Ф. Ниман – автор переложений для орни



Создание репертуара для великорусского оркетра

Произведения Н. Привалова для оркестра русских народных инструментов

Наиболее важный труд Н.И. Привалова - книга "Музыкальные духовые инструменты русского народа" (часть 1 - "Рога или трубы", С.-Пб, 1907;часть 2-"Свистящие инструменты", С.-Пб, 1909).Не считая первой ценной попытки изучить этот вопрос работа Привалова до сих пор остается единственный исследованием о русских народных музыкальных инструментах, первым опытом систематизации и обобщения огромного фактического материала, в исследовании Привалова впервые дано описание отдельных видов инструментов, использован огромныйиконографический материал.

Н.И. Привалов был, однако, не столько исследователем, сколько музыкантом-практиком, преследовавшим прежде всего пропагандистские цели. И это заметно сказалось на характере его труда.

Его исследование о народных музыкальных инструмента основывается не только на тщательном изучении материала, сколько на литературных и иконографических данных, значительная часть книги Привалова является компиляцией ив различных источников, изобилующей широкими, но далеко не бесспорными сопоставлениями русских народных инструментов с инструментами других стран разных исторических эпох.

Оригинальная часть работы, посвященная русским народным инструментам занимает сравнительно небольшое место. Наиболее ценны главы, где описания опираются на непосредственные авторские наблюдения (например, глава о Владимирских рожечниках и устройстве рожков). Менее точны описания южнорусских духовых инструментов. Но несмотря на это работа Привалова остается пока единственным в музыковедении крупным исследованием по русским и белорусским музыкальнымнародным инструментам. Привалов написал ещё много других работ.

Подобно Фомину, Н.И. Привалов сделал много переложений для великорусского оркестра, хотя они и не отличались такими достоинствами , как у первого. Среди песен Привалова для народного оркестра следует назвать «Полянку». Свыше тысячи вокально-инструментальных композиций и переложений Привалова предназначены для певчих хоров и своего любительского оркестра народных инструментов, которым он руководил в течение 18 лет. Этим оркестром он исполнял народные и классические произведения, а также известные циклы М.И. Долиной «Русская песня» и «Славянская песне».

В 1916-1917гг. Привалов руководил вновь открытым им драматическим классом выразительного чтения произведений народной словесности и инсценировки обрядов, игрищ и былин. Непосредственно для драматических классов при народном доме в Петербурге Приваловым было создано несколько музыкально-драматических произведений с сопровождением оркестра русских народных инструментов. Их постановка всегда проходила с большим успехом. Вчисле этих сценических произведений Привалова следует назвать "Скоморохову жену", "Золотую рыбку", "Князя Олега Вещего", "Илью Муромца" (жанр последнего определен как "опера-былина"). Привалов написал также музыку к некоторым драмам А.Н. Островского "Бедность не порок" и др. После его смерти были обнаружены в портфеле покойного также две симфонии, причем одна для большого симфонического оркестра.

Не менее чем научно-исследовательская и композиторская, важна организаторская и педагогическая деятельность этого широко одаренного человека, в1899 - 1917 гг. Николай Иванович состоял в штате преподавателей народной музыки в войсках гвардии в Петербурге под непосредственным руководством В.В. Андреева. Он был одним из организаторов бесплатных музыкальных классов при Народном доме в Петербурге, где желающие (преимущественно рабочие и крестьяне), могли петь в хоре и обучаться игре на балалайках, домрах, гуслях, рожках, гитарах, мандолинах и прочих инструментах, за время существования курсов (с 1902 по 1917гг.) на них под руководством Привалова было создано несколько любительских оркестров и ансамблей («великорусский», «древнерусский» - из домр и гуслей, хор рожечников и другое), получивших широкую известность, выступал Привалов также в качестве рядового исполнителя на русских народных инструментов.

Талантливым деятелем Андреевского оркестра был Владимир Трифонович Насонов, автор руководств игры на народных музыкальных инструментах, сборников, переложений и обработок русских и украинских песен для оркестра народных инструментов, прекрасный педагог.

До 1888 г. Насонов был флейтистом в оркестре Александрийского театра, а с указанного года вошел в состав исполнителей (он играл на балалайке-альте, брелке, свирели) и педагогов созданного В.В. Андреевым кружка. Вместе с этим оркестром он участвовал в некоторых заграничных гастролях. Для великорусского оркестра Насонов написал множество обработок и переложений, Владимир Трифомович являлся ближайшим помощником Андреева по организации оркестров народных инструментов в войсках гвардии и в военно-учебных заведениях, был бессменным преподавателем также и великорусском оркестре вплоть до своей смерти.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 573; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!