Общая характеристика эстетического отношения детей дошкольного возраста



    В психолого-педагогической литера­туре на сегодняшний день нет полного научного описания особенностей эсте­тического отношения детей дошкольно­го возраста. Следует заметить, что суще­ствуют разные точки зрения на сам факт возможности его существования в дан­ном возрасте; от полного отрицания к признанию наличия элементарного уровня и до характеристики рассматри­ваемого периода как сензитивного для формирования эстетического отноше­ния. Ориентируясь на третью позицию, мы учитываем особенности эстетичес­кой интенции детей дошкольного возрас­та, выявленные Бакушинским А.В., Ветлугиной Н.А., Выготским Л.С., Казаковой Т.Г., Комаровой Т.С., Кудрявцевым В.Т.„ Мелик-Пашаевым А.А., Мясищевым В.Н., Пантелеевым Г.Н., Поддьяковым Н.Н., Флериной Е.А. и др.

    Согласно данным исследований, дош­кольник открыт для восприятия и прис­воения правил отношений с окружаю­щим (Лихачёв Б.Т.), главное из которых можно определить как «родственное внимание к миру», «неотделение себя от внешней среды», «слитость с нею» (Мелик-Пашаев А.А.).

    Наиболее характерная особенность эстетического отношения ребёнка дошкольного возраста - непосред­ственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной си­туации; неотделимость эмоций от про­цессов восприятия, мышления и вообра­жения; объединение впечатлений на ос­новании общего эмоционального тона.

    Эстетическому отношению дошколь­ника присущи особая зоркость и впечат­лительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить ду­шой) всё окружение. При этом эстети­ческое отношение (как и все прочие ви­ды отношений) характеризуется ситуа­тивной мобильностью, легко меняется контрастно под влиянием проходящего эмоционального состояния; тесно слито с поступком и реакцией (Мясищев В.М.). Специфика формирования эстетичес­кого отношения на этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия мира ребёнком (Бакушинский А.В.) и обусловливается особенностями его внутреннего мира такими, как:

»  повышенная эмоциональная отзывчи­вость;

» синкретичность мировосприятия; «острота видения (Некрасова-Каратае­ва О.Л.);

» глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и но­визной (Ушинский К.Д.); » искренность, правдивость, содержа­тельность, яркость, красочность восп­ринимаемых и создаваемых образов; »стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира (Поддьяков Н.Н., Флерина Е.А.).

    Становление эстетического отноше­ния у дошкольников происходит на ос­нове практического интереса в разви­вающей деятельности. Катарсический эффект реализуется в активном учас­тии, а нее созерцательном сопережива­нии. Основу эстетической активности при этом составляет «сложная дея­тельность чувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий «путём вторичного творческого синтеза» сам строит и создаёт эстетический объект.

    Сегодня вопрос о детском художест­венном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребёнка ов­ладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит пси­хику восхождению» (Выготский Л.С.), следовательно, оказывает самое непос­редственное влияние на развитие эсте­тического отношения. Основной побуди­тель эстетической активности - стремле­ние ребёнка к деятельному познанию ок­ружающего и его активному творческому отображению (Флерина Е.А.). Таким об­разом, основу эстетического отноше­ния дошкольника составляют «три ки­та» - эмоциональность, интерес, ак­тивность.

    Исследования последних лет показа­ли, что формирование личности ребён­ка, включающее становление собствен­ного отношения (в т.ч. и эстетического) к предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с пер­вых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот «узелок» (Леонтьев А.Н.), в котором соединяются эти составляющие (Авдеева Н.Н., Мещеряко­ва С.Ю., Лисина М.И.).     Физиологическую основу способности к эстетическому ос­воению окружающего составляет зри­тельно-тактильно-кинестетическая связь вместе с оптико-вестибулярной установ­кой как ядро сенсорной организации че­ловека (Ананьев Б.Г.). На ранних этапах детства подготовительную функцию развития способности к собственно эс­тетическому отношению выполняет предметная деятельность. Далее эта способность формируется на основе фундаментальной человеческой спо­собности к мышлению и речи, создавая условия для появления самой возмож­ности эстетической интенции уже в дошкольном детстве (Карасев Л.В.).        

    В научной литературе более полно представлены особенности начального этапа становления эстетического созна­ния. Известно, что ребёнок рождается с функциональной асимметрией мозга и на протяжении всего дошкольного детст­ва воспринимает действительность по преимуществу в образно-чувственном ключе с общей ориентацией на образно-наглядное освоение мира. В онтогенезе первой формой эстетического опыта выступает аттрактивное (привлекатель­ное), формирующееся на основе удо­вольствия, имеющего физиологическую природу. Установлено, что элементарные эстетические реакции (на цвет, сияние и др.) связаны с повышением в мозгу со­держания эндогенных эндорфинов - вы­рабатываемых мозгом веществ, похожих по своему составу и действию на мор­фий (Симонов П.В., Ершов П.М.). Эти элементарные эстетические реакции яв­ляются фундаментом развития эстети­ческого отношения.

    Эстетическое отношение складывает­ся и существует на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воз­действию света, цвета, звука, ритма -всего того, что ребёнок непосредствен­но воспринимает органами чувств и что делает его потенциально предрасполо­женным к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.

    В трёхлетнем возрасте наблюдаются «первые ростки» качественно нового способа отношения к действительности ~ эстетического, предпосылками становле­ния которого, помимо вышесказанного, выступают: способность к выработке «ус­тановки на воображение» (Натадзе Р.), осознание «невсамделишного характе­ра» своих снов (Валлон А.), различение мечты и реальности.

    К четырём годам ребёнок осваивает две пары мировоззренчески-эстетичес­ких категорий: «привлекательное-не­привлекательное», «волшебно-доброе - волшебно-злое», в результате чего в его

интеллектуально-эмоциональной сфере спонтанно формируется фонетический образ бинарной картины мира.

    К пяти-шести годам наступает новая фаза эстетического развития, характе­ризующаяся большей степенью осознан­ности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстети­ческий опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.

    В старшем дошкольном возрасте про­исходит наиболее активное усвоение ре­бёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобрази­тельными материалами, а также позна­ние окружающего и формирование эсте­тической «картины мира», что подтверж­дается данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиоло­гические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практичес­ких и художественных способностей.

На протяжении всего дошкольного детства развитие высших человеческих функций обусловливается, прежде всего, состоянием эмоциональной сферы ре­бёнка (Витт Н.В., Запорожец А.В., Коше-лева А.Д.). Именно эмоции выступают в виде процессов, осуществляющих пер­вичную форму регуляции поведения и деятельности ребёнка, его ориентировки в окружающем мире.

Чрезвычайно важным моментом при этом является вопрос содержания, в свя­зи с которым возникает эмоция, и то, как ребёнок действует с этим содержанием. Содержание, которое ребёнок осваива­ет, являясь чрезвычайно разнообразным и сложным,... входит в мир ребёнка эмо­ционально-окрашенным или с опреде­лёнными эмоционально-оценочными метками: опасно-неопасно, приятно-страшно и т.д.

    Так, например, известно, что полное отсутствие эстетических эмо­ций приводит в дошкольном возрасте к депривации Я-образа (Волтивец С.В.).

    В процессе усвоения социальных норм и требований на фоне эмоционального комфорта ребёнок приобретает систему ценностей и научается регулировать своё поведение (деятельность), а также строить свои отношения в соответствии с этими ценностями.

    Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоциональ­но-ценностное содержание. К 5-7-лет­нему возрасту дошкольник при благоп­риятных условиях уже имеет элементар­ные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувство­вать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчест­ву на основе усвоенных средств художе­ственного выражения развития продук­тивного воображения.

    Анализ особенностей эстетического развития ребёнка показывает, что на этапе дошкольного детства возможно и необходимо формирование эстетичес­кого отношения к окружающему миру и самому себе как части мироздания. Оп­тимальный путь для реализации этой це­ли - формирование эстетического отно­шения к искусству и посредством искус­ства, что позволяет уже на ранних этапах онтогенеза моделировать идеальный об­раз мира, идеальный образ «Я».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!