Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 13 страница



«Мёртвые души» нередко сопоставляют с эпическими по своему характеру поэмами Гомера, Вергилия и Данте. Однако поэма Гоголя создавалась уже во время существования зрелых национальных литератур, её содержание составляет изображение национальной жизни, и поэтому она представляет собой национальную поэму. Об этом удачно выразился Белинский: «Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и “подлеца чубарого” включительно, — в Петрушке, носившем с собою свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул».

Вместе с тем «Мёртвые души» имеют и жанровую основу романа, так как в них описываются похождения плута, мошенника – обычный сюжет популярного в европейской литературе жанра плутовского романа. Намечавшийся в поэме любовный сюжет между Чичиковым и губернаторской дочкой не получил развития. Как и в «Ревизоре», где Гоголь также решил не включать в пьесу любовный конфликт, в «Мёртвых душах» это решение имеет идейное объяснение, ведь Чичиков, деятельность которого построена на обмане и «не стоит выеденного яйца», не заслуживает любви. Поэма содержит и признаки нравоописательной повести, в которой благодаря сюжету, основанному на путешествии героя, перед нами проходит галерея лиц и характеров.

Б

1. Что означают слова Гоголя: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»?

2. Какие особенности «Мёртвых душ» определяют жанр этого произведения как поэму?

3. Признаки каких ещё жанров присутствуют в поэме? Дайте развёрнутый (письменный или устный) ответ на вопрос.

 

Идея поэмы

Зачем Чичиков скупает мёртвые души? Этот вопрос нередко  появляется у читателей, и не только потому, что они не очень внимательно прочитали произведение, но в связи с не полной ясностью смысла чичиковской аферы. Дело в том, что по законам российской империи 1830-х – 1840х гг., умершие крепостные крестьяне до следующей ревизии формально считались живыми, поэтому могли быть предметом торговых операций их владельцев. Таким образом, скупив большое количество таких крестьян, Чичиков мог считаться богатым помещиком, что принесло бы ему вес в обществе. Однако это не главная цель афериста Чичикова. У него было две возможности реализации своего фиктивного капитала. Узнав о законодательном упущении в отношении мёртвых душ, Чичиков воскликнул про себя: «Эх я Аким-простота – ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока ещё не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, а, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу, вот уж двести тысяч капиталу». Чичиков знает, что для подобной операции нужно быть также владельцем земли, помещиком и намерен использовать другую возможность обогащения: «Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй».

Итак, Чичиков собирается использовать государственные упущения и извлечь свою выгоду. Следует отметить, что подобные случаи происходили и в реальности. Об одном из них Пушкин и рассказал Гоголю, чтобы тот использовал его в качестве сюжета  художественного произведения. Гоголь воспользовался советом Пушкина, создав гениальную поэму о России, сюжетным зерном которой стал рассказанный поэтом эпизод из жизни. Какова же мысль поэмы, что преступно в чичиковской афере?

Во-первых, Чичиков наносит государствуэкономический ущерб, обманным путём собираясь получить земли и деньги. Ведь на деле Чичиков не заселит эти земли, и государство отдаст их не только бесплатно, но и впустую. Не менее значителен моральный ущерб от этой аферы, поскольку Чичиков, покупая у помещиков умерших крестьян, вовлекает их в своё преступление. В первом томе поэмы показаны пять визитов Чичикова к помещикам, и каждый их них открывает новую грань в том, как эта преступная сделка воздействует на людей. Манилов дарит своих крестьян Чичикову по наивности, происходящей от отсутствия характера и бессмысленного «прекраснодушия». Через этот образ Гоголь предупреждает об опасности беспечности и умственной лени. Коробочка продаёт мёртвые души, подчиняясь давлению Чичикова. Он в этом случае выступил в роли искусителя, смутив старую помещицу до такой степени, что она, никогда никуда не ездившая, оставила своё поместье и отправилась в город узнавать, почём нынче мёртвые души. Разговором о мёртвых душах Чичиков довёл шулера и мота Ноздрева до неистовства,  и дело едва не дошло до рукоприкладства. Предложение продать мёртвые души, сделанное Собакевичу, вызвало немедленный отклик. При этом помещик обнаружил присущие ему цинизм и жадность. Помещик Плюшкин же искренне радуется выпавшей «удаче» сбыть ради копеечной выгоды множество умерших и беглых крестьян.

Читатель, быть может, не сразу задумывается, но потом всё яснее понимает скрытый ущерб преступного предприятия Чичикова. Следует выделить  два типа этого ущерба: национальный и нравственный. Завладев формально умершими людьми, Чичиков вместе с их именами перемещает и память о них, то есть они более не принадлежат к месту, где жили и умерли. Чичиков словно «вымывает» плодородный слой почвы – крестьян; «грунт» нации исчезают в никуда. Такова глубочайшая смысловая метафора, стоящая за этой историей. И, наконец, сделав умерших предметом купли-продажи, Чичиков вторгается в покой их душ, распространяя свою алчность и на загробный мир. Эта нравственно-религиозная идея была особенно близка Гоголю, и она пронизывает все его творчество.

Б

1. Объясните суть аферы Чичикова.

2. Почему замысел Чичикова преступен?

3. В чём заключается главная нравственно-религиозная идея поэма?

 

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

Мы помним, что Гоголь намеревался поначалу показать Россию «хотя с одного боку». Этот замысел своё выражение  в том, что образы помещиков, крестьян, описание их жизни, хозяйства и нравов изображены в поэме так отчётливо, что, прочитав эту часть поэмы, запоминаешь её навсегда. Изображение помещичье-крестьянской Руси было очень актуально в гоголевское время в связи с углублением кризиса системы крепостного права. Многие помещики утратили свою полезность в обществе, морально опустились и превратились в заложников своих прав на землю и людей. На передний план выдвигался другой слой  российского общества – жители городов. Как и до того в «Ревизоре», в своей поэме Гоголь представляет широкую картину чиновничества, дамского общества, простых горожан, слуг.

Итак, изображение современной Гоголю России определяет основные темы «Мёртвых душ»: тема родины, тему поместной жизни, тему города, тему души. Среди мотивов поэмы основными являются мотив дороги и мотив пути. Мотив дороги организует повествование в поэме, мотив пути выражает центральную авторскую идею - обретение русским человеком истинной и одухотворённой жизни. Гоголь достигает выразительного смыслового эффекта, сочетая эти мотивы со следующим композиционным приёмом: в начале поэмы бричка Чичикова въезжает в город, в конце – выезжает. Тем самым автор  показывает, что описанное в первом томе является частью невообразимо долгой дороги в поиске пути. Все герои поэмы находятся в пути – Чичиков, автор, Русь.

Поэма состоит из двух больших частей, которые можно условно назвать «деревня» и «город». Всего в первом томе поэмы одиннадцать глав: первую главу, описывающую приезд Чичикова, знакомство с городом и городским обществом, следует считать экспозиционной; затем идут пять глав о помещиках (2-6 главы), в седьмой Чичиков возвращается в город, в начале одиннадцатой выезжает из него, и следующее содержание главы с городом уже не связано. Таким образом, на описание деревни и города приходятся равные части текста поэмы, что в полной мере соотносится с главным тезисом замысла Гоголя: «Вся Русь явится в нём!»

В поэме также есть два внесюжетных элемента: «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Цель включения в текст произведения повести – уточнить некоторые идеи поэмы. Притча выполняет функцию обобщения, связывая характеры поэмы с мыслью о назначении ума и богатырства как двух бесценных даров, данных человеку.

Примечательно так же то, что автор рассказывает «историю Чичикова» в одиннадцатой главе. Главная цель помещения предыстории героя в конец состоит в том, что автор хотел избежать предубежденного, подготовленного восприятия событий и героя читателем. Гоголь хотел, чтобы читатель составил своё мнение о происходящем, наблюдая за всем так, как если бы это происходило в реальной жизни.

Наконец, соотношение эпического и лирического в поэме тоже имеет своё идейное значение. Первое лирическое отступление в поэме появляется в конце пятой главы в рассуждении о русском языке. В последующих главах количество лирических отступлений  нарастает, в конце же одиннадцатой главы с гражданской страстью и патриотизмом звучит голос автора в отступлении о Руси, птице тройке. Нарастание лирического начала в поэме задумано с целью утвердить светлый идеал автора, показать, как туман, сгустившийся над «грустной Россией», как охарактеризовал  первые главы поэмы Пушкин, рассеивается в мечте о её счастливым будущем.

Б

1. Охарактеризуйте проблематику поэмы и раскройте её актуальность для первой половины XIX века.

2. Каково значение мотива дороги в поэме?

3. Охарактеризуйте содержание двух частей поэмы. Как идейно и художественно они связаны между собой?

4. Объясните роль внесюжетных элементов поэмы.

5. Расскажите, как меняется характер лирических отступлений на протяжении поэмы.

6. Раскройте смысл финала первого тома «Мёртвых душ».

 

ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОЭМЫ

Главным образом эпической части поэмы является Чичиков. Для анализа этого образа необходимо рассматривать его в двух качествах: как социальный тип и как индивидуальный характер.

Чичиков – это распространённый социальный тип в России 1820-1830-х гг., поэтому его жизненная позиция показательна для характеристики исторического времени. Чичиков не желает честно служить на пользу общества, его цель - быстрое личное обогащение. Он использует слабости чиновнической среды, пороки бюрократического аппарата для обмана, который удаётся ему легко и приносит большие выгоды. Однако нравственные изъяны, свойственные таким людям, привели к потере бесчестно нажитого, и Чичиков решает обеспечить себя, используя другой социальный слой - помещиков. Не будучи помещиком по рождению, он, по сути, выкрадывает часть их имущества скупкой мёртвых душ. Таким образом, фикция заменяет созидательную деятельность, и всё, к чему прикасается Чичиков, становится призрачным. Таков идейный приговор Гоголя обществу, зараженному чичиковщиной.

Самая главная жизненная ценность, определяющая личность Чичикова – корысть, он эгоистичный, себялюбивый, лживый человек. У Чичикова есть взгляды, знания, понимание людей и жизни, однако неправедная деятельность перечёркивает эти достоинства. Вместе с тем героя отличает огромная энергия, неутомимость в достижении целей. Он предприимчив, быстро реагирует на обстоятельства, ему помогают живость ума, смекалка, он даже в некотором смысле хороший психолог. Видимо, создавая этот характер, Гоголь хотел показать значение нравственного выбора человека в жизни, решающего фактора для применения своих лучших качеств. Этим объясняется намерение автора, избирая Чичикова героем «припрячь подлеца-накопителя», о чём Гоголь писал в заключительной одиннадцатой главе.

Образы пяти помещиков неизменно вызывают дискуссии у каждого нового поколения читателей и исследователей поэмы. Прежде всего, возникает два вопроса: что означают их характеры и почему автор расположил их таком порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Конечно, эти вопросы взаимосвязаны. Для характеристики помещиков надо исходить от определений, данных самим автором, поскольку в них заключаются главные черты героя. Так, описывая Манилова, автор восклицает: «Чёрт знает что такое!» и аттестует его как «помещика без задора». Яркое определение дает автор Коробочке, ставшее основой любого рассуждения о ней: «дубинноголовая». У Ноздрёва нет цельного характера, он переменчив, неуловим, складывается впечатление, что у него вовсе нет личности, единственная постоянная реальность жизни Ноздрева – скандалы, проигрыши, драки. Видимо поэтому, представляя Ноздрёва, автор говорит о нём «исторический человек», то есть всё время попадающий в истории. В отношении Собакевича автор не раз употребляет слово-характеристику – «медведь». Описывая хозяйство, обстановку, давая портрет хозяина, он создаёт «медвежью» атмосферу всего, чего касается Собакевича. Сравнивая героя с хозяином леса, Гоголь, вероятно, хочет обратить наше внимание на основное качество Собакевича – быть хозяином в своём мире. Наиболее меткая характеристика Плюшкина – «прореха на человечестве», сквозь которую проваливается весь мир.

Существуют разные объяснения порядка расположения образов помещиков в поэме. Традиционное и самое устойчивое из них сводится к тому, что  по мере последовательного движения от первого помещика к пятому усиливается деградация личности человека. В самом деле, в этом много правоты, сравним, например, благопристойного во внешности и манерах Манилова и сов совершенно пустившегося Плюшкина, о котором Чичиков не может решить, «мужик он или баба». Однако этот подход не может разъяснить всё. Существует противоположный взгляд, заключающийся в том, что каждый следующий помещик «живее» предыдущего. Очевидно, что подвижный и юркий Плюшкин несравненно свободнее, «перспективнее» неподвижного и равнодушного Манилова. Заслуживает внимания также принцип «сходства и контраста», отмечающий противоположность характеров и образа жизни помещиков, расположенных в соседних главах, и сходство между помещиками, описание которых дано через главу. Так, беспечный Манилов и хозяйственная Коробочка противоположны во всём, а бессмысленность Манилова и бездумность Ноздрева схожи.

Чиновничество губернского города изображается полно, с привлечением многих подробностей. Общая характеристика чиновников города развивает мотив обезличивания, намечавшийся ещё в ранних произведениях Гоголя и предназначенный показать, как человек утрачивает своё «лицо», личность, а на передний план выходит чин, должность, занимаемое место или название обязанности. В «Мёртвых душах» чиновники именуются по должности: почтмейстер, полицмейстер, председатель палаты, прокурор и т.п. Между тем у большинства из них имена есть и они даже названы, например, почтмейстера зовут Иван Андреевич.

Хрестоматийными стали выражения «дама, приятная во всех отношениях» и «дама просто приятная». Через эти два образа охарактеризованы самые существенные черты дамского общества. В этих определениях угадываются и различия в должностном положении их мужей, и с большим юмором, лёгким сарказмом показаны их пристрастие к сплетням, модным новинкам, поверхностность суждений, праздность, завистливость, лицемерие. Как и в случае с чиновничеством, для характеристики которого Гоголь создаёт коллективные портреты, так и дамское общество представлено в собирательном портрете на балу в восьмой главе. Дополняют дамское общество города индивидуальные образы поместных дворянок: жены Манилова и Собакевича, помещицы Коробочки и женщины, упоминаемые в связи с Ноздрёвым, Плюшкиным и эпизодическими персонажами.

Образы крестьян в поэме можно разделить на три группы. Первую группу составляют крестьяне, дворовые или крепостные, встреченные Чичиковым у посещаемых им помещиков. Это вставить в рабочую тетрадь. Следующая группа состоит из крестьян, виденных Чичиковым в его разъездах по губернии. И, наконец, умершие крестьяне из списка душ, купленных в поездке. Одни из них, такие как Петр Савельев Неуважай-Корыто, принадлежавший при жизни Коробочке, или Григорий- Доезжай-не-доедешь, бывший крестьянин Собакевича, наделены именами – метафорами идейного смысла поэмы. Другие – плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников, бурлак Абакум Фыров, беглый Пименов олицетворяют судьбы людей, исковерканные крепостным правом и кабалой.

Большую роль в поэме играют слуги Чичикова – лакей Петрушка и кучер Селифан. Первый представляет тип бессловесного, загадочного слуги, привыкшего беспрекословно подчиняться, повсюду следовать за своим барином. Его личность стёрлась подобно матрасу, который он вечно таскает за собой. Кучер Селифан и его отношения с тройкой лошадей, особенно с «Бонапартом проклятым» - правой пристяжной лошадью Чубарым, могут быть выделены едва ли не в отдельный сюжет, поскольку иносказательно выражают ключевые авторские идеи.

Б

1. Охарактеризуйте противоречивость личности Чичикова.

2. Предложите два основных объяснения принципа расположения глав, изображающих помещиков в поэме. Какой подход вам кажется более убедительным? Почему?

3. Как воплощается прием обезличивания при изображении чиновников?

4. Охарактеризуйте три группы крестьян, изображенных Гоголем.

 

Пафос поэмы

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задает себе читатель, - кого Гоголь имел в виду, называя так поэму уже на этапе замысла? Отвечали и отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от разных подходов к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространенный взгляд основывается на конфликте ветхой системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации – с другой. Отсюда следовало, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми – крестьян. Это верное по существу суждение тем не менее упрощает идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян, в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры. Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять, к какому разряду относить персонажей, по социальному признаку, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же – по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих – «мёртвыми».

Вспомним ещё раз восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека. Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности. Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души, - и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а выражает нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессметрную душу. Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его живой или мёртвой душой. В поэме создается идеал одухотворенной, осмысленной, творческой жизни – его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.

Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека – тот должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый вопрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”» Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно, прежде всего, в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга. В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников. О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему Манилова, недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного Собакевича, вселенской прорвы, безудержного накопителя Плюшкина? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к нему невозможно сопоставить с дотошным и подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!