Детское художественное творчество и эстетическое отношение



    Изучение проблем творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, со­циологов в нашей стране и за рубежом.

    Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирова­ние детского творчества играет важней­шую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребён­ка, его потребностей и мотивов поведе­ния. Процесс детского развития, обус­ловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется своей собствен­ной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением.

    Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуаль­ной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребёнка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинно детс­кую самодеятельность, являющуюся яр­ким проявлением творчества детей (За­порожец А.В.).

    По мысли Парамоновой Л.А., каждая система обучения дошкольников, нап­равленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенно образного) и воображения, а также ов­ладения детьми произвольностью и сво­бодой поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определе­ние собственной задачи и способов её решения).

    По мысли Поддьякова Н.Н., основой творческой активности дошкольников является особая структура знаний и умственных действий, которая обеспе­чивает многоплановость взаимодей­ствия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опы­те ребёнка. Это ведёт к существенным, последовательно усложняющимся пере­стройкам как тех, так и других знаний, к получению новых.

    Так, исследования Поддьякова Н.Н. свидетельствуют о том, что усвоение детьми системы знаний, отражающей тот или иной объект в различных, нередко противоречивых аспектах, обеспечивает

гибкость, динамичность детского мыш­ления, возможность получения новых знаний и способов умственной деятель­ности.

    Поддьяков Н.Н. доказал, что усложне­ние и развитие психической деятельнос­ти заключается в возникновении иерар­хических структур действий, которые ха­рактеризуются достаточно сложными формами соподчинения основной и вспомогательной целей. Данный процесс чётко выражен уже у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим Поддьяков Н.Н. выделил в качестве од­ной из основных способностей ребёнка, лежащей в основе как умственного, так и других линий развития, способность к построению (осознанному или интуитив­ному) всё более сложных иерархических структур собственной внешней деятель­ности, а затем и внутренней, психичес­кой. Эту способность Поддьяков предла­гает рассматривать как одну из форм проявления более общей фундаменталь­ной способности саморегуляции.

    Формирование эстетического отноше­ния, с одной стороны,- на ранних этапах генезиса эстетического сознания, с дру­гой - в практике создания декоративно-прикладного искусства народным ху­дожником, с третьей - на начальных эта­пах онтогенеза эстетического как эмоци­онально-ценностного феномена, - имеет сходные особенности и закономернос­ти. Для каждого из названных паралле­лизмов свойственно зарождение эстети­ческого из синкретичного мышления че­рез преодоление синкретизма (посред­ством дифференциации утилитарного и эстетического) в процессе эмоциональ­ного, активного взаимодействия с окру­жающим миром в поисках личностного смысла и самоутверждение (становле­ние и развитие «Я- концепции творца»). Тождественны пути становления эстети­ческой интенции: стадия практических эмоций - стадия эстетической рефлексии - стадия эстетического чувства (от­ношения) - моделирование эстетичес­кой картины мира, а также появление личностной, эмоционально-ценностной позиции. В связи с этим открываются перспективы для изучения проблем эс­тетического воспитания и развития на сопоставлении генезиса и онтогенеза, родового и индивидуального в становле­нии феномена эстетического.

    Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как «колыбель» и «генофонд» культуры сохраняет и в дос­тупной художественно-образной интер­претации передаёт эмоционально-цен­ностный (этический и эстетический) опыт предыдущих поколений, в связи с чем имеет уникальные возможности для формирования эстетического отноше­ния у детей дошкольного возраста.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!