Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. 6 страница
Но сторонний наблюдатель увидит, что голова собеседника пуста, а язык его мелет сам по себе. В таком случае лучше всего заглянуть правде в глаза. Тогда правда проникнет и в сердце человека. Даже обмениваясь с человеком мимолетным приветствием, следует взвесить обстоятельства и, подумав, говорить так, чтобы не ранить чувства собеседника.
Кроме того, если ты слышишь, что кто-то непочтительно отзывается о Пути самурая или о твоей провинции, с таким человеком следует говорить резко, без малейших церемоний. Для этого нужно быть заранее готовым к таким ситуациям.
Хотя человек, который добился успеха в каком-нибудь искусстве, считает остальных соперниками, в прошлом году Хёдо Сатю уступил титул «Мастер рэнга» Ямагути Сёти- ну. Поступок, достойный похвалы.
*
Священник Таннэн вывешивал ветряные колокольчики и при этом пояснял: «Это не потому, что мне нравится, как они звенят.
Я вешаю их для того, чтобы знать направление ветра на случай пожара, ибо это единственное, что может принести беду, когда у тебя большой храм». В ветреные ночи он не спал, а ходил вокруг храма. В течение всей его жизни огонь в его жаровне никогда не гас, и он всегда клал возле подушки бумажный фонарь и огниво. Он говорил: «В минуту опасности люди начинают суетиться, и некому быстро зажечь огонь».
Если человек считает, что есть разница, находится он в общественном месте или в собственной спальне, на поле сражения или на татами, то в нужный момент не успеет внести поправки в соответствии с обстановкой. Главное же — находиться в состоянии постоянной готовности. Если люди не проявляют свою доблесть на та-тами, они не проявят ее и на поле боя.
|
|
Но во времена мира нельзя судить о храбрости или о трусости.
*
Хотя говорят, что богам не нравится грязь, если человек немного подумает, он поймет, что нужно молиться им ежедневно.
В мирное время он молится, чтобы боги послали ему удачу на поле боя, когда он обагрен кровью и карабкается по трупам. Если в такие времена боги отворачиваются от него, тогда он должен ясно понимать, что его молитва не услышана, и продолжать молиться, несмотря на то что его тело осквернено грязью и кровью.
Во времена великой опасности или бедствия достаточно одного слова, чтобы расставить все на свои места. В счастливые времена также достаточно одного слова. И в общении с другими людьми одно слово также может быть решающим. Поэтому, прежде чем говорить, нужно сначала хорошенько подумать. Нужно уяснить это раз и навсегда. Здесь важно полностью сосредоточиться и заранее выбрать правильную позицию. Это очень трудно объяснить, поэтому нужно уяснить это сердцем, а не разумом. Если человек не уяснил этого сердцем, то объяснять ему бесполезно.
|
|
*
Человеческая жизнь воистину коротка. Лучше прожить ее, делая те вещи, которые тебе нравятся. Мир — это сон, и глупо жить в этом сне, наблюдая неприятные вещи и делая только то, что тебе не нравится. Но важно никогда не говорить об этом молодым людям, потому что неправильно понятые слова могут причинить вред.
Например, лично я люблю спать. И поэтому я намерен все больше и больше времени проводить дома и скоротать оставшуюся мне жизнь во сне.
*
Ночью двадцать восьмого дня двенадцатого месяца третьего года Сётоку я видел сон. Содержание этого сна постепенно менялось, и это привело к тому, что я укрепил свою волю. Состояние человека проявляется в его снах. Было бы хорошо, если бы можно было сделать из снов своих помощников, чтобы в готовности встречать то, что тебя ожидает.
*
Стыд в груди человека подобен воде в стоящем сосуде. Если сосуд опрокинуть, то вода выльется. Так же выплескивается и раскаяние. Когда один человек признался моему знакомому, что украл украшение с его меча, тот испытал сострадание. Если человек исправит свои ошибки, их следы вскоре исчезнут.
|
|
*
По словам буддийского священника Каёна, когда к человеку приходит небольшое
понимание, он переполняется гордостью, думая, что познал пределы своих возможностей и свои слабые стороны. Однако трудно на самом деле познать пределы собственных возможностей и слабые места.
*
Кажется, что для того, чтобы определить достоинство человека, достаточно одного беглого взгляда. Достоинство может проявляться во внешнем облике. О достоинстве говорит спокойное выражение лица. Достоинство проявляется в немногословности. Есть достоинство в безукоризненности манер. Достоинство может выражаться в движениях и жестах. Но все это отражение на поверхности того, что скрывается в глубине. В конечном счете в основе всего этого лежит простота мышления и сила духа.
*
Алчность, гнев и глупость — это вещи, которые легко распознать. Если в мире случаются какие-то плохие события, то, если хорошо подумать, окажется, что в основе их лежат те же три порока. Если же обратить
внимание на хорошие события, то в них можно заметить присутствие мудрости, человечности и храбрости.
*
Накано Кадзума Тосияки говорил следующее:
«Существуют люди, которые считают, что использовать для чайной церемонии старую утварь — это проявление дурного тона, и что лучше воспользоваться новой, чистой утварью. Но есть и такие люди, которые склонны использовать старую посуду, поскольку она выглядит скромнее. И те и другие ошибаются. Старой утварью пользуются не только люди простые, но и высшие сословия из-за того, что такая посуда особенно ценится.
|
|
То же можно сказать и о слугах. Человек из простого народа поднимается из низов и переходит в более высокое сословие именно потому, что представляет собой ценность. Совершенно ошибочно считать, что человек безродный не может выполнить ту же работу, что и человек, чья родословная насчитывает не одно поколение предков, или что человеку, который до этого был лишь простым солдатом, непозволительно быть предводителем. Если человек поднялся из низов, то уважать его и дорожить им следует даже больше, чем человеком, который занимает высокое положение от рождения».
*
Мой отец Дзинэмон говорил, что, когда он был молодым, его время от времени водили в китайское поселение, чтобы познакомить с городской обстановкой и приучить к людям. С пятилетнего возраста его посылали по разным делам в дома различных людей, а с семи лет, для того чтобы сделать его сильным, велели надевать соломенные сандалии, которые носят воины, и посылали навещать святилища предков.
*
Говорят, что человек не сможет добиться больших успехов, если не будет вести себя с некоторой сдержанностью по отношению к своему господину, главным слугам и старейшинам. Когда человек не соблюдает дистанцию и ведет себя чересчур свободно, это никуда не годится. В этом смысле нужно продумывать свое поведение.
*
Не годится, если человек не знает историю и происхождение своего клана и его вассалов. Но иногда слишком большие знания становятся помехой. Следует подходить к таким вещам с умом. Чрезмерная осведомленность может стать помехой и в повседневных делах. Тут также нужна осторожность.
*
Пишут, что священник Сюнгаку говорил такие слова: «Уже тем, что человек отказывается отступить, он приобретает силу двух человек». Это интересно. Если ты не выполнил какое-то дело сразу, не сходя с места, оно так и останется незавершенным до конца твоей жизни. Если силы одного человека недостаточно для того, чтобы выполнить дело, он выполняет его, удвоив свои усилия. Если он отложит его на потом, он всю жизнь будет относиться к своим обязанностям спустя рукава.
«Быстро топни ногой и пройди сквозь железную стену», — это еще одна интересная
фраза. Устремленность человека к своей цели проявляется как раз в этом. В связи с этим Хидэёси можно считать единственным человеком со времен возникновения Японии, который крепко ухватился за шанс, выпадающий раз в жизни.
*
Людей, которые бесконечно говорят о маловажных делах, вероятно, гложет какая-то неудовлетворенность. Но для того, чтобы их не раскусили, они пытаются скрыть свои чувства, постоянно повторяя одно и то же. Когда слышишь нечто подобное, в груди рождается сомнение.
*
В зависимости от обстановки, следует проявлять осторожность и не говорить то, что в данный момент может навлечь неприятности. Когда что-то случается, люди теряют самообладание и рассказывают все каждому встречному. Так поступать не годится. Если случится худшее, ты можешь стать предметом сплетен или наживешь себе врагов, наговорив что-нибудь лишнее и породив неприязнь. Говорят, что в такой момент лучше оставаться дома и размышлять о поэзии.
*
Говорить о делах других людей — огромная ошибка. Хвалить их также не стоит.
В любом случае, лучше всего — когда человек осознает собственные способности, прилагает усилия в избранном деле и проявляет осмотрительность в речи.
*
Сердце добродетельного человека спокойно, а поведение продуманно и несуетливо. Человек сомнительных достоинств беспокоен, причиняет неприятности и со всеми ссорится.
*
Хорошо поступает тот, кто считает окружающий мир сном. Если тебе приснится кошмар, то ты проснешься и скажешь себе, что это был всего лишь сон. Говорят, что мир, в котором мы живем, ни в чем не отличается от сна.
*
Люди умные используют свой ум для того, чтобы придумывать вещи как истинные,
так и ложные, и пытаются добиться того, что хотят, с помощью своих умных рассуждений. Такой вред может причинить ум.
Если ты не будешь правдив, твои усилия не принесут пользы.
*
В таких делах, как судебные тяжбы, или просто в споре, быстро проиграв, человек проиграет достойным образом. Это точно так же, как в борьбе сумо. Если человек думает только о том, чтобы выиграть, жалкая победа будет хуже поражения. По большей части она превращается в жалкое поражение.
*
Глубокое ощущение разницы между собой и другими, вражда и ссоры с другими людьми — все это рождается сердцем, в котором недостает сострадания. Если человеком движет сердце, полное сострадания, он не будет ссориться с людьми.
*
Человек, который знает очень мало, делает вид, что он человек осведомленный. Это
говорит о его неопытности. Когда человек знает что-нибудь хорошо, он этого не показывает. Это свидетельствует о его благовоспитанности.
*
Когда направляешься к кому-нибудь для беседы или иного подобного дела, лучше заранее предупредить об этом человека. Приходить к человеку, не зная, занят он или свободен, или когда у него какие-то особенные заботы, неловко. Нет ничего хуже, чем являться в гости без приглашения. Хорошие друзья встречаются редко. Даже если тебя пригласили, следует быть деликатным и внимательным. Люди бывают разные, и некоторые из них очень обидчивы. Часто бывают случаи, когда человек, находясь в гостях, совершает ошибку.
В то же время, даже если ты занят, не следует обходиться резко с человеком, который пришел к тебе в гости.
*
Излишество приносит вред даже в хорошем. Даже в том, что касается буддизма,
проповеди и наставления, излишние разговоры вредны.
*
Покойный Дзинэмон говорил, что дочерей лучше не воспитывать. Они портят родословную и являются позором для родителей. Самая старшая дочь — это особый случай, но на остальных не следует обращать внимание.
*
Священник Кэйхо рассказывал, что господин Аки однажды заметил: «Воинская доблесть требует преданности». Я счел, что это удивительным образом совпадает с моим собственным мнением, и с тех пор еще больше укрепился в своей преданности.
*
Покойный Накано Кадзума говорил, что первоначальная цель чайной церемонии — это очищение пяти чувств. Для глаз предназначались висящий свиток и икэбана. Для носа — курительные палочки. Для ушей — звук кипящей воды. Для рта — вкус чая.
А для ладоней и ступней — правильность
формы. Когда таким образом очищаются пять чувств, очищается и разум. Чайная церемония очистит разум, когда он застоялся.
Я ни разу не отступил от соблюдения чайной церемонии, и дело тут не в том, что соблюдение ее — признак изысканности вкусов. Еще следует добавить, что чайные приборы должны соответствовать общественному положению человека.
В строках: «Под глубоким снегом в последней деревне / В прошлую ночь зацвели многочисленные ветки сливы» избыточное сочетание «многочисленные ветки» было изменено на «одинокая ветка». Говорят, что в образе «одинокая ветка» содержится подлинное спокойствие.
*
Когда близкие друзья, соратники или люди, которые вам чем-то обязаны, совершили что-то неправильное, следует наедине указать им на это и заступиться за них перед другими. Следует сделать так, чтобы о его плохой репутации забыли, и похвалить его, как непревзойденного соратника и одного человека из тысячи. Если вы отчитаете человека
наедине и он поймет, его недостаток исправится, и он станет хорошим. Если вы похвалите человека, сердца людей изменятся и дурная слава исчезнет сама по себе. Важно стремиться подходить ко всем вопросам с позиции сострадания и поступать правильно.
*
Некий человек сказал следующее.
Существует две разновидности характера: внешняя и внутренняя, и человек, у которого недостает одной или другой, ничего не стоит. Это, к примеру, как лезвие меча, которое следует хорошо заточить и затем вложить в ножны, время от времени вынимая из них и хмуря брови, как перед схваткой, вытирая лезвие и затем снова вкладывая его в ножны.
Если меч постоянно обнажен, то человек станет размахивать им; люди побоятся к нему приближаться, и у него не будет союзников.
Если меч постоянно находится в ножнах, он заржавеет, лезвие затупится, и люди будут соответствующего мнения о его владельце.
*
Невозможно добиться чего-либо с помощью одного лишь ума. Следует широко смотреть на вещи. Не годится делать поспешные выводы относительно добра и зла. Однако не следует быть и тугодумом. Говорят, что если человек не способен принимать быстрые решения и не отступать, пока не добьется своего, то он не настоящий самурай.
*
Однажды, когда группа из пяти или шести мальчиков-слуг плыла в столицу на лодке, случилось так, что поздно ночью их лодка налетела на пассажирское судно. Пятеро или шестеро моряков с судна перепрыгнули на борт лодки и громко потребовали, чтобы слуги отдали им якорь с их лодки, как полагалось по морским законам. Услышав это, мальчики бросились на них с криками: «Морские законы существуют для таких людей, как вы! Вы думаете, что мы, самураи, позволим вам забрать принадлежность с судна, перевозящего воинов? Мы зарубим вас и сбросим в море всех до последнего человека!» После этого все моряки поспешно вернулись на свой корабль.
В такие моменты следует поступать по-самурайски. В незначительных случаях лучше добиваться своего просто криком.
Если придавать такой ситуации излишнее значение, то ты можешь упустить свой шанс и не выполнишь свою основную задачу.
*
Некий человек, проверяя конторские книги, обнаружил недостачу и решил обратиться за помощью к предводителю своего отряда. Он написал следующее: «Недостойно совершать сэппуку из-за денег. Поскольку вы — представитель моего клана и мой предводитель, прошу вас выслать некоторую сумму». Поскольку это было разумно, ему предоставили недостающие средства, и вопрос был закрыт. Говорят, что даже совершив проступок, можно все уладить, не предавая его огласке.
*
Если ты нетерпелив, то принесешь лишь вред и не сможешь добиться больших успехов. Если человек, приступая к какому-то делу, скажет себе, что главное — не скорость, а качество и результат, то справится на удивление быстро. Времена меняются. Подумайте о том, каким будет мир через пятнадцать лет.
Он, вероятно, будет несколько другим, но если бы можно было заглянуть в книгу предсказаний, то, я думаю, мы бы увидели, что он будет не настолько уж отличаться. По прошествии пятнадцати лет не останется никого из тех людей, на которых держится наше время. И даже если их место займут молодые, то, вероятно, меньше чем половина из них доживет до этого срока.
Представления о ценности постоянно меняются. Например, если бы было недостаточно золота, серебро стало бы самым дорогим металлом, и, если бы было недостаточно серебра, ценилась бы медь. Времена меняются, и люди уже не те, что раньше, поэтому человек будет иметь достаточную ценность, даже если проявит лишь незначительные усилия. Пятнадцать лет пролетят как сон. Если человек не будет пренебрегать своим здоровьем, то в конце концов он достигнет своей цели и состоится как личность. Конечно, во времена, когда выдающихся людей много, необходимо прилагать значительные усилия. Но когда мир приходит в упадок, отличиться нетрудно.
Для того чтобы исправить плохие привычки человека, нужно приложить большие усилия. Следует уподобиться земляной осе21. Говорят, что даже когда усыновишь ребенка, если будешь постоянно его учить, так, чтобы он походил на тебя, он наверняка таким и станет.
*
Если твоя сила основана лишь на жизненной энергии, данной тебе от природы, твои слова и поведение будут внешне соответствовать Пути, и другие будут ставить тебя в пример. Но когда ты спросишь себя об этом, сказать будет нечего. Последняя строка стихов, которая звучит так: «Когда твое собственное сердце спросит»,— это тайный принцип всех искусств. Говорят, что совершая какой-нибудь поступок, следует помнить об ЭТОМ .
*
Когда слушаешь рассказы состоявшихся людей и им подобных, следует слушать с глубоким вниманием, даже если они говорят об
уже известных тебе вещах. Если, услышав какую-то историю в десятый или двадцатый раз, ты вдруг поймешь для себя что-то новое, то это будет момент истины. В однообразных рассказах старых людей скрыты их великие дела.
Из третьей главы.
Господин Наосигэ однажды сказал: «Нет ничего, что ощущалось бы так глубоко, как гири. Бывает, что умирает кто-то из родственников, например двоюродный брат, и глаза наши остаются сухими. Но мы можем услышать о совершенно чужом и незнакомом нам человеке, который жил пятьдесят или сто лет назад, и, ощущая гири, проливаем слезы».
*
Когда господин Наосигэ проезжал место, называемое Тирику, кто-то сказал ему: «Здесь живет человек, которому больше девяноста лет. Раз уж этому человеку так повезло, почему бы нам не остановиться и не навестить его?» Наосигэ выслушал эти слова и произнес: «Разве кто-нибудь еще может заслуживать большей жалости, чем этот человек? Как ты думаешь, скольких детей и внуков ему пришлось похоронить за эти годы? Где же здесь везение?»
Кажется, он не стал заезжать к этому человеку.
*
Как-то, беседуя со своим внуком, господином Мотосигэ, господин Наосигэ заметил: «Какого бы ни был человек звания, высокого или низкого, наступит срок, когда род его начнет приходить в упадок. Если человек попытается помешать этому, род закончится бесславно. Если человек думает, что коль это время пришло, лучше позволить ему закончиться достойно,— тогда, возможно, даже удастся спасти его».
Говорят, что младший брат Мотосигэ услышал это от него.
Из четвёртой главы.
Когда Набэсиме Таданао было пятнадцать лет от роду, кто-то из кухонной прислуги повел себя грубо, и один из солдат собирался побить этого человека, однако в конце концов тот зарубил солдата. Старейшины клана посчитали, что слуга заслуживает смерти, рассудив, что, во-первых, он нарушил субординацию и, кроме того, устроил кровопролитие. Таданао выслушал это и сказал: «Что хуже: нарушить субординацию или же отклониться от Пути самурая?»
Старейшины не смогли ответить. Тогда Таданао сказал: «Я читал, что, когда само преступление неясно, наказание должно быть легким. Пусть некоторое время посидит в темнице».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 574; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!