Н. Фомин, Усовершенствование инструментов упорядочение партитуры для оркестра р. Нар. Инструментов



В. насонов автор самоучителей и руководства для народных инструментов

Талантливым деятелем Андреевского оркестра был Владимир Трифонович Насонов, автор руководств игры на народных музыкальных инструментах, сборников, переложений и обработок русских и украинских песен для оркестра народных инструментов, прекрасный педагог.

До 1888 г. Насонов был флейтистом в оркестре Александрийского театра, а с указанного года вошел в состав исполнителей (он играл на балалайке-альте, брелке, свирели) и педагогов созданного В.В. Андреевым кружка. Вместе с этим оркестром он участвовал в некоторых заграничных гастролях. Для великорусского оркестра Насонов написал множество обработок и переложений, Владимир Трифомович являлся ближайшим помощником Андреева по организации оркестров народных инструментов в войсках гвардии и в военно-учебных заведениях, был бессменным преподавателем также и великорусском оркестре вплоть до своей смерти.

Между 1897-м и 1905 гг. Насонов выпустил серию самоучителей для начального обучения игре на балалайке и сборников пьес для оркестра народных инструментов главным образом по цифровой системе, методическая разработка которой применительно к особенностям русских народных инструментов принадлежит ему же.

Начиная с "Практического руководства самообучению игры на балалайке" (1905 г.) Насонов создает серию подобных школ-самоучителей в для других народных инструментов: "Полная школа-самоучитель для домры", "Школа для неаполитанской мандолины". Эти самоучители уса строились на основе ионной системы обучения, хотя вторые редакция выпускались одновременно по цифровой системе, но теперь Насонов в предисловиях уже не пропагандировал цифровую систему, указывая на ее ограниченность и применимость лишь в начальных этапах обучения, особенностью насоновских самоучителей является не только то, что автор преследовал цели практического обучения, но и широкая пропаганда народных инструментов, С этой целью каждое руководство открывалось вступительной статьей, в которой излагалась история данного инструмента, указывалось его место и значение в развитии музыкального инструментария народов всего мира, материал для построения подобных глав заимствовался из работ Н.И. Привалова.

Серию школ игры на народных инструментах В.Т. Насонов завершил в 1913 г. большой работой в двух частях - "Руководство к организации народных оркестров".

Большая часть обработок и переложений Насонова для одной балалайки, дуэта балалаек, балалайки с фортепиано, малого и большого состава великорусского оркестра, однородного хора с сопровождением фисгармонии или фортепиано и оркестра балалаек изданы отдельными сборниками.

Они распадаются на три группы:

1) Концертные пьесы для большого состава великорусского оркестра - переложения произведений русской классики, иностранной оперной литературы, виртуозные фантазии-попурри на оперные темы, фантазии и вариации на темы русских народных песен.

Вот несколько названий аранжированной Насоновым литературы для большого состава великорусского оркестра, на темь русских народных песен: "винный мой колодезь", "Уж вы, святки, святочки", "Как под грушицей", «Спиря-спиридон», «Снится мне, младешенькой», "Посеяли девки лен"; из классики - фантазии на темы опер "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") и "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, его же "Камаринская", увертюра к опере "Алессандро Страделла", фантазия на мотивы оперетты Лекока "Жирофле-Жирофля".

2) Обработки русских и украинских песен для двух балалаек, малого состава оркестра - учебного характера.

Таковы аранжированный для малого состава «Сборник пьес, исполняемых великорусским оркестром В.В. Андреева», я трех выпусках, я также четыре тетради русских народных песен с обязательными вариациями на тему одной из песен в конце каждой тетради - под общим названием "Семейные вечера".

Ряд работ написан Насоновым совместно с В.В. Андреевым, А.А. Ресиным и Федоровым.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!