Творчество Ю. Зарицкого В. Бояшова



В 1952 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (занимался у Д. Д. Шостаковича и Ю. В. Кочурова).

Автор произведений для оркестра народных инструментов (концертная сюита в 4 частях, 1956; Славянские танцы, 1959; Сюита вальсов, 1964; «Ивановские ситцы», 1970).

Ему принадлежат обработки финских, русских и карельских народных песен.

В 1952—1954 преподавал теоретические предметы в музыкальном училище в Карельском филиале АН СССР.

В 1956—1958 художественный руководитель эстрадного оркестра в Ленинграде.

Умер 31 мая 1975 в Ленинграде.



Бояшов, Владимир Терентьевич

род. 1 янв. 1935 в д. Нивы Великолуцкой обл. Композитор. В 1954 окончил в Ленинграде Муз. училище им. М. П. Мусоргского по кл. баяна. С 1955 артист нар. оркестра им. В. В. Андреева.

Соч.: опера для детей — Снежный пес (1973); балет — Про бойца; для орк. — симфониетта (1971), камернаясюита (1971), сюита Сновидения, Легенда памяти Яна Сибелиуса, 5 сказок и др.; для флейты с орк. — 2концертино (1956, 1959); для струн. орк. — 2 партиты; для орк. рус. нар. инстр. — симфониетта (1967), 4сюиты (1959 — Конек-Горбунок, 1959, 1961 — Северные пейзажи, 1965), Хороводная (1953), 5 пьес (1935), Скерцо (1956), Экспромт (1956), Лирическая поэма (1957), 5 рус. песен (1957) и др.; для баяна с орк. рус. нар. инстр. — Концертные вариации (1953); квинтет (1961); квинтет для духовых (1969); 5 квартетов (1959, 1960, 1965, 1967);для струн. квартета — Скерцо (1952), 10 пьес (1965), 5 пьес (1971), 20 миниатюр и др.

Произведения Б. Кравченко для оркестра народных инструментов

род. 28 ноября 1929 в Ленинграде. Композитор. В 1958 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции Б. А. Арапова. В 1966—1971 преподаватель Ленингр. конс. В 1972—1977 директор и гл. редактор Ленингр. отд. изд-ва "Сов. композитор".

Соч.: оперы — Жестокость (Одесса, 1968), Лейтенант Шмидт (либр. собств., Одесса, 1972), Ай да Балда (дет., комич., либр, собств., Горький, Свердловск, 1974); оперетты — Однажды белой ночью (Ленинград, 1962), Обидели девушку (Ленинград, 1964), Приключение Игната — русского солдата (либр, собств. и Ю. Погорельского, Иваново, 1974); мюзикл Не родись красивой (Ленинград, радио, 1976); хореографич. миниатюры — Встреча, Конькобежцы, Малявинские бабы (Ленинград, 1958); для чтеца, солистов, хора и орк. — Размышления о войне и мире (сл. М. Дудина, 1969); для солистов, хора и орк. — оратория Октябрьскийветер (сл. В. Маяковского, 1967); для симф. орк. — балетная сюита Мойдодыр (1957), поэма Страна Гайдария(1971); для флейты и симф. орк. — Концерт (1974); для орк. рус. нар. инстр. — симфония Красный Петроград(1967), сюита Русские кружева (1971); для домры и орк. рус. инстр. — Концерт (1962); для баяна и орк. рус. нар. инстр. — Концерт (1966); ф-п. квинтет (1957); для голоса и ф-п. — циклы на сл. С. Есенина (1956), Л. Мартынова (1961), песня Россияночка (сл. А. Ольгина, 1966); для хора — Русские фрески (1-я тетр, сл. А. Вознесенского, В. Крутецкого, В. Кострова, Л. Мартынова, В. Цыбина, 1965; 2-я тетр. сл. Д. Кедрина, В. Луговского, А. Вознесенского, С. Макарова, Р. Стратиевской, 1975), Оды Революции (сл. Э. Багрицкого, В. Луговского, А. Прокофьева, 1967), Потешки (дет., сл. М. Садовского, 1975); музыка к спектаклям.

Творчество В. Годовской, М. Матвеева, Н. Пейко, Н. Шахматова

Вера Николаевна Городовская родилась 20 января 1919 года в г. Ростов Великий Ярославской области. Отец, Смирнов Николай Леонидович, служил регентом Ростовского Собора, мать, Смирнова Наталья Павловна, работала по дому.

Вера Николаевна с 1926 года училась в Ростовской музыкальной школе, с 1934 года — в Ярославском музыкальном техникуме по классу фортепиано (педагог А. Львова). С 1938 года училась в Московской консерватории по классу фортепиано (педагог профессор С. Е. Файнберг).

Место работы: работала в Ярославском симфоническом оркестре, в оркестре русских народных инструментов. Солистка Государственного оркестра русских народных инструментов им. Н. П. Осипова. Играла на клавишных гуслях, щипковых гуслях.

Написала книгу «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях» (М., 1999).

Семья: супруг, Видякин Сергей Александрович. исполнитель на домре в Академическом оркестре народных инструментов России им. Н. П. Осипова.

Жила в Москве на Ленинградском шоссе. Похоронена на Головинском кладбище[1].

Сочинения и обработки для оркестра: «Выйду на улицу», «Камушка», «Кубанская рапсодия», «Москва моя», «Молодёжная увертюра», «Памяти Есенина», «На улице дождик», «Не слышно шума городского», «Русская тройка», «Плескач», «Русская зима», «Русский вальс», «Ромалеска», «Степь да степь кругом», увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л. А. Руслановой, Т. Хренникова, «Хоровод», «Частушки», «Черемшина».

Сочинения для дуэта гуслей: «Березка», «Воспоминания об Андрееве», «Лесная сказка», «Липа вековая», «Старинный вальс», «Не брани меня, родная», «По небу по синему», «По улице мостовой», «Тонкая рябина», «То не ветер ветку клонит», «Уральская рябинушка», «Осенний сон», Переложения пьес русских и зарубежных композиторов.

Пьесы для гуслей, концерты: Волжская фантазия, «Ивушка», Концерт в 3-х частях, «Ходила младешенька».

Аранжировки, обработки, пьесы для балалайки: «Выйду на улицу», «Выйду ль я на реченьку», «Калинка», «Красная лента», «Однозвучно гремит колокольчик», «Позарастали стежки-дорожки», «Под окном черемуха колышется», «Посею лебеду», «Русский перепляс», «Уж ты сад», «Русские напевы». Для домры: «Веселая домра», «Кукушка», «Концертное рондо», «Маленький вальс», «Не корите меня, не браните», «Памяти Есенина», Парафраз на два старинных романса, «Размышление», «Северные напевы», «Скоморошина», «Темно-вишневая шаль», «Чернобровый, черноокий».

Фантазия на русские песни.

Михаил Матвеев

род. 2 июня 1912 в с. Меленец Новоград-Волынского у. Волынской губ. Композитор. В 1941 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции М. Ф. Гнесина. В 1928—1930 муз. оформитель и пианист эстр. т-ра СевастопольскогоДома флота. В 1942 директор Ленингр. отд. изд-ва Музгиз. В 1942—1943 зав. муз. сектором Ленингр. отд. изд-ва "Искусство". В 1948 нач. муз. отд. Ленингр. радио. В 1944 отв. секретарь Ленингр. организации Союзакомпозиторов. В 1962—1964 зам. директора по творческой части Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова. В1968—1970 зам. пред. правления Ленингр. организации Союза композиторов РСФСР.

Соч.: балеты — День чудес (совм. с О. Евлаховым, Ленинград, 1946), Волынщик из Стракониц (Чешскаялегенда, Ленинград, 1969); муз. комедия Рядом с тобой (Правая рука, совм.с Б. Александровым, Ленинград, 1949); для симф. оpк. — Лирическая поэма (1938), Праздничная увертюра(1945), сюиты из балетов "День чудес" (1946), "Чешская легенда" (1961), Вторая балетная сюита (1968); для ф-п. и симф. оpк. — Концерт (1941); для солистов, хора и орк. нар. инстр. — Семь рус. песен Вологодской обл. (сл. нар., 1948); для орк. нар. инстр. — Маленькое скерцо (1939), Четыре рус. песни (1939), сюиты: на темырус. свадебных песен (1950), Сельские просторы (1971), Русские миниатюры (1975); для 2 гуслей и орк. нар. инстр. — Концерт (1976); для струн. квартета — Два скерцо (1937); для гобоя и ф-п. — Четыре пьесы (1968); для трубы и ф-п. — Танец (1961); для ф-п. в 4 руки — Разноцветные камешки, 36 пьес (3 тетради, 1969, 1971, 1977); для арфы — Четыре прелюдии (1939); для домры соло — Фантазия на темы двух рус. песен (1974); дляголоса и ф-п. — романсы, в т. ч. циклы на сл. A. Пушкина (1937), Ф. Тютчева (1946), 12 вок. пьес на темы рус. нар. песен (сл. нар., 1946), Родные края (сл. П. Комарова, 1954), Баллады (сл. нар., 1964); для солистов, хораи ф-п. — сюита Русская свадьба (сл. нар., 1949); хоры, в т. ч. цикл Живые картинки (дет., сл. B. Инбер, С. Щипачева, А. Коваленкова, М. Левашова, 1948); для эстр. орк. — пьесы, в т. ч. Фантазия (1950); песни на сл. С. Бытового, Л. Васильевой, И. Винниченко, Н. Глейзарова, Н. Добржанской, М. Дудина, В. Инбер, Б. Кежуна, М. Максимова, С. Михалкова, М. Наринского, А. Решетова, Вс. Рождественского, Е. Руженцева, В. Саянова, К. Симонова, А. Чуркина и др.; музыка к драм. спектаклям и фильмам; обр. нар. песен и танцев; инструментовкаоперы И. Дзержинского "Григорий Мелехов" ("Тихий Дон", Ленинград, 1967), балет А. Адана "Корсар" (Ленинград, 1972).

 

 

Н. Пейко - Стиль Пейко связан с традициями русской и западной симфонической музыки, в том числе — сочинениями Н. Я. Мясковского. В поздний период творчества экспериментировал с двенадцатитоновой техникой, оставаясь приверженцем традиционного ладо-тонального мышления. Произведения композитора отличаются яркой и изысканной оркестровкой и поэтической глубиной. Цикл симфоний Пейко принадлежит к числу наиболее значимых в европейской симфонической культуре XX века[источник не указан 984 дня].
Композитор обладал редким аналитическим даром, что способствовало написанию ряда блестящих критических статей и эссе, в том числе о 27-й симфонии Мясковского, инструментальных миниатюрах О. Мессиана, В. Лютославского и других. Большое влияние на творческое мышление композитора оказало его серьёзное (в продолжение всей жизни) увлечение шахматами.Оперы

· «Айхылу» (1943, 1953 (2-я ред.))

· «Дней давних бой» (1981)

· «Ночь царя Ивана» (1982)

Балеты

· «Весенние ветры» (1950, в соавт. с З. Хабибуллиным)

· «Жанна д’Арк» (1953—1955)

· «Берёзовая роща» (1964)

· «Абакаяда» (1983)

Оратории

· «Ночь царя Ивана» (1967, переработана в оперу)

Оркестровые сочинения

· Девять симфоний (1945, 1946, 1957, 1965, 1968, 1972, 1980 (для оркестра народных инструментов), 1986, 1992)

· Симфониетта (1940)

· Концерт-симфония (1947)

· Концерт для фортепиано с оркестром (1943—1947)

· Симфоническая сюита «Из русской старины» (1948)

· «Молдавская сюита» (1949—1950)

· Семь пьес на темы народов СССР (1950)

· Две концертные фантазии для скрипки с оркестром (1953, 1964)

· Симфоническая баллада (1956)

· «Из якутских легенд» (1940—1957)

· Концерт-симфония (1974)

· Концерт для гобоя и камерного оркестра (1983)

· «12 афоризмов и постлюдия» (1993)

 

Н. Шахматов - Родился 9 августа 1925 года в селе Кинель-Черкассы Куйбышевской (ныне Самарской) области.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.07.1985).

В 1943 году поступает в музыкальное училище г. Куйбышева сначала на хоровое, а затем на музыкально-теоретическое отделение. В эти трудные годы приходилось не только учиться, но и работать. Шахматов руководил оркестром народных инструментов, сочинял для своего состава пьесы, делал переложения, писал обработки народных мелодий. Освоил игру на скрипичном контрабасе, работал в симфоническом оркестре оперного театра.
За творческие достижения в 1946 году он получает направление на учебу в Ленинградскую консерваторию, где поступает на композиторское отделение в класс профессора Михаила Ивановича Чулаки. В 1948 году, в связи с переездом М. И. Чулаки в Москву Н. Шахматова переводят в класс к Оресту Александровичу Евлахову (ученику Д. Д. Шостаковича).
Композитор вспоминает эти годы: "Заниматься было нелегко. Пришлось поступить на работу преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, совмещая большую педагогическую нагрузку с интенсивной консерваторской учебой. Но эти трудности с лихвой окупались одной мыслью: я в Ленинграде, городе, где каждый дом, каждая улица - сама история, а я учусь в учебном заведении, ставшем гордостью национальной и мировой культуры - в ленинградской консерватории". В годы учебы Николай получал именную стипендию имени П. И. Чайковского.
В декабре 1950 года, еще будучи студентом консерватории, по ходатайству председателя Ленинградского отделения Союза композиторов СССР, В. П. Соловьева-Седого был рекомендован и принят в члены Союза. Для поступления был представлен внушительный список сочинений, созданных за годы консерваторской учебы. Это одноактная опера по поэме А. Пушкина "Цыганы", "Кантата о Волге" для баса и симфонического оркестра на слова А. Чепурова, Фортепианный квинтет, Адажио для скрипки и органа, пьесы для виолончели, фортепиано, романсы.
На протяжении 50-60-х годов, наряду с активной композиторской, деятельностью Н. Шахматов работает в художественной самодеятельности: руководит ансамблем ленинградского Дворца пионеров и школьников им. А. А. Жданова, ансамблем русской песни обкома текстильной промышленности, ведет семинар самодеятельных композиторов при фабрике "Скороход".
После окончания в 1951 году консерватории его оставляют в Ленинграде, где Николай Шахматов полностью посвящает себя творческой работе. Выезжает в творческие командировки с шефскими концертами на Куйбышевскую и Братскую ГЭС, Алтайский край, в Абакан, Тайшет и Самотлор. Впечатления от этих поездок послужили импульсом к созданию нескольких кантат: "Ленинские зори" на стихи Б. Кежуна, "Покорители Ангары" на сл. И. Авраменко, "Волжский сказ о Ленине" на сл. А. Чуркина, сюиты для симфонического оркестра "Родные просторы и "Ветер Октября".
Большой успех пришел к композитору в 1957 году. Его "Эпическая поэма" для симфонического оркестра на Всесоюзном конкурсе произведений советских композиторов была удостоена премии и специального диплома.
Немалую известность приобретают также песни Шахматова: "Ленинградская молодежная" на сл. А. Чепурова, "Сибирский паренек" и "Хороша ты, сибирская ноченька" на сл. Н. Глейзарова, "В алтайской степи" на сл. М. Юдалевича и др.
Доступностью и точностью образной драматургии, яркостью национального колорита отличаются такие произведения Н. Шахматова для оркестра народных инструментов как "Русская фантазия", сюиты "По пушкинским местам" и "Псковские зарисовки", увертюра "На празднике", обработки народных мелодий.
Первая крупная работа автора в народно-оркестровом жанре - "Родные просторы", переименованная затем в "Русскую фантазию", которая была впервые исполнена в ноябре 1954 года оркестром народных инструментов им. В. Андреева (дирижер А. Я. Александров).
В 1963 году композитор побывал в творческой поездке на псковской земле. Под непосредственным впечатлением от красивейшей природы Псковщины, встреч с псковичами, от посещения памятников старины, у композитора рождается замысел крупного цикла - четырехчастной сюиты "Псковские зарисовки". Написанная в августе 1963 года, сюита два месяца спустя с большим успехом была сыграна оркестром имени В. В. Андреева (дирижер Георгий Анатольевич Дониях).
Обработки русских современных и народных песен "Под окном черемуха колышется", "Час да по часу", "Кольцо души девицы", "Коробейники", "Ах, береза", "Вологодские кружевницы", "Я на Волге, на широком плоту", "Как ходил, гулял Ванюша".
В 1977 году появляется сюита "По пушкинским местам", написанная под впечатлением от посещения села Михайловского.
В 1961 году по приглашению дирижера оркестра им. В. В. Андреева Николая Модестовича Селицкого Н. Шахматов пришел на кафедру оркестрового дирижирования Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской. С этого времени начинается его педагогическая карьера, вобравшая в себя путь от ассистента до профессора.
45 лет педагогического труда нашли свое отражение в подготовленных Н. Шахматовым учебных пособиях и учебниках. Н. Шахматов автор учебника "Инструментовка для оркестра русских народных инструментов" (1985), учебного пособия "Анализ оркестровой партитуры" (1967), учебно-методических рекомендаций по инструментовке. В 1995 году им была защищена диссертация по проблемам совершенствования музыкально-творческой подготовки руководителей народных оркестров и ансамблей в вузах культуры.

Профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств, Заслуженный деятель искусств РФ В.И. Акулович.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 614; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!