Семинар «Вера, надежда, любовь как основные христианские добродетели и основа оптимистического мировосприятия»



Цель:

 - дать представления о вере, надежде и любви как оптимистической триаде чувств с точки зрения психологии и православия,

- проанализировать эти чувства с точки зрения экзистенциальной психологии и Священного Писания,

- написать письмо праправнучке,

- стимулировать оптимизм и позитивное мировосприятие,

 Используемые материалы:

 документальный фильм «Вера, надежда, любовь- основные христианские добродетели», свеча в безопасном подсвечнике, чистые листы бумаги для написания письма, ручки. 4 листа ватмана, журналы, ножницы, клей.

Ход семинара:

Воспитатель-методист: Духовная, внутренне активная жизнь личности характеризуется многообразием переживаний, глубинных чувств, среди которых особое место занимает уникальная, отмеченная ещё в библейских текстах тройка – вера, надежда, любовь:

· Это нечто личностное, потаенное, сокровенное и одновременно фундаментальное для человеческого бытия,

· По Франклу они противопоставляются трагической триаде : боль (страдание), вина, смерть. Это прямая альтернатива веры, надежды, любви.

· Это жизнеутверждающий, позитивный союз чувств.

· Это самое человеческое в человеке, которое делает людей способными смягчать, превозмогать, преодолевать, а нередко и побеждать объективный трагизм жизни,

· Имеет жизнетворную функцию ,

· Имеет глубокие корни в славянском менталитете.

 

Воспитатель-методист: Предлагаю вам посмотреть документальный фильм об этих трёх добродетелях.

Слово о.Игорю Данильчику о том, что говорится в Библии об этой оптимистической триаде чувств.

О.Игорь Данильчик:

Воспитатель-методист: Сейчас поговорим о вере, как о первой составляющей оптимистической триады.

· В ней выражена полнота такого качества личности, как оптимизм, т.е. позитивное отношение к будущему и его восприятию.

· Это чувство будущего.

· Выстраивает перспективы жизни, наделяет подлинным человеческим смыслом и наше настоящее, приподнимая его над прозой жизни,

· Обладает огромной внутренней энергией и силой.

· Не только ориентир, но и аккумулятор жизни, который заряжает, поддерживает энергетическое состояние тех, кто верит в лучшее, кто идет с этой верой по дороге жизни к достижению своей заветной цели,

· Вера без любви и надежды – это фанатизм, который включает в себя диктат убеждённости, непоколебимости и властности, вместе с ними силу страсти, элементы воления, долженствования,

· Фанатизм несёт огромный энергетический потенциал, действенность, напористость.

В структуре оптимизма вера это:

· Вера в самого себя, своё я, свои возможности и силы,

· Вера укрепляет волю,

· Вселяет в человека стойкость, решимость, способность терпеть, мужественно переносить , выпавшие на его долю лишения и невзгоды,

· Способность человека самому определять личную судьбу и сценарий будущих событий,

· Аналогичное отношение и восприятие других людей , особенно из числа любимых и духовно ему близких, с верой в их порядочность, творческие способности, надёжность. В этом кроется источник жизнестойкости личности.

· Это стремление к смыслу, поиск смысла.

Казанцева: Вера- это комплекс когнитивных, ценностных, установочных и аффективных образований, являющиеся производными специфической ментальности и практической деятельности, позволяющую фильтровать, принимать и актуализировать информационное содержание вне рациональной ориентации.

Вера является механизмом нейтрализации состояния неопределённости и когнитивного диссонанса, т.е. в процессе формирования веры происходит удовлетворение ментальной потребности - разрушается ментальный диссонанс.

Двойнин: Вера- внутреннее отношение человека к миру, при котором происходит построение субъективной реальности. Субъективная реальность, наполненная личностными смыслами и ценностями, представляет собой «точку опоры» и является залогом и условием не распада личности, которая в случае утраты веры разрушается.

Вера- переживание будущего в настоящем.

Вера:

1. В себя, свои возможности, удачу, планы ( я справлюсь, у меня получится). Оценка самоэффективности. Человек демонстрирует то поведение, которое сам от себя ожидает и видит именно те.последствия, которые ждёт.

2. Вера в другого, без которой невозможны близкие отношения. Это существенная поддержка и фасилитирующая установка, помогающая раскрыть личностный потенциал другого. В её основе лежит чувство глубокого базисного доверия миру, как фундаментальная психологическая предпосылка всей жизни. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру – это краеугольный камень здоровой личности ( по Эриксону).

3. Вера в Бога- глубокая эмоциональная связь с Которым принципиально важна для жизни человека. Эти взаимоотношения всегда носят глубоко интимный, доверительный характер, дают ощущение защищённости, отеческого принятия, связанности с целым, ведут к духовному очищению, эмоциональной разрядке, духовной радости.

Вера –«эмуна» ( в Ветхом завете) стойкость, устойчивость, постоянство, способность противостоять внешним обстоятельствам и достаточно быстро возвращаться в состояние равновесия.

О вере в Священном Писании нам расскажет о.Игорь.

О.Игорь Данильчик:

Воспитатель-методист: Сейчас предлагаю вам практическое задание: в течение 15 минут напишите письмо-завещание своей правнучке.

Кто хочет зачитать письмо?

Педагоги: (зачитывают и обсуждают письма)

Воспитатель-методист: Второй по счёту составляющей триады оптимистического мировосприятия является надежда.

Надежда:

· Генератор и мощный фактор оптимистического мироощущения человека,

· Выражая высшие духовные настроения и чаяния , надежда противостоит отчаянию и безнадёжности, образуя барьер на пути их разрушительного воздействия на психику.

· Н.- ожидание наиболее сокровенного, особенно желаемого. Хотя и трудно выполнимого, в которой проявляется склонность души убеждать себя в том, что желание сбудется.

· Она меньше основана на доказательстве, в ней больше иррационального, интуитивного, эмоционально-бессознательного, а её мобилизационный ресурс подключается обычно в критических для жизни людей ситуациях. Если на веру уповают (полагаются), то надеждой утешаются.

· Надежда не содержит выраженного волевого начала

· Она придаёт смысл действиям, поддерживает волю к жизни, поднимает силу духа, учит терпению, возвращает чувство контроля над обстоятельствами жизни.

Надежда и терпение очень популярны в русском менталитете : «оттерпимся, до чего–нибудь дотерпимся».

По социологическому опросу в сознании более 40% россиян: «Хотя я пессимист и не верю в изменения к лучшему, но надежды не теряю»

 

О.Игорь Данильчик: рассказывает о надежде в Священном Писании.

Воспитатель-методист: Предлагаю вам практическое задание. Описать свою жизнь через 7 лет.

(10 минут на выполнение задания)

После желающие зачитывают варианты развития событий.

Воспитатель-методист: Переходим к последней, но самой важной составляющей оптимистической триады- любви.

Любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое пересечение в одной точке многих глубинных, разноречивых структур и качеств человека, что является причиной её особой таинственности и непонятности и труднопостижимости.

Софокл: некая космическая сила, не имеющая ограничений ни во времени, ни в пространстве, и причисляемая к сонму главных сил мирозданья.

Платон: Л.- абсолютное благо и абсолютная красота.

· Высшая ступень лестницы духовного восхождения человека.

· Способность всё возвышать и облагораживать.

· Творить добро, вызывая чувство защищённости и безопасности.

· Безгранично животворная.

· Радость и восторг, воодушевление и нежность, сочувствие и чуткость.

Оптимизм- любовь к жизни, жизнелюбие.Сфера человеческого духа, в основе которого лежит потребность личности максимально реализовать себя, актуализировать свою потенциальность, реализовать свои силы и способности.

- благоговение перед жизнью,

- священность жизни как таковой,

-статус жизни как высшей инстанции,

- внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления.

- заботливость и ответственность за всё, что живёт.

 

Отсюда возникает стремление прожить жизнь как можно совершеннее. Развитие чувства насыщенности жизнью, более светлому миросозерцанию.

О.Игорь Данильчик: о любви в Священном Писании.

Воспитатель-методист: Сейчас я предлагаю сделать вам общий коллаж «Любовь к жизни».

Обсуждение коллажа.

Воспитатель-методист: ( по кругу передаётся свеча в безопасном подсвечнике) –Что было на семинаре самым ценным и полезным? ( педагоги отвечают на вопрос). Спасибо всем за обратную связь.

Используемая литература:

1. Психологическая диагностика. 2007 №1. Научно-методический и практический журнал. Тематический выпуск: Диагностика личностного потенциала ( под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина) : Гордеева Т.О. «Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала».

2. Селигман, М. Ребёнок-оптимист. Проверенная программа формирования характера / Мартин Селигман совместно с Карен Рейвич, Лайозой Джейкокс, Джейн Гилхэм ; пер. с англ. А. Богдановой. – 2-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 352 с. : ил.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!