Работа В. В. Андреева над усовершенствованием народных инструментов



Василий Васильевич Андреев родился 14/27 января 1861 г. в г.Бежецке Тверской губернии. Отец - купец первой гильдии. Мать - из дворянского рода, в совершенстве владела несколькими иностранными языками, обладала красивым голосом, играла, на фортепиано. Отец умер, когда Васе было два года. В пять лет он самоучкой недурно играл на гармонике. Любил бывать среди дворни. Видя его музыкальную любознательность, мать пригласила учителя музыки. Зубрёжка гамм и различных экзерсисов на фортепиано не привлекала мальчика. Вскоре мать с семьёй переезжает в небольшое село Марьино. К 14 годам Василий умел играть на многих народных инструментах, знал все народные песни, звучавшие в округе, лихо отплясывал "русскую". Чтобы дать сыну законченное образование, мать, Софья Михайловна, переезжает в Петербург. Андреев, обучаясь в гимназии, одновременно берет уроки скрипки у Н.В. Галкина (впоследствии - профессора Петербургской консерватории и дирижера Мариинской оперы). Занятия у Н .В .Галкина имели большое значение для формирования профессионального отношения Андреева к музыке, педагогике; кроме того, крепкая пальцевая техника, знакомство с музыкальными шедеврами весьма пригодились видному реформатору народного инструментария в его будущей практике. После окончания гимназии (1882) В.В. Андреев совершил путешествие по Европе. В Италии большой интерес у Андреева вызвал неаполитанский оркестр. Здесь и появились первые мысли о профессионализации русских народных инструментов.

Лето 1883 года: знакомство с игрой марьинского крестьянина Антипа, исполнявшего на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Звучание балалайки необыкновенно взволновало Андреева: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца" [1, 75-76].

Через несколько дней Андреев играл лучше Антипа. Затем состоялось знакомство в г.Бежецке c помещиком Александром Степановичем Пасхиным (Паскиным), в своё время бравшим уроки игры на балалайке у Н.В. Лаврова. У А.С. Пасхина В.В. Андреев перенял новые исполнительские приемы, от него же получил адрес бежецкого столяра, которому заказал улучшенную балалайку. На этом инструменте В.В. Андреев совершенствовался два года. Затем переехал в Петербург, где стал выступать в благотворительных концертах. Об одном выступлении В.В. Андреева (23.12.1886) имеется свидетельство в "Петербургской газете" от 24.12.1886 года. К этому времени относится заказ Андреевым у петербургского мастера Владимира Васильевича Иванова нового инструмента (кузов из горного клёна, гриф черного дерева, врезные металлические порожки, акустически улучшенный голосник; даты заказа и изготовления балалайки в разных источниках указываются разные: К. Вертков - 1887, Е. Максимов - 1885). Искусство игры на балалайке у В.В. Андреева растёт, появляется все увеличивающееся количество подражателей. В.В. Андреева называют не иначе как "отец балалайки".

В 1887 году наряду с В.В.Ивановым несколько инструментов изготовил "придворный мастер Его Величества принца Ольденбургского" Ф.С.Пасербский, который впоследствии стал соавтором хроматической, сперва 12-ладовой, а затем с еще большим количеством ладов, балалайки (именно Ф.С.Пасербский выполнил весной 1887 года для В.В. Андреева хроматическую балалайку). В этом же году Андреев совместно с П.К.Селиверстовым издал первую школу игры на 5-ладовой балалайке: "Составил П.К.Селивестров при участии известного артиста на балалайке В.В.Андреева с приложением песен, исполненных им в концертах"; Андреев написал к школе вступительную статью.

Исполнительское искусство В.В.Андреева можно проследить по рецензии из "Русских ведомостей" (1883, № 119, от 2 мая): "Не знаем, как играет каждый из членов "Кружка", но сам г. Андреев играл один на своей балалайке марш собственного сочинения. Как музыка, марш интереса не представляет, но лучше его ничто не может доказать, что только виртуоз может извлекать из этого всё-таки скромного инструмента такие сильные звуки, такие сложные и трудные аккорды, так заставить петь балалайку!". В этом убеждают и более поздние сочинения В.В. Андреева - вальсы, марши, полонезы, мазурки: насыщенная аккордовая фактура, сложная кантилена, виртуозные вариации и пассажи - всё говорит об исключительных возможностях музыканта. К сожалению, сохранившаяся граммофонная запись игры Андреева-балалаечника (1910) доносит до нас слабое представление об его искусстве игры.

Большое значение в жизнедеятельности В.В.Андреева в частности и народных инструментов в целом имело появление такого самородка, как Семён Иванович Налимов, известного российского мастера, изготовившего не одну сотню самых различных русских народных щипковых инструментов высокого качества.

Искусствовед прошлого А.В.Оссовский писал, что за десять лет с 1888 года известность балалайки чрезвычайно расширилась: только в Петербурге в 1898 году уже около 20 тысяч лиц играли на этом инструменте. Вспомним, что ещё в декабре 1887 года В.В. Андреев организовал в Соляном городке балалаечный класс из 14 учеников. С 1891 по 1897 годы Андреев и его помощники бесплатно преподавали игру на балалайке в шести полках Петербургского гарнизона. Благодаря только этому ежегодно обучались до 600 человек. В 1906 году в России было продано свыше 200 тысяч балалаек и домр. Начиная с 1887 года, вышли из печати 23 школы и самоучителя, из которых подготовлено непосредственно Андреевым или при его участии - 9. Для еще большей популяризации балалайки В.В. Андреев публикует статьи во многих изданиях, переписывается с ведущими музыкантами, педагогами, деятелями искусства, открывая путь к профессиональному признанию русских народных инструментов. Для этого же он использовал успех русских инструментов за рубежом. Свидетельства этого успеха: в Парижской консерватории открылся класс балалайки; немецкий кронпринц учился играть на балалайке.

Вся деятельность В.В.Андреева была направлена на то, чтобы народные инструменты были доступны широким слоям населения, чтобы усовершенствованные домры и балалайки стали вновь родными по духу русскому человеку, но с учётом, что каждое искусство живёт и поддерживается образцом: яркий пример необходим для подражания [1, 108].

Исполнительское искусство Андреева-балалаечника и его Великорусского оркестра стало блестящим образцом для появления многих известных музыкантов, ансамблей и оркестров. К числу страстных популяризаторов балалайки относятся Зарубин, Доброхотов, Успенский и др.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!