Полихудожественный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста



    Современные представления о мире все более усложняются, что дает нам ос­нование, опираясь на исследования Бах­тина М., говорить о «полифоничности» современной культуры.

Отдельные виды художественного творчества не сущест­вуют сегодня изолированно друг от дру­га, что выражается не только в появле­нии новых синтетических жанров искус­ства, но и интегративности художествен­ного мышления, в расширении художест­венной сферы. Совершенствуются при­емы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы ху­дожественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, что является важнейшей его особенностью как фено­мена культуры.

    Единое представление о целом, еди­ное знание, общее осознание этой цело­стности, которое можно понять через комплекс методов, объединенных в сис­тему, определенную последовательность и связь друг с другом - все это, по мне­нию Кедрова Б.М., связано с интеграци­ей. На его взгляд, существует три типа переходов науки: «цементизация» - на­ведение мостов между соседними наука­ми; «фундаментизация» - процесс свя­зывания наук, распространения метода одних наук на изучение объекта других и «стерженизация» - проникновение бо­лее общих, абстрактных материальных наук в частные естественные науки. Итак, интеграция - это и восстановле­ние, восполнение целого, объединение в целое каких-либо частей, элементов; и процесс, ведущий к такому состоянию, например, в науке интеграция употреб­ляется в процессе сближения и связи наук наряду с процессом их дифферен­циации.

    Кандинский В.В. полагал, что каждый вид искусства сравнивает свои элементы с элементами другого. При сопоставле­нии средств различнейших видов ис­кусств... одно искусство должно учиться у другого тому, как пользоваться своими средствами. Живопись почти всецело за­висит от форм, заимствованных у приро­ды. Ее сегодняшняя задача, по Кандин­скому, состоит в исследовании и позна­нии своих собственных сил и средств –

что давно уже делает музыка. Художник считал, что творцы искусства приходят к объединению сил различных видов ис­кусства, и из этого объединения со вре­менем и возникнет искусство, которое уже теперь можно предчувствовать -«подлинное монументальное искусство». И все это приводит, по мнению Кандин­ского, к некому созданию духовной пи­рамиды, которая «дорастет до небес»:

«Так, углубление в себя ограничивает один вид искусства от другого, но так же сравнение вновь соединяет их во внут­реннем стремлении».

Философ Флоренский П. рассматри­вал развитие каждого искусства в жизни людей как путь от частного искусства к духовным ценностям, которые гораздо шире рамок отдельного искусства. Син­тез искусств рассматривается им как точка «омега». «Не к искусствам, а к Ис­кусству, вглубь до самого средоточия Ис­кусства, как первоединой деятельности стремится наше время (Флоренский П.).

    Понятие интеграции созвучно опреде­лению синестезии, синкретизму. Син­кретизм присутствует в крестьянских на­родных обрядах и искусстве. «Синкре­тизм - (от греч. «соединение») нерас­члененность характеризующая неразви­тое состояние какого-либо явления» (Философский энциклопедический сло­варь. - 2-е изд. - М: Сов. Энциклопедия, 1989. - С. 583). С конца XIX века синкре­тизм художественной деятельности оп­ределялся в антропологии и этнографии как нерасторжимое единство всех ис­кусств в художественном действии древ­них и мало развитых народов и как опре­деленный уровень развития художест­венной культуры.

    Синкретизм как нерасчлененность, ха­рактеризующая неразвитое состояние явления, например, искусства «детства» человечества, означал, прежде всего, то, что музыка, танец, пение, поэзия не были отделены друг от друга в то далекое вре­мя. Так же нерасчленены и психические функции на ранних стадиях развития ре­бенка, следовательно, синтез искусств жизненно необходим для полноценного развития детей. О синкретизме детского искусства рассуждал Арнхейм Р.

    Природа художественного изображе­ния наиболее ясно и просто «иллюстри­руется» рисунками маленьких детей, по­этому необходимо детально анализиро­вать процесс развития и совершенство­вания творческой деятельности. Арн­хейм усматривает поразительное сходст­во между художественной работой ре­бенка и творчеством взрослых людей, находящихся на начальной стадии худо­жественного развития (так называемое «примитивное искусство»). Подобное сравнение не популярно сегодня из-за стиля современного мышления, в соот­ветствии с которым считается более на­учно обсуждать различие, чем сходство. (Арнхейм Р.).

    Явление интеграции (в переводе с ла­тинского - восстановление, восполнение) рас­сматривается в современной науке как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнород­ных частей и элементов. В Институте ху­дожественного образования Российской академии образования под руковод­ством Юсова Б.П. и Савенковой Л.Г. раз­работан комплект интегрированных программ, направленных на многосто­роннее развитие художественно-образ­ного мышления детей, выявлены крите­рии уровня художественной развитости, педагогические условия интегрирован­ного освоения искусства.

    Определены следующие принципы интегрированного подхода.

1. В основе лежит понятие полихудоже­ственного развития. Все искусства выступают как явления жизни в це­лом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчест­ва.

2. Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменя­емы. Они являются разным выражени­ем тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образ­ные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межп­редметных связей или взаимного ил­люстрирования одного искусства при­мерами другого - по их сюжету и со­держанию.

3. Интегрированный подход предпола­гает учет географических, историчес­ких, культурогенных факторов созна­ния произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, причем у некото­рых народов в определенные истори­ческие периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсут­ствовали.

4. Учет региональных, национально-ис­торических художественных традиций, связанных с местностью, материаль­ными объектами, духовной устремлен­ностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.

5.Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений челове­чества там, где они питаются достиже­ниями друг друга, нередко совмеща­ясь в одном лице.

Первостепенное значение имеет опо­ра на детское художественное творчест­во, творческое раскрытие детской лич­ности в разнообразных формах и видах художественной деятельности, в огличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионально­го искусства.

Савенкова Л.Г., продолжая исследова­ния Юсова Б.П., разработала и апроби­ровала в широкой практике нетрадиционный подход к преподаванию искусст­ва в детском образовательном учрежде­нии с позиций предметно-пространст­венного, полихудожественного направ­ления (опираясь на теорию Юсова Б.П.), Категория «пространство» рассматрива­ется с позиций эстетики как факт суще­ствования любого искусства («каждое искусство есть средство организации пространства» - Флоренский П.) и отож­дествляется с понятием среды.

    Этот под­ход, по мысли Савенковой Л.Г., является универсальным в освоении любого ис­кусства в детском учреждении, посколь­ку именно среда обеспечивает реализа­цию основного педагогического условия - интегрированного подхода к освоению искусства. Среда интегрирует многооб­разие предметного, природного мира и искусства (Раппопорт А.) и позволяет развивать у детей «поле пространствен­ного воображения»: широту, объем во­ображаемых представлений, фантазию, которые, с позиций теории «полихудо­жественного развития» Юсова Б.П., яв­ляются непременным условием развития творческого потенциала ребенка. Слово «пространство» в этом случае рассмат­ривается  как возможность пространствовать по искусству, то есть прожить пространственный образ искусства (ос­воить, изучить и осознать его с разных позиций); пространствовать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре региона и мира. Выделяемый подход к освоению искус­ства детьми рассматривается с позиций «экологии культуры», сохранения куль­туры, сохранения истории культуры, об­щечеловеческих, художественных и эс­тетических ценностей, поскольку для че­ловека «важна среда, созданная культу­рой его предков и им самим. Если приро­да необходима человеку для его биоло­гической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Ли­хачев Д.С.).

    Интеграция разных видов художест­венно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естествен­ный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятель­ность детей с опорой лишь на конкрет­ную деятельность, без подкрепления лю­бого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, про­игрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое дейст­вие. В силу возрастных особенностей «аленький ребёнок легко перевоплоща­ется, активно общается и быстро вклю­чается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художест­венной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизаци­ей и пр.).

    Традиционные виды детской художе­ственной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предмет­ном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи твор­ческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности на­иболее эффективно обеспечивает пот­ребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обес­печивает высокий творческий потенци­ал; привносит в деятельность детей раз­нообразие и новизну.

    Дети дошкольного возраста часто са­мостоятельно интегрируют виды изобра­зительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспе­риментирования с художественными ма­териалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, сте­ками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художествен­ной выразительности. Так дошкольники разных возрастов с увлечением рассмат­ривают и обследуют натуру, предложен­ную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая рука­ми) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разны­ми приёмами особенности красок, бума­ги, карандаша, пастели, восковых мел­ков, ткани, листьев и других природных материалов.

    Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художест­венной деятельности детей в едином об­разовательном пространстве ДОУ откры­вает новый путь художественного освое­ния действительности в дошкольном детстве. В условиях интеграции изобра­зительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, ко­торое, с одной стороны, формирует твор­ческую личность каждого ребенка, обес­печивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореали­зации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчи­вых взаимодействий ребенка в сотвор­честве со сверстниками и взрослыми. Стержневым основанием каждого блока выступает художественный образ, кото­рый дети воспринимают в процессе зна­комства с произведениями искусства (подлинниками) и творчески создают в разных видах художественной деятель­ности.

    В интегрированном творческом про­цессе дети создают эмоционально-выра­зительные образы, самостоятельно вы­бирая вид деятельности, адекватные ма­териалы и способы. В дизайн-деятель­ности (Пантелеев Г.Н.) у дошкольников возникает потребность общения с ре­зультатами собственного творчества(ко­стюмы, декорации, игровые атрибуты, элементы интерьера и пр.). Между изобразительным искусством и продуктив­ной деятельностью детей устанавлива­ются интегративные взаимосвязи раз­ных видов и уровней (в т.ч. интегратив­ные формы изопространственных харак­теристик детского дизайна).

    Некоторые новые направления про­грамм «Истоки» и «Примерной програм­мы воспитания, обучения и развития де­тей раннего и дошкольного возраста», связанные с художественным творчест­вом: «Изобразительное искусство и дет­ский дизайн», «Дети в музее изобрази­тельного искусства» - актуализируют интеграционные процессы в ДОУ; повы­шают эффективность комплексирования видов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности детей.

    В эстетическом развитии детей цент­ральной является способность ребенка к восприятию художественного произве­дения и самостоятельному созданию но­вого образа (в рисунке, лепке, апплика­ции, конструкции, сочинительстве), ко­торый отличается оригинальностью, ва­риативностью, гибкостью, подвижнос­тью. Эти показатели относятся как к ко­нечному продукту, так и к характеру про­цесса деятельности. Интегрированный подход позволяет:

» оптимизировать художественное вос­питание в ДОУ;

» улучшить качественные характеристи­ки образов, создаваемых детьми; » повысить креативность, инициатив­ность, самостоятельность и ответст­венность каждого ребенка (базисные характеристики личности).

    В ходе экспериментального исследо­вания, проведённого сотрудниками ла­боратории эстетического развития до­школьников Центра «Дошкольное детст­во» им. А.В. Запорожца под руководст­вом Тарасовой К.В., получило подтверж­дение положение научной гипотезы, со­гласно которому на каждой возрастной ступени дошкольного детства интегри­рующей основой детской изобразительной деятельности выступает ведущая ху­дожественная способность:

» в 3-4 года - способность к цветовому восприятию и активное освоение цве­та как основного средства художест­венной выразительности;

 « в 4-5 лет - способность к восприятию формы как основному художествен­но-выразительному средству и к са­мостоятельному формообразованию;

 » в 5-6лет - способность к восприятию композиции и освоению композиции как средства художественной вырази­тельности.

    В ходе эксперимента была разработа­на модель интегрированного культуросообразного образовательного прост­ранства в ДОУ на основе целесообразно­го комплексирования разных видов изо­бразительных искусств и художествен­ной деятельности детей разных возраст­ных групп. (В настоящее время модель уточняется и описывается.)

    На основе модели культуросообразного образовательного пространства разрабо­тана и апробирована вариативная прог­рамма «Интеграция видов изобразитель­ного искусства и художественной дея­тельности в детском саду как путь станов­ления основ художественной культуры» для детей младшей, средней и старший групп ГОУ (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Пантелеева Л.В., Пантелеев Г.Н.).

    Разработаны и апробированы различ­ные варианты интеграции занятий худо­жественно-эстетического цикла. Назовём некоторые из них, наиболее распростра­ненные и удобные для проведения в усло­виях типового дошкольного учреждения:

а) занятия по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной те­мы (одного образа) последовательно друг за другом, что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий про­межуток времени;

б) одно занятие объединяет два (реже три) вида изобразительного искусства;

в) на одном занятии дети знакомятся с произведением одного вида искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого (или других) видов искусства.

    Исходя из: интеграции изобразительных видов художественной  деятельности детей (путь становлении культуры и художественного развития каждого образного образа - интегрально по содержанию),  решающую роль мы отдаем эстетической специфике, диалога, российской культуре.

    Содержательной основой современ­ного детского сада, соответствующей требованиям современного педагоги­ческого мышления и национальному уст­ройству России, может быть культуросообразное образовательное простран­ство. Исходя из этого, острота проблемы интеграции изобразительных искусств и разных видов художественной деятель­ности детей в ГОУ рассматривается как путь становления основ художественной культуры и художественно-творческого развития каждого ребенка. Культуросообразное образовательное пространство - интегральное по своей форме и гуман­ное по содержанию - призвано сыграть решающую роль в возникновении систе­мы эстетического воспитания, отвечаю­щей специфике межкультурной интегра­ции, диалога, этнического своеобразия в российском культурном контексте.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!