Развитие критического мышления в контексте основных теоретических подходов к медиаобразованию



Все сферы жизни и деятельности человека так или иначе связаны с информацией. Информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты общества, налагая на его членов требования, связанные с пониманием, осмыслением и интерпретацией огромного информационного потока. Трудно назвать компетентным человека, не владеющего умениями работы с информацией, самостоятельно, критически оценивающего ее, проявляющего не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную, субъективную позицию, творческую индивидуальность. Неслучайно одним из направлений реализации компетентностного подхода в образовании является становление ключевых компетентностей «надпредметного характера, к которым относятся педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе» [Иванов, Митрофанов, Соколова, 2005, с. 13].

Акт коммуникации - сложный многоаспектный «процесс пе­рекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации сущес­твенен переход от говорения Одного к действиям Друго­го. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которы­ми являются два человека» [Почепцов, 1997, с.15]. Процессы создания, хранения, распределения, восприятия и обмена информации носят все усложняющийся характер. По мнению А.В. Спичкина, процесс коммуникации может быть типологизирован по ряду параметров: по числу участников акта коммуникации - межличностная, групповая, массовая; по типу контакта - непосредственная (без применения технических средств), опосредованная; по типу языка - вербальная, невербальная; по типу информации (содержания) - художественная и внехудожественная [Спичкин, 1999, с.101].

Так как «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [Халперн, 2000, с 4], все больше сторонников  развития критического мышления становится и в отечественном медиаобразовании, направленном на развитие у аудитории медиа умений полноценно анализировать медиареальность и самостоятельно ориентироваться в медийном поле. Ю.М. Лотман писал: «многослойный и семиотически неоднородный текст, способный вступать в сложные отношения как с окружающим культурным контекстом, так и с читательской аудиторией, перестает быть элементарным сообщением, направленным от адресанта к адресату. Обнаруживая способность конденсировать информацию, он приобретает память. Одновременно он обнаруживает качество, которое Гераклит определил как «самовозрастающий логос». На такой стадии структурного усложнения текст обнаруживает свойства интеллек­туального устройства: он не только передает вложенную в него извне информацию, но и трансформирует сообщения и вырабатывает новые» [Лотман, 1992, с. 131].

Каждый современный человек, живущий в медиатизированном пространстве, должен быть готов к умению ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, способен к полноценному восприятию, оценке медиатекстов, пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентативных систем, используемых медиа, то есть быть медиакомпетентным.

 Медиакомпетентность - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, бесспорно, необходима каждому учащемуся, студенту, специалисту любой области.

Развитие медиакомпетентности возложено на медиаобразование - специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации. Основной задачей ме­диаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных ин­формационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладе­вать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных техноло­гий [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555].  

 Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;  

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии… Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Федоров, 2005, с. 331].

Медиаобразование призвано помочь молодому поколению   адаптироваться в мире медиакультуры, осваивать язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.п. В разные годы проблеме российского медиаобразования были посвящены исследования О.А.Баранова, И.В. Вайс­фельда, М.И.Жабского, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, Ю.М. Лотмана, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.

ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития ХХ1 века. В связи с этим заметно усилился интерес к российским и зарубежным теориям медиаобразования, к истории их возникновения и развития. По мнению Г.П. Бакулева «под теорией понимается прежде всего средство обобщения, теория трактуется как своего рода набор взаимосвязанных конструкций (концепций), определений и гипотез, создающих упорядоченную картину явлений через уточнение отношений между переменными» [Бакулев, 2005, с. 31].

В настоящее время в отечественной медиапедагогике выделяется несколько теоретических медиаобразовательных подходов: «инъекционный», «удовлетворения потребностей», «практический», «развития критического мышления», идеологический, семиотический, культурологический, эстетический, этический, социокультурный и др.

Теория «развития критического мышления» имеет цель научить школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников. В мировой практике медиаобразования данная теория имеет все больше и больше сторонников. Например, в российской медиапедагогике идея развития критического мышления включена в концептуальную основу моделей Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурского, Л.С. Зазнобиной, Н.А. Леготиной, Ю.Н. Усова, А.В. Спичкина, А.В. Федорова. А.В. Шарикова и др.; в зарубежном медиаобразовании – Л. Мастермана, А. Силверблэта, К.Бэзэлгэт, Д, Букингема, Э. Харта и др. Умения критически осмысливать, анализировать медиаинформацию, «грамотно понимать ее, … иметь представления о ее механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей» становятся очень важными в современном информационном мире, предоставляет аудитории возможность определять «различия между главной и второстепенной информацией, между заданными и общеизвестными фактами и требующими проверки; надежность источника информации; допустимые и недопустимые утверждения; различие между главной и второстепенной информацией; пристрастность суждения; неясные или двусмысленные аргументы; логическую несовместимость в цепи рассуждения, силу аргумента и т.д.» [Федоров, 2001, с. 26]. Лен Мастерман считает, что «образование в этой области должно быть направлено на развитие у учащихся понимания особенностей функционирования СМИ, использования ими выразительных средств «механизма создания реальности» и ее осознания аудиторией [Мастерман, 1993, с.22]. Если исходить из тезиса о том, что «критическое мышление является противоядием против … контроля над мыслями» [Халперн, 2000, с.10], то становится очевидным необходимость его развития в медиаобразовательном процессе.

Как известно, теория развития «критического мышления» посредством всестороннего анализа медиапродукции, преследует цель защиты аудитории от возможного манипулятивного воздействия посредством произведений СМК и выработки у школьников и молодежи умения «ориентироваться в информационном потоке» [Федоров, 2001, с. 25]. Вместе с тем, основные российские модели в современном медиаобразовательном контексте, как правило, выступают в синтезированном виде, основываясь на основные положения нескольких теоретических подходов. Например, с точки зрения концептуальной основы, современные российские медиаобразовательные модели опираются на несколько теоретических платформ: культурологическая (А.В. Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В. Федоров), теория «критического мышления» (Л.С.Зазнобина, А.В. Спичкин, А.В. Федоров и др.), семиотическая (Л.С. Зазнобина, А.В. Спичкин и др.), эстетическая (Ю.Н. Усов, А.В. Федоров), социокультурная (А.В. Шариков), представляющая собой синтез культурологической, семиотической и теории «развития критического мышления». Данная интеграция концептуальных основ обусловлена целями и задачами каждой конкретной модели. Разработанные и эффективно действующие российские медиаобразовательные модели решают ряд задач, связанных с развитием личности: развитие восприятия, интерпретации, анализа, коммуникативных умений, аргументированной оценки информации, эстетического вкуса, критического мышления и т.д.

 В зависимости от стоящих перед ними целей, задач, методов в отечественном  медиаобразовании принята следующая классификация существующих моделей:

- образовательно-информационные модели, включающие изучение теории и истории медиа;

-  воспитательно-этические модели, рассматривающие моральные, философские проблемы;

-  эстетически ориентированные модели, ставящие на первое место развитие художественного восприятия и вкуса аудитории;

- модели развивающего обучения, предполагающие развитие творчества, воображения, самостоятельного мышления и т.д.

Основанием данных моделей является ряд общедидактических принципов: всестороннее развитие личности, связь теории с практикой, доступность, систематичность и др. Кроме того, ведущие российские исследователи активно используют принципы, связанные с особенностями медиакультуры: развитие аудиовизуального восприятия, умений анализировать медиатексты и т.д. Методика, предложенная в медиаобразовательных моделях, как правило, базируется на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые успешно используются педагогами, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Преимущество основных медиаобразовательных подходов перед традиционными формами обучения состоит в том, что российским моделям присуща вариативность, возможность целостного или фрагментарного использования; широкий диапазон применения: школы, учреждения дополнительного образования и т.д. Важной особенностью современных медиаобразовательных моделей является многообразие форм (отдельные уроки, факультативы, спецкурсы, интегрирование в различные учебные предметы, кружковая работа и т.д.).

Основные положения теоретического подхода развития критического мышления легли в основу образовательно-информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и философские проблемы медиатекста; моделей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, воображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для современного отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются модели А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В.Федорова, А.В. Шарикова и др. В данных моделях нашли свое отражение и идеи развития самостоятельного, критического мышления аудитории на материале медиа. 

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 591; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!