Роговой оркестр. Ансамбли владимирских рожечников



Исследования А. Фаминцына, И. Привалова, К. Верткова, А. Мирека русских народных инструментов

   
 


АЛЕКСАНДР ФАМИНЦЫН И ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ

Александр Сергеевич Фаминцын, автор книг «Скоморохи на Руси», «Гусли, русский народный музыкальный инстру­мент», «Домра и сродные ей музыкальные инструменты рус­ского народа», «Божества древних славян», множества статей и переводов, был одним из основоположников исторического изучения народной музыки в России.

Большинство работ А. С. Фаминцына было написано им в тот период, когда, как писал С. А. Токарев, в русской этно­графии «еще сохранялись традиции мифологической школы, хотя начало уже обнаруживаться и критическое к ним отно­шение».' Сам Александр Сергеевич Фаминцын, его хороший знакомый композитор А. Н. Серов, а также Н. Лысенко и другие исследователи русского и славянского музыкального фольклора, приступившие к целенаправленному изучению рус­ского, украинского и белорусского музыкального быта, песен, инструментов и инструментальной музыки, продолжали традиции европейского и особенно немецкого романтизма. 2

С перемещением интереса русских ученых и интеллигенции с фольклора к праву, политическим теориям и современной общественной жизни в конце XIX—начале XX вв. этномузыко-ведческие работы А. Фаминцына не утратили своего значения. Такие его сочинения, как «Скоморохи на Руси», «Гусли», «Дом­ра» активно использовались как научные первоисточники как до, так и после 1917 года.

В то же время, конфликт А. С. Фаминцына с В. В. Стасовым и «Могучей кучкой» привел к тому, что в некоторых публикациях советского периода сторонившегося политической деятельности композитора и ученого обвиняли в «реак­ционности» и «гелертерстве». 3 В вышедшем в 1979 году биобиблиографическом словаре «Славяноведение в дорево­люционной России» сообщалось, что «А. С. Фаминцын сопо­ставлял русскую и славянскую музыку, рассматривая их сконсервативных позиций, что не находило поддержки в прогрессивных кругах русского общества». '

Александр Сергеевич Фаминцын родился 24 октября (5 ноября

по новому стилю) 1841 года в Калуге в семье военного. В 1847 году семья переехала в Санкт-Петербург. Окончив Третью петербургскую гимназию, А. С. Фаминцын поступил в университет и в 1862 году окончил естественное отделение со степенью кандидата; в то же время, он учился музыке у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта.

Затем А. С. Фаминцын отправился доучиваться в Германию. В 1862—1865 гг. он занимался в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера по классу теории, а также у К. Риделя и И. Мошелеса по классу фортепиано. 2 Кроме того, в 1864—1865 году А. С. Фаминцын учился в тогда принадле­жавшем Австрии городе Лемберге (Львове) композиции и инструментовке у М. Зейфрица.

В 1865—1872 гг. А. С. Фаминцын был профессором истории музыки и эстетики в только что созданной Петербургской кон­серватории. С 1870 по 1880 гг. он служил секретарем главной дирекции петербургского отделения Русского музыкального общества.

А. С. Фаминцын пробовал себя и как композитор. Его музыкальные сочинения включают оперы «Сарданапал» (1875), поставленную на сцене Мариинского театра, и «УриельАкоста» (1883). Кроме опер, А. С. Фаминцын был автором симфониче­ской картины «Шествие Дионисия», «Русской рапсодии» для скрипки с оркестром, трех струнных квартетов, фортепианного квинтета, пьес, романсов и песен.

С 1867 года А. С. Фаминцын выступал и как музыкальный критик. Его статьи (некоторые из них — под псевдонимом -н-) публиковались в «Голосе», «Пчеле», «Музыкальном листке», «Слове», «St. PetersburgerZeitung», «NordischePresse», «Вестнике Европы». В 1869 г. он основал газету «Музыкальный сезон», которой, по мнению Ю. Л. Малининой, «покровитель­ствовали официальные бюрократические круги». 3 Именно в

С лавяноведение в дореволюционной России. Библиографический сло­варь. М.: Наука, 1979. С. 33.

2 Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. Кто писал о музыке. Био­
библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о му­
зыке в дореволюционной России и СССР. Т. III. M.: Советский композитор,
1979. С. 149—151.

3 Музыкальная энциклопедия М..: Советская энциклопедия. 1981. Т. 5.


этой газете была напечатана статья «Русская песня как предмет науки» композитора А. Н. Серова, в которой резкой критике была подвергнута достаточно вольная обработка русских песен Балакиревым.

В первом номере «Музыкального сезона» 30 октября 1869 г. вышла в свет статья Фаминцына «Славянофилы-нигилисты в музыке и здравая критика». А. С. Фаминцын писал, что «пат­риотизм (в нашем случае славянофильство) чувство чрезвы­чайно похвальное, если оно только не ведет к чудовищной односторонности». Он, в частности, критиковал Ц. Кюи за отрицание византийского и греческого происхождения ладов русской народной песни и стремление приписать им чисто славянское происхождение. В той же статье были подвергнуты резкой критике опера «Садко» Римского-Корсакова и чешская увертюра Балакирева, в которые было включено слишком много «трепаков», или, по выражению Фаминцына, «банальных про­стонародных плясовых песен».

Композиторы-«кучкисты» развязали настоящую травлю га­зеты Фаминцына. В 1871 г. «Музыкальный сезон» перестал существовать. С одним из лидеров прогрессивного лагеря, В. В. Стасовым, Фаминцыну даже пришлось судиться за клевету после статей последнего «Музыкальные лгуны» и «По поводу письма г. Фаминцына». Это был первый «музыкальный» процесс в России. Подробнее о нем можно прочитать в послес­ловии к книге А. С. Фаминцына «Божества древних славян» ' и в уже упоминавшейся выше книге Е. Г. Салиты.

Еще в консерватории А. С. Фаминцын начал работу по переводу на русский язык ряда немецких учебников. В 1868—1886 гг. вышли в свет его переводы «Учебника гар­монии», «Учебника фуги», «Учебника простого и двойного контрапункта», «Элементарной теории музыки (с допол­нениями переводчика)» Э. Ф. Рихтера, «Руководства к правильному построению модуляции» Ф. Дрезеке, «Всеобщего учебника музыки» А. Б. Маркса. Большинство переводов Фаминцына неоднократно переиздавалось и после смерти Александра Сергеевича.

С середины 1870-х гг. начали выходить в свет публикации А. С. Фаминцына, в которых нашел отражение его интерес к музыкальному фольклору. В 1875 г. в Лейпциге было напечата-

1 А. С. Фаминцын. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. С. 350-354


но составленное ученым первое учебное издание русских народ­ных песен, «Русский детский песенник» (ч. 1—2). В 1876 г. под редакцией А. С. Фаминцына был выпущен сборник 150 песен западноевропейских народов, содержавший русские, ук­раинские, польские, чешские песни и получивший название «Баян» (второе издание — в соавторстве с Г. А. Дольдом в 1885 г.).

В 1881 г. по поручению Академии Наук А. С. Фаминцын составил рецензию на книгу С. Шафранова «О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами». Затем в «Отечественных записках», «Историческом вестнике», «Журнале министерства народного просвещения», варшавском «Русском филологическом вестнике» было опубликовано письмо-обращение А. С. Фаминцына к читателям и всем любителям народной поэзии с просьбой присылать ему тексты народных песен «с мелодиями» (нотами).

К середине 1880-х гг. А. С. Фаминцын был уже хорошо известен в петербургских музыкальных и научных кругах. Он вошел в число 1000 выдающихся ученых, промыш­ленников и деятелей культуры, которым были посвящены отдельные статьи в опубликованном в 1884 г. сочинении В. Михневича (автора «Очерка истории музыки в России в культурно-общественном отношении») «Наши знакомые. Фельетонный словарь современников». Об Александре Серге­евиче Фаминцыне автор словаря отзывался так: «Большой знаток музыки и ее истории, сам музыкант и композитор, но не из особенно счастливых, судя по злосчастной судьбе его оперы „Сарданапал". Свои неудачи в композиторстве вознаграждает отрадой нещадного суда в печати произве­дений своих соперников. Г. Фаминцын — музыкальный кри­тик и жестокий критик, но почему-то пишет больше по-не­мецки в петербургских немецких газетах». Стоит отметить, что В. В. Стасов удостоился в словаре намного более резких оценок. «Он, — писал Михневич, — по праву занял в жур­налистике видный пост верховного судии и вещего пророка по части эстетики. Суд его, всегда решительный и беспово­ротный, часто окончательно установлял в общественном мнении и славу и бесславие многих художников и художест­венных произведений. Изрекает человек свое суждение гром­ко, докторально, искренно и с азартом, как это всегда дела­ет г. Стасов — чего ж больше для того, чтобы прослытьруководящим авторитетом у нашей публики, такой робкой и безгласной, такой легковерной и малознающей!»1

В 1884 г. было опубликовано первое капитальное исследо­вание А. С. Фаминцына, «Божества древних славян».2 В нем бы­ла предпринята попытка описания языческого мировоззрения славян на основе данных народных песен. В рецензиях на книгу было высказано немало критики, особенно в связи с чрезмерно вольными лингвистическими сопоставлениями, допущенными А. С. Фаминцыным.3 Тем не менее, ссылки на «Божества древних славян» можно встретить в работах многих славистов, в том числе в «Славянских древностях» Л. Нидерле и трудах Б. А. Рыбакова.

В 1888—1891 годах вышли в свет 4 наиболее известных му­зыковедческих труда А. С. Фаминцына. В журнале «Баян» было напечатано его сочинение «Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах» (отдельное издание в 1889 г.) с мно­гочисленными нотными примерами. В том же году была издана книга Фаминцына «Скоморохи на Руси», получившая массу положительных откликов в русской прессе. По оценке А. Н. Пыпина, критиковавшего автора «Божества древних сла­вян» за «дилетанство», «книга была очень интересна».4 «Скомо­рохи на Руси» были упомянуты в числе работ А. С. Фаминцына, до сих пор представляющих значительный интерес для исследо­вателей народного музыкального творчества, в опубликованной в 1981 г. статье Л. Ю. Малининой.5

В 1890 г. в серии «Памятники древней письменности и искусства» издательством общества любителей древней письменности вышло в свет сочинение Фаминцына «Гусли, русский народный музыкальный инструмент: Исторический очерк с мно­гочисленными рисунками и нотными примерами». В «Гуслях» А. С. Фаминцын собрал практически все известные к тому времени упоминания о гуслях в былинах и песнях. Автор показал, что одно и то же название «гусли», или «гусле», относится к разным музыкальным инструментам у русских и сербов. А. С. Фаминцын пытался проследить пути развития славянских струнных инструментов. Он также предположил, что гусли, впервые появившиеся у южных славян, были заимствованы у них другими славянскими народами, а позднее попали к литовцам, латышам, эстонцам и финнам. Новое сочинение А. С. Фаминцына было награждено от Император­ского Русского археологического общества большой серебряной медалью.

Очерк А. С. Фаминцына о гуслях и истории их распрост­ранения и развития был одним из первых в России научных сочинений в области инструментария. Как писал рецензент в «Русском вестнике», «последующие авторы, опираясь на г. Фаминцына и на новые, могущие быть, материалы, пред­ставят картину светской музыки на Руси быть может полнее его, но честь первых шагов в этой области будет принадлежать исключительно ему».'

Критические замечания в адрес автора «Гуслей» были свя­заны преимущественно с лингвистическим аспектом исследо­вания. В одной из рецензий, в целом положительной, было замечено, что не следует рассматривать все балтийские и финские названия гуслей (кантеле, каннель, куаклес) как иска­жение славянского слова «гусли». Такая трактовка всех этих наименований музыкальных инструментов в книге А. С. Фа­минцына была охарактеризована рецензентом как «гипотеза, под которой не подписался бы ни один лингвист».2 Н. М. Ли­совский, рекомендовавший отметить сочинение А. С. Фаминцы­на о гуслях большой серебряной медалью Археологического общества, предположил, что гусли-псалтирь — это особый инструмент, не связанный с древними славянскими гуслями и сохранивший только их название. Как заметил Н. М. Ли­совский, «еще очень недавно в деревнях, не особенно глухих,

1 Русский вестник, т. 209, 8, 1890. С. 252.

2 Русская мысль, 7, 1891. Библиографический отдел. С. 316.

простой народ называл фортепиано — гуслями (село Хлыстово, Тамбовской губернии); тем более это могло быть в древности».1

В книге А. С. Фаминцына была опубликована уникальная запись А. Буальдье «Ах под вишнею, под черешнею» (голос с гуслями без текста), записанная, по-видимому, в Петербурге между 1804 и 1811 гг. Ее ценность определяется, в частности, тем, что в среде, интересовавшейся нотами и музыкой, «чисто русские народные инструменты — гусли, балалайка — популяр­ностью явно не пользовались».2

В «Гуслях» был собран богатейший фактический материал по истории гуслей и родственных инструментов у южных славян, белорусов, русских, народов восточной Прибалтики и финнов (А. С. Фаминцын первым в России специально занимался изу­чением конструкции и происхождения латышских, эстонских, финских гуслей). Как писал А. Степович в «Киевской старине», «можно только пожалеть, что составитель книги, по-видимому, не особенно хлопотал о собрании сведений касательно сущест­вования описываемого им орудия, т. е. гуслей, в южной Руси и даже не знает или не нашел никаких указаний о том, что и здесь доселе еще встречаются кое-где по глухим уголкам у стариков священников старинные гусли, которые, конечно, уже умрут со смертью своих владельцев».3

В 1891 г. была опубликована книга А. С. Фаминцына «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа: Ба­лалайка. — Кобза. — Бандура. — Торбан. — Гитара: Историчес­кий очерк». В этом сочинении Фаминцын обосновал восточное происхождение домры; что касается бандуры, то она, как пока­зал автор книги, была заимствована с Запада. Значительное внимание в очерке о домре было уделено истории проникновения в Россию семиструнной гитары, а также таким инструментам, как кобза и торбан (теорбан).

В рецензиях на книгу о домре по-прежнему отмечались недо­статки работы, связанные с «филологическими объяснениями», которые «иногда не отличаются ни определенностью, ни устойчивостью».' А. Н. Пыпин, высоко оценивший и эту книгу А. С. Фаминцына, высказал предположение, что не только му­зыкальный инструмент, но и некоторые музыкальные особен­ности украинских дум были связаны не со случайным сербским влиянием, как думал А. С. Фаминцын, а с непосредственным заимствованием у крымских татар. 2 В очерке о домре был хорошо представлен украинский материал, в частности, творче­ство торбанистов Григория и КаэтанаВидортов. Г. Видорт, один из торбанистов любителя украинской музыки Вацлава Ржевусского (Ревухи), погибшего во время восстания 1831 г., был, по-видимому, последним «торбанистом-художником».3

Александр Сергеевич Фаминцын умер 6 июля (24 июня по старому стилю) 1896 г. в местечке Лигово под Петербургом. В последние годы жизни он работал над «Биографическим и историческим словарем русских музыкальных деятелей». Сло­варь не был опубликован. Его рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в архиве ученого.

Уже после смерти Фаминцына в 1901 г. был переиздан в Санкт-Петербурге составленный им «Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами. Часть 1», в который вошли 60 песен для одного голоса. По-видимому, собранные А. С. Фаминцыным материалы были использованы В. В. Анд­реевым и другими музыкантами при реставрации и усовершен­ствовании гуслей, балалаек и других народных музыкальных инструментов в конце XIX—начале XX вв.

В новое издание произведений А. С. Фаминцына вошли три его работы, посвященные истории развития отечественной на­родной музыки и музыкального быта — «Скоморохи на Руси», «Гусли, русский народный музыкальный инструмент» и «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа». Сам Александр Сергеевич Фаминцын рассматривал эти сочинения как части одного цикла работ. Таким образом, настоящее переиздание трудов замечательного русского музыковеда изда­тельством «Алетейя» следует его первоначальному замыслу.

Николай Добронравии


Альфред Мартинович Мирек - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, доктор искусствоведения, первый из аккордеонистов-баянистов, получивший эту высокую научную степень за открытие нового научно-практического направления в музыкальной науке. Он родился 21 ноября 1922 года в семье Мартина Мирека - инженера-архитектора, известного в России как руководителя строительства многих важных государственных объектов.

В начале 1923 года семья переехала в Одессу, где с 5 лет Альфред стал заниматься на фортепиано с приходящей в дом учительницей. Затем, уже в Москве, в 1930 году был принят Еленой ФабиановнойГнесиной в ее школу, которую окончил в 1937 голу (класс А.А. Чичкина).

В этом же 1937 году его отец Мартин Михайлович Мирек после сдачи строительства Химкинского Северного речного вокзала с отличной оценкой и вручением ему почетного знака, был арестован. По решению "тройки" он был отправлен в концентрационный лагерь №3 (Вишера) вблизи Соликамска, где погиб 25 июля 1942 года в возрасте 54 лет.

С 1938 года Альфред, приобретя профессию электромонтажника, работает на стройках, а по вечерам подрабатывает как пианист-аккомпаниатор.

В 1942 году Альфред Мирек также подвергся репрессии НКВД - содержался в тюрьмах, а затем был направлен в Ужлаг на 7 лет. На работе в болотистых лесных массивах по щиколотку в воде им лично было поставлено 500кб. леса. Через 2 года, в связи с тяжелыми заболеваниями, он «актируется», то есть освобождается досрочно.

С весны 1945 года самостоятельно осваивает аккордеон, выступает солистом и концертмейстером на эстраде и сопровождает постановки в городском театре им. Чернышевского (г. Борисоглебск), в том числе и со своими сочинениями и обработками. Осенью 1946 возвращается в Москву. В 1950 году оканчивает Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона (класс В.Г. Горохова). С 1947 года - педагог музыкальной школы и руководитель оркестра аккордеонистов, ставшего Лауреатом конкурса (1958), и выступавшего в заключительном концерте в Колонном зале Дома Союзов. В 1967 году оканчивает Московский институт культуры, факультет баяна-аккордеона, и получает диплом дирижера оркестра. Во время учебы был приглашен на работу в институте по классу аккордеона и баяна.

С 1947 года А. Мирек занимается историей гармоники, собирает старинные инструменты, проводя полевую поисковую работу в различных регионах страны, ведя обширную переписку, разыскивая старых мастеров и их потомков. Было разослано более 4000 писем и к началу 1970-х годов им был собран огромный научный исторический материал: афиши, грамзаписи, фотографии, биографические сведения, а также более двухсот уникальных моделей гармоник, баянов и аккордеонов.

В 1952-56 годах Мирек строит двухэтажный дом-музей в Поселке научных работников (43 км. Софрино). Музей сразу же завоевал признание. Посещение шло по записи, которая велась на два месяца вперед. Кроме групп из музыкальных школ и училищ музей посещали видные ученые и специалисты из различных городов нашей страны и из других стран мира: Румынии, Чехословакии, Болгарии, Германии, Польши, Голландии, и даже из Африки.

В 1968-1971 годах А. Мирек сдает кандидатские экзамены в аспирантуре музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а затем аспирантские экзамены в аспирантуре Киевской консерватории, где в 1972 году на Ученом совете успешно защищает диссертацию по истории аккордеона и баяна. В 1973 году Высшая аттестационная комиссия СССР (ВАК СССР) вручила ему диплом Ученой степени кандидата искусствоведения. Это была первая ученая степень, присвоенная в нашей стране по этой теме.

С 1947 года публикуются его статьи в газетах и журналах, касающиеся истории и методики игры на аккордеоне и баяне. В 1958 году ему присуждено звание лауреата Московского конкурса (в рамках фестиваля) за выступления со своим ансамблем аккордеонистов и диплом 2-й степени. В 1962 году выходит из печати его «Самоучитель игры на аккордеоне», а затем «Школа игры на аккордеоне», которые переиздавались ежегодно тиражом по 100 тыс. экземпляров (в 1968 году, а затем в 1982 году им написаны новые варианты этих учебников). Всего разошлось около 4 млн. экземпляров.

В 1967 году издается книга «Из истории аккордеона и баяна», а в 1968 году «Справочник по гармоникам». С 1955 года выходит целая серия сборников, хрестоматий, более ста переложений для аккордеона и баяна. В 1969 году издается методическая разработка «Баян», а в 1972 году - «Основы постановки аккордеониста» (на укр. яз.), в 1972 году - первый «Самоучитель игры на мелодике», по которому впервые стало возможным организация ансамблей игры на мелодиках в общеобразовательных школах, (к этому времени большой опыт таких ансамблей и оркестров был накоплен в Германии и Чехословакии). В 1979 г. выходит книга «И звучит гармоника», являющаяся частью основных положений докторской диссертации. К 1995 г. издано около 200 статей, из них 20 опубликовано за рубежом (во Франции, Польше, Швеции, Японии, Дании, Чехословакии, Голландии, Финляндии).

А. Мирек преподавал в музыкальной школе (1947-1965), Всесоюзном заочном университете искусств (1950 - 1960), институте культуры (1963 - 1966), музыкальном училище(1966- 1970). Он - организатор, с 1969года - директор Всероссийских курсов повышения квалификации работников культуры и искусств. С 1973 - директор Московского областного музыкального училища.

В 1975 году А. Мирек по конкурсу проходит на должность старшего научного сотрудника в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии и по направлению Министерства культуры РСФСР в докторантуру, где готовит фундаментальную научную работу «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 г. по 1941 г.», которая утверждается большим ученым советом института и становится его докторской диссертацией. Защита состоялась в 1983 году на Ученом совете Научно-исследовательского института искусствоведения Министерства культуры СССР и получила единогласно высокое признание. Однако присуждение Ученой степени и вручение диплома доктора искусствоведения в ВАКе СССР состоялось лишь в 1987 г., так как после зашиты в 1984 году он был арестован по сфабрикованному ложному обвинению и находился целый год в тюрьме «Кресты». В конце 1986 года по постановлению Прокуратуры РСФСР дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Прокуратура компенсировала нанесенный ущерб - виновники из следственного отдела были строго наказаны.

В 1977 - 80 годах А. Мирек по приказу Министерства культуры СССР был назначен главным экспертом таможни по клавишным инструментам, вывозимым за рубеж.

С 1980 года, в течение 16 лет, А. Мирек преподает в Московском педагогическом институте, где ведет спецкласс аккордеона и баяна, ансамбль, читает лекции по методике; в 1989 году ему присуждено Ученое звание профессора истории и теории музыки и музыкальных инструментов. Его студенты систематически участвуют в концертах, и сам он принял участие в большой поездке с дуэтом и с лекциями по городам Сибири. А. Мирек - большой мастер по организации, концертной подготовке и сценической постановке дуэтов. Он создал много обработок, переложений и оригинальных сочинений для них. Является дипломантом международных фестивалей, где они выступали.

В 1980 году, скомплектовав и систематизировав по историческим и конструкторским признакам коллекцию из ста инструментов, он передал ее Ленинградскому театральному музыкальному музею.

В 1980-е годы профессор А. Мирек продолжает активный поиск по стране. К 1994 году ему удалось собрать еще около ста уникальных образцов инструментов и увеличить свое научное собрание на несколько тысяч страниц архивных документов. Все это помогало ему с еще большим успехом заниматься научно-исследовательской деятельностью и популяризовать результаты своих открытий.

В течение четверти века он со своим неизменным проекционным аппаратом и Большим набором слайдов проводит лекции от Центрального научно-методического кабинета культуры и искусства РСФСР по городам Центральной России, Сибири, Урала, средней Азии, Поволжья, Прибалтики, Украины и за рубежом.

В 1963-1966 годы А. Мирек входил от СССР в состав редколлегии международного журнала «Аккордеон-Мюзик»(Париж).

В 1962 году по направлению начальника музыкальных вузов СССР Л.Г. Ильиной принимал участие в международном симпозиуме в Праге (ЧССР), проводимом в рамках международного конкурса баянистов и аккордеонистов.

В 1990 году Министерством культуры России по вызову фирмы «Де Эйсбрекер» на Международном фестивале в Амстердаме была проведена выставка коллекций гармоник, баянов и аккордеонов, собранных профессором Миреком, где он сам и проводил экскурсии. На научном семинаре, в рамках фестиваля, профессор Мирек прочел на немецком языке лекцию "История гармоники в России", сопровождавшуюся показом 100 редких слайдов. Его коллекции являются существенным вкладом не только в отечественную, но и в мировую науку и культуру. С 1976 года они включены в международный каталог ИКОМ ЮНЕСКО.

Профессор А. Мирек продолжает и сегодня вести научно-исследовательскую работу, проводя анализы, делая новые обобщения, раскрывая процессы взаимопроникновения и взаимовлияния различных явлений в истории аккордеонно-баянной культуры в современном ее развитии. В 1989 году им создана «Схема возникновения и классификации основных моделей гармоник в мире (1700-2000)», иллюстрированная 198-ю моделями. Она является первой сложнейшей таблицей такого плана и получила высшее признание у специалистов на международных симпозиумах в Амстердаме (апрель 1990 год), затем в Варшаве (март 1991 года, издана в 1992 году).

Издается брошюра «Основы постановки аккордеониста» (переработанный вариант на русском языке).

В 1994 году вышла из печати его новая капитальная работа - энциклопедия «Гармоника. Прошлое и настоящее». Крупнейшие специалисты в области гармонной культуры отмечали, что столь полной, систематизированной научно-исторической энциклопедической книги на эту тему еще никогда не издавалось. Материал для нее собирался 38 лет.

В 1995 году издано новое учебное пособие, в котором в значительной мере прослеживается совершенствование и обновление методических процессов - «Курс эстрадной игры на аккордеоне». Эта работа предназначена для подготовки высококвалифицированного солиста и ансамблиста эстрады.

С 1994 А. Мирек проводит большую работу по систематизации коллекционных материалов, собранных им более чем за 40 лет (180 редких инструментов, более 900 афиш, более 1000 фотографий, документы, ноты, награды, прейскуранты, инструменты и детали гармоник - всего более 10000 единиц). В 1996 году при поддержке известных деятелей культуры и личной помощи Народного артиста России, Героя Соц. Труда Юрия Никулина, с которым А. Мирека связывала многолетняя дружба, мэру города Москвы были поданы документы о необходимости создания уникального музея "Международного музея русской гармоники". Правительством Москвы были выделены помещение и средства на создание музея, и он был открыт для посетителей. В 1997 к 850-летию Москвы музей был подарен столице и стал государственным музеем "Музеем русской гармоники Альфреда Мирека". Новая экспозиция музея, оснащенная самым современным оборудованием и средствами озвучивания, была открыта для посетителей в 2000 году. Музей пользуется большой популярностью не только у специалистов, но и у самых широких слоев населения, прививая любовь у подрастающего поколения к жемчужинам русской национальной культуры. Ежемесячно музей посещают более 2000 человек. С музеем сотрудничают многие туристические агентства, знакомя с экспозициями гостей из США, Европейских стран, Израиля, Южной Кореи, Японии, Тайваня и многих других уголков мира. В музее проводятся уникальные музыкально-исторические программы для детей и взрослых, музыкальные вечера, фестивали, лекции-концерты.

В 2003 году А. Мирек организовал и провел впервые Московский фестиваль "Гармоника - душа России". Заключительный концерт фестиваля прошел в Государственном концертном зале им. П.И. Чайковского.

В работах профессора А. Мирека ярко прослеживается главная установка, что наука - интернациональна и решать важные, глобальные вопросы обособленно невозможно.

А. Мирек - член культурной ассоциации «Дом Польский», историк и правозащитник, член Совета Старейшин Российской Ассоциации жертв политических репрессий (Москва), правозащитного благотворительного общества "Мемориал", журналист, писатель - автор книг «Записки заключенного» (1989), "Тюремный реквием" (1997), "Красный мираж" (2000), двенадцати новелл. Научный консультант в фильме "Ленин в Париже" (1978), и в ТВ фильме "Шпионы Ватикана" (дек. 2004 г.), почетный член всемирной организации кнопочных аккордеонистов (США), Академик АТИ, Лауреат Артиады народов России. Член президиума, главный эксперт РАММИ (Российской Ассоциации музыкальных мастеров).

Альфред Мирек скончался 28 июня 2009 года.

 

 

Роговой оркестр. Ансамбли владимирских рожечников.

Рогово́йорке́стр — музыкальный коллектив, исполняющий музыку на охотничьих рогах. Характерной особенностью таких оркестров является то, что на каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда. Изначально в таких оркестрах один музыкант закреплялся за одним инструментом, в современных роговых оркестрах исполнители могут последовательно играть на нескольких инструментах. Таким образом удалось сократить необходимое количество музыкантов в оркестре. Изначально их требовалось около сорока (и не менее 25 человек), теперь же достаточно 12—15 человек.

По исполнительским принципам рога можно отнести к медным духовым инструментам. Ближайшими родственниками этих инструментов являются: валторна (Waldhorn нем. — «лесной рог»), альпийский рог (Alpenhorn). Роговые оркестры — это специфическое российское явление. Возникнув в 1751 году, этот вид искусства никогда не выходил за пределы России.

В литературе XVIII—XIX века можно встретить упоминания о роговых оркестрах, где они называются «хор музыки», «роговая капелла», «Императорский Егерский хор». Известно также образное название «живой орган».

Первый роговой оркестр возник в 1751 году. Тогда Гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин поручил своему капельмейстеру, выходцу из Богемии Яну (Иоганну) Марешу «сперва согласить у своих охотников все роги в стройность; ибо до того времени употреблялись они так, как из рук медника выходили». Тогда сделали набор инструментов, диапазон которых составил две октавы, и собрали оркестр из крепостных крестьян.

Несколько месяцев Мареш занимался роговой музыкой втайне. На одном значительном приёме у Г. Нарышкина он решил продемонстрировать её гостям. Так описывает первое выступление рогового оркестра И. Х. Гинрихс:

Каждый музыкант играл только на одном роге и брал только одну ноту, поэтому играть в таком ансамбле было сложно.

В 1755 году[2] императрица Елизавета, услышав на охоте роговой оркестр, приказала сделать такой же при своем дворе. С тех пор иметь роговой оркестр старались все знатные дома в России.

К концу XVIII века в одном Петербурге кроме двух «Императорских Егерских хоров» насчитывалось ещё девять. Исполняли они произведения европейской классики, народные песни, гимны.

 

J. A. Atkinson. Russianhornmusic. 1803

Французский путешественник М. Форсия де Пилес, находившийся в Петербурге в начале 1790-х гг., записал, что роговая музыка вообще «из того весьма малого числа предметов, коими русские могут с полным правом прославиться», и её «волшебство» было таким, что «на некотором расстоянии невозможно вообразить, что составляет такой причудливый оркестр. Точность музыкантов такова, что они могут исполнять всякий род музыки, даже весьма сложно составленной, и испытанное ухо не распознает ни малейшей ошибки в исполнении». По его мнению, ночь была наиболее благоприятна для роговой музыки, и «в прекрасные летние вечера ничто не может быть сравниваемо с искушающим очарованием»[3].

Он, между прочим, сообщил, что в оркестре Екатерины II числилось более ста рогов и, очевидно, ссылаясь на русских информаторов, рассказал, что для составления подобного ансамбля требовалось три года и, «более того, надобно то, что можно только в России найти, то есть русских, ибо мы, — как он писал, — не думаем, что где-нибудь ещё можно встретить людей, желающих в продолжение тридцати лет издавать только до или ре, и которые дошли бы до такого уровня точности, для коего, мы думаем, больше машины потребны, но не люди».

К 1795 году состав Придворного рогового оркестра был значительно расширен, он имел диапазон теперь был от ля контроктавы до ре третьей октавы. «В целях „уравновешивания“ звучности инструменты верхнего регистра стали дублировать. В итоге полный состав оркестра уже насчитывал 40 музыкантов, игравших на 91 роге — многие должны были играть на двух или более инструментах. Для оркестра стали сочинять и аранжировать музыку, фиксируя её посредством оригинальной нотописи. Сохранились подлинные ноты, по которым исполнялись народные песни и увертюры, фрагменты из опер и „охотничья музыка“, части из симфоний и танцы»[2].

В 1796-м году Павел I велел сократить использование роговой музыки в придворных празднествах. Но роговые оркестры вельмож продолжали звучать.

При вступлении на престол Александра I в 1801 году рога вернулись в музыкальный обиход двора, придворные балы, парады, маскарады, разные празднества непременно проходили с участием роговой музыки, она стала вновь популярна. Личный роговой оркестр императора состоял тогда более чем из 300 рогов. Внимание этой русской диковине уделил Дж. Аткинсон в первом томе своего «Живописного изображения обыкновений, привычек и забав русских» (1803). Через четыре года другое изображение оркестра появилось и в популярном детском альманахе «BilderbuchfurKinder» (1807), издававшемся в Ваймаре. В обоих случаях гравюры были снабжены описанием оркестра, что распространило о нём знания по Европе.

В 1810 году вновь происходит охлаждение интереса к роговой музыке.

К середине 1820-х из полков хоры роговой музыки имели только лейб-гвардии Конный и Конногвардейский. С конца 1830-х инструменты военных роговых оркестров были переданы на хранение в арсенал лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1820—1830-е годы роговые оркестры были при дворе Нарышкиных, Строгановых, Шереметевых, Разумовских, Салтыковых.

Примерно к концу 1830-х роговая музыка вышла из употребления[2].

Первое возрождение[править | править код]

 

Инструменты русского коронационного рогового оркестра. Москва, фабрика Н. Н. Федорова. 1882. Санкт-Петербургский государственный музей театральнoго и музыкального искусства.

Период забвения продолжался до 1882 года, когда был создан роговой оркестр при дворе Александра III. Его возродили принц Александр Петрович Ольденбургский и основатель Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов барон Константин Штакельберг, приурочив это к подготовке к коронации нового императора.

Роговая музыка «к тому времени была настолько забыта, что инициаторы поначалу не могли не обнаружить ни нот, ни инструментов для её возрождения. Только в музее Преображенского полка сохранилось 2 инструмента, а принцу А. П. Ольденбургскому удалось найти очерк о создании этой музыки. На основании этих материалов в Москве Н. Н. Фёдоровым был изготовлен полный комплект рогов. К 10 декабря 1882 года 54 рога были переданы К. К. Штакельбергу. Началось освоение инструментов. По окончании репетиций роговая музыка прозвучала в помещении оркестра перед публикой, а затем и на коронации»[2].

15 мая 1883 года при короновании Александра и Марии Федоровны и во время торжественного шествия их величеств из дворца в собор и обратно роговой оркестр играл военный сигнал и гимны «Коль славен» Д. С. Бортнянского и «Боже, царя храни!» А. Ф. Львова.

Концертов для широкой публики роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые торжества. Иногда оркестр играл в парках Петергофа и Ораниенбаума. Последнее упоминание о звучании рогового оркестра относится к 1915 году.

«Позднее, в марте 1896 г., Н. Н. Фёдоровым были изготовлены еще 37 рогов (из них сохранились 32) уже для коронации Николая II (…) Отзвучав на коронациях, инструменты были выставлены в помещении Придворного оркестра — в формировавшемся там Музее музыкальных инструментов. В настоящее время 86 инструментов русского коронационного рогового оркестра хранятся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства»[2].

Возрождение в XXI веке[править | править код]

Несмотря на то, что роговая музыка долгое время считалась безвозвратно утерянной, находились энтузиасты в ХХ веке, пытавшиеся возродить этот уникальный вид творчества, однако их попытки к успеху не приводили.

Не имея примера звучания, сохранившегося нотного материала и самих инструментов, Сергей Песчанский в 2001 году все же взялся за возрождение русской роговой музыки и вскоре создал первый в России (с 1915 года)[4]. Первый инструмент был выполнен Песчанским из бумаги, его форма была найдена опытным путём. Историческая конструкция рога с загнутым концом была изменена на прямую — это сделало инструмент проще в изготовлении. Нотная запись была также изменена. Партитура раскладывается на отдельные ноты, затем из нот составляются партии в зависимости от количества музыкантов, занятых в конкретном произведении.

Русская роговая капелла[править | править код]

В 2002 при РГПУ им. А. И. Герцена образовался профессиональный музыкальный коллектив «Русская роговая капелла», который в наше время выступает с концертами в России и за рубежом (Греция, Испания, Франция, Польша, Эстония, Германия, Чехия, Ватикан)[5]. Среди них:

· Концерты с Германом Бауманом (Германия, валторна) в России и Германии[6];

· Выступление с Полом Ниемисто (США, эфониум) в Москве;

· Ежегодные сезонные выступления в Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф»;

· Ежегодный фестиваль «Царская музыка»;

· Концерты в Санкт-Петербургской филармонии. Малый зал;

· Закрытие фестиваля «Православная Русь». Москва, Колонный зал Дома Союзов;

· Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича в рамках фестиваля «Царская музыка 2009»;[7]

· Участие в концерте «Три Рима». Зал папской аудиенции. Ватикан.2010 г;[8]

· Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Александро-Невская Лавра. 2010

В настоящее время оркестр «Русская роговая капелла»[9] имеет свою репетиционную базу (Московский проспект, 80), где по вторникам и пятницам проводятся общие репетиции оркестра. Посещение репетиций свободное. Благодаря растущей популярности «Русской роговой капеллы», руководство РГПУ им. А. И. Герцена выделило концертный зал в бывшем дворце графа Разумовского, где концерты капеллы проходят регулярно. Восторженные отзывы слушателей и признание профессионалов позволяют считать русскую роговую музыку возрождённой.[источник не указан 935 дней]

Российский Роговой Оркестр (РРО)[править | править код]

Начиная с 2006 года вклад в возрождение роговой музыки вносит артист Мариинского театра Сергей Поляничко. Под управлением Сергея Поляничко, ведущую популярность приобрёл коллектив «Российский Роговой Оркестр», активно выступающий в России и за рубежом.

Российский Роговой Оркестр на плацу Гатчинского дворца (фестиваль Earlymusic-2013).

За девять лет творческого пути оркестр дал более 700 концертов, выступив в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, в зале им. П. И. Чайковского Московской филармонии, Большом театре, Мариинском театре, концертном зале Мариинского театра, Московском международном доме Музыки, Малом зале Санкт-Петербургской консерватории им. А. Глазунова, Академической капелле Санкт-Петербурга, Георгиевском зале Эрмитажа, Георгиевском зале Московского Кремля, Государственном Кремлёвском дворце, Смольном соборе, Храме Христа Спасителя, Александро-Невской Лавре, Петропавловской крепости, Красной площади, во дворцах Павловска, Царского Села, Петергофа, Египетском зале Metropolitammuseum, Эрмитаже на Амстеле (Голландия).

Российский роговой оркестр, как и оркестры прошлого, сопровождает важные церемонии, выступая перед представителями духовенства, видными государственными деятелями и широкой аудиторией. Российский роговой оркестр выступал на открытии Санкт-Петербургского международного экономического форума, G20, принимал участие во многих российских и зарубежных музыкальных фестивалях. Многократно гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Израиле, Польше, Белоруссии, Молдове, Армении, Бахрейне, Непале, Гонконге, Китае, США, а также во многих регионах России.

В репертуаре оркестра музыка И. С, Баха, Т. Альбинони, А. Вивальди, Дж. Каччини, Дж. Россини, Й. Штрауса, В. Трояна, М. Равеля, С. Барбера, Е. Гохман, А. Шилклопера, П. Чеснокова, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Б. Тищенко, О. Козловского, Дж. Сарти, С. Дегтярева, Д. Бортнянского, а также маршевая, гимновая и духовная музыка.

Среди огромного списка концертов РРО:

· Исполнение музыки к мелодраме Евстигнея Фомина «Орфей»[10]

· «Реквием» Осипа Козловского[11]

· Музыка на воде[12]

· Музыка на открытии Санкт-Петербургского международного экономического форума[13]

· Выступления на фестивале «Спасская башня»[14]

· Запись музыки к фильму Александра Сокурова «Фауст»[15]

· Музыка на Фестивале, посвященном 200-летнему юбилею Победы в Отечественной войне 1812 года. Здесь звучит фрагмент из русской народной песни «Ах ты степь широкая…»:

 

ВЛАДИМИРСКИЕ РОЖЕЧНИКИ - народные музыканты Владимирской губ., исполнители на пастушьих рожках. В 1870-х гг. Н. В. Кондратьев организовал народный ансамбль - т. н. хор Владимирских рожечников; выступалв России и за рубежом. В кон. 1970-80-х гг. искусство Владимирских рожечников возрождается напрофессиональной эстраде.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!