Лекин зи Худо жудо набошад».15(перс.)



 

       ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа сказал: «Совершив покаяние, в бытность мою в Ревартуне, я почтительно служил одному обществу (собранию). Неожиданно я опоздал ко времени совершения молитвы. Благочестивый и мудрейший Мавлана Сайфуддин Рамитани, бывший имамом той мечети, сказал: «Мы представляли тебя львом на ниве поклонения [Всевышнему], а ты оказался на деле нарушителем рядов». Я сказал: «Вы представляли меня львом на ниве поклонения, на деле же я - фальшивая подделка». Достопочтенный тотчас же прочитал мне байт:

 

Руй андунанд наситонанд дар бозори ишк,

Холисе бояд ки аз оташ бурун ояд салим».16 (перс.)

От этих слов в душе моей возникла глубокая рана, и в сердце моём долго не утихало обжигающее пламя».

 

          ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа рассказывал: «В начале «ахваля»17 под воздействием Божественного Экстаза и страстного беспокойства я ночи напролёт бродил по Бухаре. Однажды ночью я подошёл к изголовью одной из священных могил (мазар). На каждой священной могиле, которую я посещал, я видел горящий светильник. Наготове были масло и фитилёк. Однако требовалось слегка подправить фитилёк - он, освобождённый из масла, начинал гореть с новой силой.

      Ночью я подошёл к гробнице Хаджи Мухаммада Васъи, (к.с.), о котором было достоверно известно, что он прибыл в Мавераннахр, будучи удостоен счастья лицезреть Пророка. Здесь я получил знак посетить могилу Хаджи Ахмада Аджфарнуи (сейчас его называют Хаджа Аджунди). Когда я достиг указанного места, ко мне приблизились два человека. Каждый из них был перепоясан двумя клинками. Меня посадили верхом и направили коня к гробнице Муздохун. Там я увидел лампаду и фитилёк в упомянутом выше состоянии. Я сел лицом к «кибле»18. В это мгновение произошло невероятное – стена передо мной разверзлась и возник высокий престол. Престол был прикрыт зелёной завесой. Вокруг престола восседала группа людей. Среди них я узнал Хаджу Мухаммада Баба (Саммаси). Я понял, что это люди, покинувшие наш мир.

        Один из сидящих сказал мне: «На престоле восседает Хаджа Абдулхалик Гиждувани, а присутствующие - его наместники – халифы. Затем, указывая на каждого, представил мне Хаджу Ахмада Сиддика, Хаджу Авлиё Калана, Хаджу Арифа Ревгари, Хаджу Махмуда Анжир Фагнави, Хаджу Али Раметани - да сделает Всевышний их души святыми. Дойдя до Хаджи Мухаммада Баба, он сказал: «Его ты застал при жизни и шейх, давая тебе «кулах», сотворил чудо, сказав, что своей благодатью ты сможешь отвести грядущие беды».

     Затем общество объявило: «Выслушай и хорошо вникни - Хазрати Хаджаи Бузург19 повелевает тебе: неуклонно следуй его наказу на пути Истинном!» Я спросил позволения почтительно приветствовать и лицезреть благословенный лик Хаджаи Джахона20. Подняли завесу. Я увидел светозарного старца и приветствовал его. Он ответил на моё приветствие. Затем, рассказав о начале, середине и конце «Сулука»21, он сказал: «Светильники, указанные тебе ранее в их таком состоянии, есть для тебя знамение и благая весть о твоём предначертании, но фитиль дарований необходимо так подправлять, чтобы стало светло вокруг и тайное стало явным». Затем дал наставление: «Следуй всегда путём праведным, придерживайся Сунны22, сторонись ереси, руководствуйся Хадисами23 Пророка нашего (с.а.в.); ищи и изучай высказывания и деяния благословенного Пророка и его великих последователей, да будет доволен ими Всемогущий!»

         После этого общество обратилось ко мне: «Истинность происходящих событий удостоверит следующее - утром ты пойдешь к Мавлане Шамсуддину Албашканави и скажешь ему, что он в споре Тюрка и Сакко принял сторону Сакко, но прав не он, а Тюрк. Если Сакко станет тебе грубить, назови его сластолюбцем, он поймет, о чем речь. Второе доказательство истинности происходящего в том, что он [Сакко] имел греховную связь с женщиной и, когда она забеременела, приказал избавиться от ребенка, которого закопал в определённом месте под виноградником».

       Ещё они напутствовали: «После выполнения поручения к Мавлане Шамсуддину, наутро возьми три изюминки и срочно через Реги Мурда отправляйся в Насаф на службу к Саиду Амир Кулалу. По достижении вершины Карохун повстречаешь старца. Старец преподнесёт тебе горячую лепёшку и ты примешь этот горячий хлебец. В разговор с ним не вступай. Пройдя его, повстречаешь караван. Миновав караван, ты встретишь всадника и дашь ему наставление. Он раскается в своих прегрешениях перед тобой. Затем доставишь «кулах» Досточтимых Саиду Амир Кулалу».

     После этого общество привело меня в чувство. На рассвете я спешно направился в Ревартун. У знающих людей расспросил о «кулахе», сказали: «С некоторых пор в таком-то месте». Увидев кулах Досточтимых, я расчувствовался и долго плакал. Смирив сердце, я отправился в путь. Предрассветную молитву («бомдод») я сотворил в мечети Мавланы Шамсуддина. После молитвы я заявил: «Я послан с поручением» и затем рассказал о происшедшем Мавлане Шамсуддину. Мавлана Шамсуддин был несказанно удивлён. Сакко также был тут. Он отрицал правоту Тюрка. Я сказал Сакко: «Тебе не дано знать».
Он приумолк.- «Другой мой аргумент в том, что ты совершил запретное действие с женщиной, и оно дало свой плод. Ты избавился от него, зарыв его в определённом месте под виноградником». - Сакко отрицал и это.

      Мавлана с людьми направились в указанное место и нашли ребёнка. Сакко стал молить пощады. Мавлана и все присутствующие не смогли сдержать слёз.

      Минул и этот день. На рассвете, согласно наставления, взяв три изюминки, через Реги Мурда я собрался в Насаф. Узнавший о моем предстоящем отъезде Мавлана призвал меня к себе и сказал: «Я знаю о твоей проблеме, её решение - в моих руках, оставайся и я займусь твоим воспитанием». В ответ я сказал: «Я - не ваше чадо, даже если вознамеритесь вскормить меня грудным молоком, я могу укусить сосок». Мавлана приумолк. Затем он позволил мне ехать.

       В этот день я туго подпоясался, приказав двоим людям с концов затянуть мой пояс, и, исполненный решимости, двинулся в путь. Дойдя до вершины Карохун, я повстречал старца, давшего мне горячую лепёшку. Взяв хлеб, я ничего не сказал ему в ответ. Продолжив путь, спустя значительное время я повстречал караван. Караванщики спросили: «Откуда идёшь?». Я назвал им место. – «Когда ты вышел оттуда?» - Я ответил. - «Наверное, он безумец, от того кишлака до этого места - четыре фарсаха пути, мы вышли в начале ночи, и только что добрались сюда».

    Миновав караван, я повстречал предсказанного всадника. Приблизившись, я поздоровался. Верховой воскликнул: «Ты внушаешь мне трепет, кто ты?!». - «Я тот, кто приведёт тебя к раскаянью», - ответствовал я. Он тотчас же спрыгнул с коня, снял груз спиртного и, вылив его на землю, произнёс слова раскаяния.

   Проехав далее, я приблизился к границе Насафа. Въехал в кишлак, где жил Хазрат Саид Амир Кулал. Найдя его, удостоился чести служить ему. Я положил пред ним священный «кулах» Достопочтимых. Хазрат Саид Амир Кулал хранил благоговейное молчание. После продолжительной тишины он произнёс: «Было указание хранить тебе «кулах» между двух покровов». Встав с места, я принял указание и взял «кулах».

     После этого Хазрати Амир преподал мне урок и научил исполнению беззвучного «зикра»24 «нафи» и «исбат» (при помощи сердца, а не языка). Некоторое время я практиковал этот метод. По воле Хаджагон (суфиев-предшественников), (к.с.а.), я отказался от метода «алония» (произнесения вслух зикра) и полностью отрёкся от этого метода».

        ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа сказал: «Всякая вещь на своем месте оказывает влияние и результат не замедливает проявиться явно». Я изучал Хадисы Пророка (с.а.в.) и с благоговением руководствовался деяниями благородных сподвижников (р.а.). Я изучал их жизненные принципы и неукоснительно им следовал. Результаты этого, по милости Божией, я видел на себе».

 

 


       ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа рассказывал: «В начале проявлений «Джазаба»25 однажды ночью я находился на мазаре26 Мардохун. Опираясь на меня, рядом стоял Дервиш Мухаммад Захид. В это мгновенье мой дух отделился от тела, и, вращаясь, стал возноситься к небу. Таким образом, достиг Первого неба, затем Второго, Третьего, поднялся на Четвёртое небо. Потом, вращаясь, опять вернулся на землю и вошёл в тело. О моём состоянии Мухаммад Захид даже не ведал».

Мисра (полустишие):

       «Никто не ведает того, в каком мы состояньи».

 

 


        ПЮВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа рассказал: «В начале состояний (экстаза) как-то ночью в Ревартуне я сидел за колонной [мечети] лицом к кибле. Внезапно появилось состояние небытия и исчезновения. Мало-помалу, усиливаясь, меня охватило и заполнило чувство отторженности, отделения от себя самого. В этом полном исчезновении и небытии я услышал: «Знай же, ты достиг желаемого и нашёл цель своих устремлений».

 


       ПОВЕСТВУЮТ, что наш Хазрати Хаджа поведал: «В первоначальном состоянии, после события в Ревартуне, в этом саду (ныне место захоронения Хазрати Хаджи) в окружении близких мне людей внезапно у меня стали проявляться признаки Божественного Экстаза и бесконечной ко мне Милости и Благодати. Я не в силах был сдержать охватившего меня душевного трепета и волнения. Поднявшись с места, я сел лицом к «кибле». В этот миг неопределённость превратилась в истиное «Фано»27. В этом небытии я вдруг ясно увидел, как мой дух проносят перед небесными ангелами. Дошло до такой степени, что он [дух] превратился в звезду и исчез, растворившись в бескрайнем потоке Света. В теле же моём не осталось никаких признаков жизни. Окружение и близкие в смятении и растерянности принялись оплакивать меня. Наконец, дух мой по частицам стали возвращать в телесную оболочку. Это полное небытие и отсутствие длилось ни много, ни мало - шесть астрономических часов».

 


           ПЕРЕДАЮТ, что в конце жизни Хазрати Хаджа часто рассказывал о своём пути – «сулуке». Он сосредоточивал своё внимание на шейхах и подвижниках «Тариката»28 – да благословит Аллах их души. Обращение к духу Уэйса Карани (р.а.) подвигало на полный разрыв явных и скрытых связей со всем мирским. Обращение – «таваджух»29 к духу Хаджи Хакима Али Термизи (к.с.) не проявлялось явно. Оно не бросалось в глаза окружающим. [Хазрат Хаджа] сказал в 789 году: «Уже на протяжении 22-х лет мы следуем Тарикату – пути Хакима Али Термизи, и, на протяжении этого времени, он не проявлялся явно в каком-либо качестве. Если кто знает, в это время, и я не проявился в каком-либо качестве».

 

 


         ОДИН непорочный дервиш повествует: «В начале «халя» Хазрати Хаджа (к.с.) был строго аскетичен. Изредка я удостаивался чести слышать его благородные речи. Так, однажды зимней порой было очень холодно. На рассвете Хазрати Хаджа вошёл в мою убогую келью. На лице его была печать великого воздержания, он целиком отрешился от мира и отдалился от всего суетного. Он обратился ко мне: «Уже 8 месяцев как я сосредоточил свой дух и соединился с духом Уэйса Карани (р.а.), путешествуя в этом качестве, сегодня же я вышел из этого качества».

 

 


         ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа говорил: «Однажды ночью я был в Ревартуне. В пути я приблизился к мосту. Внезапно мной овладело удивительное состояние и сердце моё осенили слова: «Проси с подобающей учтивостью всего, что пожелаешь от щедрот Наших!» [Я] ответил: «Господи, дай мне каплю от реки милостей и щедрот Твоих!». Прозвучало: «Ты просишь каплю от реки милостей Моих?!» Я преобразился, в душе моей поднялась буря страстей, я с такой силой ударил себя по лицу, что боль не проходила несколько дней после этого. Я промолвил: «Пречистый Вседержитель, пожертвуй мне реку щедрот и милостей Твоих, и, дай силы выдержать это!» Тотчас же я ощутил благосклонность и благодатью её увидел то, что увидел.

  Байт:                           


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!