Стыд и уход от ответственности 12 страница



Леонард Шенгольд31. автор книги с драматическим названием «Убийство души”, исследует тему родителей, не испытывающих эмоциональной привязанности к своим детям. В этой книге он изучает влияние несчастливого детства на дальнейшую жизнь своих героев, коими он избрал Диккенса. Киплинга и Чехова. Шенгольд использует выражение английского писателя Е.М. Форстера «неразвитое сердце» как характеристику взрослого человека, который из-за особенностей своего воспитания ведет себя жестоко и агрессивно по отношению к следующему поколению:

Форстер описывал неспособность проявлять заботу о ближнем, дефицит любви, радости и сопереживания. Такая внутренняя бедность одновременно и последствие, и причина убийства души; в подавленном и несчастном ребенке она может породить бездну злобы, способную воплотиться в реальном убийстве. если ее не заморозить с помощью изолирующих защитных механизмов. И, конечно же, неразвитость сердца родителя может проявиться не только в безразличии к своему ребенку, но и в ненависти и жестокости (Shengold, 1989: 192).

Эта цитата подтверждает взаимосвязь между ненавистью и злобой покинутого ребенка и равнодушием родителя. Именно это произошло с малолетним преступником, о котором я рассказывалв главе 1, осужденным за издевательство и физическое насилие над своими племянницами. Подавленность из-за того, что мать бросила его в раннем детстве, продолжала проявляться в его поведении: он сосал палец, а накопленная за все его одинокое и безрадостное детство ярость теперь изливалась на тех. кто слабее его.

Крайняя зависимость от внешних объектов

Я упоминал о проблеме крайней зависимости от других людей как об одном из признаков расстройства личности у взрослых. В основе этого явления лежит ранее упоминавшийся недостаток позитивных интроекций. Недостаточная интроекция становится причиной сразу двух проблем во взрослом возрасте: низкая самооценка и неспособность самостоятельно успокаивать себя в минуты боли или страха.

Слабая самоидентификация

Перед тем. как начать разговор о самоидентификации, сначала определимся с терминами. Эго мы определили как набор функций, стратегий и планов, а также как хранилище представлений о себе (и об объектах), полученных ребенком в результате взаимодействия с родителями. Набор представлений складывается во внутреннем мире ребенка из последовательности реакций родителя на его действия. Со временем из этой коллекции «отраженных оценок» и формируется самооценка, или самоидентификация (я буду использовать эти термины как синонимы). Таким образом, формирующаяся идентификация ребенка является лишь частью Эго. Самоидентификацию можно представить в виде огромной картотеки суждений о самом себе, как, например: я мужчина или женщина, умный или глупый, важный или никчемный, любимый или отвергнутый, в меня верят или не верят. Здесь содержатся осознанные и бессознательные « представления» (мнения и воспоминания) о том. кем является человек по отношению к остальным членам семьи.

Но зачем, собственно говоря, нужна эта самооценка? На самом деле, самооценка является критерием оценки, распознавания и определения своего места в окружающем мире. Мы узнаем других людей через их отношение к нам: похожи они на нас или отличаются, чем их эмоциональный мир отличается от нашего, чтоволнует их. а что нас. что известно им. а что нам. что они думают и чувствуют по тому или иному поводу и отличаются ли они в этом от нас. Нетрудно заметить, что нестабильная и постоянно меняющаяся самооценка держит человека в состоянии постоянного страха и неуверенности. Человек с низкой самооценкой похож на строителя, у которого все измерительные приборы - линейки, рулетки - день ото дня меняют свои шкалы, так что в метре оказывается то 110, то 90 сантиметров. Вряд ли построенное им здание устоит. Для личности это может стать серьезной проблемой, потому что его самооценка постоянно колеблется, не позволяя ему мерить других людей по единому внутреннему стандарту. К сожалению. у Фейрбейрна термин Эго обозначает самооценку личности, и это порождает путаницу. Я попытаюсь избежать ее, называя все группы суждения личности о себе оценками, а термин Эго припасу для обозначения более объемного набора стратегий и функций, привязанных к реальности.

Тема низкой самооценки уже появлялась на страницах этой книги, когда мы знакомились с историями Карла, кантри-музыканта, и Рени. школьной учительницы, страдающей депрессией. Эрик Эриксон” (Erikson, 1950) предложил термин диффузная идентичность, появившийся в результате наблюдений за множеством пациентов, не имевших высокой самооценки, которым так и не удалось решить, кто же они есть на самом деле. Недостаточная идентификация, как я уже говорил, наиболее заметна у личностей, использующих зависимый шаблон поведения, чем у тех, кто живет по независимому образцу. Независимым личностям удается уклониться от проблемы с идентификацией, создавая мифы о себе самом, совершенно в традициях Эрнеста Хемингуэя. Они идентифицируют себя со своим имуществом, воззрениями или увлечениями и таким образом создают себя, заполняя внутреннюю пустоту привязанностью к избранным предметам или идеям. Это может быть привязанность к работе или поведенческим клише (дословно - «культурологический миф»), как их описывает Эриксон:

Джон Генри является типичным образцом вечного бродяги,

человека без прошлого, перекати-поле, устремленного к бес-

и Эрик Эриксон (1902 -1994) - американский психолог и психоаналитик. В противовес фрейдовской схеме, выделил не пять, а восемь стадий психосоциального развития, каждая из которых заканчивается кризисом, который он назвал «кризисом идентичности».

конечным горизонтам, бесстрашно штурмующего целину и осваивающего новые технологии, как и подобает настоящему мужчине. Еще есть типаж «ковбой», с присущим ему хвастовством. железной хваткой, любовью к странствиям, неверием в близкие отношения, выставляемой напоказ сексуальной или религиозной одержимостью, жизнью на пределе человеческих возможностей, привязанностью к определенному кругу общения («единомышленникам») и «атмосфере». Они хвастаются тем. что всего добились сами, и теперь они прочнее закаленной стали и преуспели больше всех остальных (Erikson. 1950: 299).

Самым важным моментом в этой цитате является употребление слова «бродяга» в описании мужчин, которые используют идентификацию с работой как фундамент собственной самооценки. Такое смешение идентификации возможно только в случае, когда у человека нет определенного представления о себе. Такой акт самосотворения говорит о душевной пустоте, потому что человек с устоявшейся самооценкой не может так просто отодвинуть ее в сторону и заменить выдуманным Я. Вся сила «самодельной» идентификации состоит в том. что человек с независимым шаблоном патологии характера обретает ложно сформированную идентичность. под которой надежно спрятана слабость его внутренней душевной организации.

Мужчины и женщины, использующие зависимый шаблон повеления. гораздо отчетливее ощущают недостаток самоидентификации. чем независимые личности. Труднее всего приходится «зависимым» женщинам, потому что в нашей культуре им в основном отводится роль матерей, занятых исключительно воспитанием подрастающего поколения. Помимо того, что идентификация себя как няньки сама по себе не представляет особой ценности, такая роль мало подходит женщинам, которые в детстве не получили от своих родителей достаточно любви. И самое главное, эта роль предполагает изоляцию «зависимой» женщины от внешнего мира, лишая ее, таким образом, возможности идентифицировать себя с устойчивым коллективным шаблоном, как описано у Эриксона. Ощущая давление извне или боясь разрушить отношения, «независимый» человек может скрыться за своей идентификацией и сохранить свою шаткую самооценку. У «зависимого» же человеканет конкретной идентификации, на которую можно было бы опереться, он более подвержен потере самооценки, поскольку его самоидентификация сконцентрирована на человеке, от которого он зависит, а не на самодельной роли или мифе.

 

Крохи самосознания

Одна из основных причин, по которым женщины продолжают жить с регулярно избивающими их мужьями, кроется в боязни потерять свое самосознание, что представляется гораздо большей опасностью, чем физическая боль, причиняемая разбушевавшимся мужем. Выражаясь простым языком, потерять самосознание - это то же самое, что «сойти с ума». Элеанора Армстронг-Перлман (Armstrong-Perlman. 1991) описывает страх и ужас полной потери самосознания, наблюдаемые ею у пациентов обоих полов. Она заметила, что коллапс самооценки был спровоцирован осознанием того, что объект привязанности их покинул:

Невозможно вынести боль от утраты отношений или даже надежды на них. Огорчающие моменты в отношениях отрицаются, как и вызванные ими гнев, ненависть, унижения и стыд от пережитого. <...> Потребность навязчива и непреодолима, сама мысль о разрыве воспринимается как катастрофа, ведущая или к распаду личности, или к одинокому и затворническому существованию, по сравнению с которым совместная жизнь, даже в самом мрачном варианте, оказывается предпочтительней. <...> Они отказываются признавать безнадежность таких отношений, как и то, что выигрыш сомнителен и иллюзорен, потому что оставить надежду - значит потерять себя как личность (Armstrong-Perlman. 1991).

Точно так же можно описать состояние ребенка, покинутого матерью; Фейрбейрну приходилось наблюдать немало таких случаев. «Депрессия покинутости», описанная мною, случается в результате полной потери самосознания. Взрослому, как и ребенку, необходим доступный родительский объект, который бы поддерживал самосознание на граничном уровне и позволял личности сохранить психологическую целостность. Не имея такого объекта, неразвитый взрослый чувствует себя потерянным, лишенным надежды и ужасно напуганным, как дети из Шотландского приюта,где работал Фейрбейрн. Без объекта или хотя бы надежды на его появление невозможно поддерживать организованное и целостное самосознание.

Страх потери самосознания полностью подчиняет своей власти повеление человека, не удивительно, что женщины настолько терпеливо сносят побои, унижения и равнодушие своих партнеров. Мотивацией женского поведения в таком случае является способность ее деспотичного партнера поддерживать ее самооценку на должном уровне, это побуждает ее возвращаться к нему, несмотря на опасность. Я еще затрону эту тему при обсуждении сценария насилия в семье.

Две следующие истории иллюстрируют потерю самосознания в связи с потерей стабилизирующего объекта. В обоих случаях происходит конфликт между требованиями объекта, через который происходит идентификация, и самооценкой жертвы. Привязанность к объекту поддерживает в жертве чувство психологической стабильности; но за него приходится дорого расплачиваться за счет все большего снижения самооценки. В истории Тзрри мы увидим. что угнетающий объект не обязательно является конкретной личностью, иногда это может быть группа людей; случай миссис Джексон представляет собой почти классический образец привязанности к одному объекту:

Тэрри привели ко мне в кабинет ее обеспокоенные родители. Эта девушка выглядела весьма странно и казалась изможденной, голова ее была обрита наголо; по словам родителей, с ней произошел «нервный срыв» во время ее проживания в фундаменталистской религиозной секте. До того как бросить колледж и тайно присоединиться к секте, у нее были очень хорошие оценки по всем предметам. По словам родителей, она была прекрасным ребенком, но я заметил, что во время первого сеанса они не давали ей и рта раскрыть, рассказывая все за нее. Когда же Тэрри все-таки заговорила, она то и дело в нерешительности поглядывала на родителей и. казалось, пыталась уйти от разговора, прячась за маловразумительными библейскими цитатами, призванными, по всей видимости, имитировать речь «приличной» студентки-второкурсницы. Очевидно, по выражению лиц своих родителей и по другим невербальным сигналам она пыталась угадать, что же от нее ожидают услышать.Позже Тэрри призналась, что она всегда следит за реакцией других людей, потому что своей жизненной позиции у нее нет. Всеохватывающие объятья церковной секты принесли ей несказанное облегчение, потому что ей больше не приходилось каждый раз мучиться, сочиняя «свое» мнение, которое бы всех устраивало. В первый месяц своего пребывания в секте она была всем абсолютно довольна, ей казалось, что она нашла место, где ей хотелось бы провести всю свою жизнь. Она была довольна даже несмотря на то, что само по себе религиозное учение не представляло для нее никакого интереса. Ее нервный срыв стал реакцией на наказание за незначительное нарушение норм фундаменталистского культа. Ей остригли волосы, и это унижение, а также разочарование в религии, которая заменяла ей родителей, спровоцировали коллапс самосознания. Немаловажную роль сыграло и то. что ее миловидная внешность была одной из значительных составляющих ее самооценки. Быть отвергнутой культом, который служил для нее объектом и от которого она зависела, стало непосильным испытанием для ее слабого самосознания.

Моя задача заключалась в том. чтобы вместе с Тэрри выяснить, кем же она является на самом деле. Ее семья оказывала на нее слишком большое давление, требуя вести себя должным образом. так что девушка просто потеряла собственное видение себя как личности. Ее семья была не только консервативной, но и разобщенной. Мать никогда не обсуждала с дочерью моду или прически, а отец и вовсе отсутствовал большую часть времени. У Тэрри не было родительского объекта, способного послужить образцом для формирования прочного самосознания.

Для человека, имеющего проблемы с самоидентификацией, привлекательным объектом почти неизбежно оказывается человек в высшей степени уверенный в себе или желающий таковым казаться, способный компенсировать слабую душевную организацию своего партнера. Обычно партнер, использующий независимый шаблон поведения, оказывается ведущим в паре, а «зависимый» партнер - ведомым. К сожалению, ведущий со временем превращается в доминирующего, критикующего фанатика, которому «подвластно» неуверенное и противоречивое самосознание слабого партнера:

Миссис Джексон обратилась ко мне по неотложному делу. Она страдала от коллапса самосознания, вызванного конфликтом между двумя ее независимыми друг от друга объектам и. Ее муж настоял на их переезде в Центральную Америку, так как ему хотелось оказать посильную помощь в борьбе за независимость одной из раздираемой внутренними конфликтами стран. Он был известным радикалом, лидером нескольких организаций левого толка, при этом на 15 лет старше своей жены. Со своим будущим мужем миссис Джексон познакомилась в колледже, где она была отличницей на курсе политологии. Несмотря на успехи в учебе, она чувствовала себя потерянной и пустой, а взгляды ее постоянно менялись. Свою неуверенность и слабую самоидентификацию она пыталась компенсировать, выбирая себе в партнеры «сильных» личностей. Первым ее увлечением был ультраконсервативный патрульный пограничной службы. Он много рассказывал ей об оружии и убелил ее носить с собой пистолет, чтобы защищаться от опасностей, которые ему виделись повсюду. Отношения распались, когда он потребовал. чтобы она прекратила всякие отношения со своими родителями. Ее отец вмешался и настоял, чтобы она прекратила встречаться с этим парнем, но вскоре она обнаружила «сильную личность» (на другом конце политического спектра) в лице своего будущего мужа. Ее муж потребовал, чтобы она стала вегетарианкой, одевалась в одежду ручной работы, а не фабричного производства и читала произведения писателей американского Юга. Миссис Джексон охотно выполняла эти требования, потому что они. как она полагала, укрепляли ее дух. Но переезд в Центральную Америку - это было уже слишком, ведь она теряла связь с семьей, а главное, с матерью, от которой она была зависима.

В этом примере нет жестокости как таковой; но в нем присутствуют многие из составляющих типичной пары «тиран - жертва». Миссис Джексон использовала зависимый стиль поведения. а поведение ее мужа - это экстремум независимого стиля. Он желал тотального контроля над ней, и она охотно соглашалась со всеми его требованиями в обмен на ощущение безопасности и диктуемую им жизненную ориентацию. Неписаное соглашение между ними нарушилось, когда его требование переехать в Центральную Америку столкнулось с ее нежеланием расставаться с родителями. Несмотря на свою крайнюю зависимость от мужа, она не согласилась утратить отношения с другими людьми, включая ее родителей, служившими для нее поддержкой, ради дела, в котором у нее не было никакого личного интереса. Ее слабая идентичность разительно контрастировала с ее незаурядными умственными способностями. Такое поразительное несоответствие умственных способностей уровню эмоциональной зрелости очень часто встречается у людей с пограничными расстройствами личности. Ее зависимость от окружающих коренилась в истории ее взросления, не снабдившей ее достаточным количеством позитивных интроекций. Как мы сможем убедиться в следующих главах, чем слабее самоидентификация личности, тем сильнее у нее потребность «присосаться» к объекту, который сможет поддерживать ее самооценку.

 

Крайняя зависимость от окружающих.

вызванная недостатком интроекций для самоуспокоения

 

У несчастных детей - жертв жестокого обращения или брошенных родителями, не хватает воспоминаний о том, как их успокаивали или утешали в детстве, и они не умеют успокаивать себя в трудных ситуациях, даже став взрослыми. Обычно, заглядывая «внутрь» себя, они видят там только пустоту, и это еще больше их расстраивает. Поэтому им приходится полагаться на других людей и ждать утешения от них. Неспособность успокаиваться самому представляет гораздо больше трудностей для «независимых» людей, чем для тех, у кого патология характера развивается по зависимому шаблону. То есть это скорее проблема для того, кто проявляет жестокость, чем для того, кто становится жертвой; именно поэтому мужчины, избивающие своих партнерш, так сильно к ним привязаны. Уровень их внутреннего комфорта полностью зависит от партнерши, без нее они чувствуют себя покинутыми и отданными во власть своего внутреннего хаоса.

Многие агрессивные мужчины оказываются совершенными неудачниками в жизни. Их пугают обычные неурядицы, они сторонятся людей, у них мало, а то и вовсе нет близких друзей. Из-за их маргинальности на работе они не получают поощрения в том объеме, в каком оно достается работникам с адекватным поведением и успешными межличностными отношениями, что не может не сказаться на самооценке. Вместо этого им приходится полностьюполагаться на своих партнерш, чтобы утвердиться в своей значимости и силе. Многие агрессивные мужчины стремятся установить тотальный контроль над своими подругами, что придает им уверенности в собственных силах, которой им так не хватает в реальной жизни. Многие из них используют своих партнерш как покорную аудиторию, от которой требуется максимум внимания, когда он излагает головокружительные истории своего блистательного вымышленного успеха. Без поддержания хрупкой самооценки его внутренний мир расколется и утонет в отчаянии.

Сексуальность - это еще один механизм, позволяющий справиться с внутренним беспокойством, пустотой и недостаточной самооценкой, типичных для патологий характера независимого типа. Физический контакт и разрядка напряжения заменяют контакт эмоциональный, недополученный в детстве. Выставляемая напоказ, граничащая с одержимостью сексуальность служит заменителем настоящей близости. Она направляет напряжение, вызванное внешними причинами, в новое русло, облегчая страдания, вызванные одиночеством, неприкаянностью и изолированностью, то есть чувствами, не имеющими ничего общего с сексуальностью. За долгие годы своей практики мне приходилось видеть немало пациентов с патологиями характера, у которых было больше медовых месяцев, чем браков.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!