Система занятий по изобразительной деятельности в ГОУ: виды занятий и количество учебных часов
Группа ГОУ
| Виды изобразительной деятельности
| Кол-во часов
| |||
Лепка | Аппликация | Рисование | неделя | год | |
Ранний возраст | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Младший возраст | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Средняя группа | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Старшая группа | 1 | 1 | 1 | 3 | 96 |
Подготовительная | 1 | 1 | 1 | 3 | 96 |
к школе группа |
Эстетическое отношение как интегральная категория эстетики и художественной педагогики
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания детей понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать выразительные художественные образы.
Эстетическое отношение рассматривается как метакатегория художественной педагогики, интегрирующая такие эстетические категории, как:
* эстетические эмоции, чувства, переживания и состояния, которые выражают эмоционально-чувственное освоение действительности (эмоциональный компонент эстетического отношения);
*эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира (гносеологический компонент эстетического отношения);
|
|
* эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют все многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способов их удовлетворения (аксиологический компонент эстетического отношения):
* эстетические деяния, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, а также как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне (деятельностный компонент эстетического отношения).
Следовательно, нам необходимо уяснить природу, специфику и структуру эстетического отношения – самого спорного и сложного вида социальных отношений.
Природа эстетического отношения.
Природа эстетического отношения заключается, прежде всего, в его социальном характере (Гегель Г., Кант И.). Опыт многовекового развития эстетической мысли показывает, что не может быть «эстетического вообще». Эстетические ценности и оценки, представления и идеалы, эстетические чувства и отношения всегда исторически детерминированы социальными условиями и практикой человека, направленной на освоение реальной действительности. Следовательно, сущность социального характера эстетического отношения есть проявление и выражение культурно-исторического развития человека.
|
|
Социальная природа эстетического отношения обусловливает его объективную детерминацию (Гольдентрихт С.С., Ежов В.С.). Эстетическое отношение невозможно без эстетических предметов или явлений, существующих реально или в образах фантазии. Отношение является эстетическим в том случае, если оно отражает эстетические качества объективной действительности. Помимо внешней объективации, оно обладает возможностью объективации внутренней, когда субъект эстетического отношения, объективируя в конкретно-чувственном предмете своё эстетическое состояние, превращает его в объективную реальность (например, художественное произведение). Возникновение эстетического отношения - явления объективного - связано со специфической социальной ситуацией, которая:
1) задаёт отношение цели к результату деятельности и тем самым определяет характер отношений человека к действительности;
2)создаёт установку на снятие чувства зависимости человека от различных внешних сил и на должное различение противоречий в реальной деятельности;
|
|
3) создаёт «заказ» для художественной деятельности;
4) обусловливает характер моделирования реальности в объекте эстетического отношения;
5)определяет условия для адекватного отражения эстетического объекта воспринимающими.
В развитой классификационной системе социальных отношений эстетическое отношение выступает как существенное и необходимое и занимает определённое место: наряду с отношениями утилитарными и ориентировочно-познавательными составляет вторую (более древнюю по происхождению) устойчивую («вечную») группу, в отличие от входящих в первую, - производственных, политических, нравственных и правовых отношений.
Эстетическое отношение как всякое идеальное явление представляет собой не какой-то конкретный предмет, качество или вид деятельности. Оно реально и объективно проявляется в форме деятельного сознания как деятельная способность человека. Через эстетическое отношение проявляются и реализуются субъективная активность и целеполагающая деятельность, направленные на удовлетворение основных, исторически сложившихся потребностей существования и прогрессивного развития человека и общества.
|
|
Раскрытие природы эстетического отношения состоит в ответе на вопросы: какие противоречия субъективного мира оно разрешает; какие способности субъекта формирует, и в каком качестве входит в реальную деятельность субъекта (Замбровский Б.Я.).
Природа эстетического отношения заключается в разрешении противоречия «между сущностью и существованием человека» (Наконечная О.П.). В его основе, согласно взглядам представителей современной философии, лежит внутренний мотив - потребность самоутверждения человека как родового существа.
Эстетическое - продукт свободы человеческого «Я». В сложном эстетическом отношении к миру доминирует основная потребность человека как представителя рода - стремление к осмыслению или приданию смысла своей деятельности и своему существованию в мире. Если утилитарное отношение исходит из потребности в собственном благе, то отношение эстетическое основывается на стремлении к самопознанию, самоутверждению, совершенствованию себя и общества через созерцание, оценку, переживание, созидание и творчество. Эстетическое отношение - это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение, осознание самоценности и ценности мира. Таким образом, в эстетическом отношении происходит распредмечивание человеком своей человеческой сущности и «... в максимальной степени выражается осознанное стремление к полному и всестороннему развитию сущностных сил...» (Ежов 6.С., Лейзеров Л.Н., Киященко Н.И.).
Эстетическое отношение - общезначимое и общечеловеческое (универсальное) отношение, присущее всем людям и только людям, но существующее независимо от воли и сознания своих носителей. «Опыт отношений является социально-историческим продуктом и формируется, независимо от сознания и воли людей» (Раппопорт С.Х.). Становление эстетического отношения и в филогенетическом, и в онтогенетическом плане происходит в процессе освоения действительности посредством практики, общения и воспитания.
Всеобщность эстетического отношения обусловливается общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с которым оценивается объект, и универсальной коммуникативностью самого эстетического отношения. Однако всеобщий идеал и универсальная коммуникативность эстетического отношения приобретают значение внутреннего императива личности.
В развитой классификационной системе социальных отношений эстетическое отношение выступает как существенное и необходимое и занимает определённое место: наряду с отношениями утилитарными и ориентировочно-познавательными составляет вторую (более древнюю по происхождению) устойчивую («вечную») группу, в отличие от входящих в первую, - производственных, политических, нравственных и правовых отношений.
Эстетическое отношение как всякое идеальное явление представляет собой не какой-то конкретный предмет, качество или вид деятельности. Оно реально и объективно проявляется в форме деятельного сознания как деятельная способность человека. Через эстетическое отношение проявляются и реализуются субъективная активность и целеполагающая деятельность, направленные на удовлетворение основных, исторически сложившихся потребностей существования и прогрессивного развития человека и общества.
Раскрытие природы эстетического отношения состоит в ответе на вопросы: какие противоречия субъективного мира оно разрешает; какие способности субъекта формирует и в каком качестве входит в реальную деятельность субъекта (Замбровский Б.Я.).
Природа эстетического отношения заключается в разрешении противоречия «между сущностью и существованием человека» (Наконечная О.П.). В его основе, согласно взглядам представителей современной философии, лежит внутренний мотив - потребность самоутверждения человека как родового существа.
Эстетическое - продукт свободы человеческого «Я». В сложном эстетическом отношении к миру доминирует основная потребность человека как представителя рода - стремление к осмыслению или приданию смысла своей деятельности и своему существованию в мире. Если утилитарное отношение исходит из потребности в собственном благе, то отношение эстетическое основывается на стремлении к самопознанию, самоутверждению, совершенствованию себя и общества через созерцание, оценку, переживание, созидание и творчество. Эстетическое отношение - это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение, осознание самоценности и ценности мира. Таким образом, в эстетическом отношении происходит распредмечивание человеком своей человеческой сущности и «... в максимальной степени выражается осознанное стремление к полному и всестороннему развитию сущност-ных сил...» (Ежов В.С., Лейзеров Л.Н., Киященко Н.И.).
Эстетическое отношение - общезначимое и общечеловеческое (универсальное) отношение, присущее всем людям и только людям, но существующее независимо от воли и сознания своих носителей. «Опыт отношений является социально-историческим продуктом и формируется, независимо от сознания и воли людей» (Раппопорт С.Х.). Становление эстетического отношения и в филогенетическом, и в онтогенетическом плане происходит в процессе освоения действительности посредством практики, общения и воспитания.
Всеобщность эстетического отношения обусловливается общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с которым оценивается объект, и универсальной коммуникативностью самого эстетического отношения. Однако всеобщий идеал и универсальная коммуникативность эстетического отношения приобретают значение внутреннего императива личности. Следовательно, в природе эстетического отношения - органическое слияние личного и общественного, взаимопроникновение индивидуального и всеобщего.
Логико-гносеологическая природа эстетического отношения выявляется в особом характере освоения действительности, предполагающем специфическое чувственно-эмоциональное познание человеком мира (Ларьков А.П., Лабковская Г.С.). Эстетическое отношение является результатом предварительной мыслительной обработки человеком объекта его эмпирического познания, посредством которой человек постигает и переживает жизнь в её собственной общественной сущности, и посредством которой человеком постигается его присутствие-бытие в этом мире (Тофтул М.Т.).
Психологическая природа эстетического отношения обусловливается психологической природой отношения вообще. Научные понятия, раскрываемые через категорию «отношение», подчёркивают его значимость: «личность - человек в его отношениях к действительности», «характер - единство отношений и способов их осуществления» (Мясищев В.Н.). Согласно концепции отношений личности Мясищева В.Н., эстетическое отношение входит в психологическое ядро личности и, наряду с другими видами отношений, определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, специфику поведенческих реакций на внешние воздействия... В соответствии со сферой рассмотрения, эстетическое отношение входит в самостоятельный класс психологических понятий и определяется как общественное, целостное, внутрилично-стное, субъективно-оценочное, сознательно-избирательное.
Сущность эстетического отношения заключается в его диалогичном субъектно-объектном характере, воплощающем связь человека (субъекта) с предметами и явлениями (объектами) окружающего мира. В эстетической системе «субъект-объект» человек выступает субъектом и раскрывает себя как личность, обладающая возможностями самоутверждения и определёнными способностями:
» к осознанию действительности в форме объектов, существующих вне и независимо от него и от его отношений к ним;
» к осмыслению своего личностного отношения к миру и к познанию мира в связи с этим отношением к нему; v» к избирательному целенаправленному поведению, основанному на осознании себя, мира и своих к нему отношений, но ограниченному социальными условиями жизни, а также индивидуальными возможностями Тот факт, что опыт произведений искусства является адекватным только как живой опыт, говорит больше, чем что-либо, о связи между наблюдающим и наблюдаемым, о психологическом катексисе (сохранении, удержании) как условии эстетического восприятия. Живым эстетический опыт становится под воздействием объекта, в тот момент, когда произведения искусства сами оживают под взглядом созерцателя.
Специфика эстетического отношения.Уникальность эстетического отношения, осуществляющего неординарную, натуралистически и физиологически не интерпретируемую связь человека с окружающим, обусловливается его неутилитарным, аксиологическим и эмоциональным характером.
Неутилитарный характер. Эстетическое отношение как вид духовного общения не имеет утилитарно-практических целей и основывается на незаинтересованном интересе субъекта к эстетическому объекту. Бескорыстное и материально не заинтересованное эстетическое отношение исключает потребительский подход к окружающему, предполагая наличие эстетической «дистанции» между объектом и субъектом. Эта особенность эстетического отмечена авторитетами в истории эстетической и философской мысли (Аристотель, Гегель Г., Кант И., Хатчесон Ф., Фейербах Л.). Эстетическое отношение представляется как любование прекрасными предметами без желания обладать ими (Хатчесон Ф.), как особая бескорыстная связь субъекта и объекта, свободная от всякого практического интереса (Кант И.). Специфика художественного интереса усматривается в том, что он «оставляет свой предмет существовать в его для себя-бытии, тогда как вожделения разрушают его, извлекая из него пользу» (Гегель Г.). Особость эстетического чувства представляется вне связи с потребностью, когда оно возвышается до самостоятельного теоретического смысла и достоинства (Фейербах Л.).
Эмоциональный характер. Помимо бескорыстия, специфику эстетического отношения составляет эмоциональность. Эстетическое - «всё то, что оказывается способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную» (Чиаурели В.). В эстетическом отношении человек оценивает действительность по личностным смыслам (Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н.). Носителями личностного смысла при этом являются эмоции - психические образования, приспособленные к решению задач общественной практики в эстетической системе «субъект-объект».
Эстетические эмоции относятся к эмоциям высшего уровня и, следовательно, образуются на основе обобщения множества жизненных впечатлений как результат долгого общения с различными объектами в различных обстоятельствах (Раппопорт С.Х.). В гносеологическом плане они обладают возможностями отражения, обобщения и концентрации видового опыта человечества, складывающегося и обогащающегося в процессе общественно-пре-1ательной деятельности.
Эстетические эмоции «суть умные эмоции» (Выготский Л.С.) в большей степени принадлежат к области интеллектуальной, чем к аффективной, отличаясь по своей природе и характеру протекания от эмоций внеэстетического порядка. Они проявляются не в «сжимании кулаков и дрожи», а разрешаются преимущественно «в образах фантазии» (Выготский Л.С.). Характерной особенностью эстетических эмоций является то, что они могут возникать в умственной сфере (без внешнего стимула), обладать в своём развитии относительной самостоятельностью и быть исключительно устойчивыми.
Кэрролл Э. Изард показал, что интерес играет важнейшую роль в развитии артистических и эстетических форм деятельности. Для того, чтобы стать художником, артистом, человек с раннего детства должен быть заинтересован в формировании и развитии соответствующих навыков... Освоение технической стороны само по себе требует большой мотивации и значительных затрат энергии, но одних технических навыков ещё недостаточно. Ребёнок играет или отрабатывает навык только потому,что ему интересно делать это. Победа в игре, освоение тех или иных навыков вызывают у него радость. Радость позволяет ему расслабиться, отдохнуть от бурной активности, мотивированной интересом... Даже у взрослого человека стремление к цели и усилия, необходимые для её достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает у него не меньшую радость, чем у ребёнка. Радость даёт нам возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает нам новые перспективы, которые вновь пробуждают в нас интерес, воодушевляют нас.
Вессман и Рикс дали следующее описание роли интереса в эстетической и интеллектуальной деятельности: «Эмоция интереса зачастую пробуждается раньше других аффектов и, видимо, является составным элементом любого события или мыслительного акта, достаточно важных для того, чтобы быть зарегистрированными сознанием. «Чистейшее» и самое яркое проявление интереса обнаруживается в тех состояниях завороженной поглощённости, которые характерны для интеллектуальных и эстетических форм деятельности. При наиболее полном развитии этого аффекта переживание возникает мгновенно и переживается как истинное, несомненное, оно захватывает человека, позволяя ему не замечать все то, что может отвлечь от цели, а целью является участие и достижение полного понимания».
Аксиологический характер. Эмоциональное отношение человека к миру порождает новое свойство материальных объектов - бытийность - и тем самым создаёт надприродное явление - ценность. Аксиологический аспект отношения, составляющий уже более века предмет философии, эстетики, истории, этнографии и психологии, раскрывает не ценность вообще, а отношение (прежде всего, эстетическое) человека к этой ценности (Каган М.С., Столович Л.Н., Марнет Г.).
Ценность, к которой не обращено отношение оценивающего человека, не есть ценность. Ценность - это ипостась, форма данности (наподобие кантовского «мира явлений»), появляющаяся как результат там, где складываются отношения человека с предметным миром и раскрываются свойства предметов через их значимое отношение к человеку. «Она выражает сопряжённость внешнего (объективного) мира с миром внутренним (субъективным), представленных в совокупности потребностей, целей, желаний, норм, идеалов, одним словом, в интенционально-проективной плоскости человеческого бытия» (Иванов В.П.).
Эстетическая ценность, превращаясь в противоположность утилитарной ценности, «предполагает известную свободу от непосредственной материальной потребности и требует бескорыстного к себе отношения» (Столович Л.Н.). Ценность осознаётся в акте оценки. В науке сегодня существуют различные точки зрения на её содержание и значение. Одни исследователи принимают оценку, но понимают её как реализацию существующей в предмете ценности и не признают аксиологический характер эстетического отношения как такового (Столович Л.Н.). Другие, в связи с акцентировкой ценностной сущности эстетического отношения, рассматривают оценку как негативное явление, «неприятие каких-то сторон жизни... отказ от познавательной установки, от желания понять, вместить весь мир в целом» (Москаева А.). Наибольшее признание получила точка зрения, представляющая оценку как выражение субъективного отношения к ценности, ценностную реакцию индивида на меру соответствия предмета (явления) его потребностям или потребностям общества (Лупан С.Г.). Согласно этой позиции, эстетическая ценность как объективное явление не создаётся в акте оценки, но существует только в процессе оценки.
Следует заметить, что, приобретая опыт ценностного эстетического отношения, человек может развить способность ценностного суждения, безотносительного к актам непосредственной оценки. «В художественно-эстетическом мышлении ценностное суждение приобретает категориальный статус, способствуя более, чем где-либо, утверждению всеобщности ценностных отношений людей к миру...» (Лупан С.Г.). Человек, развитый эстетически, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактом своего существования. Тем самым эстетическое отношение обусловливает ценностное единство внешнего мира, культуры и сокровенного мира личности.
Сокровенный мир (доминанта духовного мира личности) рассматривается в
философии как отношение к себе, преломлённое через отношение к миру и обретающее форму развитого самоощущения, самовоспитания, самосознания, самооценки на личностном, ценностно-проективном уровне. Эстетическое отношение при этом раскрывает всю систему мироощущения личности, оправданности ею своего бытия в самых разных проявлениях; к признанию способностей человека проникать в это единство, осознавать его, переживать и таким образом связывает личность как целое с миром и культурой. В эстетическом отношении связь человека с миром действительно становится гармонической, система их взаимоотношений приобретает уравновешенный характер, все конфликты снимаются, человек находит такую точку зрения на реальное, при которой его удовлетворяет именно наличие её бытия.
Эстетическое отношение как универсальное с необходимостью включает в себя гуманистическое проявление нравственного (Битаев В.А., Еремеев А.Ф.). Гуманистическая ориентация эстетического отношения проявляется в том, что человек не противопоставляет себя окружающему миру, не относится к нему как к чему-то чуждому, внешнему, чему-то такому, что живёт по особым законам, а напротив, остро ощущает свою сопричастность ко всему окружающему, глубочайшее единство и родство с людьми и природой; чувствует, что сам он - неотъемлемая частица мирового бытия. С другой стороны - и мир для него становится как бы живым продолжением себя (Мелик-Пашаев А.А.).
Таким образом, установление внутреннего родства в бескорыстной субъектно-объектной связи и эмоциональное переживание непреходящей ценности этой родственности обусловливают спецификацию эстетического отношения и обеспечивают его гармонический характер.
Структура эстетического отношения.Наиболее дискуссионный вопрос структуры эстетического отношения не имеет на сегодняшний день цельного систематического изложения в научной литературе. Это объясняется как структурной сложностью самого изучаемого явления, так и разноплановостью методологических установок, содержательных аспектов, исследовательских подходов. Прежде всего, необходимо отметить, что эстетическое отношение рассматривается в двух смыслах: в узком -как субъективное эмоциональное состояние, отклик на эстетический объект, завершающая фаза эстетического восприятия или творческого процесса; в широком - как объективное социальное явление (духовная связь человека с миром), предполагающее, помимо эмоционального состояния, эстетическое познание, оценку и деяние.
При первом подходе эстетическое отношение предстаёт однокомпонентной структурой и соответствует эмоциональному состоянию или эстетическому чувству. Данная трактовка «омертвляет» природу эстетического отношения, лишая его диалектики субъектно-объектной связи.
Второй, наиболее состоятельный и перспективный, подход предполагает изучение эстетического отношения как сложной многокомпонентной структуры. Эстетическое отношение определяется как основополагающая метакатегория эстетики, интегрирующая более частные понятия - такие, как «эстетическое восприятие», «эстетическое переживание», «эстетическое чувство», «эстетический вкус», «эстетический идеал», «эстетическая оценка», «эстетическое суждение» и т.д., которые обозначают определённые способы эстетического освоения действительности, но формируются, проявляются и обретают свою сущность только в эстетическом отношении.
Наиболее целесообразной представляется четырехзвенная модель, включающая гносеологический, аксиологический, эмоциональный и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи, что отвечает интегрирующему характеру эстетического отношения, в котором:
» эмоциональный компонент, включающий эстетические эмоции, чувства, переживания, состояния и т.д., выражает эмоционально-чувственное освоение действительности;
» гносеологический компонент, объединяющий эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, обеспечивает эстетическое познание мира;
» аксиологический компонент, охватывающий эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, составляет всё многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способностей их удовлетворения;
» деятельностный компонент, представляющий собой разного рода эстетические деяния, выступает как продуктивный результат эстетического освоения, а также как предпосылка к новым актам познания, оценки, чувствования на более высоком уровне.
В данной структуре эстетического отношения каждый из составных компонентов важен по-своему. Неправомерно говорить об универсальном доминировании одного или другого.
По-видимому, характер взаимосвязи структурных компонентов эстетического отношения в филогенетическом плане обусловливается уровнем развития общества и типом культуры, а в онтогенетическом - возрастным периодом, особенностями мышления, воображения, характера, направленности, способностей личности и, в конечном счёте, - сферой деятельности и областью интересов конкретного человека.
Подытоживая всё вышесказанное, можно сформулировать рабочее определение эстетического отношения, раскрывающее его природу, специфику и структуру в целом.
Таким образом, эстетическое отношение рассматривается как социально-духовная взаимосвязь личности с миром, проявляющаяся в самоутверждении (самопознании, самовыражении, самореализации) посредством гуманистически ориентированного чувствования, познания, оценивания и созидания эстетической действительности.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!