Русская и зарубежная классика в репертуаре оркестра русских народных инструментов



А. Глазунов – автор «Русской фантазии»

Произведения П. Чайковского в переложении для оркестра русских народных инструментов

Произведения Грига Брамса Дворжака в переложении для оркестра русских народных инструментов

И. Брамс. Венгерские танцы

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», Норвежские и Симфонические танцы

А. Дворжак. Славянские танц

Инструментальная музыка в 20-е годы

Творчество С. Василенко «Итальянская симфония»

Серге́йНики́форовичВасиле́нко (18 (30) марта 1872, Москва — 11 марта 1956, Москва) — русский и советский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист РСФСР (1940)[1]. Народный артист Узбекской ССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Родился 18 (30) марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году его семья перебирается в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области), но за ними остаётся московская квартира. В книге «Воспоминания» Василенко писал о своих впечатлениях от первой поездки в деревню с матерью: как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся сельская округа. «Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне все там нравилось, начиная с дороги. От Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля ароматной ржи, цветущей, дышащей медом гречихи; проезжали через темные, покрытые кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. От всего я был в восторге» (с.44-45).

В 1882 году был отдан в 1-й класс гимназии Креймана, где пробыл только один год. После получения среднего образования он по желанию отца в 1891 году поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1896 году с дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом под руководством В. А. Легонина — судебной медициной. На последнем курсе университета Василенко принял решение «сменить юридическую карьеру на музыкальную» и поступить в консерваторию. По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно, решил, что я сошёл с ума…»[2].

Музыкой серьёзно обучаться начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова(теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление и он в 1895 году, оставив университет, поступил в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её окончил с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева, композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова) и путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной оперы Мамонтова, в 1907 году организовал цикл общедоступных «Исторических концертов» и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах). С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 году принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, М. Абдраев, П. И. Сеница и др.

С. Н. Василенко умер 1 марта 1956 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Творчество[править | править код]

Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году.

Написал несколько дополнительных номеров к балету Ц. Пуни «Эсмеральда» в редакции Р. М. Глиэра[3].

30-е годы принесли музыке для оркестров русских народных; инструментов ряд новых сочинений, в основном крупной формы, которые были созданы преимущественно на основе народного тематизма, причем не только русского. В это время, что особенно знаменательно, появляется «Итальянская симфония» Василенко (1934) -первый в данной области пример обращения к столь серьезному инструментальному жанру. В самой динамике развития данной ветви советского музыкального творчества прослеживаются некоторые тенденции, общие с другим массовым жанром — музыкой для духовых оркестров, которая также приходит в 30-е годы к созданию оркестровых сочинений вплоть до симфонии. Особенно много параллелей возникает при сравнении концертных программ, составленных главным образом из переложений классических русских и зарубежных произведений, обработок народных и революционных песен и песен советских композиторов. Однако в репертуаре духовых оркестров в это время можно найти также достаточное количество крупных концертных сочинений наших авторов. Для народных же оркестров их написано значительно меньше, и не все они представляют равную художественную ценность. Объясняется это тем, что в профессиональном искусстве жанр музыки для оркестров народных инструментов появился сравнительно недавно (в конце XIX века) и не имел таких богатых, исторически сложившихся традиций, как музыка для духовых оркестров.
Во многом стимулировало и подготовило появление оригинальных сочинений современного репертуара исполнение переложений симфонической музыки, которое убедительно доказало, что и народно-инструментальным коллективам доступны сложные партитуры.
Ведущая роль в создании серьезных сочинений по-прежнему принадлежала С. Н. Василенко (1872- 1956). В 3-й, «Итальянской симфонии» продолжающей традиции народно-жанрового симфонизма Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, автор обращается к народным темам, записанным им в Италии. Это три песенно-танцевальные мелодии: жизнерадостная, увлекающая своим устремленным движением тема середины II части, простая и грациозная тема «Серенады», зажигательная «Тарантелла», а также светлая лирическая песня, являющаяся побочной партией I части:

Обращение к национальной музыкальной культуре другого народа в творчестве Василенко не случайно и является не только результатом исторической преемственности традиций русских композиторов. Он постоянно проявляет интерес к многонациональному искусству: в 1928 году пишет «Китайскую сюиту», в 1930 — «Японскую сюиту», в 1931 —«Туркменские картины», в 1932 — сюиту «Советский Восток» и целый ряд других произведений для различных составов.
Обобщенный сюжет программной «Итальянской симфонии» навеян впечатлениями от жизни в Италии, ее удивительными поэтическими образами, народными праздниками, прекрасными, «теплыми» пейзажами. Опираясь на бытовые жанры песни и танца, композитор показывает различные стороны реальной жизни. Это и жанровые сценки, как бы написанные с натуры («Серенада» — III часть и «Тарантелла» — IV часть), и картины романтической южной ночи («Ноктюрн» — II часть). Изящная и легкая инструментовка «Серенады» передает характер звучания небольшого уличного ансамбля, виртуозно демонстрирующего свои выразительные возможности. «Тарантелла» как бы собирает образы предыдущих частей, тематизм которых объединяется в этой финальной картине ликующего народного праздника. В «Ноктюрне» композитор мастерски соединяет пейзажное начало, воплощенное в прозрачном, трепетном звучании оркестра, и динамичный жанровый эпизод, построенный на теме народного склада. Звуки танца, доносящиеся издалека, нарушают тишину. «Пробегая» перед нашим взором, тема быстро исчезает вдали, оставляя после себя прежний покой.
I часть симфонии выполняет роль введения в мир образов Италии. Ее светлые и радостные по характеру темы становятся воплощением всего прекрасного, возвышенного, что есть в итальянском искусстве, в творчестве народа этой страны, в ее природе.Использование тематизма в духе народной инструментальной музыки придает симфонии яркую национальную характерность, которая особенно выигрывает благодаря удачно выбранному домрово-балалаечному составу, в полной мере соответствующему стилю народной музыки, поскольку по тембру эти инструменты очень близки итальянской мандолине. Василенко прекрасно использует своеобразные выразительные средства оркестра — от воздушной лирической кантилены до плотного, экспрессивного, но всегда остающегося мягким и теплым, звучания всей массы. Обогащав! и разнообразит оркестровый колорит введение духовых инструментов 4 флейты, гобоя, кларнетов и труб; особая роль принадлежит ударным, беё темброво-ритмической основы которых трудно представить себе национальные песни и танцы. Композитор добавляет эти инструмент к основному составу экономно и осторожно. Духовые Moiyr быть и пользованы по желанию, ударные органично появляются в танцевальных эпизодах, подчеркивая их темпераментный, праздничный характер.

Обработки С. Крюковского


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1969; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!