Оркестр хроматических рожков Н. Белобородова



Наряду с Великорусским оркестром, состоящим из разнотипных инструментов, в музыкальной российской истории выделился оркестр гармоник.

Организатором такого оркестра был талантливый русский самородок, музыкант-самоучка, создатель хроматической гармоники Николай Иванович Белобородов. После создания первой хроматической гармоники по его заказу были выполнены ещё две копии и появилось трио в составе: Н.И.Белобородов и его дочери - Софья и Мария.

Удачный опыт совместной игры убедил Н.И.Белобородова в возможности создания оркестра. Друзья поддержали гармониста. Мастера Тулы изготовили оркестровые гармоники, которые были названы вначале: прима, секунда, флейта-пикколо, альт, виолончель, бас, контрабас. После ряда выступлений на неофициальных вечерах власти города разрешили репетиции в помещении Дворянской гимназии. Точная дата организации оркестра неизвестна (разные исследователи приводят разные цифры: Рогаль-Левицкий - 1885, Алексеев - 1886, Благодатов - 1897).

Деятельность оркестра потребовала значительных средств. Белобородову даже пришлось заложить собственный дом. В репертуаре оркестра кроме популярных народных песен включались попурри на темы из опер М.И.Глинки"Иван Сусанин", увертюра Ф.Герольда "Цампа", фрагменты из оперетт Ф.Зуппе, вальс из оперы Гуно "Фауст", "Полонез" Огинского. Популярность оркестра росла, но для увеличения средств требовались гастроли, которые и начались после отхода от управления Н.И.Белобородова (по болезни) и передачи руководства его ученику Владимиру Петровичу Хегстрему.

В.П.Хегстрем существенно реорганизовал оркестр: заменил гармоники системы Белобородова новыми инструментами, имеющими трёхрядную клавиатуры и большие возможности аккомпанемента. Увеличил число гастролей (Петербург, Воронеж, Калуга, Пенза, Сумы, Курск и т.д.). Зимой 1907 года (10 декабря) состоялся концерт оркестра в Москве. Успех был полный. И как результат признания - крупная фирма граммофонных пластинок "Бр. Патэ" пригласила оркестр на запись. В 1908 году было выпущено несколько пластинок.

В 1912 году умер Н.И.Белобородов, а через два года из-за начала мировой войны оркестр прекратил своё существование. Лишь после Октября В.П.Хегстрем вновь собрал оркестр, который в 1919 году находился на государственном обеспечении. После смерти в 1920 году В.П.Хенгстрема руководителем оркестра стал его сын - Михаил. Оркестр просуществовал до Великой Отечественной войны под названием Тульский оркестр оружейного завода.

Хор гдовских гусляров О. Смоленского

Хор гдовских гусляров О. У. Смоленского (1872 - 1920)

Одной из разновидностей национального оркестра русского народа следует считать коллективы гусляров. Пионером в этой области является хор гдовских гусляров, созданный русским музыкантом-самородком Осипом Устиновичем Смоленским

О.У. Смоленский - выходец из бедной крестьянской семьи - родился в 1872 г. в Псковской губернии Малолетним мальчиком вынужден был пасти скот и именно тогда начал играть на жалейке и гуслях, которые смастерил себе по образу и подобию инструмента, случайно увиденного у странствующего музыканта Эта страсть осталась на всю жизнь. Уже после переезда в Петербург, куда он приехал на заработки, Смоленский изготовил гусли с 10-ю струнами (раньше их было 7) и несколько изменил свою манеру игры - не пальцами, а спектром, который он первое время делал из прутиков простой метлы. Затем были сделаны еще два инструмента Один - вдвое меньше прежних гуслей и октавой выше по звучанию, другой больших размеров, и звучали они уже на октаву ниже.

Организовав трио на гуслях звончатых, Смоленский выступает на балаганах, расположившихся в то время на Преображенском плацу. Гусляры сопровождали выступление марионеток.

Наконец, случай сводит гусляра с В. В, Андреевым. “На мое большое счастие, вы изъявили свое согласие принять нас к себе (1900 г., 3-го декабря ) в одну из ваших репетиций,” - повествует он в одном из писем. На репетиции присутствовал Н.И. Привалов, который заинтересовался инструментом, сделанным Смоленским, и по просьбе В. В Андреева впоследствии во многом помог в совершенствовании гуслей звончатых.

“...Вы, многоуважаемый Василий Васильевич, - вспоминает Смоленский, - попросили Николая Ивановича Привалова записать на всякий случай мой адрес. С того памятного для меня времени Николай Иванович не отпускал меня из виду”.

Вскоре О У. Смоленский, следуя указаниям и советам

Н.И. Привалова, сделал новые образцы гуслей, более низких по звучанию (альтовые и басовые ), снабдив их канительными струнами, и по собственной инициативе создал хор гусляров, состоявший из шести исполнителей

Вскоре Смоленский начал давать уроки на гуслях в частях гвардейского гарнизона Петербурга и бесплатных классах Попечительства о народной трезвости

В ноябре 1902 года О. У. Смоленский оставляет службу кочегара, где он работал со времени переезда в Петербург, и поступает в Великорусский оркестр В. В. Андреева. Начинается новая интересная жизнь: в качестве руководителя хора гусляров и жалеечников, солиста-исполнителя, мастера-изобретателя, преподавателя

Принимая участие как солист на гуслях и жалейке в концертах Великорусского оркестра Андреева, Осип Устинович в конце 10-х гг. нашего столетия решает объединить гусли и жалейки. Созданный единый ансамбль выступает под наименованием “Народный хор гдовских гусляров”. (Состав ансамбля был невелик: 2гусляра и 3 жалеечника. В составе ансамбля были гусли разных размеров, и эти первые разновидности оркестровых инструментов изготовил сам О У. Смоленский.)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!