ЯЗЫК В КУЛЬТУРЕ, НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ



1. Определение языка. Система языка.

Язык есть словесное средство формирования мыслей и обмена мыслями в процессе общения. Обмен мыслями – это речевое общение. Следовательно, краткое определение языка можно формулировать совсем просто: язык есть словесное средство формирования речи. Язык представляет собою систему знаковых элементов – сигнем (от лат. signum, signis). Сигнемы физически строятся кортемами (от лат. cortex, corticis).

2. Две части языка: Лексикон и Грамматика (совокупность номинаций и совокупность закономерностей выражения мыслей). Язык как часть сознания.

С функциональной точки зрения язык (система языка) делится на две части. Первая часть – необъятная совокупность номинаций: слов и называных словосочетаний. Эта часть называется лексиконом или вокабуляром или словарным составом. Вторая часть – совокупность закономерностей выражения мыслей из названий. Мысли выражаются речью. Значит, эта часть является речеобразующей. Она называется грамматикой. Из определений видна роль грамматики в языке. Не как дисциплины грамматики, а как грамматического строя языка. Язык – это и есть грамматика, поскольку функция языка как целого – формирование речи. Слова для грамматики – это то же самое, что фонемы для слова. Говорящему человеку нужны слова, называющие предметы и явления, а не фонемы, которые находятся где-то в глубине системы. Говорящему нужны мысли, а не слова сами по себе. Слова находятся где-то внутри системы. Лексика называет, грамматика мыслит. Как бы то ни было, язык является творцом сознания и, диалектически, – также и частью сознания.

3. Язык в культуре. Языковая картина мира (номинационная, категориальная). Дискурсная (концептуальная) картина мира. Семь возрастных картин мира в жизни движущегося вверх по возрасту человека.

Язык – принадлежность личности, человека говорящего. Через личность язык входит в культуру как интеллектуальную деятельность вместе с результатами этой деятельности. Это широкое определение культуры, широкая лексикула этой лексемы. Лексикула поуже – гуманитарно-общественная часть интеллектуальной деятельности. Это обычное толкование названия «культура». Когда говорят о межкультурной коммуникации, то в общем случае подразумевают данную часть культуры.

К этой части культуры принадлежит то, что обозначается термином «картина мира». Картина мира – это представление о мире. Представление о мире может быть образным, а может быть речевым. Образное представление имеет обязательную речевую (построенную средствами языка) расшифровку. Вне этой расшифровки устойчивого образа в сознании не получается, поскольку расшифровка – это общий знаменатель не только зрительного, но и любого чувственного образа, даже образа вкуса. В этой связи следует рассмотреть понятие «языковой картины мира».

 Согласно положениям В.фон Гумбольдта, а в современной лингвистике положениям гипотезы Сэпира-Уорфа, языковая картина мира, поскольку языки человечества разные, является принципиально различной у разноязычных народов, которые поэтому обречены на непонимание друг друга. В противовес этому положению выдвигается в корне иное положение.                                                                  Согласному последнему, иному, положению под языковой картиной мира следует понимать ту картину, которая строится номинациями и категориями языка. Это номинационная и категориальная картина мира, то есть внутриязыковая, системная картина мира. Но человек мыслит о мире не внутриязыковой картиной, а мысленной, то есть речемыслительной, или просто речевой картиной. Это дискурсная картина или концептуальная картина. И чем человек дальше движется по возрасту и набирается опыта и знаний, тем эта дискурсная картина все дальше и дальше отходит от языковой картины.

В моей теории картины мира я насчитываю семь таких типовых, обобщенных картин: младенческую или доязыковую, детскую, отроческую, юношескую, раннезрелую, среднезрелую, позднезрелую. Чисто языковая картина оказывается принадлежностью ребенка. Чем дальше картина мира от языковой, тем шире становится менталитетная часть сознания – то есть его оценочная часть. Преодолению оков языковой картины мира соответствует все большая зрелость личности, которая в своих рассуждениях отходит от звукового имени предмета к его непосредственной сущности.

4. Теория двух языков народа: витального и имагинального (жизненного и образно-художественного). Доистория имагинального языка (речитативная песня). Две функции доисторического (дописьменного) имагинального языка: образно-художественная и фиксационная. Потеря фиксационной функции с появлением письменности.

Язык народа с самого начала его становления претерпевает кардинальное раздвоение. С одной стороны, язык принимает воплощение всеобщего словесного средства мышления и общения. Это язык жизненный, витальный. На этом языке люди совершают реальные акты мышления. С другой стороны, язык принимает форму средства передачи художественных образов, то есть форму звукоязычной передачи эстетических образов. Это язык художественный. У этого языка две ведущих функции: образно-художественная и фиксационная. Непосредственная форма языка: речитативная песня. Ритмический речитатив легко запоминается, в отличие от прозы. Отсюда – фиксационная функция, благодаря которой племя хранит знания всякого рода: от заклинания и молитвы и рецепта целительного снадобья до описания принципов бракосочетания, инструкции по сооружению жилища и хронологической записи исторических событий, затрагивавших жизнь племени. С появлением письменности фиксационная функция передается от образно-художественного языка языку письменному, и образно-художественный язык становится неделимым средством эстетического воздействия на души людей.

Такова роль языка в культуре.

5. Язык в науке. Определение и описание как типы научного текста (высказывания). Язык как средство получения знания. Терминосистема и весь состав языка науки – языка для специальных целей.

Что касается языка в науке, то это – высший тип языка. Это язык формирования определения, описания и рассуждения как универсального способа познания. Определение или дефиниция – важнейшее понятие науки, это средство выделения предмета по его существенному признаку. Описание – аспектная характеристика познаваемого объекта. Рассуждение – средство познания, основанное на раскрытии причинно-следственных отношений. Элементарное рассуждение – суждение умозаключения. Три ипостаси значения по степени строгости: коммонема, апроксимема, ригорема. Коммонема – значение обычное, апроксимема – значение обобщенное, ригорема – значение научного понятия. Ригоремная речь строит терминосистему и познавательный текст. Рассуждение – универсальное средство познания. Форма рассуждения распределена между формализованным рассуждением и содержательным рассуждением. Принцип один – раскрытие глубинной истины, скрытой за внешним обликом чего бы то ни было. Язык науки – главный интрумент производительной силы общества.

6. Язык в производстве. Язык как средство программирования деятельности. Волевая функция языка.

А язык в производстве как производительной деятельности есть язык формирования волевого высказывания. Волевое высказывание есть программирование некоторой деятельности. Вся деятельность ведется под программно-волевым речевым действием. В производительной функции язык предстает реальным перпетуум мобиле, вечным двигателем, который тщетно искали мыслители и шарлатаны средневековья. Сформировал эту силу наш далекий предок, крепко ставший на ноги и превратившияся в человека говорящего – homo loquens.

7. Заключение. Язык – перпетуум мобиле. Первонаука – языкознание (философия языка).

Итак, язык предстает перед исследователем как орган личности, а через личность – орган человеческого общества, в виде средства воплощения высшей производительной деятельности – творчески познающей и творчески производящей ценности. Языкознание есть первонаука нарождающегося человечества.

Философия языка, демонстрирующая язык как средство производительной деятельности, а в роли научного творчества и высшей интеллектуальной деятельности, требует от общества и государства бережной заботы и внимания. И поскольку средоточием научного творчества, осуществляемого через посредство языка, является университет, объединящий науку с образованием как будущим науки, в эпоху глобализации и эпоху кибернетического человека, то главным центром творческой активности общества становится университет, высшее учебное заведение универсального типа.

Университет – в ближайшем будущем станет центром жизнедеятельности общества. Вокруг этого центра сгруппируются все интеллектуальные, творческие силы общества, все его созидательные личности. Университет в то близкое будущее время становится не советником руководства страны, а непосредственным субъектом руководства. Правовые основы такого устройства общества с соответствующим ранжированием власти будут создаваться по мере нарастания потребности в них. Таков мой прогноз.

Авдеева Юлия Анатольевна

к.ф.н., доцент,

зав.кафедрой иностранных языков МГЛИ


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!