Нормы нравственности и правила проверки допустимости доказательств



Успешное решение задач уголовного судопроизводства обеспечивается соблюдением не только правовых, но и

28 Кульчер К-Основы социолодии права. М.1981. С. 208

23 На основании авторитета, но не на авторитете разума (лат).

30 Розин Н.Н. Указ.соч., С.84


Глава I        27

нравственных норм. Последовательное проведение как тех, так и других норм в уголовном судопроизводстве содей^ ствует обеспечению защиты личности, общества и госу­дарства от преступлений и защиту личности и общества от злоупотребления государственной властью.

Нравственные принципы определяют моральный харак­тер установленных законом процессуальных действий, процессуальных отношений всех участников судопроизвод­ства. В судебной практике находят отражения такие реа­лии, как обычаи и традиции народа, житейский опыт су­дей, народных и присяжных заседателей, их внутренние убеждения о.понятии добра и справедливости, морально­го долга и ответственности. С правосудием всегда было связано и связывается в настоящее время представление о высоких принципах морали: справедливости, правде, гу­манном отношении к человеку.31

Именно поэтому, говоря о правилах проверки допусти­мости доказательств, нельзя не обратиться к некоторым проблемам судебной этики — науки о нравственных нача­лах правосудия и связанной с ним деятельности.

Прежде всего следует отметить, что любая применяе­мая в уголовном судопроизводстве норма морали непре­менно вытекает из общих нравственных принципов. В об­ласти же уголовного судопроизводства мораль выполняет роль дополнительной гарантии четкого, точного и неук­лонного выполнения правовых норм. В этом проявляется ее гарантирующая роль, или, иначе, функции моральной гарантии, дополняющей гарантии правовые.32

Правила проверки допустимости доказательств нераз­рывно связаны с нравственными началами судопроизвод­ства, которые либо отражены в правовой норме либо пред­полагают учет их требований при применении правовых норм, не содержащих непосредственно норм нравственно-

31 См.: Бойков А.Д. Уголовное судопроизводство и судебная этика. Курс советского уголовного процесса. М., 1989; Кобликов Д.С. Нрав­ственные начала деятельности председательствующего в судебном засе­дании/Советская юстиция, 1987, № 6; Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Соч., т.4, М., 1967, С.33-69; Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса Воронеж, 1993; Москалькова Т.Н. Эти­ка уголовно-процессуального доказывания. М., 1996; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса т.1, М., 1968, С. 177-180; он же, Судебная этика, ее предмет и сущность/Советское государство и право, 1971, № 12; Перлов И.Д. Судебная этика/ Советское государство и пра­во, 1970, № 12.

32 Бойков А.Д. Указ. соч„ П. 1W


28                       Часть первая


 


сти. В последнем случае именно нравственные начала вы­ступают критерием допустимости доказательств. На та­кое значение нравственных начал судопроизводства обра­щал особое внимание А.Ф. Кони. «Само процессуальное право, — отмечал он, — признает законность вторжения в область своего применения требований нравственности и старается, в тех случаях, где эти требования можно осуществить прямыми предписаниями, дать им необходи­мое выражение. Так, например, оно признает, что ради целей земного правосудия нельзя ослаблять или нарушать священные узы, связывающие людей между собою и с верховным судьею их поступков. Поэтому в силу статьи 705 Устава уголовного судопроизводства, супруг подсуди­мого, родственники по прямой линии, восходящей и нис­ходящей, родные его братья и сестры могут устранить себя от дачи показаний по делу о нем.33 Закон щадит те чув­ства, которые, даже при сознании свидетелем виновности подсудимого или наличности изобличающих его фактов, заставляли бы нередко сердце дающего показание обли­ваться слезами и кровью или искать облегчения своего тяжкого положения во лжи. В человеческом взгляде зако­на на таинственный голос крови или супружеской привязанности заключается даже как бы признание допустимости лжи, которая, в известных случаях, более_близка к 'внутренней правде жизни, чем объективная и холодная истина»34

далее А.Ф. Кони приводит аналогичные примеры по положениям закона о запрете допроса в качестве свидете­лей священников и защитников относительно признания

им подсудимых.

«Есть, однако, много случаев и положений, — продол­жает А.Ф. Кони, — ускользающих от внешней регламен­тации закона. Для них не могут быть установлены какие-либо обязательные нормы, законность и невозможность которых Гегель признает, например, в области Sittichkeit (объективной нравственности). Здесь все основывается на началах, почерпнутых из области Moralitat (нравственно­сти субъективной), на нравственной чуткости судьи, на его житейской опытности, на настойчивом душевном са-

33 В действующем законодательстве аналогичная норма содержится в части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации, а в проекте УПК РФ она предусмотрена в части 4 статьи55.

34 Кони А.Ф. Указ. соч. т 4, С. 52.


Глава II


29


 


 


моразвитии и на искреннем стремлении не только казать­ся, но и быть справедливым».35

В этой связи А.Ф. Кони видел роль «субъективной нрав­ственности» в разрешении вопроса о допустимости дока­зательств в следующем. При разрешении этого вопроса необходимо выяснить, писал он, «позволительно ли, неза­висимо от формального разрешения закона, с нравствен­ной точки зрения пользоваться тем или другим доказа­тельством вообще или взятым в конкретном его виде?»36

Глава II.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!