наблюдает в себе каждый подлинный мастер. Например, замечательный австрийский поэт Р.М.Рильке (1875—1926) ясно слышал в себе соответствующий голос: «Ты обречен оставаться не тем, за кого выдаешь себя, до тех пор, пока твоя работа не станет твоей сущностью настолько, что ты уже не сможешь не делать ничего иного, кроме как оправдывать себя ею. Но если ты трудишься именно так, ты становишься мастерски брошенным копьем. И может ли существовать что-либо надежнее, чем твой полет?» (по: [80, с. 291].

Итак, Мастера узнают по его работе, он «не может не делать ничего иного, как оправдывать себя ею, т. е. выражать себя в своем деле.

Однако существует движение и в обратном направлении: через исполняемое дело человек шаг за шагом все точнее и глубже продвигается к самому себе, обретает себя истинного. Для него становится более явным глубинное пространство его предназначения. Необходимость соответствовать требованиям деятельности побуждает (понуждает) человека к полной мобилизации себя, к исчерпывающему выявлению своих способностей (и их дальнейшему развитию). Само дело получает непостижимую власть над исполнителем — оно раскрывает, распахивает человека, «вытягивает» из него дотоле неизвестные ему возможности, открывает новые смыслы.

1 Курсив наш, как и везде в цитатах, где не оговорены выделения цитируемых авторов.

2 Цит. по кн.: Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. — М, 1987. — С. 16.

31

«Человек в состоянии делания» или человек, нашедший свое выражение в профессии — это уже иной человек: он становится ближе к себе-истинному, ибо в состоянии творчества он ничем посторонним не обусловлен.

Вспомним, читая Д. С. Мережковского, как расцветала личность Леонардо да Винчи в процессе долгого, более пяти лет, всматривания в существо своей «натуры» — в лицо Моны Лизы. Вспомним австрийского писателя Р.Музиля, который много дольше, чем Леонардо, — всю свою жизнь, — писал знаменитый роман «Человек без свойств». Роман не был закончен, но лишь потому, что не в его завершении видел свою задачу писатель: через процесс творчества он постепенно, шаг за шагом раскрывал самого себя, все время себя следующего. Можно сказать, что, создавая роман, он творил самого себя.

М. К. Мамардашвили, в частности, обращает наше внимание на «про-из-водящие» (т.е. раскрывающие) возможности текста: «В действительности автором произведения вовсе не является тот человек, которого мы наблюдаем со стороны в качестве биографического субъекта, — автором произведения является некое «я», которое само впервые становится посредством этого произведения... Что, например, известно о Стендале как живом человеке, ничего не дает для понимания того, что есть в творчестве Стендаля. Почему? Да потому, что Стендаль сам возникает — как личность — в рамках своих текстов» [40, с. 463].

Количество таких примеров бесконечно. И самым убедительным для себя является сам человек, стоит лишь пристальнее всмотреться. Например, студенты старших курсов факультета психологии (МГУ им. М.В.Ломоносова) хорошо осознают (рефлексируют) «про-из-водящие», т.е.раскрывающие возможности профессии. Приведем некоторые их высказывания: «Я вижу, что обучение на факультете психологии помогает мне раскрывать свои способности, становиться тем, кто я есть»; «Процесс обучения помогает мне обратиться к себе»; «Через профессиональную деятельность я начинаю наиболее полно раскрывать себя»; «Я ищу себя в своей профессии».

Мы всячески поддерживаем эту тенденцию, понимая, что образование, разрывающее связь охарактеризованных процессов (личностного и профессионального становления), непродуктивно и потому недопустимо. Мастерство преподавания, полагаем, во многом связано с умением пробудить внутренний диалог между учебной деятельностью (процессом познания) и личностным самоопределением [8]. Ситуация такого диалога не допустит «обнищания души» при обогащении информацией, предохранит от безличного накопления знаний.

А потому мы обращаем внимание студентов на то, что пути профессионального и личностного развития идут не порознь —

32

это всегда единый путь. «В художнике — исток творения. В творении — исток художника. Нет одного без другого», — свидетельствует М.Хайдеггер [77].

Однако несмотря на то что сам жизненный процесс открывает перед человеком возможности такого единства, оно не гарантировано при бездумном, «стихийном» развитии личности. Подчас мы обнаруживаем большие дистанции между Я-обыденным и Я-творческим. Примеры, думаю, припомните сами.

По-видимому, требуются какие-то дополнительные специальные средства для формирования и укрепления профессионально-личностного единства. Что же может удерживать вместе эти два пути становления, не позволяя им развиваться независимо или даже антагонистично по отношению друг к другу?

Мы считаем, что именно ценностно-смысловая сфера* личности является той «осью», которая удерживает их союз и вокруг которой выстраивается взаимовлияние («диалог») процессов профессионального и личностного становления человека.

Действительно, пока мы действуем, исходя исключительно из определенности целей и средств, т. е. только из ответов на вопросы: зачем, для чего, как, правильно или нет, нужно или не нужно, — но не ставим вопросы: ради чего, кого, во имя чего я это делаю (т.е. вопросы о смысле деяния), — наши действия остаются лишь предметно направленными. И они (действия) будут с легкостью переключаться с одного предмета на другой, особенно если мы еще и увлекаемся их многообразием. Действуя так, мы не выражаем и не определяем себя в своей деятельности, но движемся в объектном контексте, в мире узко прагматических целей и социальных ценностей (возможно — практически полезных). В такой деятельности отсутствует личность совершающего деяние (или «стихийно», неосознанно присутствует нежелательный ее склад). Только когда человек осознает то, ради чего он действует, что есть благо, а что грех (зло) в его профессиональной деятельности, и соотносит с этим осознанием (рефлексией) свои цели и средства, он направляет свой творческий потенциал в русло личностных смыслов. В свою очередь, новый, рожденный уже внутри самой деятельности смысл поможет человеку узнать что-то новое и о себе, расширит «смысловое пространство» (множество смыслов). Напомним, сотворяя нечто, мы одновременно полнее познаем себя.

В целом можно сказать, что ценностно-смысловая сфера видится нам тем «контекстом большего» (объемлющей системы), который оформляет и пронизывает общим смысловым отношением поток жизнедеятельности профессионала. Такой «Поток» будет

1 Слово «сфера» употребляется психологами в значении «совокупность свойств» (а не как в геометрии — «множество точек...» и т.п.).

33

огражден от всего лишнего и преходящего, обусловленного только сиюминутными обстоятельствами — ведь смыслы позволяют увидеть происходящие события в другом масштабе, чем тот, который складывается в эмпирической причинно-следственной цепи. Только выход на уровень смысла восполняет эмпирические данные и воссоединяет профессионала с самим собой. Такая деятельность обретает личностный оттенок: ведь теперь в каждом акте «внутренней предметной направленности» (М. М. Бахтин) человек будет исходить и из самого себя. Говоря иначе, наши личностное и профессиональное самоопределения идут (должны идти) рука об руку с нашим ценностно-смысловым самоопределением.

В этой связи крайне важно, чтобы уже на ранних этапах профессионального становления — в ходе обучения студентов — была начата специально организованная работа по осознанию и развитию смысловых ориентиров и их связи с целями и задачами избранной профессии. «Если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, — говорит А. А. Пузырей в дискуссии о путях и судьбах современной психологии, — он должен начинать со своего собственного ценностного самоопределения, т.е. с определения предельных целей и ценностей своей работы» [61, с. 33].

Итак, профессионально-личностное единство — вот та структура, тот Инструмент, которым прежде всего оперирует психолог-профессионал. Нет (не должно быть) отдельно ни личности психолога, ни профессионала. И такой Инструмент совершенен.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!