Повествующий о начале мистических состояний Хазрати  Хаджи, да сохранит в святости его тайны Аллах



АБУЛ МУХСИН МУХАММАД БАКИР ИБН МУХАММАД АЛИ 

ВЕЛИКИЙ ШЕЙХ

БАХАУДДИН НАКШБАНД

СТУПЕНИ СУФИЙСКОГО ПУТИ

---------------------------------

МАКОМОТИ ХОДЖА БАХОУДДИН НАКШБАНД

Перевод Р.Х. Чепкунова

(Равиль ибн Ханафия)

Бисмиллахир -Рахманир-Рахийм

(Во Имя Аллаха Милостивого Милосердного)

      Хвала Аллаху - Создателю миров, Он вознёс высоко знамя шариата трудами учёных богословов и наполнил лучезарным светом светильники сердец «арифов»1. Да пребудет благословение и милость Всевышнего на благородном Мухаммаде, наставившем нас на путь открытый и праведный, его семье и потомках его, чистых друзьях, их последователях и «авлиё»2, на суфиях, правоверных и последовавших за ними смиренно!

   После этого смиренный и убогий Абу-л-Мухсин Мухаммад Бакир ибн Мухаммад Али, да простит Всевышний его прегрешения и укроет вину его, говорит так: «У этого слабопамятного был замысел написать трактат о знаменитом своей высокой степенью духовности, познания, творящем удивительные чудеса нашем Шейхе, предводителе и повелителе Хаджаи Бузурге (Грандиозном Хадже) или (Бахауддине) Мухаммаде ибн Мухаммаде (Накшбанде аль-Бухари). Поистине великая цель и высокое желание собрать воедино эти страницы для изложения радений, духовных откровений (состояний), влияния и нрава Хазрата, да ниспошлёт Всевышний Его благость на нас и на всех правоверных почитателей его!

        Об этих радениях повествуется в трактате непосредственно со слов надёжных людей Хазрати Ишана3, например, Хаджи Алауддина Аттара и Кутбу-л-авлиё Хазрата Хаджи Мухаммада Парса (к.с.а.), либо со ссылками на них, и из достоверных письменных источников для постижения пребывающих в саду Божественного Единства, да проснутся спящие к бодрствованию, и да примутся за дело Истины бодрствующие.

      Однако замыслу автора не суждено было воплотиться в жизнь тотчас же по причине суетности бытия и временных напастей и смут. И только в 804 г. Хиджры (1401 г. от рождества Христова) сей трактат был начат и благочестиво завершен написанием.

       Тщу себя надеждою, что трактат придётся по нраву правоверным и уповаю на то, что носители благочестия и познавшие (вкусившие) посредством своего благородного дыхания чудодейственную прелесть «Силсилы»4 обладатели милосердия великодушно не обделят своим взглядом недостойного, ставшего причиной создания сего трактата и помянут его в своих благих молитвах.

Трактат состоит из вступления (Мукаддима), 3-х частей (Максад) и заключения (Хатима).

МУКАДДИМА (Вступление) – повествует о рождении Хаджи Бузурга и его генеалогии, восходящей до Пророка (с.а.в.).

  ПЕРВЫЙ МАКСАД – повествует о начале мистических состояний Хазрата Хаджи Бузурга (к.с.а.).

   ВТОРОЙ МАКСАД - О совершенствах, путях (способах) достижения состояний и о медитациях, передаваемый со слов, изреченных его благословенными устами.

   ТРЕТИЙ МАКСАД - О совершённых им чудесах.

   ХАТИМА (Заключение) -  Повествующее о кончине Хазрати Ишана. 

 

Мукаддима (Вступление)

О   рождении и духовной преемственности

(Силсиле) Хазрати  Хаджи  Бузурга 

 

     Знай же, Хазрати Хаджа Бузург, то есть Хаджа Бахауддин родился в месяце Мухаррам (первый месяц мусульманского лунного года) 718 года. Это был век Азизон5. Также (иные) утверждают, что было это в 721 году. Место рождения (Хазрата) и место погребения Касри Арифон.

     Да будет известно, что приобщение к Пути и духовное образование нашего благословенного Хаджи было получено от Хазрата Саида Амира Кулала (к.с.), его - от Хаджи Мухаммада Баба Саммаси, его - от Хаджи Махмуда Анжир Фагнави, его - от Хаджи Арифа Ревгари, его - от Хаджи Абдулхалика Гиждувани, его - от Хаджи Юсуфа Хамадани, его - от Шейха Абу Али Фармиди, его - от Шейха Абул Касыма Гургани. Происхождение внутреннего знания Шейха Абул Касыма идет от двух личностей: первое – от Шейха Абул Хасана Харкани, его знание от Шейха Абу Язида Бистами. Кончина Шейха Абул Хасана после (кончины) Шейха Абу Язида. Воспитание Шейха Абу Язида происходило внутренне и посредством духа, а не через видимое общение. Наставник Шейха Абу Язида - Имам Джафар Сиддик (р.а.). Достоверно известно, что рождение Шейха Абул Язида произошло после (кончины) Хазрати Имама [Cиддика] и воспитание Имам осуществлял посредством духа.

      Происхождение внутреннего знания Хазрати Имама Джафара Сиддика имеет двойную основу: первая от достопочтенного его отца - Имама Мухаммада Бакира, его - от отца - Имама Зайнул Абидана, его - от отца - Имама Хусайна, его от отца - Амирул-муминин Али (а.с.), Их - от Хазрата Рисолатпаноха [Пророка Мухаммада] (с.а.в). Шейхов Тариката (к.с.а.), происходящих из благословенной Силсилы дома Пророка, называют «Силсилатуз - Захаб» (Золотой Силсилой).

    Со второй стороны происхождение Имама Джафара Сиддика ведётся от Касыма ибн Мухаммада ибн Абу Бакра Сиддика (р.а.). Хазрати Касым, будучи отцом Имама Джафара Сиддика, был одним из семи факихов (собеседников и друзей Пророка (с.а.в.) да будет доволен ими Аллах!). Его происхождение от Салмана Фарси (р.а.). Тот удостоился слышать благословенные речи Посланника Аллаха (с.а.в.) и имел предтечей Амирул-муминин Абу Бакра Сиддика (р.а.).

     Шейх Абул Касым Гургани получил внутреннюю, скрытую волю от Шейха Абу Усмана Магриби, он - от Абу Али Катиба, он - от Абу Али Рутбари, он - от Джунайда Багдади, он - от Дауда Тойи, он - от Хабиба Аджами, он - от Хасана Басри, он - от Амирил-муминин Али (каррамаллаху Ваджхаху), он - от Хазрата Посланника Аллаха (с.а.в.).

 

ПЕРВЫЙ МАКСАД

Повествующий о начале мистических состояний Хазрати  Хаджи, да сохранит в святости его тайны Аллах.

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

 

      Хазрати Хаджа Алауддин Аттар – да будет благоуханна его могила – повествует с благословенных слов Хазрати Хаджи (к.с.а.):

     «Одной из милостей Всемогущего и Всемилостивейшего Повелителя Истины [Аллаха] к недостойному (рабу его)6 было то, что с детства я был удостоен благословенного внимания и стал названным сыном святейшего шейха Хаджи Мухаммада Баба Саммаси, (к.с.а.). За некоторое время до моего рождения многократно проезжая через Касри Хиндувон, он каждый раз говорил: «Здесь пахнет духом Человека, в скором времени Касри Хиндувон превратится в Касри Арифон»7. Однажды, по пути от своего халифы Хазрати Саида Амир Кулала, приблизившись к Касри Арифон, он заявил: «Этот дух усилился, похоже, упомянутый Человек родился».

      После этого остановился в Касри Арифон. Это происходило на третий день с рождения Хазрати Хаджи. Дед нашего Хаджи был почитателем Хаджи Мухаммада Баба Саммаси. Ему пришла мысль предоставить чадо пред светлый взор [шейха]. С этой мыслью, оказывая величайшую почтительность, он отнёс [младенца] к Ним. Хазрати Мухаммад Баба изрёк: «Он - наше чадо и мы приняли его». Затем, обратившись к друзьям, он сказал: «Это Человек, дух которого мы чувствовали, и, надеюсь, он станет Предводителем Времени». Затем, обращаясь к Саиду Амир Кулалу, сказал: «Не жалей милостей для моего чада Бахауддина, если же допустишь какой изъян, не будет тебе моего прощения».

      После этого он [Бахауддин] стал излучать внутренний свет святости и с юных лет проявлять диковинные и чудесные способности. По милости Всевышнего в эту пору возникла его священная способность предвидеть.                           

     Со слов матери Хаджи, (к.с.), передают следующее: «Мой четырёхлетний сын Бахауддин заявил: «Эта корова родит телёнка с отметиной на лбу». Волею судьбы через 3-4 дня родился телёнок с указанным признаком. Все в изумлении говорили: «Свершилось священное предсказание Хазрати Хаджи Мухаммада Баба».

Наш Хазрати Хаджа [Бахауддин] повествует: «Когда мне исполнилось 18 лет, я решил жениться. Дедушка послал меня в Саммас к Хазрати Хадже [Бабе Саммаси] пригласить его к нам, с тем, чтобы это богоугодное дело свершить под Его благословенным патронажем. Первым чудом было то, что, увидев Их лицо, услышав Их беседу, я встал с места и, войдя в Их мечеть, прочитал 2 ракаата8 молитвы. Затем, когда склонил голову в земном поклоне с нижайшей мольбой, из уст моих вырвалось: «Боже, не откажи в милости дать мне силу выдержать груз бед и невзгод и помоги вынести тяготы любви».

На рассвете я вошёл в присутствие Хазрата Хаджи [Бабы Саммаси]. Они сказали: «О, дитя, молясь, необходимо просить: «О, Боже, направь раба своего на то поприще, которое изберёт Божественная Воля Твоя», ибо Всемогущий и Праведный своею мудрой волей ниспосылает тяготы любви друзьям своим и благосклонно дарует им силы вынести тяготы сии. Мудрость же этого делает для него очевидной и явной. Добровольно же просить себе горе и кликать на себя беду - отнюдь не похвально, это – дерзость, и, бесцеремонность тут недопустима!».

После этого принесли трапезу. После еды [Баба Саммаси] дав мне лепёшку, велел сохранить её. Я подумал: зачем мне хлеб, ведь мы сыты и в скором времени будем у нас. Хаджа сказали мне: «Бери-бери, пригодится». Они отправились в путь, и я покорно последовал по Их стопам. Когда я в душе начинал рассеянно мечтать, Они, взглянув на меня, говорили: «Нужно сдерживать (порывы) сердца».

Дорогой мы пришли к дому одного из его дервишей9. Тот с глубочайшим почтением и смирением приблизился [к нам]. Когда вошли в дом, у дервиша появились признаки тревожного смущения. [Баба Саммаси] сказал: «Объясни своё состояние». Тот замялся: «Есть сливки, но нет хлеба». Обращаясь ко мне, Хаджа сказали: «Достань тот хлеб, теперь он пригодился». Под впечатлением этого события любовь в моём сердце усилилась еще более.

       Придя в Касри Арифон, [Баба Саммаси] остановились в доме моего деда. Дедушка рассказал о моём намерении жениться.- «Хорошо, это дело надо исполнить», - сказали Хаджа. Дедушка изъявил желание сделать это в Их присутствии. Однако отец мой хотел, согласно обычаю, сделать все торжественно. Хаджа сказали: «Время дорого, торжества не обязательны, откладывать ни к чему». Отец воспротивился этим словам, так как не знал квартал (невесты). Тогда Хаджа сам пошёл сватом, и люди приняли [сватовство]. Отец, узнав об этом, в одночасье изменил своё мнение и не стал настаивать на проведении торжеств.

      Когда Хаджа Мухаммад Баба состарился, дедушка повёз меня в Самарканд. Где бы ни увидел дервиша, вёл меня к нему на «сухбат»10 и выражал крайнюю заинтересованность. Затем привез меня в Бухару, где исполнил обряд [моей] женитьбы.

     В ту пору, когда я был в Касри Арифоне, снизошла величайшая милость Творца: мне была ниспослана дервишеская шапка – «кулах» Почитаемых, то есть Хазрата Хаджи Али Раметани (к.с.а.), и я пребывал в особенном состоянии. У меня появились великие упования и надежды.

              Также, в это время нас посетил Хазрати Саид Амир Кулал, сказавший: «Хаджа Мухаммад Баба завещали мне не жалеть милостей для своего [названного] дитя Бахауддина, если же допущу в этом изъян, то не простят мне этого. Я буду недостоин зваться мужчиной, если не выполню заветы Хазрата Хаджи Мухаммада Бабы и допущу какое-либо отступление от них».

      ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа говорил так: «Я и отец занимались тем, что ткали парчу и, согласно обычая молодых, у нас была отдельная комната. Однажды ночью мне приснился один из величайших тюркских шейхов Хаким Ато (к.с.а.). Он поручил меня попечительству одного дервиша. По пробуждении, в моей памяти запечатлелась его внешность. У меня была бабушка Салиха, я рассказал ей свой сон. Она сказала: «Тебе выпала счастливая доля (милость) от тюркских шейхов». Я стал мечтать о встрече с этим дервишем.

        Однажды, выходя из Ахангаранских ворот, я столкнулся с этим дервишем. Волосы его свисали как ветви плакучей ивы, на голове латанный-перелатанный колпак, в руках суковатый посох из корня дерева «уд». Я последовал за ним. Он не оглядывался. Я же шёл, не отставая от него. Дойдя до улицы Мургкуши, он вошёл в один из домов, я же вернулся назад.

       Ночью ко мне пришёл один знакомый. Он сказал: «Тебя разыскивает тюркский шейх по имени Халил». Я с радостью поднялся с места. Была осенняя пора. Я взял немного бухарских фруктов в подарок и отправился в путь. Там была одна комната, дервиш сидел в углу её. У него была группа людей. Поздоровавшись, я присел. У меня возникло желание рассказать своё сновидение. В это время он обратился ко мне по-тюркски: «Тот, о ком ты думаешь, нам известен,- так к чему же слова?» Я изумился, расположенность моя ещё более возросла.

        Я стал с почтением служить ему. В его присутствии я наблюдал удивительные события. Спустя 6 лет он взошёл на престол Мавераннахра. Его звали Султан Халил. В тот период он также совершал великие действия. В течение 6 лет его царствования я почтительно служил ему и усвоил придворные обычаи, выполняя их с должным прилежанием. Самым близким и доверенным наперсником его был я.

       Таким образом, я служил избраннику Аллаха. Иногда гневаясь, иногда ласково (правитель) осыпал меня милостями. Позднее у него появился враг. Он [правитель] был побеждён. В одночасье его султанат11 был низвергнут в небытие. Тогда я разочаровался во всех мирских делах. Вернувшись в Бухару, я стал жить в Ревратуне.»

      ПОВЕСТВУЮТ, что Хазрати Хаджа рассказывал: «Причиной пробуждения моего покаянного внимания и пробуждения бдительности было то, что однажды в уединении я с бласклонным чувством предавался воспоминаниям, когда внезапно услышал Глас. Он произнёс: «Не пора ли, отвратившись от прочих вещей, обратить лицо к Нам?»

Байт:

Умрест, ки то аз они хеши,

             Ин вакт кунун аз они мо бош!» 12

     От этого Голоса я преобразился и в смятении вышел на улицу. Поблизости протекала речка, была осень, я совершил омовение («гусл») и выстирал одежду. В таком виде я самозабвенно прочитал 2 ракаата молитвы. Прошли годы, но с таким воодушевлением и подьёмом я больше никогда не смог молиться, как ни жаждал этого».

         В ТРАКТАТЕ о Хазрате Саиде Амир Кулале говорится, что в бытность Хазрати Хаджи в свите Султана Халила его величали «Акрони Султан» и ему были вменены обязанности палача. В один из дней по доносу был схвачен и приведён человек. Султан Халил приговорил его к смерти. Хазрати Хаджа, положив его [приговоренного] наземь, достал клинок, призвал Божье прощение и нанес удар по шее. Лезвие не резало, во второй и в третий раз удары не причинили вреда. Хазрати Хаджа заметил, что при этом губы узника шевелились. – «Во имя Аллаха, в Чьих руках все души, ответь, что ты читаешь такое, от чего тебя клинок не берёт?», – удивился Хазрати Хаджа.

       Тот отвечает: «Я ничего не читаю, но у меня есть «пир»,13 и я прошу Его заступничества». Хазрат Хаджа спросил: «Кто твой пир?». Человек отвечал: «Саид Амир Кулал!»

      Хазрати Хаджа и раньше знал Саида Амир Кулала. Услышав это, в нём укрепилась уверенность в том, что человек, спасший своего «мурида»14 от меча, может уберечь его и от пламени ада.

Байт:

Мардони Худо Худо набошад, 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!