Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. 2 страница



*

Высказывать человеку свое мнение и ис­правлять его ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, а если речь идет о служении, то сострадание стоит на первом месте. Однако правильно его выказать ис­ключительно трудно. Выявить хорошие и плохие стороны человека легко, и высказы­вать касательно их свое мнение — тоже лег­ко. В основном люди думают, что они прояв­ляют доброту, говоря вещи, которые другие полагают безвкусными или неудобными для произнесения вслух. Но если их слова не на­ходят должного отклика, они думают, что больше ничего сделать нельзя. Это никому не нужно. Так поступать — это все равно что навлечь на человека позор, подло его окле­ветав. Это делается лишь для того, чтобы облегчить свою душу.

Чтобы высказать человеку свое мнение, сперва следует хорошенько взвесить: в настро­ении ли этот человек его воспринять. Следует познакомиться с ним поближе и удостоверить­ся в том, что он постоянно доверяет твоему слову. Касаясь дорогих для него предметов, ищи лучший способ высказать свое мнение и быть понятым. Оцени обстоятельства и реши, лучше ли это сделать в письме или при про­щании. Похвали хорошие стороны и исполь­зуй все возможности, чтобы ободрить его, например, расскажи о своих недостатках, в то же время не касаясь его собственных, но так, чтобы мысль о них пришла ему в голову. Внушай эту мысль постепенно, пусть она проникает в него, как вода, которой он время от времени освежает свой рот, и тогда твой совет поможет ему исправить недостатки.

Это чрезвычайно трудно. Если недостаток человека превратился в привычку, которая укоренялась в нем на протяжении нескольких лет, то, по большому счету, его уже вряд ли исправишь. Я убедился в этом на собствен­ном опыте. Делиться своими мыслями со все­ми своими товарищами, помогать им исправ­лять их недостатки и выслушивать их мнение, чтобы исправить свои, действовать как еди­ное целое, стремясь быть полезным своему господину, — в этом проявляется сострада­ние слуги. Разве, опозорив человека, можно ожидать, что тем самым сделаешь его лучше?

*

Зевать в присутствии других людей — это дурной тон. Если у человека возникает неожиданное желание зевнуть, ему следует потереть лоб, проводя пальцами от переноси­цы вверх, и это желание пропадет. Если это не поможет, то можно провести языком по губам, не разжимая рта, или же незаметно зевнуть, прикрывшись рукавом. То же самое относится и к чиханью. Человек, чихающий на людях, выглядит глупо. Кроме этого, есть и другие вещи, в отношении которых следует проявлять осторожность и такт.

Когда некий человек говорил о том, что нужно с большим вниманием следить за тем, кто и как расходует средства, кто-то заметил, что ничего хорошего из этого не выйдет.

Известно, что рыба не будет жить в слишком прозрачной воде. Но если поверх­ность воды покрыта ряской или другими по­добными растениями, то водоем будет изоби­ловать рыбой, которая сможет прятаться в их тени. Таким же образом более низкие сосло­вия будут жить в безмятежности, если на не­которые вещи смотреть сквозь пальцы или пропускать их мимо ушей. Этот факт следует принимать во внимание при оценке людского поведения.

*

Однажды, когда господин Мицусигэ был маленьким мальчиком и должен был отвечать урок священнику Каёну, то позвал других детей и прислужников Каёна и сказал: «Пожалуйста, подойдите сюда и послушайте. Трудно читать вслух, если тебя почти никто не слушает». Это произвело на священника такое сильное впечатление, что он сказал

своим прислужникам: «Вот так следует под­ходить к любому делу».

*

Каждое утро следует первым делом по­клониться своему господину и родителям, а затем божествам-покровителям и буддам- хранителям. Если на первое место поставить своего господина, то родители возрадуются, а боги и будды отнесутся к этому с одобрени­ем. Для воина не существует иных мыслей, кроме мыслей о своем господине. Если ре­шить это для себя раз и навсегда, то будешь думать только о своем господине и не оста­вишь его ни на мгновение.

Так же женщина должна в первую оче­редь думать о своем муже, как он прежде всего думает о своем господине.

*

По словам некоего человека, несколько лет назад Мацугума Кёан рассказал следую­щую историю:

«В медицинской практике применяется разный подход к лечению в соответствии с ин и янь мужчин и женщин. Пульс у мужчин

и женщин также должен отличаться. Однако за последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же, как и у женщин. Заметив это, лекари при лечении глазных болезней стали применять женское лечение к мужчинам и обнаружили, что оно помогает. Когда я на­блюдал применение к мужчинам мужского лечения, результатов не было. Так я узнал, что дух мужчин ослабел и что они стали та­кими же, как женщины, и что мир движется к своему завершению. Поскольку я сам был тому свидетелем и сомнений быть не могло, то я сохранил это в тайне».

Если, принимая во внимание приведенный рассказ, посмотреть на современных мужчин, то тех, о ком можно подумать, что они имеют женский пульс, действительно множество, а те, кто кажется настоящими мужчинами, встречаются редко. Поэтому, приложив не­которые усилия, можно было бы легко одер­жать верх над многими. То, что найдется ма­ло мужчин, которые хорошо умеют отсекать голову, — это еще одно доказательство того, что мужская храбрость ослабела. А когда речь идет о кайсяку, наш век стал веком

мужчин осторожных и умеющих находить ловкие оправдания. Сорок или пятьдесят лет назад, когда такие испытания, как матануки, считались проявлением мужественности, мужчина не стал бы показывать своим това­рищам гладкое бедро, не покрытое шрамами, и поэтому пронзил бы его сам.

Мужское дело всегда связано с кровью.

В наше время это считается глупым, дела хи­троумно разрешаются с помощью одних только слов, а от работы, которая требует усилий, стараются увильнуть. Я бы хотел, чтобы молодые люди имели об этом некото­рое понятие.

*

Священник Таннэн говаривал: «Люди не могут прийти к пониманию, потому что свя­щенники учат лишь постулату «мунэн му- син». То, что называется «мунэн мусин», — это сознание чистое и ничем не замутнен­ное»3. Это интересно.

Господин Санэнори сказал: «В пределах одного вздоха, где нет места ошибке, прохо­дит Путь». Если это так, тогда Путь один. Но никто не может ясно осознать это сразу.

Ясность — это то, чего нельзя достичь ина­че, кроме как настойчивым и кропотливым трудом.

*

Нет ничего, за что бы мы должны быть так же благодарны, как за последнюю строку одного стихотворения: «Когда твое собствен­ное сердце спросит»4. К ней, вероятно, сле­дует относиться так же, как к нэмбуцу, и раньше эта строка была на устах у многих людей.

В последнее время люди, которых называ­ют «умными», нахватавшись поверхностных знаний, лишь вводят в заблуждение других. По этой причине они хуже людей недалеких. Недалекий человек непосредственен. Если заглянуть в глубину его сердца сквозь призму приведенной выше фразы, в нем не окажется потайных мест. Это хорошая проверка. Сле­дует быть готовым, чтобы не испытать сты­да, когда твое сердце спросит.

*

Слово гэн означает «иллюзия», или «виде­ние». В Индии человека, который использует магические трюки, называют гэндзюцуси [«мастер иллюзии»]. Все в этом мире — всего лишь театр марионеток. Так мы используем слово гэн.

*

Бороться с несправедливостью и отстаи­вать правоту — трудная вещь. Более того, если будешь думать, что быть праведным — это то, к чему нужно стремиться, и делать для этого все, что в твоих силах, то, наобо­рот, наделаешь множество ошибок. Путь ле­жит в более высоких пределах, нежели пра­ведность. В этом очень трудно убедиться, но в этом заключается высшая мудрость.

С высоты этой точки зрения такие вещи, как праведность, кажутся довольно мелкими. Если человек сам этого не понимает, узнать этого нельзя. Однако есть способ выйти на этот Путь, даже если человек сам не может его найти. Он обретается в разговорах с дру­гими людьми. Даже тот, кто не обрел путь, видит других со стороны. Как говорят те, кто играет в го: «Наблюдающий со стороны име­ет восемь глаз». Выражение: «Мысль за мыс­лью мы осознаем наши собственные ошибки» также означает, что высший Путь обретается в обсуждениях с другими. Слушать старин­ные предания и читать книги нужно для того, чтобы освободиться от предвзятости собст­венных представлений и опереться на пред­ставления древних.

*

Некий мастер меча на склоне лет сказал следующее:

«В человеческой жизни существуют раз­личные этапы в постижении знаний. На са­мом нижнем этапе человек учится, но из это­го ничего не выходит, и он полагает, что и сам он, и другие ничего не умеют. На этом этапе он ничего не стоит. На среднем этапе он все еще бесполезен, но ощущает собствен­ные недостатки и также способен видеть не­достатки других. На следующем этапе он гордится своими способностями, он радуется похвале других и сожалеет о недостатке спо­собностей у своих товарищей. Этот человек ценен. На высшем этапе человек выглядит так, словно ничего не знает».

Таковы этапы в общем. Но существует один еще более высокий этап, и он превосхо­дит все остальные. Человек осознает беско­нечность проникновения в глубины избранно­го Пути5 и никогда не думает, что добился совершенства. Он действительно знает свои недостатки и никогда в жизни не думает, что он добился успеха. Он лишен гордости и лишь смиренно постигает Путь до конца. Говорят, что господин Ягю однажды заметил: «Я не знаю способа победить других, но лишь способ победить себя».

В течение всей своей жизни каждый день продвигайся вперед, становясь более умелым, чем вчера, более умелым, чем сегодня. Этот Путь никогда не заканчивается.

*

Среди изречений, начертанных на стене комнаты господина Наосигэ, было и такое: «К делам большой важности следует отно­ситься легко». Господин Иттэй заметил по этому поводу: «К делам маловажным следует относиться серьезно». Среди дел человека вряд ли найдется более двух или трех, кото­рые можно отнести к делам большой важности. Если поразмыслить над ними некоторое вре­мя, можно найти решение. Все это говорит о том, что все нужно обдумывать заранее, а когда наступит время, использовать готовое решение. Когда возникает какая-то ситуация, разрешить ее нелегко, если нет готового ре­шения, и нет уверенности в том, что ты по­ступишь правильно. Однако если все проду­мано заранее, то ты можешь использовать изречение: «К делам большой важности следует подходить легко» в качестве руко­водства к действию.

*

Некий человек провел несколько лет на службе в Осаке и затем вернулся домой. Когда он появился, все испытали неловкость, и этот человек оказался в нелепом положе­нии, потому что говорил на диалекте, кото­рый используется в округе Камигата. Отсю­да следует, что, когда человек проводит дол­гое время в Эдо или в округе Камигата, ему лучше использовать свой родной диалект да­же чаще, чем обычно.

[Когда речь идет о более далеких облас­тях], естественно, что на человека влияют различные факторы. Но пошло и глупо смот­реть свысока на то, что принято в твоей мест­ности, задирать нос или хотя бы в небольшой степени поддаваться влиянию традиций и обычаев других мест и допускать мысль о том, чтобы отказаться от своих. В том, что обычаи твоей родины просты и незамыслова­ты, заключается их великая ценность. Под­ражать другим — это просто притворство.

Некий человек сказал священнику Сюнга- ку: «У секты Сутры Лотоса дурная слава, потому что она вызывает у людей страх».

Сюнгаку ответил: «Именно из-за того, что она внушает страх, эта секта и является сектой Сутры Аотоса. Если бы у нее была другая слава, то это была бы совсем другая секта». Это здравая мысль.

*

Когда проходил совет по поводу назначе­ния на новую должность одного человека, члены совета уже готовы были принять реше­ние, что назначать его не стоит, поскольку ранее он участвовал в пьяной потасовке. Од­нако кто-то заметил: «Если бы мы отвергали любого, кто однажды совершал ошибку, то, вероятно, у нас бы вообще не было полезных людей. Человек, который однажды оступился, будет вести себя намного благоразумнее и принесет пользу, потому что испытал рас­каяние. Я считаю, что его следует назначить на эту должность».

Затем еще кто-то спросил: «Вы поручи­тесь за него?»

Человек ответил: «Разумеется, поручусь».

Остальные спросили: «А как вы обоснуе­те свое поручительство?»

И он ответил: «Я могу поручиться за не­го, исходя из того факта, что это человек, ко­торый однажды совершил ошибку. Человек, который ни разу не ошибался,— опасен». После этих слов того человека назначили на должность.

*

Во время обсуждения приговора Накано Кадзума предложил назначить наказание на один порядок мягче, чем было положено. Такая мудрость была присуща лишь ему.

В то время, хотя присутствовало еще несколько человек, если бы не Кадзума, никто бы и рта не раскрыл. Поэтому его называют Мастером Начала и Мастером Двадцати пяти дней6.

Некий человек навлек на себя позор, по­скольку не отомстил. Чтобы отомстить, нуж­но просто ворваться в жилище обидчика и умереть от меча. В этом нет ничего постыд­ного. Пока будешь раздумывать о том, что ты должен обязательно прикончить обидчи­ка, время уйдет. Пока будешь раздумывать, сколько у врага людей, время не остановит свой ход, и в конце концов ты откажешься от этой мысли.

Пусть у врага тысячи людей, ты выпол­нишь свой долг, если выступишь против них, исполненный твердой решимости изрубить их всех, от первого до последнего. Ты выпол­нишь большую часть этой задачи.

Что касается ночного нападения ронинов господина Асано, то их ошибкой было то, что они не совершили сэппуку в Сэнгакудзи, по­скольку между убийством их господина и возмездием за его смерть прошло слишком много времени. Если бы господин Кира в течение этого периода успел умереть своей смертью, это было бы чрезвычайно при­скорбно. Поскольку людям из округа Ками- гата присуща глубокая мудрость, у них хоро­шо получаются достойные похвалы действия, однако же они не умеют действовать, пови­нуясь требованиям момента, как поступили участники схватки в Нагасаки7.

Хотя не ко всему нужно подходить с по­добных позиций, я упоминаю об этом в своем исследовании Пути самурая. Когда наступает момент, нет времени для раздумий. И если ты не разузнал все заранее и не принял реше­ние, чаще всего тебя ждет бесславие. Чтение книг и беседы с людьми нужны для того, чтобы заранее подготовиться к возможному развитию событий.

Прежде всего Путь самурая должен за­ключаться в осознании того, что ты не зна­ешь, что случится в следующее мгновение, и в денном и нощном выяснении каждой воз­можности. Победа и поражение — это вопрос временных обстоятельств. Чтобы избежать позора, нужно выбрать иной путь — смерть.

Даже если поражение кажется неизбеж­ным, мсти. Ни мудрость, ни опыт не имеют к этому отношения. Настоящий мужчина не думает о победе или поражении. Он без­рассудно бросается вперед — навстречу не­избежной смерти. Поступая так, ты очнешься от своих грез.

*

Существуют две вещи, которые делают слугу несовершенным, и эти вещи — богат­ство и почет. Если человек остается в стес­ненных обстоятельствах, он не будет испорчен.

Однажды жил один очень умный человек, который, однако, из-за своего характера был склонен замечать, как правило, только отри­цательные стороны тех дел, которые ему по­ручали. Человек, использующий такой под­ход, бесполезен. Если ты с самого начала не осознаешь, что мир полон непривлекательных моментов, твое отношение к делу по большей части будет недостойным, и люди не будут тебе верить. А если человеку не верят другие люди, независимо от того, каким бы хорошим он ни был, в нем будет недоставать той сущ­ности, которая определяет хорошего челове­ка. Это тоже можно считать недостатком.

*

Был один человек, который говорил:

«У такого-то вспыльчивый нрав, но вот что я

высказал ему прямо в лицо...» Такие вещи говорить не подобает, и произнес он это только лишь потому, что хотел, чтобы о нем пошла слава как о грубияне. Это был доволь­но низкий поступок, свидетельствующий о том, что он все еще не повзрослел. Самурай вызывает восхищение именно потому, что у него хорошие манеры. Подобные разговоры о других людях сродни перебранке копьенос­цев из низшего сословия. Это пошло.

*

Нехорошо удовлетворяться достигнутым пониманием. Ошибается тот, кто прилагает усилия, получает некоторое представление и на этом останавливается. Сначала нужно приложить большие усилия, для того чтобы не оставалось сомнений в том, что ты усвоил основы; затем потрудиться, чтобы они при­несли плоды,— и этот процесс не прекраща­ется в течение всей твоей жизни. Не полагай­ся на ту степень понимания, которая откры­лась тебе. Просто повторяй про себя: «Этого недостаточно».

Человеку следует в течение всей своей жизни искать, как лучше всего следовать

Пути. И нужно учиться, настроившись на работу, ничего не оставляя без внимания. Так обретается Путь.

*

Следующее взято из записанных изрече­ний Ямамото Дзинэмона:

«Если ты можешь понять одно дело, ты поймешь восемь.

Неестественный смех свидетельствует об отсутствии самоуважения у мужчины и о рас­путстве у женщины.

В дружеском разговоре или в официаль­ной беседе следует смотреть собеседнику в глаза. Вежливое приветствие предназначе­но только для начала беседы. Говорить, поту­пив взор, — значит проявлять невнимание.

Невежливо расхаживать с руками, засу­нутыми в разрезы по бокам хакама.

После чтения книг и подобных вещей луч­ше всего сжечь их или выбросить. Говорят, что чтение книг — это занятие для импера­торского двора, но предназначение самурая из клана Накано — в том, чтобы крепко дер­жать в руке дубовый посох, проявляя себя в ратных делах.

Самурай без отряда8 и без лошади — это вовсе не самурай.

Кусэмоно — это человек, на которого можно положиться.

Говорят, что следует каждый день вста­вать в четыре утра, мыться и приводить в по­рядок волосы; есть, когда солнце встает, и ложиться спать, когда темнеет.

Самурай воспользуется зубочисткой, даже если он не ел. Изнутри — шкура собаки, снаружи — шкура тигра».

*

Как следует отвечать, если задают такой вопрос: «Что важно для человека с точки зрения цели и дисциплины?» Во-первых, скажем так: «Обрести такое состояние созна­ния, которое в данный момент чисто и ничем не замутнено». Как правило, люди выглядят подавленными. Когда у человека чистое и не­замутненное сознание, у него жизнерадост­ное выражение лица. Когда человек занима­ется делами, им движет то, что исходит из его сердца. В отношении господина — это преданность; в отношении родителей — сыновнее почитание; в ратных делах —

храбрость, и, кроме того, что-то, относящееся ко всему окружающему миру.

Раскрыть это в себе чрезвычайно трудно. Но и потом трудно поддерживать это состоя­ние постоянно. Нет ничего вне мысли о теку­щем мгновении.

*

Пятьдесят-шестьдесят лет назад самураи каждое утро принимали ванну, брили лоб, смазывали волосы специальной жидкостью, стригли ногти на руках и ногах, натирая их пемзой и затем кислицей, и, независимо от обстоятельств, уделяли внимание своему внешнему виду. Не стоит и говорить о том, что все их оружие и доспехи протирались, смазывались, натирались до блеска и содер­жались в порядке.

Хотя может показаться, что специальная забота о своем внешнем виде похожа на бах­вальство, это не имеет никакого отношения к стремлению произвести впечатление. Даже если ты знаешь, что сегодня можешь погиб­нуть, и полон твердой решимости встретить неминуемую смерть, если ты встретишь смерть, имея неподобающий внешний вид, то тем самым покажешь, что не подготовился заранее. Враги отнесутся к тебе с презрением и сочтут тебя неопрятным. По этой причине говорят, что как старые, так и молодые долж­ны следить за своим внешним видом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!