Атомистическая научная программа Демокрита–Эпикура



 

Атомистическая концепция строения материи была впервые высказана полулегендарным древнегреческим философом Левкиппом (500–400 гг. до н.э.). Дальнейшее развитие она получила в трудах Демокрита (460–370 гг. до н.э.) и его последователя Эпикура (341–270 гг. до н.э.). Сочинения Эпикура, как и трактаты Демокрита, не сохранились и об их натурфилософском учении мир узнал из знаменитой поэмы древнеримского поэта Тита Лукреция Кара (99–55 гг. до н.э.) «О природе вещей». Лукреций был не только поэтом, но и последователем атомистического учения.

В дошедшей до нас легенде говорится о том, как Демокрит пришел к идее атомизма. Он держал в руке яблоко и размышлял: «Если я сейчас это яблоко разрежу пополам – у меня останется половина яблока; если я затем эту половину снова разрежу на две части – останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать такое деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент очередное деление приведет к тому, что оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?»

Путем таких рассуждений он пришел к выводу, что существует предел деления целого на части, и назвал эту последнюю уже неделимую частицу – атомом. Эти идеи он изложил в книге «Малый диакосмос».

Суть учения Демокрита сводится к следующему:

1) в природе не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты, небытия);

2) атомы неделимы и неуничтожимы, а поэтому вся Вселенная состоящая из них, существует вечно. Атомы представляют собой «первокирпичики» мироздания;

3) атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве и во времени;

4) атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме. Все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека;

5) различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке;

6) ничто не совершается случайно, но все совершается по какой-нибудь причине и с необходимостью.

В основе материалистической научной программы Демокрита–Эпикура лежат два фундаментальных принципа. Первый из них включает идею о вечности материи и движения. Если с вечностью материи у Демокрита более или менее ясно, поскольку она состоит из неуничтожимых и несотворимых единиц материи – атомов, то с идеей вечного движения дело обстоит несколько иначе. Демокрит не смог выразить принцип сохранения движения, так как в то время не существовало самого понятия меры движения. Поэтому движение материи у него отождествляется с механическим движением атомов.        

Вторая важная идея, высказанная Демокритом – это принцип причинности. Согласно Демокриту и его последователям ничто в природе не совершается случайно, но «все совершается по закону и в силу необходимости». За внешней беспорядочностью движений атомов скрывается необходимость. Демокрит и его ученики не отрицали случайность, но считали ее понятием субъективным, как результат человеческого незнания. «Люди сотворили себе кумира из случая как прикрытие для присущего им недомыслия».

Демокрит не признавал существование каких-либо нематериальных объектов: нематериальных начал, сил, душ и т.д. Представляет интерес, как в рамках атомистического учения трактовались ощущения. От каждого тела, утверждал Демокрит, исходят во все стороны тончайшие слои из атомов; они отделяются от поверхности тела и с огромной скоростью распространяются в пространстве. Когда эти «образы тел» попадают в те или иные органы чувств (в глаза, на язык и т.д.), то они воздействуют на подобные им атомы, находящиеся в теле человека, и это действие передается затем «атомами души». По Демокриту не только душа, но и даже боги состоят из атомов. Они рождаются и умирают. Они не есть творцы мира, а лишь особые существа, такие же материальные, как люди.

Атомистическое учение Демокрита получило развитие уже в послеаристотелевский период у Эпикура. Учение Эпикура отличается большей конкретностью. Почему сохнет белье? Потому, что под действием солнечного тепла и ветра от него отрываются невидимые глазу атомы воды. Почему стерты каменные ступени храма? Потому, что люди уносят на своих подошвах атомы камня. Как видно из этих примеров Эпикур придерживался атомистического учения. Однако между учениями Демокрита и Эпикура имеется и различие, которое связано в основном с пониманием природы случайного. Если Демокрит считал, что случайность субъективна, связана с незнанием человека, то Эпикур, не отрицая субъективной случайности, признавал существование объективной случайности, лежащей в основе самой природы вещей, самой природы движения атомов. Он предположил возможность самопроизвольных (не внешне, а внутренне обусловленных) отклонений движущихся атомов, ввел термин «спонтанные отклонения» – аналог современного понятия – флуктуации. В учении Эпикура о спонтанном отклонении была выражена идея о внутреннем источнике движения материи в противовес фаталистическому характеру детерминизма Демокрита.

В сочинениях Демокрита, Эпикура и Лукреция излагались не только вопросы о сущности материи и ее движения, о пространстве и времени. Атомисты, как и ионийцы, были натурфилософами и поэтому сферой их научных изысканий были все области знания своего времени. Их интересовали вопросы космогонии и астрономии, физики, биологии и т.д. Целью их устремлений было построение единой картины мира, представления о которой мы можем получить из поэмы Лукреция «О природе вещей».

Несмотря на гениальные догадки античных атомистов, их учение носило умозрительный характер, не имеющее экспериментального подтверждения. Тем не менее атомистическая физическая программа древних греков оказалась столь плодотворной, что находим в ней предвидение многих сторон современной естественно-научной картины мира. В те давние времена концепция Демокрита–Эпикура не получила признания и на долгие столетия была вытеснена из науки научной программой Аристотеля. Идея об атомах, после двадцати веков забвения, вновь вернулась к жизни благодаря французскому мыслителю П. Гассенди (1592–1655).

Однако до тех пор, пока гипотезу об атомах не подтвердили экспериментально, она оставалась только гипотезой. Первое наглядное подтверждение учение Демокрита получило в опытах шотландского ботаника Р. Брауна (1773–1858). В 1827 году он, наблюдая под микроскопом за поведением цветочной пыльцы в жидкости, обнаружил, что пыльца непрерывно совершает беспорядочные зигзагообразные движения – позднее названное броуновским движением. Французский физик Гюи объяснил это движение случайными соударениями молекул жидкости с пыльцой.

Исчерпывающее теоретическое описание на основе современных статистических методов броуновское движение получило лишь в начале ХХ в. в работах М. Смолуховского (1872–1917) и А. Эйнштейна (1879–1955). Их теория была полностью подтверждена в 1908 г. опытами Ж. Перрена (1870–1942), получившего за эти работы в 1926 г. Нобелевскую премию.

 

2.5 Континуалистская научная программа АнаксагораАристотеля

 

Новым этапом в развитии натурфилософии Древней Греции стало всеобъемлющее учение Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), одного из самых выдающихся мыслителей эпохи античности, чьи идеи легли в основу развития естествознания в последующие двадцать веков. Лучший ученик Платона, часто не соглашавшийся со своим учителем по проблемам мироздания («Платон мой друг, но истина дороже»), создал в Афинах свою собственную школу – Ликей. Последователей его учения стали именовать перипатетика-ми, от греческого слова «перипетос» место для прогулок (в этом месте находился Ликей и диалоги происходили во время прогулок). В своих сочинениях Аристотель разрабатывал проблемы как естествознания, так и гуманитарных наук. Он создал своеобразную энцик-лопедию научных знаний того времени. Научное наследие Аристотеля довольно противо-речиво. С одной стороны, его философское учение содержало много глубоких идей, кото-рые не потеряли своего значения до настоящего времени; являлся создателем формальной логики, а с другой стороны, выступил против учения атомистов, отрицал возможность количественного подхода к изучению природы.

Несмотря на то, что философия природы Аристотеля не содержала новых фундаментальных идей и в ее основу были положены обыденные знания, носящие умозрительный характер, она получила признание и широкое распространение. В этом немаловажную роль сыграли ее целостность, систематичность, что позволяло все явления природы и Вселенную объяснять с единых позиций.

Физические представления Аристотеля отличались от соответствующих демокритовских полной своей противоположностью – «антиатомистичностью». Он учил обратному: процесс деления яблока можно продолжать бесконечно. За отрицание существования предела делимости материи учение Аристотеля стало называться континуалистским (континуум–непрерывность). Отрицает он и существование пустоты, поскольку в пустоте сопротивление движению отсутствует, поэтому движение тел должно быть бесконечным, что противоречит опыту.

Пространство, с точки зрения Аристотеля, представляет собой совокупность мест, занимаемых телами. Иными словами, пространство – это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время – порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

Обычно зарождение физики как науки связывают с именем Аристотеля. Однако имеются исторические свидетельства, что первым ученым, который начал ставить физические эксперименты и пытался сформулировать физические закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений, был древнегреческий мыслитель Анаксагор (500–428 гг. до н.э.). Анаксагор считал, что пустоты нет и что все пространство Космоса непрерывно заполнено материей. С его именем связывается учение о «семенах вещей», которые существуют вечно и в разных сочетаниях образуют все объекты материального мира. Материя находится во вращательном движении, мир есть вращающийся Космос. Это круговращение началось когда-то в некоторой ограниченной области пространства под действием движущего начала, так называемого «нуса» (духа), а затем стало расширяться, захватывая все новые и новые области пространства. В центре вращающегося и расширяющегося Космоса он поместил неподвижную Землю. Анаксагор, как и все другие последователи континуалистской концепции мироздания, отрицали роль случайности в расширяющемся Космосе, развитие которого во времени они рассматривали как строго детерминированный процесс. Свое завершение континуалистская картина мира получила в трудах Аристотеля. В необычайно широкий круг интересов Аристотеля входили все наиболее значимые области знания того времени: математика, физика, биология, космология и другие. Аристотель явился создателем формальной логики, которую он назвал силлогистикой, основу которой составляют силлогизмы (умозаключения), когда из двух суждений (посылок) выводится определенное следствие. Логический анализ стал для него основным методом познания природы. Критерием истины он считал логическую непротиворечивость суждений. В отличие от Анаксагора Аристотель не обращается к эксперименту. Он считал, что эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. По тем же причинам Аристотель отрицал роль математики в процессе познания. Математика имеет дело с абстрактными, нематериальными понятиями, природа же конкретна и материальна. Несомненной заслугой Аристотеля было создание рациональной, целостной и упорядоченной системы знаний на основе логики. Он впервые осуществил систематизацию и классификацию наук.
С его точки зрения, следует различать науки: теоретические (умозрительные), практические (являющиеся основой деятельности человека) и творческие (где познание ориентировано на достижение чего-то прекрасного). Анализируя учение Аристотеля, следует подчеркнуть, что основным содержанием всей античной натурфилософии является диалектика материи и идеи (духа) с выдвижением на передний план того или иного определяющего начала мироздания (материи или идеи). У досократиков (Фалес, Демокрит, Гераклит и др.) чувственно-материальный Космос, состоящий их четырех или пяти материальных элементов (стихий), находится на первом месте. Дух, сознание, ум, идеальное в их концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойство или проявление. Такой натурфилософский взгляд на мир является основой интуитивного материализма, и он развивался вплоть до Сократа (470–399 гг. до н.э.). Сократ был родоначальником дискурсивной (рассудочной) философии, получившей дальнейшее развитие в трудах его учеников, среди которых особенно выделялись Ксенофонт и Платон. Учение Платона стало классической формой объективного идеализма. В его диалектике идея трактовалась в отрыве от материи, а акцент смещался в направлении первичности идеи как формообразующего принципа чувственно-материального мира. По Платону основой всего существующего являются общие понятия, идеи. Конкретные вещи материального мира он рассматривал лишь как несовершенные копии этой идеи. В отличие от своих предшественников, Гераклита и пифагорейцев, Платон открыл диалектику в самом человеческом мышлении, осознав ее как способ постижения сути вещей (истины).

Аристотель строил свое учение исходя от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей и его независимости, отделенности от чувственно-реального мира. С его точки зрения, идеи и вещи не могут существовать отдельно в параллельных непересекающихся различных мирах. Мир един, он не распадается на два мира, чувственный и идеальный. Аристотель не отрицает существование идеи, но он считает, что она существует не где-то, а в самих веществах и выступает как формообразующий принцип. В отличие от Платона Аристотель считает, что мир природных вещей, как и мир идей, находятся в состоянии развития и становления и могут быть предметом познания науки.

В основе учения Аристотеля о строении вещества лежат его представления о материи и форме. Каждая вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе – бесформенное, хаотическое, пассивное начало – это материал, т.е. из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью материя должна принять форму, некое идеальное систематическое организующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма – вечны. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи, из которой эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества ко все более и более простым телам: от здания к кирпичам, от кирпича к раствору из глины и наполнителей, от глины к элементам, из которых она состоит, приходят к абстрактной первоматерии. Первоматерия уже лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Эта субстанция, лишенная всякой определенности, соединяясь с простейшими формами, образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Существуют четыре стихии, образующие простейшие формы, – это теплое и холодное, сухое и влажное. Соединяясь с материей, они образуют четыре элемента. Соединение теплого и сухого дает огонь, теплого и влажного – воздух, холодного и влажного – воду, холодного и сухого – землю. Таким образом, у Аристотеля мы встречаем те же структурные элементы, из которых образуются все вещи, что и у представителей милетской школы, Пифагора,
Эмпедокла и др.

Для Аристотеля важна не сама идея, но ее текуче-сущностное становление, ее оформляющая сила, ее потенция, ее энергия и порождаемый ею чувственно-смысловой облик вещи, который он называет «эйдесом» (идеей). В таком целостно-порождающем виде потенция и энергия становятся для него тем, что он называет энтеллехией. Весь Космос он отождествил с высшим Эйдесом, который является эйдесом всех эйдесов. Этот высший Эйдес Аристотель называет «умом», а так как всякий эйдес является также причинно-целевой энергией, то и общекосмический ум трактуется у Аристотеля как «перводвигатель». Как каждый эйдес в отношении вещи, так и ум-перводвигатель в отношении Космоса есть нечто самостоятельное и от Космоса не зависящее. Но, с другой стороны, как эйдес неотделим от вещи, так и ум-перводвигатель неотделим от самого Космоса и в конце концов тождествен с ним.

Центральное место в учении Аристотеля занимает проблема движения. Источником всякого движения он считал перводвигатель Вселенной или высший разум мирового масштаба, дающий энергию перводвигателю. Он нематериален и неподвижен, ибо есть Бог. Движение Аристотель понимает как переход чего-либо из возможного в действительное. Он различал такие виды движения, как качественное (изменение), количественное (увеличение и уменьшение), перемещение (перемена места в пространстве и во времени), возникновение и уничтожение. Механика Аристотеля тесно связана с его концепцией строения материи. Все механические движения он разделяет на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире и движение тел в подлунном, земном мире. Движение небесных тел – это наиболее совершенное движение, представляющее собой равномерное вращательное движение по окружности. Совершенство кругового движения он видел в том, что оно не имеет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.

Земные движения, в отличие от небесных, несовершенны, здесь все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движение земных тел он разбивает, в свою очередь, на две категории: естественные и насильственные. Естественное движение – это движение тела к своему месту: для тяжелого тела вниз, а легкого вверх. Тела, состоящие из элементов Земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, – вверх. Естественные движения происходят сами собой, они не требуют приложения силы. Насильственные движения осуществляются только под действием силы. Если действие силы прекращается, движение должно также прекратиться (понимание инерции тогда еще не было). Но тогда, по Аристотелю, выходило, что как только на тело перестает действовать сила, оно должно сразу же остановиться. Однако это противоречило многим наблюдаемым фактам. Например, выпущенная из лука стрела, брошенный камень продолжают свое движение и после прекращения силы. В рамках концепции движения Аристотеля это явление пытались объяснить так. Позади камня (стрелы) во время движения образуется пустое пространство. Но природа, по Аристотелю, не терпит пустоты, поэтому воздух, устремляясь в эту пустоту, продолжает подталкивать некоторое время стрелу вперед, уже после того как сила перестала на нее действовать.

В своих сочинениях Аристотель не обошел вниманием и вопрос об относительности механического движения. По-видимому, интуитивное представление об относительности движения возникло задолго до Аристотеля. Об этом можно судить по рано возникшим гипотезам о движении Земли вокруг своей оси (учение пифагорейцев, Аристарха Самосского, Гераклита и др.). Об относительности движения человек мог узнать из повседневного опыта. Например, для человека, находящегося внутри плывущего корабля, кажется, что он находится в состоянии покоя, а окружающие корабль тела движутся. С точки зрения кинематики Аристотеля, всякое движение является относительным и говорить о движении можно только по отношению к другому телу. Однако в природе существует истинно неподвижное тело, движение относительно которого является абсолютным. Этим телом является Земля, и следовательно, можно говорить об истинном покое и истинном движении любого тела.

Аристотель является автором космологического учения – геоцентрической системы мира. Согласно геоцентрической системе мира, Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. Все планеты, Солнце и другие небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам. К шаровидности Земли Аристотель приходит из наблюдений за лунными затмениями. «Только шаровидное тело, каким и является Земля, – утверждал Аристотель, – может отбрасывать в сторону, противоположную Солнцу, тень, которая представляется темным кругом на лунном диске». Всю Вселенную он разделил на две области, качественно отличающиеся друг от друга: область Земли и область Неба. Земной мир состоит, как и в натурфилософии «досократиков», из четырех материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Небесные тела, как более совершенные, состоят из пятого элемента – эфира. Луна и планеты, занимающие пограничное положение, состоят как из эфира, так и из элементов, образующих Землю. Вселенная по Аристотелю конечна и завершается твердой сферой, на которой неподвижно закреплены кристально-прозрачные звезды, самые совершенные из всех небесных тел. Таким образом, Аристотель противопоставил земное небесному и этот взгляд на проблему мироздания просуществовал вплоть до XVII века.

Появление аристотелевского учения настолько грандиозное явление, что в философии природы можно выделить два этапа: доаристотелевский и послеаристотелевский периоды ее развития. Обычно в методологии науки с именем Аристотеля связывают первую научную революцию в истории человечества. Поскольку учение Аристотеля практически в неизменном виде просуществовало до XVII в., то ограничимся кратким экскурсом в послеаристотелевский период развития естествознания. В истории период образования империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, получил название периода эллинизма. В это время большие успехи были достигнуты в военном деле, мореплавании и строительной технике. В этих условиях возникает необходимость обобщения научных знаний уже не в форме общефилософских категорий, а в форме отдельных конкретных наук. Появляются зачатки физики – учение о равновесии тел и жидкостей, оптики, кинематики и др. Оформляются как самостоятельные дисциплины математика и астрономия. В начале III в. до н.э. центром научной мысли становится город Александрия с ее знаменитой Александрийской библиотекой, имевшей, по некоторым данным, около 500000 рукописей.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2597; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!