Логика и закономерности развития науки



 

Наука как самоорганизующая система имеет свою логику и законы развития. Она качественно меняется со временем, постоянно наращивает свой объем, усложняется.

Развитие это оказывается крайне неравномерным: периоды эволюционного накопления новых знаний сопровождаются внедрением в науку революционных идей, перечеркивающих за короткое время веками складывающиеся картины мира. Внешне наука развивается хаотично. Однако в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий прослеживается некая упорядоченность, скрытая логика развития научного знания. Ввиду сложности проблемы развития науки в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода к концепциям развития научного знания. Ниже мы рассмотрим те из них, которые получили широкое распространение.

Наиболее известной концепцией развития науки является концепция, предложенная в 60-х гг. ХХ в. американским философом Т. Куном. Он в своей книге «Структура научных революций» выступил против эволюционных представлений развития науки, когда научный прогресс выступает как чисто кумулятивный процесс накопления все новых и новых знаний. «Развитие науки при таком подходе, – указывал он, – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание».

Однако, как показывает история развития науки, реальный прогресс науки всегда сопровождается радикальными изменениями ее концептуальной структуры, возникновением новых фундаментальных понятий и теорий, которые Кун связывает с научными революциями. Он ввел в методологию науки принципиально новое понятие – парадигма. Буквальный смысл этого слова – образец. Понятие парадигмы Куном четко не определено и допускает различные интерпретации. Если, однако, выделить наиболее устойчивое и значимое в этом понятии, то парадигма – это совокупность устойчивых принципов, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве базисных образцов, определяющих способы постановки и решения научных проблем, возникающих на данном уровне развития науки. Ее содержание отражено в учебниках, в фундаментальных трудах ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. По словам Т. Куна парадигму составляют «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Типичными парадигмами являются, например, механика Ньютона, волновая теория света и эволюционная теория Дарвина.

Развитие и приращение научного знания в рамках данной парадигмы получило название «нормальной науки». Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Например, научной революцией является смена классической физики на квантово-релятивистскую в начале ХХ в. Общей особенностью всех научных революций является то, что возникновение новой парадигмы не носит детерминированный характер, то есть невозможно однозначно предсказать, в какой области науки, в какой момент времени будет сделано то открытие, которое составит основание новой парадигмы. Исходные положения новой парадигмы не предсказуемы принципиально! Это связано не только с тем, что сам процесс открытий вероятностный, но и с тем, что кризис в науке сопровождается потерей ее устойчивости, возникновением критического состояния (точки бифуркации), выход из которого имеет несколько возможных продолжений.

Из этого следует, что логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность вероятностную, ибо выбор пути дальнейшего развития науки осущест-вляется случаем из целого ряда других, не менее закономерных, возможных путей. Из сказанного следует, что современная квантово-релятивистская картина мира могла бы быть другой, не менее логичной и последовательной.

Утверждение новой парадигмы происходит в условиях сильного противодействия сторонников прежней. Причем новаторских подходов может быть несколько. Выбор одного из них часто осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате интуиции, внезапного озарения или иррациональной веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе. Таким образом, процесс научного поиска, даже на теоретическом уровне, не является строго рациональным.

Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, пред-ложил И. Лакатос. Он представил развитие науки в виде серии сменяющих друг друга
научно-исследовательских программ, опирающихся на общие для них методологические принципы.

Согласно Лакатосу выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих научно-исследовательских программ осуществляется на строго рациональной основе, то есть на основе четких критериев.

И. Лакатос, в отличие от Т. Куна, рассматривает развитие науки в более широком контексте исследовательских программ, чем парадигмы. В этой программе обычно различают:

1) жесткое ядро, состоящее из исходных положений теории, которые в рамках данной программы считаются неопровержимыми;

2) негативную эвристику, или защитный пояс ядра программы, который служит для устранения противоречий с аномальными фактами с помощью вспомогательных гипотез и допущений;

3) позитивную эвристику, указывающую правила выбора для изменения и развития опровержимых положений программы, в результате чего сама программа предстает не как изолированная теория, а как целая серия модифицирующихся теорий, в основе которой лежат единые исходные принципы.

Функционирование научно-исследовательских программ можно представить примерно так. При появлении аномального научного факта основные положения жесткого ядра подвергаются сомнению в последнюю очередь. Вначале включаются в объяснительный процесс гипотезы и допущения защитного пояса, целью которых является снятие временных затруднений программы. К примеру, на основе законов механики рассчитана траектория движения планеты и оказалось, что наблюдаемая траектория отличается от расчетной. В этом случае законы механики сомнению не подвергаются и в объяснительный процесс включаются гипотезы, допущения и предположения защитного пояса. Можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты или существует неоткрытая еще планета, оказывающая возмущающее действие на исследуемую планету. Известно, что таким путем была открыта планета Нептун.

Заметим, что разрешение противоречий, связанных с аномальными фактами, составляет суть негативной эвристики. Благодаря негативной и позитивной эвристике научное сообщество может спокойно работать внутри какой-либо научной программы, не обращая внимания на критику и противоречащие факты (период нормальной науки). Это придает устойчивость развитию науки. Однако со временем число аномальных фактов возрастает и рано или поздно объяснительный потенциал и позитивная эвристическая сила той или иной научной программы исчерпывают себя. Встает вопрос о смене программы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию.

Программа по Лакатосу считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост опережает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые научные факты.

Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения каких-либо случайных от-крытий либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой.
В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет позитивную эвристику. Конкурентоспособной и прогрессирующей является та программа, в рамках которой возникает теория, способная предсказать новые дополнительные факты и объяснить старые, которые были успешно объяснены предшествующей теорией. Таким образом, отличительной особенностью конкурентоспособной научной программы является наличие ее большой предсказательной силы.

Более высоким структурным уровнем организации научных знаний является
естественно-научная картина мира (ЕНКМ). ЕНКМ представляет собой целостную сис-тему знаний об общих принципах и законах устройства Вселенной. В формировании ЕНКМ участвуют все естественно-научные дисциплины, каждая из которых оставляет на этой картине свой рисунок (отпечаток). Поскольку ЕНКМ представляет собой системное образование и является результатом коллективного «творчества» всех наук, ее радикальное изменение нельзя свести к отдельному, пусть даже крупнейшему научному открытию в какой-либо области знания.

Однако это открытие может стать центром «кристаллизации» новой глобальной научной революции в отдельно взятой научной дисциплине (чаще всего это происходило в физике). Затем происходит проникновение этих идей и теорий в другие науки. Такая экспансия научной революции во все области познания заканчивается сменой научной картины мира. В истории развития науки можно условно выделить три такие глобальные научные революции, кардинально изменившие мировоззрение людей на устройство и функционирование мироздания. Если их связать с именами ученых, сыгравших определяющую роль в их создании, то они должны называться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.

 

Выводы

 

1. Наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в Древней Греции, а как социальный институт в XVI–XVII вв. после появления фундаментальных работ И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых.

2. В процессе исторического развития наука изменялась количественно и качественно, постоянно усложнялась и разветвлялась. К настоящему времени число дисциплин достигло 15 тысяч, а число ученых составляет около 5 млн человек.

3. Естествознание – это совокупность таких фундаментальных наук как физика, химия, биология, география и геология, а также множество других смежных дисциплин: физическая химия, биофизика, биохимия, химическая физика, геофизика и т.д.

4. Объектом исследования естественных наук является материя, формы ее сущест-вования (пространство и время) и различные формы ее движения: физическая, химическая, биологическая, существующие по объективным законам природы.

5. Целью естествознания является как получение и практическое применение новых объективных знаний об окружающем нас мире, так и систематизация уже полученных ранее знаний с целью построения научной картины мира. Естествознание решает самые разнообразные проблемы, которые возникают или могут возникнуть в процессе познания: от происхождения Вселенной до проблем возникновения и эволюции жизни.

6. Наука и научно-технический прогресс коренным образом изменили структуру человеческой деятельности. Использование высоких технологий создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, потребления быта и отдыха людей, что во многом определяет мировоззрение и психологию человека.

7. В основу современной науки положен научный метод, представляющий собой совокупность разработанных приемов, операций и определенных действий, применение которых приводит к достижению поставленной цели либо приближает к ней.

Сущность научного метода можно объяснить довольно просто: он позволяет получить такие знания об явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому. Ее главная задача – отыскать законы, согласно которым эти явления протекают.

Настоящую историю научного метода принято начинать с Галилея и Ньютона. Именно с ними связывается соединение эксперимента с математикой, что в конечном итоге привело к созданию теоретической и экспериментальной физики, органически связанных друг с другом.

8. Процесс исследования начинается с выдвижения научной проблемы. Научная проблема связана с противоречиями, возникшими между старой теорией и новыми научными фактами. С целью разрешения научной проблемы выдвигается гипотеза, истинность которой проверяется различными эмпирическими данными. Если гипотеза подтверждается, то она становится законом или научной теорией. Такой способ получения научного знания получил название гипотетико-дедуктивный метод.

9. Для оценки истинности полученного наукой знания в методологии науки выработаны критерии научности. Наиболее значимые критерии: 1. Логическая непротиво-речивость, то есть такое построение теории, которое соответствует законам и правилам логики. 2. Практическая приложимость теории. 3. Принцип верификации, согласно кото-рому какое-либо понятие или суждение верно, если оно эмпирически проверяемо (верифицировано). 4. Принцип фальсификации, предложенный К. Поппером. Согласно этому принципу любое научное знание в принципе опровержимо.

10. Развитие науки подчиняется определенной логике. Периоды эволюционного развития сопровождаются радикальными изменениями ее концептуальной структуры, возникновением новых фундаментальных понятий и теорий, которые Кун назвал научными революциями. Он ввел понятие парадигма, представляющее собой совокупность устойчивых принципов, законов, теорий и методов, определяющих состояние науки в данный период ее развития. Согласно Куну смена парадигмы представляет собой научную революцию. Альтернативную модель развития науки предложил И. Лакатос. Он представил развитие науки в виде серии сменяющих друг друга научно-исследовательских программ. Вытеснение одной программы другой составляет суть научной революции.

11. Целостная система знаний об общих принципах устройства и функционирования Вселенной образует естественно-научную картину мира (ЕНКМ). В формировании ЕНКМ участвуют все естественно-научные дисциплины.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается научное знание от обыденного?

2.  Какую роль играют в научном исследовании познавательные традиции и интуиция?

3. Каково содержание гипотетико-дедуктивного метода познания?

4. В чем суть научных революций?

5. Какая научная революция произошла в начале ХХ века и в чем ее суть?

6. Назовите принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!