Использование проблемных ситуаций для формирования личностной и социальной идентичности



Каждым человеком при формировании личностной и социальной идентичности происходит осмысление конкретных фундаментальных проблем человеческого бытия, «вечных вопросов»: кем создана Вселенная, как произошёл человек, в чём его предназначение, смертен он или бессмертен? В его осознании выстраивается иерархия смыслов, ценностей, когда более высокое чтится как таковое, и не допускается перестановка высокого и низкого.

Такая иерархия является результатом сложной и напряжённой работы человека над собой. Эта работа пронизана нашей волей, нашими переживаниями вечных проблем, потому что их решение сопровождается часто тяжёлыми душевными трудами, усилиями и даже страданиями. Каждый человек вкладывает в общие фундаментальные вопросы свой личностный смысл в соответствии со своим жизненным опытом. Так складывается личностное мировоззрение человека.

Процесс формирования личностной и социальной идентичности происходит иногда у человека очень драматично, так как он связан с осмыслением серьёзных мировоззренческих проблем.

- Как появился мир?

- От чего зависит прогресс?

- По каким законам живёт человек?

- Кто устанавливает эти законы?

- Как найти себя?

- Кто я в этом мире?

- Какой я?

- С кем я?

- Как мне строить отношения с этим миром и с окружающими людьми? И т. д.

Осмысление этих вопросов происходит иногда внутренне очень кризисно. Человек переживает внутри личностные конфликты, формируя себя, свою личностную идентичность. Внутри человека происходит сложная, напряжённая работа над собой. Часто сопровождается тяжёлыми душевными страданиями, усилиями, трудами.

А что является толчком для формирования мировоззрения? Что заставляет человека работать над собой, над осмыслением вопросов бытия, над созданием иерархии ценностей? Это – наличие или отсутствие проблемных ситуаций, ситуаций конфликта индивидуального опыта и заимствованного знания. Эти проблемные ситуации можно создавать, предлагать искусственно, иногда же их предлагает сама жизнь. Они приводят человека в состояние невозможности дальнейшего полноценного бытия без изменения ситуации или субъективного отношения к ней.

Проблемная ситуация создаёт ощущение неопределённости, неизвестности. Высший уровень разрешения проблемной ситуации заключается в том, что человек не довольствуется предложенными ответами, а формирует свой. Важна сама активность личности, проявляющаяся в том, что человек подходит к проблеме, считая её новой, для решения которой не годятся готовые рецепты. Он ищет свой ответ, пусть даже опираясь на готовые варианты и имеющийся у него опыт. Такой подход к проблемным жизненным ситуациям учитывает, что в постоянно изменяющемся мире изменяются сами проблемы и способы их решения – то, что годилось для решения вчера, сегодня уже не поможет.

Проблемные ситуации вызывают в человеке состояние внутриличностного конфликта - столкновение, противоборство расходящихся интересов и линий поведения. Внутриличностный конфликт- движущаяся сила развития личности. Потребность разрешения этих противоречий вызывает дискомфорт и повышение уровня мировоззренческой активности, что вызывает напряжённую внутреннюю работу над собой.

Первый кризис - между я хочу и я могу. Я хочу уметь ходить, двигаться и я пока не могу, но хочу это мочь. Это пример кризиса идентичности на начальном этапе жизненного пути. Я хочу уметь говорить и пока не могу и т.д. Внутри человека это несоответствие вызывает серьёзный внутри личностный конфликт.

Позже эти конфликты связаны с отношениями в разных группах людей. Между тем как оно есть сейчас и как надо, чтобы было. Иногда сама жизнь ставит в ситуацию кризиса – проблемную ситуацию, выходом из которой будет являться новый уровень мировоззрения, новая ступень на лестнице идентичности.

Задачей педагога является повышать уровень мировоззренческий активности, искусственно предлагая готовые проблемные ситуации, вызывая в детях внутриличностный конфликт. Разрешение этого конфликта создаёт в человеке и иерархию ценностей и смыслов и определённую картину   мира, и определённый тип мировоззрения.

Мы, предлагая детям, проблемные ситуации, помогаем им предупреждать появления этих кризисов и внутри личностных конфликтов, делая их более мягкими и экологичными. Дети, разрешая проблемные ситуации, совместно друг с другом, как бы предупреждают свой нравственный выбор в сторону добра в повседневной жизни.

Мы учим их делать нравственный выбор в сторону добра, жить по законом Божиим. Что бы такая жизнь становилась для них естественной.

Личностная идентичность формируется под воздействием возрастных кризисов, а проблемные ситуации помогают проходить эти кризисы более мягко.

Решение этих проблемных ситуаций учит делать выбор поступков и действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей. Учит детей оценивать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные ценности, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Развивает внимание, мышление, речь. Воспитывает умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

У людей, которые склонны разрешать, а не избегать проблемных ситуаций, отчётливо выражено стремление к изменениям , толерантность к неопределённости и ощущение осмысленности своей жизни , ведёт к непротиворечивой и внутренне связной картине мира человека, опосредствующей и определяющей отношения человека и реальности.

Воспитатель-методист Резник С.В.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!