Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. 4 страница



*

Говорят, что даже после того, как человеку отрубают голову, он все еще может что-то сделать. Это подтверждается примером Нитты Ёсисады и Оно Докэна. Если что-то спо­собен сделать один, разве это не может сде­лать и другой? Митани Дзёкю сказал: «Да­же если человек умирает от болезни, он мо­жет продержаться два или три дня».

*

Древние говорили, что следует принимать решения в промежуток, равный семи вдохам и выдохам. Господин Таканобу сказал: «Если размышления длятся долго, они пойдут во вред». Господин Наосигэ сказал: «Когда дела делаются с ленью, семь из десяти повернутся плохо. Воин — это человек, который все де­лает быстро».

Когда твой разум блуждает, перескакивая с одного предмета на другой, рассуждения будут бесплодны. Используя настойчивость, свежий подход и ощущение настоятельной необходимости, ты примешь решение в про­межуток, равный семи вдохам и выдохам.

Это вопрос решимости и желания достичь результата.

*

Если тебе нужно убедить в чем-то госпо­дина, но то положение, которое ты занима­ешь, не позволяет этого сделать, то ты про­явишь большую преданность, если найдешь того, кто обладает таким положением, чтобы он сказал об этом господину и сделал так, чтобы тот исправил свои ошибки. Чтобы быть в состоянии это сделать, нужно быть со всеми в хороших отношениях. Если человек делает это ради собственного блага, это про­сто лесть. В таких делах нужно руководство­ваться не личной выгодой, а интересами клана.

Если человек будет стремиться к этому, то у него все получится.

*

Плохие отношения между бывшими и ны­нешними правителями, отцом и сыном, стар­шими и младшими братьями возникают из-за своекорыстия. Доказательством этому слу­жит то, что таких плохих отношений не быва­ет между господином и слугой.

*

Непонятно, почему люди так расстраива­ются, когда им приказывают, например, стать ронинами. Во времена господина Кацусигэ говаривали: «Если человек не был ронином по крайней мере семь раз, он не станет насто­ящим слугой. Семь раз упал и восемь раз поднялся».

Такие люди, как Нарутоми Хёго, были ронинами семь раз. Следует понимать, что это все равно, что быть куклой-неваляшкой. Господин также может дать такое приказа­ние, чтобы испытать человека.

*

Серьезность болезней и других подобных вещей определяется тем, как воспринимает их человек. Я родился, когда моему отцу был семьдесят один год, и поэтому рос довольно болезненным ребенком. Но поскольку у меня было большое желание приносить пользу даже в старости, то, когда появилась воз­можность, я укрепил свое здоровье и с тех пор ни разу не болел". И я воздерживался от близких отношений с женщинами и постоян­но делал прижигания. Существуют вещи, ко­торые, по моему мнению, определенно оказы­вают положительное воздействие.

Существует поговорка, что, даже если сжечь змею мамуси семь раз, она каждый раз возродится в первозданной форме. Это

питает мои надежды. Я всегда был одержим одной мыслью: осуществить свое заветное желание, которое состоит в том, чтобы, даже если мне суждено пережить семь перерожде­ний, каждый раз возрождаться самураем клана Набэсима.

*

Ямамото Дзинэмон однажды сказал, что для самурая самое главное — это иметь хо­роших слуг. В военных делах, как ни старай­ся, одному не справиться. Деньги можно одолжить у других, но хороший человек на дороге не валяется. Следует заботиться о нем и быть к нему щедрым. И если имеешь слуг, то недостаточно заботиться лишь о собствен­ном пропитании. Если будешь делиться тем, что у тебя есть, с теми, кто тебе подчинен, то сможешь удержать хороших людей.

*

Человек, у которого недостает мудрости, ругает свое время. Отсюда возникают всякие беды. Человек, который в разговоре проявля­ет сдержанность, будет полезен в хорошие времена и избежит наказания в плохие.

Для того чтобы превзойти других людей, нужно всего лишь вовлекать их в разговор о твоих делах и выслушивать их мнение. Большинство людей удовлетворяются собст­венным мнением и поэтому никогда не совер­шенствуются. Беседа с человеком — это пер­вый шаг к тому, чтобы превзойти его. Некий человек из канцелярии клана постоянно спра­шивал о моем мнении в отношении различных документов. Сейчас в том, что касается со­ставления документов, он превзошел меня. Интересуясь мнением других, ты развива­ешься и превосходишь их.

*

Плохо, когда одна вещь превращается в две. Не следует искать что-нибудь еще в Пути самурая. Он един. Таким образом, несообразно слышать что-то о пути Конфу­ция или пути Будды и говорить, что это и есть Путь самурая. Если человек понимает вещи таким образом, он сможет слушать о всех путях и все более укрепляться в своем.

Для самурая важно каждое слово, незави­симо от того, где он его произносит. По одному-единственному слову можно судить о воинской доблести. В мирные времена сло­ва показывают храбрость человека. В смут­ные времена по одному слову можно рас­познать силу или малодушие. Это единствен­ное слово — цветок сердца. Это не просто пустой звук.

*

Воин никогда не должен говорить неуве­ренным голосом. Он должен все решить для себя заранее. Даже в мелочах можно увидеть глубины сердца.

*

Не существует ничего невозможного.

Если человек проявит решимость, он может сдвинуть небо и землю по своему желанию. Но поскольку люди нерешительны, они не могут отважиться на это. Чтобы легко сдви­нуть небо и землю, просто нужно сконцент­рироваться.

Человек, слывущий знатоком искусств, подобен глупцу. Из-за того, что он по своей глупости занимается лишь одним делом, он больше ни о чем не думает, и поэтому слывет знатоком. Такой человек ничего не стоит.

*

До сорокалетнего возраста лучше всего набирать силу. К пятидесяти годам следует остепениться.

*

Когда обсуждаешь с кем-нибудь различ­ные вещи, важно говорить именно о том, что является предметом беседы. Как бы ни хоро­ши были твои слова, если они не имеют отно­шения к беседе, от нее будет мало толку.

*

Если человек делится с тобой своим мне­нием, следует воспринимать его с глубокой благодарностью, даже если оно ничего не стоит. Если ты этого не сделаешь, то он больше не расскажет тебе о тех вещах, кото­рые он видел и слышал. Лучше по-дружески выслушать чужое мнение и поделиться своим.

Существует поговорка, что великие гении взрослеют поздно12. Если что-то не приносит плодов в течение двадцати или тридцати лет, то оно не будет обладать большими достоин­ствами. Если слуга стремится выполнить свою работу как можно быстрее, он помеша­ет другим, и о нем скажут, что он молод, но способен. Если он проявит излишнее рве­ние, то его сочтут неотесанным. Если он всем своим видом будет показывать, что совершил великое дело, начнет льстить и вести себя не­искренне, то люди будут осуждать его. Если человек не прилагает больших усилий для собственного развития и не ищет поддержки других, из него ничего хорошего не выйдет.

*

Если человек выполняет долг воина, на­пример, когда ему поручают выполнить роль кайсяку или арестовать кого-нибудь из его клана или отряда, люди заметят, готов ли он выполнить свои обязанности или с радостью уступил бы их кому-нибудь другому. Всегда следует вести себя так, словно нет никого, кто превзошел бы тебя в воинской доблести,


всегда считать себя лучшим и постоянно укреплять в себе храбрость.

*

Если, находясь на поле битвы, ты пой­дешь впереди всех и будешь думать лишь о том, чтобы ворваться во вражеские ряды, тогда ты не окажешься за спинами своих то­варищей; твой дух обретет силу неистовства, и ты проявишь воинскую доблесть. Так на­ставляли нас старшие. И еще: ты должен быть уверен, что если тебя убьют в бою, то твой труп будет обращен лицом к врагу.

*

Если бы все стремились к гармонии и по­лагались на волю Провидения, у них бы было легко на сердце. Когда же нет гармонии, че­ловеку, даже если он совершает праведные поступки, будет недоставать преданности. Когда человек расходится во мнениях со сво­ими товарищами, склонен пропускать даже нечастые встречи, сварлив и язвителен,— это происходит от мелочного и глупого ума. Но, думая о моменте истины, хотя она может оказаться и неприятной, следует помнить

о том, чтобы принимать гостей в любое время и уделять им все свое внимание, дабы не воз­никло впечатления, что тебе скучно. Кроме того, в этом изменчивом мире нельзя быть уверенным даже в настоящем. Смерть беспо­лезна, если другие люди думают о тебе пло­хо. Ложь и неискренность недостойны, пото­му что предназначены для извлечения собст­венной выгоды.

Хотя невыгодно позволять другим опере­дить себя, невыгодно быть сварливым или не иметь плохих манер, или быть скромным, если человек делает что-нибудь на пользу другим и каждый раз принимает знакомого с таким же вниманием, как надлежит прини­мать новых гостей, он будет со всеми в хоро­ших отношениях. Так же надлежит строить отношения между мужем и женой. Если человек благоразумен в конце так же, как и в начале, гармония сохранится.

*

Говорят, что есть некий священник, кото­рый способен всего добиться благодаря свое­му уму. Сейчас в Японии нет ни одного мо­наха, который мог бы с ним сравниться.

В этом нет ничего удивительного. Просто нет никого, кто способен проникнуть в саму суть вещей.

*

Старческая немощь проявляется в том, что человек делает только то, к чему он боль­ше всего склонен. Человек способен противо­стоять этому стремлению, пока в нем еще ос­тается сила, но когда он слабеет, то не может совладать со своей натурой и позорно ей ус­тупает. Это проявляется по-разному, но нет людей, которые к шестидесяти годам не под­дались бы старческой немощи. Когда человек думает, что не состарится, это значит, что он уже старик. Можно предположить, что такой слабостью господина Иттэя была склонность к старческой болтовне. Словно стремясь по­казать, что только он один является опорой дома Набэсима, он являлся в дома к извест­ным людям и вел с ними дружеские беседы.

В то время все считали такое поведение впол­не нормальным, но сейчас можно сказать, что это было проявлением старческой слабости. Что касается меня, то, имея перед собой пример господина Иттэя и чувствуя, что старость уже берет надо мной верх, я отка­зался от приглашения участвовать в церемо­ниях по поводу тринадцатой годовщины смерти господина Мицусигэ и решил, что сейчас мне нужно все больше времени прово­дить дома. Человек должен ясно видеть то, что его ожидает.

*

Если решимость человека велика, то он не будет разочарован, если результат будет в мелочах отличаться от того, что он ожидал. Но по большому счету мелочи важны. Пра­вильность и неправильность подхода прояв­ляется в мелочах.

*

В храме Рютайдзи рассказывают, что в округе Камигата жил один знаток Книги перемен, который говорил, что даже священ­нику не следует присваивать звание, пока он не достигнет сорока лет. Объясняется это тем, что такой человек совершит много оши­бок. Конфуций был не единственным, кто ус­тоялся в своих взглядах после сорока лет.

К сорока годам и мудрые люди, и недалекие

накапливают достаточный опыт и не станут теряться в трудной ситуации.

*

Если говорить о воинской доблести, то главное здесь, скорее, в том, чтобы при­нять смерть за своего господина, нежели в том, чтобы сокрушить врага. Об этом гово­рит пример Сато Цугунобу.

*

В молодости я вел Дневник неудач и старался ежедневно записывать в него свои ошибки, однако проходило время, и все равно не было дня, когда бы я не сделал двадцать или тридцать записей. Поскольку этому не было видно конца, я перестал это делать. Даже сегодня, когда, перед тем как лечь спать, я думаю о том, что произошло за день, не бывает дня, чтобы я не допустил оплошно­сти в беседе или в каком-либо деле. Жить без ошибок поистине невозможно. Но люди, живущие своим умом, не хотят об этом заду­мываться.

Когда читаешь что-нибудь вслух, лучше всего читать животом. При чтении ртом го­лоса надолго не хватит. Этому учит Накано Сикибу.

*

В благоприятные времена гордость и не­сдержанность опасны. Если человек не про­являет благоразумия в обычные времена, он не сможет догнать остальных. Человек, кото­рый успешен в хорошие времена, потерпит неудачу в трудные.

*

Господин Иттэй говорил: «Достижение в каллиграфии — это когда бумага, кисточка и чернила пребывают в гармонии». И в то же время как же трудно этого добиться!

*

Мастер достал книгу из футляра. Когда он раскрыл ее, комната наполнилась арома­том сухой гвоздики.

То, что называется щедростью,— на са­мом деле не что иное, как сострадание.

В Синэй написано: «Если смотреть глазами сострадания, то нет людей, которые не нра­вятся. Того, кто согрешил, нужно жалеть еще больше». Ширину и глубину человеческого сердца нельзя измерить. В нем достаточно места для всех. Мы до сих пор поклоняемся мудрецам трех древних царств13, потому что ощущаем их сострадание даже в наши дни.

Все, что ты делаешь, следует делать ради твоего господина и родителей, всего челове­чества и потомков. В этом заключается вели­кое сострадание. Настоящая мудрость и храб­рость рождаются из сострадания. Когда че­ловек наказывает кого-то или стремится к чему-нибудь, неся сострадание в своем сердце, то все, что он делает, будет правиль­ным и обладающим безграничной силой. Своекорыстные деяния мелочны и недостой­ны и оборачиваются человеку во зло. Когда- то я смог разобраться в вопросах мудрости и храбрости. И только теперь я начинаю по­стигать, что такое сочувствие.

Господин Иэясу говорил: «Для того чтобы в стране царили мир и согласие, нужно уп­равлять страной с позиции сострадания, ибо, когда человек думает о народе как о своих детях, народ думает о нем, как о своем роди­теле». И вообще, разве не логично предполо­жить, что «родитель отряда» и «ребенок от­ряда» [то есть руководитель отряда и член отряда] называются так, потому что они гар­монично связаны друг с другом, так же, как ребенок и его родители?

Разумеется, когда господин Наосигэ гово­рил: «Тот, кто ищет недостатки в других, бу­дет наказан», им двигало сострадание. Его слова: «Есть вещи, недоступные пониманию» также следует считать проявлением сострада­ния14. Он настойчиво утверждал, что нам следует стараться вкусить неисчерпаемое.

*

Священник Таннэн сказал: «Умный слуга не стремится занять более высокое положе­ние. Однако я не знаю и таких случаев, что­бы глупые люди продвигались по службе».

Накано Сикибу высказал следующее мнение:

«Если молодой человек вступает в любов­ную связь с другими мужчинами, он может опозорить себя на всю жизнь. Не понимать этого опасно. Поскольку некому просветить молодых людей в этом отношении, я изложу этот вопрос в общих чертах.

Следует понимать, что женщина верна только одному мужу. Мы отдаем свои чувст­ва только одному человеку на всю жизнь. Если это не так, то это то же самое, что со­домия или проституция. Это позор для воина. Ихара Сайкаку написал знаменитые строки: «Юноша без взрослого любовника — это то же самое, что женщина без мужа». Но че­ловек, следующий этому принципу, смешон.

Молодому человеку следует проверять взрослого мужчину в течение по крайней ме­ре пяти лет, и, если он уверится в его намере­ниях, тогда ему также можно ответить взаим­ностью. Непостоянный человек не станет поддерживать серьезные отношения и бросит своего любовника.

Если они смогут помогать друг другу и посвятить друг другу свою жизнь, то их чувства искренни. Но если один из них нече­стен, второму следует сказать, что есть поме­хи их отношениям, и решительно порвать с ним. Если же первый спросит, каковы эти помехи, второму нужно ответить, что он ни­когда в жизни их не назовет. Если же первый будет продолжать настаивать, то следует рас­сердиться; если тот не уймется — зарубить его.

Кроме того, взрослый мужчина должен воспользоваться тем же приемом и выяснить истинные намерения молодого человека. Если молодой человек сможет быть верен и такие отношения сохранятся в течение пяти-шести лет, тогда с этим можно смириться.

Главное же в том, чтобы не гнаться за двумя зайцами. Нужно стараться не сходить с Пути самурая»15.

*

Основателем традиции мужеложства в на­шей провинции был Хосино Рётэцу, и, хотя у него было довольно много учеников, с каж­дым он занимался отдельно. Эдаёси Сабуро- дзаэмон был человеком, который понял

смысл мужеложства. Однажды, когда он со­провождал своего господина в Эдо, Рётэцу спросил Сабуродзаэмона: «Как ты понима­ешь мужеложство?»

Сабуродзаэмон ответил: «Это нечто одно­временно приятное и неприятное».

Рётэцу был доволен ответом и сказал:

«Ты здорово потрудился, раз смог такое ска­зать».

Несколько лет спустя один человек по­просил Сабуродзаэмона объяснить его ответ. Тот пояснил: «Отдать свою жизнь за друго­го — это основной принцип мужеложства.

В противном случае это позорит человека. Однако в таком случае тебе нечем пожертво­вать ради своего господина. Поэтому это по­нимается как нечто одновременно приятное и неприятное».

*

Господин Иттэй говорил: «Если бы меня спросили, что такое поступать хорошо, то, в двух словах, я бы ответил, что это значит переносить страдания. Когда человек не уме­ет терпеть — это в любом случае плохо».

Пока человек не достиг сорокалетнего возраста, лучше на время забыть о приобре­тении мудрости и проницательности и совер­шенствовать силу, данную ему от природы. Если человеку исполнилось сорок лет, и силы его иссякли, то окружающие не будут вос­принимать его всерьез.

*

Недавно некий человек, направлявшийся в Эдо, послал домой подробное письмо из первого же постоялого двора, где он остано­вился на ночлег. Хотя этот человек обычно пренебрегал такими вещами, когда был занят, проявив подобное внимание, он превзошел остальных людей.

*

Старшие считают, что самурай должен проявлять исключительное упорство. Если ты проявишь умеренность, то твои действия позднее могут счесть недостаточными. Я слы­шал, что, когда человек думает, будто он за­шел слишком далеко, на самом деле он все

сделал правильно. Это правило не следует забывать.

*

Когда человек принял решение убить ко- го-то, не следует искать окольных путей, даже если осуществить это сразу очень труд­но. Его решимость может ослабнуть, он мо­жет упустить возможность и в результате не добьется успеха. Путь самурая — это пря­мой путь, не допускающий промедления, и поэтому главное — действовать сразу.

Когда некий человек ехал на чтение сутр в Дзиссоин, на пароме один из его мальчи- ков-слуг напился и начал донимать моряков. Когда они высадились на другом берегу, в тот момент, когда слуга вынимал из ножен свой меч, моряк схватил шест и ударил его по голове. В тот же момент к ним подбежали все остальные моряки с веслами в руках и хотели добить слугу. Однако, в то время как госпо­дин прошел мимо с таким видом, словно не знал о том, что происходит, один из слуг вер­нулся назад и извинился перед моряками. За­тем, успокоив своего товарища, он сопрово­дил его домой. В ту ночь тот слуга, который

напился и затеял ссору, узнал, что его соби­раются лишить меча.

Прежде всего следует сказать, что госпо­дин поступил неправильно, поскольку должен был выбранить и успокоить пьяного слугу еще на борту парома. Далее, даже несмотря на то что его слуга повел себя неблагоразум­но, после того как его ударили по голове, не­обходимость в извинении отпала. Господину следовало подойти поближе к моряку и слуге, сделав вид, что он собирался принести изви­нения, и зарубить их обоих. Без сомнения, он был человеком малодушным.

*

В былые времена люди обладали величай­шей решимостью. Все, кому было от тринад­цати до шестидесяти лет, шли на войну. По­этому люди пожилые скрывали свой возраст.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!