Деятельностный подход к формированию эстетического отношения
Становление и формирование эстетического отношения в онтогенезе определяется параллельными процессами усвоения и создания культуры (Неменский Б.М., Новикова Л.И., Савенкова Л.Г., Юсов В.П.).
Культура, искусство, теория эстетического воспитания исследуются на современном этапе философского осмысления способа бытия в ключе всеобщей технологии человеческой деятельности. В психологии получил развитие деятельностный подход (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.К. и др.), согласно которому деятельность рассматривается как основа и условие развития психики ребёнка. Исходя из этого, можно утверждать, что эстетическое отношение формируется только в соответствующей деятельности - эстетической.
Согласно деятельностному подходу, эстетической деятельностью можно назвать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры. Художественная деятельность при этом выступает как наиболее специфическая область эстетической деятельности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей на ранних этапах онтогенеза, что обосновано в исследованиях эстетиков, педагогов, психологов. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических предметных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
|
|
Торшилова Е.М. обосновывает философскую точку зрения, согласно которой эстетическая деятельность понимается как духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Торшилова Е.М. мыслито форме какуни-еерсальной категории («форме вообще») и о формообразующей доминанте в процессе познавательной, продуктивной рефлексивной и коммуникативной деятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности. При таком подходе целью эстетической деятельности является гармоническая диалектика очищения формы и одухотворения её: «...Чем чище и совершеннее форма, тем выше и абсолютнее её духовный смысл... Во многих областях художественной культуры и видах искусства сложилась идея Красоты как чистой формы, равной духу, осмысление которой связано с постепенным преодолением соблазна чувственности с её эмоциональной непосредственностью и простотой воздействия». Согласно взглядам Е.М. Торшиловой, форма в таком её понимании обладает качествами всеобщности и гармоничности, что позволяет считать её наиболее чистым носителем эстетических значений. Такой факт подтверждён во многих кросскультурных исследованиях, когда дети и взрослые разных рас, национальностей и культурных регионов проявляли несомненное сходство эстетических предпочтений или эмоционально-эстетических реакций по отношению к эстетическим объектам разного конкретного содержания (к форме в широком смысле этого слова).
|
|
Эстетическое отношение наиболее успешно формируется тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Без опыта создания культуры, без практической деятельности искусство не становится Учителем ребёнка, формируя лишь потребительское отношение (Мелик-Пашаев А.А., Йеменский Б.М.).
|
|
Художественная деятельность предполагает формирование опыта творческой деятельности - необходимого и наиболее важного компонента эмоционально-ценностного отношения к миру (Лернер Я.).
Так, например, яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях. Доступность обусловливается простотой и лаконичностью форм, чёткостью очертаний (конфигураций) и членений частей, локальностью и чистотой цвета, стилизованностью элементов. Между тем, прямое заимствование детьми орнаментального, цветового пластического строя народных образов наблюдается редко. Скульптуры из глины и пластилина, коллажи и мозаики из цветных тканей, бумаги, камешков и др., вызывая ассоциации с первоисточником - гончарными изделиями, глиняной игрушкой, узорным ткачеством, вышивкой, - в то же время являются вполне самостоятельными работами детей, обогащёнными восприятием произведений народного искусства.
Итак, на основе деятельиостного подхода можно определить путь формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства через включение эстетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру.
|
|
В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность являет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (Бакушинский А.В., Поддъяков Н.Н.). Следовательно, художественная деятельность понимается как условие, средство - основа формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Проблема онтогенеза эстетического освоения действительности является чрезвычайно актуальной в плане формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. «Для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческим слоем в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность... свет разума не может ограничиться лишь одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности... творить в красоте» (Соловьёв В.). Искусство выступает при этом единственной формой человеческой деятельности, способной открыть и очеловечить универсальный характер эстетической культуры и в конечном счёте -эстетического отношения. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру возможно и необходимо начинать на ранних этапах онтогенеза - ступени раннего и дошкольного детства.
Как показывают исследования Запорожца А.В., к концу первого года жизни произвольные движения, связанные с ручными операциями, достигают у ребёнка относительно высокой степени развития и дифференциации и благодаря упрочению образовавшихся в раннем онтогенезе связей приобретают такую правильность и автоматичность функционирования, что напоминают в этом отношении врождённые, безусловно-рефлекторные акты.
Как отмечает Шемякин Ф.Н., уже на начальном этапе двигательные функции руки развиваются в единстве с её сенсорными функциями. По данным Кекчеева К.Х., на протяжении детства интенсивно развивается проприоцептивная чувствительность, играющая столь важную роль в регуляции движения. Вместе с тем развивается и тактильная чувствительность, позволяющая ребёнку всё более точно приурочивать моторные функции к предметным условиям действия. Наконец, и глаз, выступающий вначале в роли лишь инициатора движений, начинает затем принимать всё более деятельное участие в управлении ими по ходу действия. В результате работы всех этих афферентных систем, обслуживающих практическую деятельность, у ребёнка складываются образы осуществляемых движений, а также условий, в которых они должны быть выполнены.
Практика ручных операций вместе с практикой перемещения в пространстве приводит не только к образованию частных сенсорных комплексов, отражающих особенности отдельных моторных актов и специальных условий их осуществления, но и к формированию «сенсорных синтезов» (Бернштейн Н.А.) несравненно большей широты и степени обобщённости..., в основе которых лежат сложнейшие системы межанализаторных связей.
Развитие познавательных процессов -необходимое условие овладения ребёнком своими движениями. Овладение рукой как естественным орудием создаёт предпосылки для превращения её в орудие орудий, что даёт толчок к дальнейшему развитию мануальных движений. Изготовление и употребление орудий составляют специфическую особенность человека и являются необходимой принадлежностью общественно-трудовой деятельности. Даже у высших животных мы можем наблюдать лишь аналоги, но не гомологи этого явления. Если животные лишь недифференцированно используют в инстинктивной деятельности естественные средства в том виде, в каком их даёт природа, то люди в общественно-трудовой деятельности специально создают орудия, а затем используют в соответствии с их назначением. Каждый отдельный человек в ходе индивидуального развития получает от предшествующих поколений не только ряд готовых орудий, но и сложившиеся способы их употребления, которыми он должен овладеть.
Эти общественно сложившиеся способы употребления орудий, или, иначе говоря, орудийные операции, отличаются рядом специфических особенностей. Исследования Бернштейна Н.А. показали, что орудийные операции - это сложные динамические системы, в которых движение орудия в отношении обрабатываемого материала составляет ведущее звено, подчиняющее себе обслуживающие его движения руки.
Гальперин П.Я. установил функциональное различие средства и орудия: если первое является простым продолжением руки и применяется с помощью ручных операций, то последнее требует особых орудийных операций, при которых движения руки подчиняются логике движения орудия.
Поскольку человеческие орудия и способы их употребления имеют общественное происхождение, они представляются ребёнку как объекты усвоения, как то, чем он должен овладеть в процессе развития. Овладение орудийными операциями - длительный и сложный процесс.
Как показывает работа Туровской А.Е., овладение предметными манипуляциями создаёт у ребёнка необходимую основу для усвоения их словесных заменителей и придаёт последним более точное и определённое значение. В то же время вербализация, озвучивание манипуляций, способствует их дальнейшей дифференциации и позволяет впоследствии вызывать их второсигнально, что является уже признаком относительно высокого уровня произвольности.
Формы манипулирования предметами (выявленные Запорожцем А. В. и его учениками) ребёнок усваивает как путём подражания, так и в результате собственной практики.» Эти формы представляют собой дальнейшее развитие и дифференциацию ручных операций, что и подготовляет возможность овладения операциями орудийными. Формирование последних начинается тогда, когда ребёнок сталкивается в своей жизненной практике с настоящими орудиями, имеющими определённое общественно фиксированное назначение. К числу человеческих орудий следует отнести не только орудия производительного труда, но и более простые орудия домашнего обихода (например, ложку, вилку, нож и т.п.), имеющие определённое общепринятое устройство и служащие для определённых бытовых целей.
Исследование Гриневской Т.О. показало, что уровень овладения орудийными операциями зависит не только от возраста ребёнка, но и в первую очередь от накопленного им практического опыта.
Стадии (этапы) овладения орудийными операциями.
1.Этап предварительного овладения операцией. В результате показа и словесного объяснения у ребёнка создаётся представление о характере усваиваемой операции, его внимание привлекается к существенным условиям действия. При всём важном значении этого этапа здесь пока выясняется по преимуществу лишь внешняя картина усваиваемой операции. Что касается системы движений, необходимых для её выполнения, то она временно составляется из прежде усвоенных моторных компонентов, лишь приблизительно отвечающих новым требованиям. Только в ходе последующих практических упражнений движения ребёнка подвергнутся необходимой аналитико-синтетической обработке и будут приведены в соответствие с условиями задачи.
2. Этап практического овладения операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных. На первый взгляд, возможно парадоксальное увеличение количества проб и временных затрат, что объясняется тем, что несовершенные (однако хорошо знакомые приёмы работы) заменяются новыми, более совершенными, но менее освоенными, использование которых на первых порах снижает эффективность операции. К концу этапа ребёнок после ряда упражнений при первом приближении усваивает правильные приёмы работы. 3.Этап совершенствования усвоенной операции. Процесс усовершенствования усвоенной операции заключается, по-видимому, прежде всего в дальнейшем уточнении выработанных дифференцировок - как проприоцептивных, так и экстероцептивных. Вместе с количественными изменениями идёт и качественная перестройка процесса, которая называется автоматизацией действия. Здесь совершается переход от зрительной, а также второсигнальной регуляции движения, играющих ведущую роль на этапе первоначального овладения навыком, к регуляции кинестетической. Однако следует заметить, что в большинстве трудовых операций определённые моменты зрительного и второсигнального контроля сохраняют свою роль на любых стадиях автоматизации.
На ранних генетических стадиях нормального развития двигательных функций ведущую роль играет тактильно-кинестетическая афферентация, в дальнейшем возрастает роль афферентации зрительной, и, наконец, на более поздних ступенях развития непосредственные сигналы могут быть в какой-то мере замещаемы второсигнальными, словесными раздражителями (Запорожец А.В.).
Исследования Гиневской Т.О. свидетельствуют о том, что в зависимости от характера задачи не только повышается
общий уровень активности ребёнка, но и перестраиваются его движения, что в совокупности и вызывает увеличение их эффективности. Задача с наглядно заданными условиями побуждает детей дошкольного возраста к действию и к его активной подготовке в большей степени, чем задача с условиями, представленными в обобщённой словесной форме.
Но какое бы важное значение не имели формы репрезентации условий задачи и особенности информации, которую ребёнок в данных условиях получает, характеристика задачи этим ещё не исчерпывается. Наряду с формой репрезентации важное значение имеет предметное содержание задачи, а также структурные взаимоотношения между основными её составляющими (целью, средствами и другими условиями деятельности).
Что касается предметного содержания задачи, то, как показало исследование Эльконина Д.Б., эффективность движений, совершаемых ребёнком, тем выше, чем более содержательна стоящая перед ним задача, чем богаче её смысловая характеристика.
Особенности задачи, в частности её структура, влияют не только на количественные показатели обучения, но и на качественную характеристику формирующегося навыка. Для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, требуется, по-видимому, сместить цели деятельности ребёнка с её предметных результатов на способы их достижения. Поставленная таким образом задача (цель) определяет как процесс моторного обучения, так и особенности складывающихся двигательных навыков и умений.
Для примера приведём разработанную нами систему занятий по формированию художественного образа в лепке «аппликации детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Манипулирование (спонтанное экспериментирование).
Ребёнок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага лёгкая, плоская, она мнётся, рвётся, скручивается, её можно смять в комок и бросить, в воде она намокает; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек»(объемна), но её тоже можно изменить: оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать его к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Если же нарисовать на бумаге, «следы» остаются, их не удаётся удалить, как на глиняной платине. Таким образом, ребёнок исследует не только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.
Ассоциации. В какой-то момент при манипулировании с художественными материалами у ребёнка возникают ассоциации: «Похоже на змею», «Ой, как будто телефон!», «Посмотрите, у меня лодка получилась», «Как плюшка»и т. д. Взрослый «наталкивает» ребёнка на эту идею - поиск связи образов с картинами из окружающего мира («Что это у тебя получилось?» или «На что это похоже?») и тем самым ускоряет переход с доизобразительной ступени на изобразительную.
Переход к изображению. Отпечатки (следы) на снегу и песке дают ребёнку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы
могут сохранить образ как определённую информацию. Дети изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый Интерес. Какой след оставит вилка, если её вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина или комок глины? Отпечатки разных предметов - пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек -вызывают желание угадывать и загадывать загадки для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем ещё можно оставить такой «след»?» Обрывки и комки мятой бумаги - также повод для поиска образов.
Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой. Общее для всех детей - принципиально важное достижение - появление образа. Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе лепки и аппликации.
Понятие о целом и части. Способность к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для перехода ребёнка от ассоциаций и первых опытов с пластическими материалами (бумагой, глиной, тестом, пластилином) на изобразительный этап. Ребёнок отделяет от большого куска глины или пластилина маленькие кусочки - отщипывает, отрывает, откручивает, отрезает стекой; от листка бумаги отрывает или отрезает кусочки неопределённой формы, полоски. Затем пытается соединить их между собой или прикрепить к большому куску - прижимает, вдавливает, примазывает, приклеивает(способ крепления зависит от материала). Благодаря этим нехитрым пластическим действиям формируется важнейшее интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности. Путём проб и ошибок ребёнок делает важнейшие открытия. Он понимает, что целый кусок пластилина (или глины), лист бумаги можно разделить на разное количество частей и опять соединить в целое. Каждый раз форма целого изменяется при сохранении общего количества материала. При этом часть всегда меньше целого. Ребёнок делает вывод, что целое и его части не являются неизменным, застывшим, постоянным. В каждом случае разъединения и соединения как само целое, так и возможные его части обретают новую форму.
Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук.
Это представление формируется постепенно как своего рода основа освоения техники. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить их вылепить (вырезать). Или же попросить задумать и вылепить (вырезать) два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто и что есть что (жук и гусеница, яблоко и банан). Такие задания закрепляют стихийно формулирующееся у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребёнок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно вылепить и вырезать (или создать в технике обрывной аппликации).
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!