Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. 3 страница



Хотя можно сказать, что это дело хлопот­ливое и отнимает много времени, призвание самурая заключается в подобных вещах. Это не пустая трата времени и не хлопотливое занятие. Нет ничего позорного в том, что ты постоянно укрепляешь в себе решимость по­гибнуть в бою, намеренно внушая себе мысль, что ты уже умер, делаешь свое дело и исполняешь воинский долг. Но, когда на­ступит время, ты покроешь себя позором, если не будешь постоянно осознавать это, даже во сне, а проводить дни станешь, пре­следуя своекорыстные интересы и потворст­вуя своим желаниям. И если ты думаешь, что здесь нет ничего позорного, и считаешь, что главное — это твое собственное благополу­чие, то твои распутные и неучтивые действия достойны лишь сожаления.

Человек, который не укрепился в решимо­сти неизбежно умереть, обрекает себя на не­достойную смерть. Но если человек заранее принял решение встретить смерть, как можно его презирать? Следует быть особенно вни­мательным в этом отношении.

Кроме того, за последние тридцать лет обычаи изменились. В наши дни, когда моло­дые самураи собираются вместе, они говорят только о денежных вопросах, прибылях и убытках, тайных стилях одежды или о лю­бовных похождениях. Обычаи распадаются на части. Можно сказать, что раньше, когда человек достигал возраста двадцати трех лет, в его сердце не было места презренным мыс­лям, и поэтому никто не говорил о подобных вещах. Если человек постарше случайно про­износил нечто подобное, он считал это чем-то вроде оскорбления. Этот новый обычай, ве­роятно, появился, потому что люди придают большое значение тому, насколько привлека­тельными они выглядят в глазах окружаю­щих, и ведению домашнего хозяйства. Каких вершин смог бы достичь человек, если бы у него не было заносчивости в отношении его места в обществе!

Как ужасно, что сегодняшние молодые люди расчетливы и так кичатся своим имуще­ством. Людям с расчетливыми сердцами не­достает чувства долга. А тот, кто не имеет чувства долга, не уважает себя.

*

По словам господина Иттэя, даже неваж­ный писец добьется успеха в искусстве кал­лиграфии, если будет практиковаться, ис­пользуя в качестве образца красиво написан­ный документ, и, прилагая старание, стремиться его воссоздать. Слуга также сможет достичь успеха, если возьмет за образец хорошего слугу.

Однако в наше время нельзя найти обра­зец хорошего слуги. Поэтому было бы хоро­шо создать такой образец и учиться на нем. Чтобы сделать это, следует посмотреть на различных людей и взять у каждого человека только его лучшее качество. Например, у од­ного — вежливость, у другого — храбрость, у третьего — правильную манеру ведения бе-. седы, у четвертого — правильное поведение, и у пятого — уравновешенность. Так полу­чится образец.

Что касается искусств, то часто ученики не перенимают хорошие качества своего учи­теля, но берут у него только плохое. Так по­ступать не годится. Есть люди, которые об­ладают хорошими манерами, но лишены ис­кренности. При подражании подобным людям очень легко не обратить внимание на их вежливость и перенять только отсутствие искренности. А если человек постигнет чьи-то хорошие стороны, у него будет образец, по которому можно научиться всему.

*

Если тебе поручено доставить какое-то важное письмо или другой документ, крепко держи его в руке и ни на секунду не выпускай, но передай непосредственно получателю.

*

Слуга — это человек, который не отвле­кается ни на секунду двадцать четыре часа в сутки, когда он находится в присутствии своего господина или в присутствии других людей. Если человек небрежен во время от­дыха, люди посчитают, что он человек несо­бранный.

Независимо от того, к какому сословию принадлежит человек, если он поступает не­сообразно своему месту в обществе, то рано или поздно совершает подлые или трусливые поступки. Среди представителей низших со­словий встречаются даже такие, которые мо­гут испугаться и убежать. Следует быть осторожным в выборе прислуги и тому по­добных лиц.

*

Существует множество людей, которые, будучи связаны с воинскими искусствами и обучая им учеников, полагают, что стали настоящими воинами. Но тот, кто прилагает много усилий и становится лишь «человеком искусства», достоин сожаления. Технике ис­полнения хорошо учиться до тех пор, пока ты не добьешься совершенства. Вообще же, счи­тается, что человек, универсальный во многих отношениях, вульгарен и обладает лишь по­верхностными знаниями важных вопросов.

*

Когда господин говорит тебе что-то при­ятное или неприятное, то если ты молча вы­слушаешь его и уйдешь, это будет свидетель­ствовать о твоей растерянности. Следует от­ветить ему подобающим образом, а для этого нужно подготовиться заранее.

Более того, если в тот момент, когда тебя попросят выполнить какое-нибудь поручение, ты исполнишься глубокой радости или испы­таешь великую гордость, это отразится на твоем лице. Такое случается со многими и выглядит довольно неуместно. Но есть люди иного сорта, которые знают свои собст­венные недостатки и думают: «Я такой не­ловкий, но, тем не менее, мне дали такое по­ручение. Как же мне его выполнить? Я вижу, что это будет очень нелегко, и мне придется проявить все свое старание». Хотя эти слова никогда не произносятся вслух, они отражаются на лице. Это свидетельствует о скромности.

Проявляя непоследовательность и легко­мыслие, мы отклоняемся от Пути и показы­ваем, что являемся лишь новичками. Этим мы наносим большой вред.

*

Учение — хорошая вещь, но чаще всего оно приводит к ошибкам. О подобных вещах

говорил священник Конан. Стоит просто по­смотреть на деяния совершенных людей, что­бы понять наше собственное несовершенство. Но зачастую этого не происходит. По боль­шей части мы восхищаемся своими собствен­ными суждениями и любим поспорить.

*

В прошлом году на большом совете был один человек, который выступил против мне­ния большинства и заявил, что готов убить председателя совета, если остальные с ним не согласятся. Все согласились. После того как все закончилось, этот человек сказал: «Они согласились слишком быстро. Я думаю, что они слишком слабы и ненадежны, для того чтобы быть советниками господина».

*

Когда в присутственном месте чрезвычай­но много работы и кто-нибудь приходит со своим делом, часто встречаются люди, ко­торые принимают его холодно и сердятся.

Так поступать не годится. В таких случаях правила поведения самурая требуют, чтобы он успокоился и обращался с человеком

достойным образом. Грубо обращаясь с людьми, ты уподобляешься лакеям.

*

Иногда бывает так, что нам приходится обращаться к кому-нибудь с просьбой. Если это делается неоднократно, то превращается в назойливость по отношению к этому чело­веку и ваше поведение может показаться бес­тактным. Если нужно что-то сделать, лучше всего делать это самому.

*

Поведение человека во время дождя поз­воляет нам узнать кое-что полезное. Когда попадаешь под сильный дождь, то пытаешься не промокнуть и быстро бежишь по дороге. Но пробегая под скатами крыш, все равно оказываешься мокрым. Если же ты сразу осознаешь, что от дождя не убежишь, то, хотя и промокнешь, зато не будешь выглядеть глупо. Такой подход следует использовать во всем.

*

В Китае однажды жил человек, которому нравились драконы, и вся его одежда и об­становка в доме были украшены их изобра­жениями. О его глубоком увлечении этими существами стало известно драконьему богу, и в один прекрасный день перед окном этого человека появился настоящий дракон. Гово­рят, что человек этот умер от страха. Вероят­но, он был из тех людей, кто громогласно го­ворят одно, но, когда доходит до дела, посту­пают совсем иначе.

*

Был некий человек, который мастерски владел копьем. Умирая, он позвал своего луч­шего ученика и дал ему свое последнее на­ставление:

«Я передал тебе все секретные приемы нашей школы, и больше мне рассказать не о чем. Если ты собираешься и сам взять себе ученика, тогда тебе следует каждый день усердно тренироваться с бамбуковым мечом. Настоящее мастерство заключается не только в секретных приемах».

Кроме того, в наставлениях учителя рэнга говорится, что накануне поэтического собра­ния следует успокоить свой разум и почитать сборник стихов. Это называется концентра­цией на одном деле. Чем бы ты ни занимал­ся, всегда используй концентрацию.

*

Хотя золотая середина — это эталон для всех вещей, в военных делах человек всегда должен стремиться превзойти других. В на­ставлениях по стрельбе из лука говорится, что правая и левая рука должны быть на од­ном уровне, однако правая рука обычно не­произвольно поднимается выше. Они ока­жутся на одном уровне, если в момент отпус­кания тетивы немного опустить правую руку. В рассказах опытных воинов говорится, что на поле битвы, если человек страстно желает превзойти выдающихся воинов и денно и нощно надеется поразить могучего врага, он станет неутомимым, в сердце его поселит­ся отвага, и он проявит храбрость в бою.

Этот принцип следует использовать также и в повседневных делах.

*

Существуют правила воспитания мальчика в семье самурая. С самого младенчества сле­дует поощрять в нем храбрость и остерегаться

заведомо пугать или дразнить. Если в младые годы человек проявил трусость, это остается шрамом в его душе на всю жизнь. Родители делают ошибку, бездумно пугая своих детей молнией или запрещая им захо­дить в темные места, или рассказывая им страшные вещи, для того чтобы те перестали плакать.

Кроме того, ребенок вырастет робким, ес­ли его строго бранят.

Не следует допускать, чтобы у ребенка вырабатывались плохие привычки. После того как плохая привычка укоренится, как ни выговаривай за нее ребенку, он не исправит­ся. Что же касается таких вещей, как пра­вильная речь и манеры, постепенно приучай к ним ребенка. Пусть он не знает жадности.

В остальном, если у него нормальная природа и его правильно воспитывают, он вырастет хорошим человеком.

Кроме того, если между родителями су­ществуют плохие отношения, их ребенок не будет их почитать. Это естественно. Даже на птиц и пчел влияет то, что они видят и слы­шат с момента своего рождения. Также отно­шения между отцом и ребенком могут разру­шиться из-за глупости матери. Мать любит свое чадо больше всего на свете и встанет на сторону ребенка, если отец сделает ему замечание. Если она станет союзницей ребен­ка, тогда между отцом и сыном возникнет разлад. Из-за своего ограниченного мышле­ния женщина видит в ребенке свою опору в старости.

*

Люди запутают тебя, если твоя решимость слаба. Кроме того, если, участвуя в беседе с другими людьми, ты отвлечешься и пере­станешь следить за словами того, кто говорит в этот момент, то из-за своей невнимательно­сти можешь подумать, что этот человек при­держивается одного с тобой мнения, и согла­сишься с ним, рассеянно бормоча: «Конечно, конечно», несмотря на то, что он говорит что-то такое, что противоречит твоей собст­венной точке зрения. Другие же подумают, что ты с ним согласен. Из-за этого не следу­ет отвлекаться ни на мгновение при встречах с другими людьми.

Когда слушаешь чей-то рассказ или когда с тобой разговаривают, следи за тем, чтобы не попасть впросак, и, если слышишь что-то, с чем не согласен, вырази свое мнение, укажи собеседнику на его ошибку и расставь все по своим местам. Даже в пустяковых делах ошибки происходят из-за мелочей. Об этом следует помнить. Кроме того, лучше не завя­зывать знакомство с людьми, которые не вы­зывают доверия. Такие люди обязательно поймают тебя на слове или обманут. Чтобы это не произошло, нужно обладать большим опытом.

*

Выражение: «Искусства помогают телу» предназначается для самураев из других мест. Самураю клана Набэсима искусства пойдут лишь во вред. Во всяком случае, человек, ко­торый занимается искусством,— это худож­ник или музыкант, но не самурай, а самурай должен стремиться к тому, чтобы его называ­ли самураем.

Когда человек убежден, что даже неболь­шие художественные способности вредны са­мураю, все искусства становятся ему полез­ны. Следует понимать такие вещи.

*

Обычно для того чтобы иметь подобаю­щий внешний вид, достаточно смотреться в зеркало и следить за собой. Это очень важ­но. Большинство людей выглядят плохо, по­тому что они недостаточно часто заглядывают в зеркало.

Чтобы научить человека правильно выра­жать свои мысли, нужно попрактиковаться в домашней обстановке.

Практикуясь в написании писем, прилагай старание, даже если письмо состоит всего из одной строки.

Хорошо, если в письме чувствуется спо­койная сила. Кроме того, согласно тому, что узнал священник Рёдзан, когда находился в округе Камигата, если человек пишет пись­мо, ему следует думать, что получатель пове­сит его на стену.

*

Говорят, что, если ты совершил ошибку, следует, не раздумывая, сразу же ее исправить.

Если исправить ее без малейшего промедле­ния, то вскоре перестанешь делать такие ошибки. Но если попытаешься скрыть ошиб­ку, она еще больше будет бросаться в глаза и принесет вред. Когда с языка срываются слова, которые не следует говорить, то, если быстро и четко высказать свое мнение еще раз, эти слова не принесут вреда, и тебя не будет терзать мысль о том, что ты допустил оплошность. Однако, если кто-то продолжа­ет тебя осуждать, нужно быть готовым отве­тить что-то наподобие следующего: «Я уже объяснил, что оговорился. Если вас это объ­яснение не устраивает, то тут уж ничего не поделаешь. Поскольку я произнес это неча­янно, считайте, что вы вообще этого не слы­шали. Это может случиться с каждым».

И еще никогда не следует рассказывать о других людях или о том, что является тай­ной. Кроме того, во время беседы следует всегда следить за реакцией собеседника.

*

Надлежащий подход к каллиграфии заключается не в чем ином, как проявлять старание, однако в этом случае почерк будет казаться неуверенным и угловатым. Следует пренебречь таким подходом и отклониться от нормы. Этот принцип применим ко всем вещам.

*

Поговорка гласит: «Если хочешь загля­нуть в сердце человека, заболей». Когда вы больны или испытываете затруднения, мно­гие из ваших друзей или знакомых отвернут­ся от вас. Если человек заболел или оказался в стесненных обстоятельствах, следует обяза­тельно узнать, как у него дела, посетив лично или послав какой-нибудь подарок. И никогда в жизни не следует забывать о том, кто ока­зал вам услугу.

По таким вещам можно судить, как отно­сятся к тебе другие люди. В этом мире много таких людей, которые рассчитывают на дру­гих, когда сами оказываются в трудном поло­жении, а потом даже и не вспоминают о них.

*

По тем испытаниям, которые судьба уст­раивает человеку, невозможно определить, хороший это человек или плохой. Удачи и не­удачи зависят от судьбы. Хорошие и плохие поступки — это Путь человека. Воздаяние за добро и зло — это просто мораль, пред­назначенная для воспитания нравственности.

*

Мороока Хикоэмон должен был по­клясться перед богами в подтверждение сво­их слов. Но он сказал: «Слово самурая твер­же металла. Поскольку я сам воплощение своего слова, что еще могут сделать боги и будды?», и тогда было решено, что клятва не нужна. Это случилось, когда ему было двадцать шесть.

*

Господин Иттэй сказал: «То, за что чело­век молится, будет ему дано. В старые време­на в нашей провинции не было грибов мацу-такэ. Некоторые люди, которые видели их в округе Камигата, молились о том, чтобы они появились и у нас, и теперь они растут по всей провинции Катаяма. Я хотел бы, что­бы в будущем в нашей провинции росли японские кипарисы. Поскольку этого желают

все, я уверен, что в будущем так и случится. А поэтому все должны молиться об этом».

*

Когда случается нечто необычное, смешно заявлять о том, что это загадка или знамение, возвещающее о грядущих событиях. Затме­ния солнца и луны, кометы, которые трепе­щут, словно флаги, снег в пятом месяце, мол­ния в двенадцатом и так далее,— это все вещи, которые случаются каждые пятьдесят или сто лет. Они происходят в соответствии с круго­воротом янь и ин. Тот факт, что солнце встает на востоке и садится на западе, также был бы загадкой, если бы это не происходило каж­дый день. Это то же самое. Кроме того, тот факт, что, когда случаются странные явления природы, в мире всегда происходит нечто плохое, объясняется тем, что люди видят что-нибудь наподобие трепещущих облаков и ду­мают, что это что-то предвещает. Загадка возникает в их умах, и, из-за того, что они ожидают беды, именно их ум ее и порождает.

Загадка всегда порождается словом, сле­тающим с языка.


Расчетливые люди достойны презрения. Ведь расчеты всегда связаны с вычислениями прибылей и убытков, и расчетливый человек все меряет с этой точки зрения. Смерть счи­тается убытком, а жизнь — прибылью. Та­ким образом, смерть для такого человека — это нечто ненужное, и он достоин презрения.

Кроме того, люди ученые и им подобные скрывают свое малодушие и алчность за ост­роумными и гладкими речами. Люди часто недооценивают это.

*

Господин Наосигэ сказал: «Путь самурая заключается в безрассудности. Такого чело­века не смогут убить и десяток людей. С по­мощью здравого смысла не добьешься вели­ких вещей. Просто перестань думать и стань безумным»9.

Путь самурая не приемлет рассуждений; рассуждающий воин не добьется успеха. Чтобы следовать Пути, не нужны ни предан­ность, ни почитание,— нужно лишь стать отчаянным. В отчаянии проявляется и почи­тание, и преданность.

Сида Китиносукэ сказал: «Когда сущест­вует выбор жить или умереть, если твоей репутации ничто не угрожает, то лучше вы­брать жизнь». Однако он же говорил и нечто противоположное: «Когда существует выбор идти или не идти, лучше не идти». Из этого вытекает следующее: «Когда существует вы­бор есть или не есть, то лучше не есть. Когда есть выбор умирать или не умирать, то лучше умереть».

*

Если попадаешь в беду или оказываешься в трудной ситуации, недостаточно просто сказать, что ты совсем не волнуешься. Нуж­но бросаться навстречу трудным ситуациям храбро и с радостью. Для этого нужно лишь сделать шаг. Помни о поговорке: «Чем боль­ше воды, тем выше корабль»10 .

*

Думать о том, что ты не можешь достичь того, чего достигли мастера, — значит прояв­лять вялость духа. Мастера — это люди. Ты тоже человек. Если ты будешь думать, что

не сможешь чего-то достичь, то ничего и не достигнешь.

Господин Иттэй говорил: «Конфуций был мудрецом, потому что он с пятнадцати лет стремился стать ученым. Он был мудрецом вовсе не потому, что учился потом». Это то же самое, что буддийское изречение: «Сначала — намерение, затем — про­светление».

*

Воин должен быть внимательным во всем и не допускать ни малейшей оплошности. Прежде всего, если он невнимательно подби­рает слова, то он может сказать такие вещи, как: «я боюсь» или «в такой момент я бы, наверное, убежал», или «как ужасно», или «как больно». Это те слова, которые нельзя произносить даже в шутку или под влиянием минутного порыва, или во сне.

Если человек проницательный услышит такие слова, он сможет заглянуть в самое сердце того, кто их произнес. Поэтому всегда следует хорошенько подумать, прежде чем что-то сказать.

Если отношение человека к храбрости укрепилось в его сердце и его решимость лишена сомнений, тогда в решающий час он сможет выбрать правильный шаг. Это про­явится в его поведении и в словах в соответ­ствии с ситуацией. Слова человека особенно важны. Они служат не для того, чтобы обна­жать глубины его сердца. Об этом люди судят по его повседневным делам.

*

После того как я стал слугой, я никогда не сидел сложа руки ни дома, ни в ином мес­те. Я также старался лишний раз не раскры­вать рта, но если было что-то, что нельзя бы­ло выполнить должным образом без слов, то стремился все уладить, используя одно слово вместо десяти. Таким был и Ямадзаки Курандо.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!