Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 15 страница



Б

Охарактеризуйте специфику жанра стихотворения в позе.

 

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Портрет

(1803-1873)

Обстоятельства жизни русского поэта Тютчева во многом определили характер его поэзии, в которой соединились чувство родной природы, культура времени, тема самобытности России, философская проблематика чувства и разума человека. Детство поэта прошло в родовом имении Тютчевых, в селе Овстуг Орловской губернии, и впечатления первых лет жизни, которые оказывают главное влияние на личность и натуру человека, ярко отразились в его пейзажной лирике. Почти во всех его стихотворениях мы чувствуем природную жизнь, проходившую некогда перед юным Тютчевым: «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в светлости осенних вечеров» и других. Получая свое образование в годы молодости в Москве, Тютчев близко познакомился с культурой этого необычайно насыщенного, духовного времени в России. Домашним учителем Тютчева был С.Е.Раич, впоследствии преподаватель Московского пансиона и известного поэта-переводчика, оказавший влияние на своего ученика и способствовавший его любви к поэзии античной поэзии.

В 1819-1821 гг. Тютчев учится в Московском университете на отделении словесных наук. Эти годы были важны для культурного развития Тютчева, он начал активно сочинять и переводить современных поэтов-романтиков, из товарищей ближе всего сошелся с будущим писателем и профессором историком Московского университета М.П.Погодиным, с которым вместе много говорили о только что появившейся поэме Пушкина «Руслан и Людмила» (1820). В 1821 г. Тютчев окончил отделение словесности университета и получил звание кандидата, к этому времени он уже приобрел некоторую известность как поэт. Через год Тютчев был принят в русскую дипломатическую миссию и отбыл в Мюнхен для прохождения службы после чего провел в Германии и Италии 22 года, временам возвращаясь в Россию и посещая другие страны. Таким образом, все периоды большей части жизни Тютчева отразились в его поэзии, впитавшей сложность личности поэта.

Своеобразие лирики Тютчева выразилось, прежде всего, в том, что в его пейзажной лирике совмещаются два плана: с одной стороны, поэт блестяще изображает природные явления, как, например, весеннюю грозу, с другой – художественное изображение сопровождается философскими идеями о торжестве природного начала в мире, поэтому Тютчев заканчивает стихотворение «Весенняя гроза» образами античной мифологии, для которой было естественно обожествление природы. Особое место в лирике Тютчева занимает тема России, которая осознается им глубоко, поскольку, живя заграницей, поэт имел возможность видеть свою родину с разных сторон. Опыт заграничной жизни в качестве дипломата много дал Тютчеву для понимания нужд России в свете упрочения ее положения в Европе и приложения усилий по созданию ее положительного образа. Уникальная сущность России и любовь к ней высказались Тютчевым в знаменитом четверостишии (1866), вобравшим в себя всю суть вековых споров о ее месте и роли в мире:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

После возвращения в Россию Тютчев продолжил государственную службу цензором и находился на ней до конца жизни. Помимо дипломатической и государственной службы на характер лирики Тютчева оказали воздействие и события жизни поэта, как драматические, так и счастливые. Более всего они отразились в любовной лирике Тютчева, пережившего сильнейшие чувства и утраты, и в теме личности человека в обществе. В стихотворных шедеврах «Silentium» (1830) и «О, как убийственно мы любим…» (1851) глубинные противоречия любви и жизни запечатлены с наивысшей выразительностью и поэтической силой.

Б

1. Расскажите, какие обстоятельства жизни Тютчева нашли отражение в его творчестве.

2. В чем проявляется особенность пейзажной лирики Тютчева?

3. Как воплощается тема России в поэтическом творчестве Тютчева?

—–

А

Прочитайте стихотворение? К какой разновидности лирики его можно отнести? Почему?

* * *

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он —

И вот ушел за небосклон.

 

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

1835 год

Б

1. Приводя примеры из текста стихотворения, покажите, какие романтические традиции нашли в нём воплощение и в чём Тютчев отступил от этих традиций. Сделайте вывод из ваших наблюдений.

2. Как меняется настроение стихотворения? Как художественно выражено это изменение? Почему, несмотря на эмоциональное движение, обе строфы стихотворения заканчиваются одинаково – восклицательными предложениями?

3. Выделите в стихотворении глаголы. Определите их роль в тексте.

4. Укажите примеры архаической лексики и грамматики в тексте стихотворения. С какой целью использует этот прием автор?

5. Кто главный герой стихотворения? Обоснуйте свою точку зрения. 

6. Сформулируйте главную философскую идею стихотворения? Как она воплощена художественно?

—–

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле природного существа и плене человеческого существования. Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы – орла – и человека-узника. В стихотворении Пушкина «Узник» (1822) лирический герой обретает полную свободу, душой сливаясь со стихией ветра, образы человека и орла в нём неразличимы. В стихотворении А.Д.Илличевского, лицейского товарища Пушкина, «Орёл и человек» (1827) поэтический вывод иной: «орёл под своды неба вьется», а человек «пресмыкается в пыли».

Почему столь по-разному решается поэтическая тема вольной птицы и человеческой участи? Разумеется, это зависит, прежде всего, от мироощущения и настроения поэта, однако важен также и философский взгляд, определяющий мысль художника. Ведь самый главный вопрос нашей жизни – это вопрос нашей внутренней свободы, от которой зависит все наше существование: любовь, труд, творчество, любовь, дружба. Природа разных поэтических решений этой темы едина – для человека стремление к свободе естественно и неуклонно, независимо от того, торжествует ли его душа в полете к ней или тоскует в неспособности оторваться от душной повседневности и ее плена.

В своём стихотворении Тютчев уходит от романтической трактовки темы: во-первых, традиционный образ орла сменяется образом коршуна, с которым в фольклоре связаны зловещие интонации и мотивы. Во-вторых, у Тютчева звучит не столько жалоба на то, что человека удерживает паутина земной жизни, и он не может вырваться из неё из-за своих слабостей, сколько претензия к природе, не давшей ему мощи и силы, которая могла бы преодолеть притяжение земли. Стихотворение Тютчева представляет собой протест против унизительного положения человека в мире. Последняя строка: «Я, царь земли, прирос к земле!..» - оксюморон. Вероятно, именно на немощность «царя земли» обратил внимание при чтении стихотворения Лев Николаевич Толстой, подчеркнув эту строку.

Стихотворение развивается в такой последовательности: первая строфа живописует яркую динамичную картину жизни. Воплощение природной силы дано в образе хищной птицы, царящей в полёте – Тютчев предает движение и власть коршуна над стихией нарастающими по интенсивности действия глаголами: «поднялся – взвился – вьется – ушёл за небосклон». Современному читателю, вероятно, придёт в голову ассоциация с мощным вертолётом. Затем следует рассуждение, основанное на сравнении мощных, живых крыльев коршуна – подарка матери-природы с жалкой участью обделённого, слабого человека. Заканчивается стихотворение страстной фразой, содержащей и сарказм, и протест.

Б

1. Какие идеи воплощали образы орла и коршуна в романтической лирике и фольклоре?

2. Сравните образ орла в стихотворении Пушкина «Узник» и образ коршуна в стихотворении Тютчева.

 

——

А

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

 На отдыхающее поле...

1857 год

Б

1. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием? С какой целью используется в стихотворении?

2. Выделите эпитеты и метафоры в стихотворении. Определите их роль

3. В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием? С какой целью использован Тютчевым.

4. Каково ведущее настроение стихотворения? Можно ли данное стихотворение отнести к жанру элегии? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Каков лирический герой стихотворения? Дайте развернутый ответ на вопрос, опираясь на текст.

6. Определите стихотворный размер и охарактеризуйте ритм стихотворения. Раскройте связь ритмического рисунка с пафосом стихотворения.

7.  Укажите строфу, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Объясните значения этого художественного приема.

 

–—

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» написано 22 августа 1857 г. Точная датировка стихотворения представляет интерес, потому что этот факт приоткрывает для нас тайну поэзии Тютчева: самые первые изменения в природе немедленно находят отклик в чуткой душе поэта и обретают жизнь и бессмертие в слове. Всякое движение природной жизни мгновенно, и поэтому его отражение в поэзии драгоценно, что подтверждается выражением «короткая, но дивная пора». Тютчев создает поэтический текст как живописец, подбирающий основной цветовой фон картины, свет и тени, положение образов и ее атмосферу. Поэтому поэт, описывая картину последних августовских дней, главное внимание уделяет выбору точных эпитетов: день как бы «хрустальный», вечера – «лучезарны».

Вторая строфа вводит в мир стихотворения мотив деятельности человека в природе. Первые две строки:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде… -

показывают разные природные пространства- заполненное активным присутствием человека и освобожденный простор, однако без человека природа уже не мыслится. «Паутины тонкий волос» сохраняется на оставленном поле благодаря тому, что борозды, проведенные на нем человеком, - «праздные». Способность поэта увидеть значительное в микроскопической детали является и достижением поэзии 29-нр в., и признаком большого поэтического дара.

Художественный мир третьей строфы расширяет и обобщает картины первых двух. Выражения «пустеет воздух» и «птиц не слышно» - выводят описание «первоначальной осени» за пределы непосредственного наблюдения, это уже другие характеристики, говорящие, как изменилась природа, в нем исчезло пение птиц, ушла насыщенность жизни. И эти печальные перемены поэт смягчает, поместив свою зарисовку в объем большого времени, вводя мысль о неизбежной сменяемости состояний природы, а значит и том, что «зимние бури» тоже пройдут. Поэтому последние строки:

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… -

призваны выполнять двойную поэтическую функцию. Конечно, они умиротворяют душу, насыщая наше зрение и чувство благодатью покоя засыпающей природы, и они же служат философским итогом стихотворения, собирая мотивы жизни природы и жизни человека в общую картину вечера самой жизни. Тютчев поставил в конце стихотворения многоточие, которое передает и грусть, и надежду на обновление.

Синтаксический строй стихотворения четко соотносится с развитием поэтической мысли автора. Первая строфа имеет исключительно описательное назначение, поэтому она организуется выражениями «есть в осени» (наличие, присутствие), «весь день» (характеристика), «и лучезарны» (развитие характеристики»). Вторая строфа выражает сожаление и вызывает невеселые мысли, оформляют ее настроение картина прошлого «где бодрый серп...» и следующие за ней окрашенные печалью частицы – «теперь уж» и «лишь». Поскольку третья строфа выполняет функцию заключительной мысли, обобщения, то и устроена соответственно своему назначению: открывается она унылым настроением («пустеет воздух…»), однако тут же следует возражение («но далеко еще»), а завершают ее симфонические аккорды утверждения жизни («и льется…»). Стихотворный размер стихотворения способствует выразительной передаче авторской интонации и настроения, его ритм как бы колеблется, подобно тому как мы говорим в волнении или задумчивости, в строках четырех-, пяти- и шестистопного ямба. Благодаря своим строевым и ритмическим особенностям стихотворение очень хорошо поддается музыкальному переложению и выразительному чтению – декламации.

Д

Согласны ли вы с высказыванием исследователя: Тютчев «(…) свято верует в одушевленность природы, которая не умирает, и в свое конечное слияние с ней.»? Рассуждая, опирайтесь на текст стихотворения.

 

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

Портрет

(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет как поэт сформировался уже в  послепушкинскую пору. В его поэзии обнаруживается влияние предшественников и современников, прежде всего, Жуковского, Пушкина и Тютчева. В русской поэзии Фет занял особое место благодаря своеобразию своей творческой манеры. Прежде всего, Фет - истинный лирик, почти все его стихотворения посвящены изображению природы, любви, или же это философские поэтические зарисовки. В творчестве Жуковского Фету оказалось близко чувство меняющейся жизни, подвижность внутреннего мира человека, природы. Поэзия Пушкина отразилась у Фета полнотой и выразительностью художественного слова, точностью изображения, психологической убедительностью и конкретностью в передаче чувства. Отношение Фета к поэзии Тютчева, своего старшего современника, сложнее, поскольку эволюция поэта-философа происходила на глазах Фета. Однако он неизменно был поклонником поэзии Тютчева, особенно его привлекала поэзия и философия природы.

На судьбу Фета и во многом на лирические интонации его поэзии сильнейшее влияние оказали обстоятельства его рождения: он появился на свет в имении отца Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Его отцом был русский дворянин Афанасий Иванович Шеншин, матерью - немка Каролина Шарлотта Фет. Мальчик родился за год до свадьбы родителей и по закону был лишен дворянского звания, фамилии отца и даже российского гражданства. Мечтой жизни Фета поэтому стало вернуть свои права, что ему удалось лишь в 1873 г. Получалось, что более всего любивший деревенскую русскую жизнь, ее природу и красоту, Фет имел призрачное положение иностранца, а не потомственного русского дворянина-помещика. Вероятно, поэтому в поэзии Фета с такой щемящей нежностью и проникновенностью высказывается любовь к родному краю, русскому человеку, русской душе.

Фет получил образование сначала в частном пансионе в Эстонии, затем в Московском университете на отделении словесных наук философского факультета. После окончания университета в 1844 г. Фет вскоре поступил на военную службу, чтобы выслужить российское гражданство и дворянство. Известность к Фету как поэту приходит в 1840-е гг. О его поэзии хорошо отозвался Гоголь, отметив в нём несомненный талант. Хотя первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840-ом г., подлинное признание пришло через 10 лет с публикацией второго лирического сборника и началом сотрудничества Фета в журнале Н.А.Некрасова «Современник». Талант Фета оценили писатели и поэты всех направлений, почти все литературные критики, что свидетельствует о бесспорных достоинствах его поэзии.

В 1858 г. Фет вышел в отставку, поначалу поселившись в Москве, а затем в 1860 г. приобрёл в Орловской губернии землю и зажил жизнью помещика. В это время он был уже известным поэтом, которого ценили И.А.Гончаров, Некрасов, Тургенев и другие художники слова. Всего поэт издал 7 сборников своих стихотворений, много переводил античную поэзию и осуществил полный перевод «Фауста» Гёте.

В своей личной жизни Фет достиг своей мечты: в 1873 г. он был восстановлен в правах дворянства и ему был возвращена фамилия Шеншин. Уже будучи дворянином Шеншиным, поэт даже добился звания камергера, чиновника 4 класса в чине генерал-майора. Но для всей России он остался уникальным русским поэтом – Афанасием Афанасьевичем Фетом.

Рассмотрим три стихотворения Фета, представляющие его лирическое творчество с трех сторон, - любовную лирику, пейзажную и философскую.

Б

1. Объясните, почему Фет назван истинным лириком?

2. Как необычные обстоятельства рождения Фета отразились на его творчестве?

––

А

Прочитайте стихотворение. Что в тексте стихотворения показалось вам необычным? Какие содержательные и художественные особенности не встречалось в уже известных вам лирических произведениях?

* * *

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты её, не буди...

На заре она сладко так спит!

<1842 год>

Б

1. Пронаблюдайте за повторами, встречающимися в тексте, и объясните их роль.

2. Выделите в тексте глаголы. Объясните, почему поэт использует многочисленные глаголы, хотя изображает спящую, неподвижную героиню.

3. Какова роль звукописи в стихотворении? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст стихотворения.

4. Можно ли выделить в стихотворении проблему? Обоснуйте свою точку зрения.

—–

Стихотворение «На заре ты ее не буди» часто воспринимается не столько как поэтический текст, сколько как песенное музыкальное произведение, потому что его строки словно текут и переливаются друг в друга. Эта его особенность была сразу замечена композиторами, и вскоре Алексеем Егоровичем Варламовым был написан романс на текст стихотворения. Что же делает стихотворение таким выразительным и певучим?

Конечно, Фету удается поэтически создать лирическую историю влюбленной девушки, передать чувство, которое так хорошо знакомо каждому. Лирическая ситуация чрезвычайно проста: влюбленная девушка спит сладким сном поутру, она спит крепко, потому что почти всю ночь провела у окна, думая о своем чувстве и мечтая. Между тем в стихотворении два плана, мы поймем какие, если ответим на вопрос, почему в нём звучит фраза: «На заре ты её не буди». Очевидный, первый план стихотворения рассказывает о влюблённой девушке, просидевшей всю ночь перед окном, и тогда эта фраза означает – «не надо её тревожить». Второй план скрывает глубокую мысль и человечную заботу – «девушка погружена в сладкий сон любви, дайте ей насладиться этой чудесной иллюзией, пока суровая жизнь его не прервёт».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!