Выразительный образ как способ формирования эстетического отношения
Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность - как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений. Исходя из этого, основной задачей художественного воспитания дошкольников является научения оформлению мыслей и чувств в образах посредством конкретных материалов разных видов искусств.
Декоративно-прикладное искусство даёт ребёнку функциональные образы, близкие жизненному опыту, обладающее яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнительской техники. Изобразительное, в свою очередь, обогащает зрительные впечатления и, в целом, эстетический опыт (эстетическую апперцепцию).
|
|
В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.
Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности. Определены способности, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание.
Выявлены условия развития данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа.
|
|
В художественно-декоративной деятельности необходимо, чтобы дети овладели стилизованностью изображения, конструктивностью композиции, декоративностью колорита.
Проанализирован стиль детского художественного творчества, характеризующийся устойчивостью выразительных черт в передаче образа и «большой динамикой малого опыта».
Показана «осмыслительная» роль речи в художественном развитии детей: до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознаётся даже младшими школьниками (Люблинская А.А.).
Выделены стадии освоения художественного образа:
1. подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т.д.;
2. «возникновения образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах художественной деятельности.
Раскрыты средства и носители выразительности, освоив которые, дети могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, ассимметрия, динамика, пропорции и т.д.
|
|
Установлены показатели качества выразительного (художественного) образа:
» нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств,
» индивидуальный почерк,
» соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям,
А также сформулированы критерии выразительности образов:
» эмоционально-личностное отношение
к изображаемому,
» техническая грамотность,
» изобразительная самостоятельность, » оригинальность решения обобщённой трактовки образа.
В ряде исследований проанализированы возможности декоративно-прикладного искусства в формировании выразительного образа. Установлено, что произведения народного и декоративно-прикладного искусства доступны для восприятия и художественного творчества детей по его мотивам благодаря уникальному динамическому синтезу художественного образа и средств выразительности.
Колористическая выразительность. Цвет занимает особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми. Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных выразительных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено Мелик-Пашаевым А.А., обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости, и Пантелеевой Л.В., разработавшей методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также колористическими основами дизайна.
|
|
Освоение цвета как средства выразительности имеет свою динамику: от одноцветности через многоцветность к строгим отношениям цветов и усвоению законов цветосочетаний. На каждом этапе дети осваивают конкретные предметные действия, в результате чего складываются определённые компоненты способности к цветоощущению: внешнее соединение отдельных цветов - развёрнутое перцептивное их соединение (выделение отношений) - целостное совмещение смыслообразующих цветовых отношений в образах воображения (содержательное обобщение цветов).
Уже в дошкольном возрасте соотношение цветов в детской продукции становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам орнаментального или декоративного построения. В изобразительной и декоративной деятельности детей цвет выступает как средство выразительности в старшем дошкольном возрасте (при соответствующих педагогических условиях). К семи годам дошкольники могут передавать своё эмоциональное состояние и отношение к изображаемому через цветовой образ.
В современных исследованиях цвет как ведущее средство выразительности художественной деятельности старших дошкольников активно используется для диагностики уровня развития эстетических чувств, представлений, отношений, а также для выявления сформированности социальных умений и навыков. Основанием для этого служат как объективные причины: в цветоведении разработаны критерии, позволяющие контролировать организацию цветовых сочетаний (Оствальд, Манселл), так и субъективные факторы: дошкольник не может воспринять или создать соотношение цветов, пользуясь умозрительными критериями, - для этого требуется определённая сенсорная способность. Цветовое зрение относится и к высшему, и к примитивному отделам мозга (Беккер).
Различение цвета, его идентификация, обозначение и любая эстетическая реакция на него являются функциями коры головного мозга, следовательно, они в большей степени являются результатом развития и тренировки, чем инстинктивной и реактивной ответной реакцией.
Важным свойством цветов является их зависимость друг от друга. Хотя с физической точки зрения цветовой тон и яркость определяются длиной световой волны и освещенностью, объективного постоянства цвета при восприятии мы не наблюдаем. В зависимости оттого, какие у цвета непосредственные соседи, он может коренным образом меняться. Попытки систематического использования на практике такого эффекта предпринимались еще в XVIII веке, когда считалось, что трех признаков - тона, яркости и насыщенности - достаточно для задания произвольности цвета, и следовательно, чтобы определить место конкретного цвета в цветовой системе, достаточно иметь модель, построенную, исходя из этих и только этих трех признаков.
Для чего вообще нужны цвета? По-настоящему любопытным этот вопрос становится лишь в том случае, если мы не удовлетворимся ответом, что краски помогают осознавать и отождествлять объекты (что, впрочем, они и на самом деле делают) или что краски даны для большей радости жизни, которая создается возбуждением и гармонией. Если же мы, напротив, убеждены в том, что визуальные образы, будь то предметы искусства или что-то еще, служат для передачи когнитивных суждений об основных фактах, относящихся к человеческой деятельности, то вопрос, что же именно сообщают нам цвета, становится крайне актуальным.
Вопрос «Как мы видим цвет?» получает разные ответы в различных научных теориях.
На самом элементарном уровне различные цвета имеют в разных культурах свои определенные, строго зафиксированные смыслы. Историкам искусства хорошо известны стандартные цветовые коды в религиозных, светских или космологических представлениях, и даже сейчас, в современных условиях, вполне осмыслен вопрос, что значил для Винсента Ван Гога желтый цвет в 1889 году или какое значение имел голубой цвет для Пикассо в 1903 г.
Гете, один из самых тонких знатоков теории цвета, размышлял так: «Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний».
Познание мира ребёнком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребёнка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем, уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В практике дошкольного воспитания ещё довольно часто встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами (и формами) и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребёнка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребёнок знает, например, жёлтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый цвет как жёлтый.
Начиная с трехлетнего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования в разных видах деятельности.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах -общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, чёрный.
Хроматические цвета расположены в спектре в определённой последовательности: от красного к фиолетовому в зависимости от длины цветовой (электромагнитной) волны. Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых тонов (от красного до жёлтого) и холодных (от зелёного до фиолетового). Каждый хромагический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в ещё большей степени к названию оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).
Однако недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых тонов от сочетаний холодных.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи специально разработанной системы дидактических игр и упражнений (научная школа Л.А.Венгера), с сенсорным воспитанием, проводимым в разных видах детского художественного творчества (рисовании, лепке, аппликации, детском дизайне).
Композиционная выразительность. Композиция, ритм, а также связанные с ними темп и динамика являются побудителями и выразителями эстетического отношения в художественной деятельности детей дошкольного возраста. В исследованиях природы эстетических чувств и генезиса эстетического сознания высказано предположение о ритме как первооснове чувства красоты. Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского об особенностях и динамике чувства ритма в художественном творчестве детей, сделанные на основе анализа типических параллелизмов индивидуального и родового развития человека. В современных исследованиях по сенсорному воспитанию показаны возможности детей в освоении формы (Корзакова Е.И., Сохина В.П.), симметрии (Рогалева Е.С.), пропорций (Холмовская В.В.), длины (Лаврентьева Т.В.).
«Декоративный вкус» ребёнка очень рано побуждает к «украшательству» (Евкушинский А.В., Пантелеев Г.Н.). Первые узоры выполняются, как правило, в геометрическом стиле: орнамент имеет двигательно-зрительную основу построения и подчиняется простому ритму движения руки. По мере укрепления зрительного контроля над двигательно-осязательным ритмы усложняются - осуществляется переход к зрительно-двигательной фазе. В последующем усложнение форм и направлений орнаментизации обусловливается характером и уровнем развития зрительного восприятия: орнаментальные композиции перерастают в декоративные. Декоративным композициям детей старшего дошкольного возраста свойственны ритмическая упрощённость форм, тяготеющая к симметрии и статике (Флерина Е.А.). В содержательном плане этот путь идёт от игр с декоративной мозаикой через декоративную аппликацию к декоративному рисованию и участию в декоративном оформлении предметной, среды.
Смысловая выразительность. Смысловая выразительность детских работ обусловливается прежде всего уровнем знаний детей об окружающем мире и пониманием специфики того или иного вида искусства, а также умением создавать образы по мотивам и в технике разных видов творчества. Детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие и создание обобщённых форм бытовых предметов (посуда, одежда), игрушек, природных объектов (животных и растений) и явлений (дождь, снегопад, радуга, дождливая погода), архитектурных сооружений, сказочных существ, героев мультфильмов и человека (себя самого, родителей, друзей и т.д.).
При умелом руководстве разными видами детской художественной деятельности (рисование, аппликация, лепка, художественный ручной труд) старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру.
Итак, дети дошкольного возраста при адекватном руководстве со стороны взрослых осваивают образный «язык» изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 5-7-летнем возрасте они способны видеть материал и его физические свойства (плотность, фактуру, цвет), согласовывать форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с замыслом и общей гаммой колорита; использовать стилизованные народные мотивы в формопластике и декоре изделий.
В детских художественных работах эстетическая выразительность достигается при соблюдении следующих содержательных условий:
» обогащения и систематизации знаний об особенностях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и его выразительных средствах;
» формирования представлений о путях достижения образно-эстетической выразительности и разнообразных изобразительно-выразительных средствах (линия, пятно, цвет, колорит, композиция, орнамент);
» овладения детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, обобщёнными способами творческих действий в разных видах художественной деятельности;
» обеспечения взаимосвязи изобразительно-выразительных и трудовых (ручных) умений (ручной умелости);
» формирования потребности в достижении качественных результатов посредством использования адекватных средств выразительности и установки на перенос умений, приобретаемых в процессе обучения, в повседневную жизнь;
» использования вариативных форм и методов обучения, направленных на освоение средств выразительности и посильное создание детьми оригинальных художественных образов.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!