Не обгорев, не источает благовонье уд,



Те, чьи сужденья не сыры, сии слова сполна поймут».

                                           

ТРЕТИЙ МАКСАД

Повествующий о проявившихся в различных местах чудесах

И сверхъестественных событиях в пору,

Когда преисполнилось сущностью море святости.

          КАК ПОВЕСТВУЮТ: «Однажды Хазрати Хаджа шёл по дороге, на плечах его была старая доха. Это было время начала проявлений (дара ясновидения и чудотворчества). Элита и «улемы» (богословы) Бухары тогда ещё не удостоились чести внимать его благословенным речам. В это время ему навстречу попал Мавлана Хисамиддин Хаджа Юсуф с группой соискателей «илма» (божественного знания). Наш Хазрати Хаджа перешёл на обочину и продолжил путь. Хаджа Юсуф отделился от группы и сделал несколько шагов в сторону Хаджи, с большой почтительностью приветствовал его. Ответив на приветствия, Хаджа обратился к Алауддину Аттару: « Из всех известных нам «алимов» (учёных) наипервейшим станет сей «бузург» (величайший).

             Это благословенное предсказание Хазрати Хаджи навсегда запало в душу Алауддину. Только через семь лет это святое предсказание воплотилось в явь, и Хаджа Юсуф удостоился чести стать приближённым Хазрати Ишана.

           ПОВЕСТВУЮТ, что во время начала проявлений «зухура» (божественного просветления) нашего Хазрати Хаджи (к.с.) Хаджа Алауддин Аттар, да сделает всевышний благоуханной его могилу, видел в отношении Мавланы Хамидуддина Шоши следующее, а именно, когда всем стало известно о праведности и красоте пути Хазрати Ишана, многие мудрецы стали приходить на его благословенный «сухбат» (беседу). Сам Хисамиддин Хаджа Юсуф, проанализировав ситуацию, оставил уроки и распродал всё имущество и владения, что составило 12 тысяч динаров. Он решил пожертвовать все эти средства.

  Многие мудрецы, последовав за Хаджи Юсуфом (к.с.), присоединились к

 благословенному «сухбату». Некоторые из великих людей и улемов Бухары говорили: «Уже недолго осталось, чтобы «мадарис»( ) стал «мундарисом» ( ). Некоторые же считали: «Хаджа Юсуф - мудрый человек, в его посещениях и оказывании почтения есть смысл».

               В один из дней ученик Мавланы Хамидуддина Шоши по имени мавлана Хурд Захири прийдя в присутствие нашего Хазрати Хаджи заявил:

« Мавлана Хамидуддин Шоши велел, чтобы вы направили свои благородные стопы к нему, они хотят вести с вами дервишский «сухбат» (разговор) во время «бомдода» (предрассветной молитвы). Хазрати Хаджа подумал «в этом приглашении есть тайна» и во время «бомдода» состоялся диалог. Мавлана Хамидуддин спросил о причине визита. Хазрати Хаджа рассказал о приглашении.

   – « Такие слова и дела не подобают мне», - сказал Мавлана Хамидуддин.

             По просьбе Хазрати Хаджи Мавлана Хамидуддин собрал множество улемов и граждан Бухары. В этом собрании с группой учащихся был и Мавлана Хурд Захири, который с дерзостью заявил:

-«Что это за дервишский путь, когда «мадарис» становится «мундарисом», разоряются «медресе» (духовные школы) и развенчиваются «ханака» (обители дервишей), не остаётся интереса и почтения к «илму» (божественному знанию)!».  

              Он говорил много выходящих за дозволенную грань речей.

               Хазрати Хаджа сидел молча. Мавлана Хамидуддин исполнился возмущения. Присутствующие настойчиво пытались остановить Мавлану Хурда. Тут Хазрати Хаджа поднял голову и заговорил:

- « Мы - ученики Истины (эпитет Аллаха), наша цель в том, чтобы, подчиняясь «Сунне» (учению Пророка), следовать путём Пророка, да будут мир и благословение Аллаха с ним. Мы хотим очистить истину от ложного. Вы - предводители века, улемы, стоящие сейчас здесь, мы предлагаем вам наш путь, если он соответствует Шариату и Сунне, мы вместе последуем ему, в противном случае - мы свернём с него!». Затем, обратившись к Мавлане, сказал: « Мы - такое сообщество, которому Истинный Создатель своей безупречной благосклонностью заложил в душу радение за веру!

Байт:

И днём, и ночью мы приёма жаждем,

Стези последовавших за Пророком жаждем».

 

          Мы отнюдь не чужды «илма» (божественного знания). «Фасъалу ахла-з-зикра инкунтум ло таъламун».137 Сообразуясь с этими словами, мы обращаемся к продвинутым улемам (теологам-богословам), делая их слова своей практикой. Если же наш путь не верен, что же, - скажите!» Мавлана [Хамидуддин] отвечал: «Мы считаем ваш путь – «тарика» достойным восхищения и соответствующим Сунне, люди Ислама должны держаться этого пути». Ещё Хазрати Хаджа добавил:

- «Зная эти наши устремления, из великой щедрости почтенный Хаджа Юсуф изредка удостаивает нас своим визитом и разрешает затруднения в вопросах религии, возникающие у последователей. Как вы оцените его действия?».

    - «Очень подобающе», - ответил Мавлана Хамидуддин.

     Собравшееся общество безмолвно констатировало, что для разногласий не осталось места.

      По случаю, Хазрати Хаджа был одет в «намад» (шерстяную одежду). Собравшиеся выразили мнение: «Такая одежда не подобает, ибо сказано в Хадисе (предании о словах Пророка) «Наха Расул-у-л-лохи салла-л-лоху алайхи ва-саллам ан либси-ш-шухратайни138» Этот «намад» - повод для гордыни. Хаджа Юсуф сказал: «Это не одежда гордыни, ибо одежда гордыни, будучи в высшей степени изысканной, привлекает внимание людей. Этот «намад» - средняя одежда». Хазрати Хаджа сказали: «Этот «намад» стал причиной спора, лучше будет не носить его!». Он отдал «намад» присутствующему в собрании нищему.

После этого присутствующие сказали: «Дервишей знают дервиши». Есть один дервиш Хаджа Нуриддин по прозвищу «Хаджа Гариб» (бесприютный Хаджа) из рода Хаджи Авлиё Кавира; давайте позовём его, пусть он продолжит полемику. Отыскали названного дервиша и велели ему высказаться. Господь Истины вложил в уста шейха Нуриддина слова: «Я буду говорить правду». Обращаясь к собравшимся и Мавлане, спросил: «Знаете ли вы Хаджу Кутбуддина – отца вашего недостойного слуги?» Все в один голос отвечали: «Он был предводителем людей «Тариката». Тогда он [Шейх Нуриддин] поведал: «Я был при отце, когда приехал и сошёл с коня Хаджа Бахауддин, одетый как приближенный султана. Он поздоровался с отцом этого недостойного. Досточтимый отец указал мне: «В таком-то месте есть круглый «навват» (кристаллический сахар), я храню его уже достаточно времени, принеси его!» Я немедленно принес его. Отец, разделив его на две части, дал одну часть ему [Хазрати Хадже] а другую часть мне, заявив: «Он - такое же моё чадо, каким являешься ты». Связав нас узами братства, он сказал: «Обнимите друг друга!» После этого досточтимый отец сказал мне: «Знай же, от них [Хазрати Хаджи] проявятся великие состояния и тайны!». Нынче настала пора проявления этих тайн».

      После прозвучавших слов Шейха Нуриддина очевидцы пришли в замешательство и осознали величие их [Хазрати Ходжи] святости. «Фа-

вакаъа-л-хакку ва батала мо кону яъламун фа-гулибу хунолика ванкалабу согирийн».139 Истина восторжествовала. Хазрати Хаджа попросили прощения у Мавланы (Хамидуддина), говоря: «Мы причинили вам беспокойство». Компенсацию за хлопоты представили пред Мавланой Хамидуддином. Мавлана обратился с просьбой к Хазрати Хадже: «Дозвольте приготовить это блюдо в честь вашего визита». Хазрати Хаджа приняли. Тотчас же вместе с дервишами принялись готовить.

   Мавлана Хамидуддин восседал с группой улемов. Хазрати Хаджа временами подходя к ним, вновь возвращался к дервишам, занимаясь готовкой.

    Невзначай Хазрати Хаджа присел рядом с Мавланой Хурдом Захири. Тот изменился в лице. Хаджа же, поднявшись с места, направился к дервишам. Мавлана Хурд потерял сознание и рухнул наземь. Мавлана Хамидуддин с друзьями захлопотали над ним, затем велели мне недостойному [т.е. Хадже Алауддину]:

- «Оповести Хазрати Хаджу, что Мавлана Хурд умирает». Я сказал об этом Хазрати Хадже. Они отвечали:

  - «Не стоит беспокоиться, однако нельзя обижать Мавлану Хамидуддина».

     Хазрати Хаджа приблизился и возложил благословенную руку на плечо Мавланы Хурда. [Мавлана Хурд] пришёл в сознание и много плакал, прося прощения за содеянное, затем сказал:

- «Я нуждаюсь в Вас так же, как глазное яблоко нуждается в зрачке - дабы видеть свет!»

      СОСТАВИТЕЛЬ книги «Иддату-с-соликин» мавлана Салахиддин Бухари в своей книге «Анису-т-толибин» пишет: «Впервые, когда я удостоился [встречи] с Хазрати Хаджой, он был в Касри Арифон. Между прочими речами он сказал: «Во времена начала проявлений «Зухура» (Божественного просветвления) шейха Нажмиддина Кубро (к.с.), в Хорезме слова шейха достигли ушей Мавланы Фахруддина Рози. Призвав шейха [он] спросил: «Бима арафталлоха?» 140 Шейх отвечал: «Арафтуллоха таъоло би-л-воридоти–л-гайбияти яъжизу ан идроки-ха-л! Укулу-л-мушаккака», то есть: «Я познал Аллаха через идущее из «гайба» (тайного мира), неподдающееся разумению людей сомневающихся».

Мавлана Хамидуддин был поражен этими словами.

       КАК ПОВЕСТВУЮТ об убеждённом приверженце Хазрати Хаджи - Мавлане Абу Бакре Авшанаджи, в один из дней он сидел в Афшане. Несколько молодых людей и приверженцев, изучающих «илм» (духовные знания) брали у него уроки. В одном собрании зашла речь о Хазрати Хадже. Один из учащихся категорично заявил:

- «У него [Хазрати Хаджи] нет подвижничества – «риёзат» и ночных бдений». Другой же заявил: «Нет у него к тому же и «симоъ» (вспоминовения в форме напева или стихов) и «хилват» (уединения)».

         Мавлана Абу Бакр, возмущённый этими словами, воскликнул:

- «Вы не знаете достоинств этого мужа, почему же, не зная, говорите эти слова?!»

        В ту пору некто по имени Шейх Ибрагим Маджзуб из окресности Бухары бродил в тех местах, имея несколько коз. Куда бы он ни направлялся, козы следовали за ним. Случайно придя в Афшану, он вышел на Тали Рег. Мавлана Абу Бакр обратился к ученикам: «Идите - посмотрите, что исходит от этого «диваны» (блаженного, юродивого)». Ученики последовали указаниям.

Ибрагим Мазджуб взглянул на них и с улыбкой прочитал байт Мавланы:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!