Духовно-нравственное воспитание: специфика понятия



В последние годы в теории и практике воспитания все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание». При этом анализ их содержания показывает, что общее понимание духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось.

Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать «духовное», «духовность»? каково их соотношение с понятиями «нравственность», «нравственное»?

Изначально дух, духовность – религиозные понятия, широко используемые и в философии. (СЛАЙД – 22)Духовность – форма человеческого сознания, самоидентификации, сфера сущности человека. Духовность – проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям. Общим, как для религиозного, так и для светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей.

Духовный человек – субъект-личность, способный взвешивать и иерархизировать все большие и малые альтернативы и делать сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, что человек принял и соблюдает иерархию ценностей, начиная с абсолютной, когда более высокое чтится как таковое и не допускается перестановка высокого и низкого.

Подобное иерархически структурированное ценностное сознание не дано человеку от рождения. Оно является результатом сложной и напряженной внутренней работы, складывается в сознании постепенно (не у всех людей и по-разному у разных людей), в частности, при осмыслении фундаментальных проблем человеческого бытия.

(СЛАЙД – 23)

В процессе духовного развития на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий круг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации. Основные, наиболее распространенные и значимые ответы на бытийные вопросы сложились и существуют исторически в духовной культуре общества. Они берутся человеком оттуда и личностно осваиваются (принимаются, отвергаются, переосмысливаются) – в мышлении, эмоциональной сфере, жизненном опыте, что в целом составляет духовную жизнь личности. И постепенно формирует его духовную культуру, которая проявляется затем в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе.

(СЛАЙД – 24)

В религии духовность понимается на той же основе, но с сопряжением ее с духовным миром в целом, который здесь не исчерпывается только человеком, как существом духовным, обладающим духовностью. В религии духовность чаще всего полярная (светлая и темная; божественная и дьявольская). Есть дух Божий и дух гордыни, Святой Дух и темные духи, которые разумны, знают Бога, но противятся ему. Подобное «различие духов» и соответственно их влияний, духовных целей, смыслов в жизни человека есть во всех религиях.

Таким образом, духовность человеческого бытия в религии как к его уровню (высшему – не физическому), так и моральному качеству (добро или зло), «правильной» и «неправильной».

В религии и философии духовные ценности представлены в форме определенных мировоззренческих традиций, учений, которые существуют не только в сознании их сторонников, но и в форме установочных или сакральных текстов, правил, норм, символов, обрядов и т.п. в этом смысле мировоззрения – объективно существующие феномены культуры. Каждое мировоззрение предполагает наличие ценностей, иерархически выстроенной картины мира и соответствующей ей системы отношений человека ко всем объектам и явлениям действительности – системы морали, нравственных норм.

СЛАЙД – 25+1)

Картина мира представляет когнитивный, интеллектуальный аспект мировоззрения, и система морали – эмоционально-оценочный и деятельностный. Система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом и способом утверждения в действительности. Мировоззрение без системы морали – абстракция, как и система морали без мировоззренческого основания.

Этим объясняется подчиненное положение слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно-нравственное воспитание». Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению.

(СЛАЙД – 25+2)Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственных дошкольных учреждениях может быть только вариативным и добровольным.

(СЛАЙД – 26)

2.3 Экспериментально-практическая деятельность по развитию и воспитанию у дошкольников духовно-нравственных качеств в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа

Проводит воспитатель высшей категории Василевская Светлана Ивановна

(Приложение 4)

Эксперимент «Мир без жалоб. Измени свою жизнь за 21 день»

(Приложение 5)

                                      Вручение сувениров

(СЛАЙД – 27)

 2.4  Православная культура и традиция в системе духовно-нравственного воспитания.

     Понятие традиция одно из самых многозначных в научном лексиконе. В переводе с латыни традицио- передача, повествование.

(СЛАЙД – 28)Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предание.

 Интерпретируя православную традицию как способ жизнеустроения, мы выделяем прежде всего нравственные заповеди и культовые установления, выработанные в течение истории в лоне христианской культуры. Они продолжают быть востребованными и в наше время. Но мы должны осознавать, что нормы, установления, обычаи есть средство организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком, как членом социума или как принято говорить в христианстве, управление «внешним человеком».

О каждом человеке у любящего Бога есть свой индивидуальный промысел, свой план, в осуществлении которого реализуются все таланты, неповторимость, уникальность, лучшие качества личности. Если позволить сбыться этому промыслу, плану, сбудеться и сама личность, не разовьётся или регрессирует, а именно сбудется. Единственными условиями сбывания личности является исполнение ею заповедей Господних.Эти границы и являются определяющим фактором совместного бытия Бога и человека, в результате которого личность сбывается.
Дошкольник как губка впитывает уклад жизни, личный пример родителей, нормы и правила поведения взрослых, поддаётся положительным оценкам и порицаниям и формируется благодаря им. В нашем дошкольном учреждении детей знакомят и вводят в такие православные традиции:(СЛАЙД – 29, (СЛАЙД – 30 управляется сам, СЛАЙД – 31)

Кроме этого хотелось бы повлиять не только на внешнюю , обрядовую, жизнеустроительную жизнь дошкольника, но и на его внутренний мир, его внутреннего человека. Хочется, чтобы у детей возникли отношения с Богом, отношения доверительного общения, благодарности, детско-отцовского характера. Чтобы дети знали, что в любую самую трудную минуту им есть к кому обратиться. Чтобы дети учились самостоятельно анализировать своё поведение с точки зрения нравственных законов, которые заповедовал нам Бог.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

(СЛАЙД – 32)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!