Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 18 страница



Б

1. Почему жизнь Горького названа насыщенной?

2. В чём заключается своеобразие жанра ранних произведений Горького?

3. Какие особенности прозы Горького определили её успех у читателей?

 

——

Прочитайте рассказ М.Горького «Макар Чудра» и выполните задания:

1. Назовите ведущие темы рассказа?

2. Какие черты романтического произведения нашли отражение в рассказе «Макар Чудра»? В чем своеобразие романтизма Горького?

3. Охарактеризуйте Макара Чудру. Почему именно такими чертами личности Горький наделяет рассказчика? Почему его имя вынесено в название произведения?

4. Каков главный конфликт произведения? Почему он завершается трагически?

5. Раскройте идейно-композиционную роль пейзажа в начале и конце рассказа. Покажите, как и почему меняется пейзаж. С какой целью Горький использует олицетворение в описании природы? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста произведения.

6. В чём своеобразие портретов героев?

7. Раскройте роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

——

Рассказ М.Горького «Макар Чудра»

«Макар Чудра» - первый рассказ Максима Горького, поэтому в нем проявилась вся искренность молодого художника, его романтическая натура. Рассказ написан по впечатлениям странствий будущего писателя по Бессарабии, его знакомства с вольной бродячей жизнью цыган, яркими характерами, духом свободы, свойственным просторам тех мест. Несомненна зависимость горьковского рассказа от поэмы Пушкина «Цыганы» (1824). Но «Макар Чудра» вовсе не повторение пушкинского произведения в новых образах в другое историческое время. Для Горького поэма Пушкина стала источником вдохновения и мысли, дала урок выбора нужной сюжетной ситуации для выражения своей идеи, создания образов.

Горький использует к классическую расстановку героев в рассказе. Героев четверо. Прежде всего, это слушатель истории и автор-повествователь рассказа, то есть этот образ одновременно находится «в» рассказываемой истории и «вне» её.  Второй важной фигурой выступает рассказчик - старый цыган Макар Чудра. Заметим, что и у Пушкина цыган-старик иногда проявляется в этом качестве, но не в тех случаях, когда в поэме происходят непосредственные события. И, наконец, центр романтической истории – любовь двух ярких натур – молодого цыгана, олицетворившего саму удаль и свободу Лойко Зобара и прекрасной цыганки, воплотившую всю земную красоту и неукротимую волю – Радды. Таким образом, необыкновенная история-легенда о любви и свободе человека достигает читателей через рассказ старого цыгана, который в свою очередь пересказывает автор-повествователь. Получается, что самая потаенная загадка отношений людей в любви проходит словно три «фильтра»: в личном опыте её непосредственных  участников истории, в оценке и рассуждении цыгана и в художественном переосмыслении автора-повествователя.

Конфликт в рассказе можно представить в двух ракурсах. Во-первых, он в известной мере продолжает пушкинскую тему в «Цыганах» в том смысле, что на поверку ставится уместность нравов цыганской вольницы их мировоззрения в современном мире. Однако если у Пушкина романтическая поэма приобретает характер и идеи, выходящие за пределы этого литературного направления, то Горький, напротив, утверждает романтический идеал вопреки реальности. Именно поэтому любовный конфликт в поэме Пушкина, в котором участвует русский изгнанник Алеко, цыганка Земфира и молодой цыган, у Горького заменен на конфликт двоих цыган, между которыми нет никакой преграды, кроме воли, которой они дорожат больше жизни. Следовательно, конфликт в рассказе Горького носит не реалистический характер, как у Пушкина, а романтический.

Почему же Горький назвал рассказ «Макар Чудра» - ведь он всего лишь рассказчик. Думается, что роль старого цыгана более чем важна в произведении и далеко не сводится к этой функции. Во-первых, Макар Чудра служит выразителем идей рассказа, позиции человека вне социальной жизни, социального гнёта морали и обязательств.  Благодаря  идейному назначению этого образа сюжетная роль Макара Чудры вырастает до роли мудрого сказителя, учителя, высказывающего сокровенные мысли молодого писателя, хотя и не полностью совпадающие с его позицией.

Романтический дух ранних произведений Горького оказался востребованным в российском обществе того времени, нуждавшемся в бодром, утверждающем свободу, любовь, порыв, достоинство человека голосе. Таков выразительный, подчёркнуто романтизированный стиль прозы молодого Горького. Так, красоту Радды Макар Чудра отказывается выражать словами, потому что это невозможно, её можно только сыграть на скрипке. Очень характерным изобразительным приемом раннего Горького становится расширение традиционных возможностей прозы за счёт привлечения других видов искусства, например живописи и графики: «Вот из темноты вырезался конь, а на нем человек сидит и играет, подъезжая к нам». Глагол «вырезался» сродни красочному эпитету, и необходим он Горькому, чтобы отчётливо и зримо выделить главный образ своего раннего творчества – гордого и свободного .человека

 

 

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

Портрет

(1891-1940)

Михаил Афанасьевич Булгаков – русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения других выдающихся русских прозаиков этого времени – Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его происхождением, условиями детства и культурной средой воспитания, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, все же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к 18 годам окончил Первую киевскую гимназию, в 1916 г. – медицинский филиал Киевского университета, получив диплом врача с отличием. Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг: он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях. В 1921 г. Булгаков переезжает в Москву и с этого момента полностью посвящает свою жизнь литературе и театру, продолжив литературные занятия, начатые им ещё в студенческие годы. В первые годы своего пребывания в Москве Булгаков много сотрудничает в популярных газетах, заводит знакомства со многими писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Булгаков пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы - «Дьяволиада» (1923) и фантастическую повесть издевательского содержания, высмеивающую обывательское сознание, - «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала язвительная повесть, задевшая саму основу советского строя и его революционную идею, - «Собачье сердце» (1925). Одновременно Булгаков выступает как драматург, написав на основе романа «Белая гвардия» (1922-1924) пьесу «Дни Турбиных» (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, тяжелых 1918-1919 гг., когда поочередно менялась власть в Киеве. Неслучайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь в «Капитанской дочке» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник – сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя «Дни Турбиных» были сняты с репертуара, но в целом благодаря этому заступничеству они выдержали 987 постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой и культурной ситуацией в стране. Это были трудные годы для Булгакова-писателя, поскольку его произведения запрещались, не публиковались, пьесы не допускались на сцену. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом к политическим властям, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого Булгакова приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный Академический театр), опять по странному вмешательству Сталина, который тем не менее считал  Булгакова своим идеологическим врагом.

В последние 12 лет жизни Булгаков работал над главным произведением своей жизни – романом «Мастер и Маргарита» (1928-1940), который он начал как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого человеческого сообщества, создал грандиозную философскую картину нравов людей. Основным приемом романа «Мастер и Маргарита» стал принцип художественного соотнесения современности и евангельской истины. В своем творчестве Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера – художника, написавшего роман о Христе, основан на пушкинской мысли о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические положения, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображенных в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков извлекает из сцены встречи Фауста и Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». На эти слова Булгаков проецирует смысл всей книги – злая воля бессильна насадить в человеке и на земле зло, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, только некоторые современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова 26 лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывая, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х тогда ещё неизвестному ученому-филологу А.Ф.Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей честности. Она дала ему рукописи для прочтения, и в конце 1966 – начале 1967 гг. роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».

Б

1. Как происхождение и образование Булгакова повлияли на его мировосприятие?

2. Укажите две основные особенности раннего творчества Булгакова.

3. Как складывались взаимоотношения писателя с советской властью? Как эти обстоятельства отразились на его творчестве?

4. Раскройте суть эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита»: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

5. Расскажите, как история создания романа «Мастер и Маргарита» подтвердила тезис «Рукописи не горят».

——

Прочитайте повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» и выполните задания:

1. Вы наверняка смотрели знаменитую экранизацию повести Булгакова «Собачье сердце» режиссера В.Бортко. Читая повесть, отметьте: совпадает ли ваше представление о героях с их кинематографическим воплощением.

2. В чём заключается цель эксперимента профессора Преображенского? Успехом или провалом завершился этот эксперимент? Кто несет ответственность за результат этого эксперимента?

3. Охарактеризуйте собирательный образ Москвы 20-х годов XX века. Как в изображении Москвы и москвичей проявляется авторская позиция? Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста произведения.

4. Согласны ли вы с исследователем, утверждавшим, что «авторские симпатии не принадлежат… никому из героев»? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Есть ли, на ваш взгляд, символический смысл фамилии профессора Преображенского и даты проведения эксперимента – канун Рождества?

6. Смешон, жалок или страшен Шариков, на ваш взгляд? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Охарактеризуйте роль доктора Борменталя в повести?

––

Повесть М.А.Булгакова «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Повесть «Собачье сердце» публикации ждала ещё дольше, чем роман «Мастер и Маргарита», - 43 года. Более того, первые её публикации состоялись в Германии и Великобритании, в России повесть была напечатана в 1987 г. Разумеется, о её существовании знали многие, она не раз распространялась через «самиздат» (самовольный, неофициальный способ распространения литературы), но для существовавшего в то время государственного политического режима повесть представляла собой острый памфлет на советскую действительность 1920-х гг. Как и повесть «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» строится на фантастическом сюжете: для создания обоих произведений послужили сюжеты английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Пища богов» (1904) и «Остров доктора Моро» (1896).

Булгаков через тридцать лет после Уэллса обращается к теме, существовавшей за многие века и до английского писателя, - искусственное создание человека. Эта тема возникала в древних и средневековых легендах, в XIX-ом в. – в известном сюжете о Франкенштейне английской писательницы Мери Шелли. Влияние на Булгакова оказал роман об глиняном человеке «Голем» (1915) австрийского писателя Густава Майринка. Однако Булгаков предпочитает сюжет созданием человека хирургическим, то есть современным научным путем, как это было в повести Уэллса. Конечно, предпочтение именно этого сюжета связано с профессией Булгакова - подобно своему герою он врач. Но есть и более глубокая причина: с начала XIX-го в. за создание искусственного человека берется хирургическая наука, отодвигая в сторону суеверие. Таким образом, гордый человеческий разум бросает вызов Богу и природе в дерзком стремлении улучшить человека и мир.

Зачем же человек постоянно изменяет мир? Этот вопрос был важен во все времена, но огромнейшую актуальность он получил в последние двести лет, что и подтверждает литература: «Франкенштейн» был написан М.Шелли в 1818 г. К каким последствиям приведет неумеренная и безрассудная активность человека? Именно эта проблема возникает в повести «Собачье сердце». Творческой находкой Булгакова явилось то, что писатель нашел эффективный для выражения главной мысли сюжетный ход, изобразив в повести две революции: на фоне социальной революции и резких общественных перемен совершается революция научная. Оба плана сюжета представлены параллельно, центральной в повести является история пса Шарика, хирургическим путем преобразованным в «недочеловека» Шарикова.

Новизна подхода к многовековой теме у Булгакова проявилась в том, что конфликт, традиционно имевший философскую основу, перенесен в социальную среду, приняв характер острейшего социального конфликта. Эксперимент профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя происходит в первое десятилетие Октябрьской революции, в результате которой политическую победу одержала идеология пролетариата. Печальным и естественным следствие этого стало поражение культуры, распад веками формировавшихся общественных отношений, искажение традиционных ценностей, поскольку все явления жизни теперь рассматривались исключительно с пролетарских и социалистических позиций. Кстати, Булгаков вовсе не выступает как контрреволюционер – его профессор Преображенский даже не понимает значение этого слова, писатель искренне недоумевает вместе со своим героем, почему социальная революция должна сопровождаться безкультурьем, бездельем, бессмыслицей.

Вот почему таким эффектным и эффективным оказался прием сюжетного совмещения истории Шарика-Шарикова и условий советского быта, породивших новую социальную психологию. Шариков очень быстро усваивает её преимущества и пользуется этим  для агрессивного захвата своего места в жизни. Едкий сарказм повести направлен против главного общественного порока – искажения естественного закона жизни, который состоит в том, что достояние человека создается производительным, интеллектуальным, творческим трудом. Рвать и захватывать, отбирать друг у друга достигнутое, независимо от то того, кто это делает: капиталист или пролетарий, банкир или грабитель, - антисоциально, аморально, нечеловечно. Поэтому вчерашний пес Шариков попадает в благодатную социально-психологическую среду, удовлетворяющую его животным инстинктам.

Неверно было бы сужать смысл повести, сводя его к социальной проблематике: не только философское проецируется на социальное, но и социальная сатира выходит за пределы идеологической критики и распространяется на все общество. Конечно, в фокусе изображения оказываются Швондер, домком, «певцы» - домовая самодеятельность, но также гротескными чертами охарактеризованы и пациенты доктора Преображенского, и общий фон населения. Булгаков ни для кого не делает исключения, в том числе и для самого профессора Преображенского и  его ассистента, высмеивая нравы времени. Так критика отдельного социального пласта переносится на все общество, что неизбежно помещает тему повести в общечеловеческий план.

Очень важно при анализе повести не торопится с выводами и осуждением, тем более с насмешками над героями. Если Булгаков язвительно изображает своих героев, это не значит, что автор не сочувствует людям или тому же псу Шарику. Мысль писателя отчетлива: быть тем, кем его создала природа, делать то, что подразумевает его место в жизни. Это вовсе не означает, что судьба человека – это приговор. Жизнь, безусловно, должна меняться, и человек будет стремиться к лучшему. Повесть Булгакова – не строгий запрет на преобразования, а предупреждение: совершая что-либо радикальное, необходимо думать о возможных последствиях. Не может в результате политического переворота недостаточно развитый и образованный человек в одночасье стать мудрым и культурным руководителем и наставником людей – для этого требуются десятилетия развития культуры всего общества.

Проблема пса Шарика, жертвы научного эксперимента, также шире  социального аспекта повести. Обратите внимание, что повествование в произведении ведется вначале через восприятие мира псом. Время Шарикова-«человека» изображается со стороны, как бы объективно, а в конце автор снова возвращается к «внутреннему монологу» Шарика, лежащего у ног «благодетеля» профессора Преображенского. Этот прием показывает гуманную позицию автора: для подопытного существа лучшим состоянием является его естественное обличье пса, в нем он имеет свой «голос», несчастное же и, обезображенное существо Шариков обречено подражать самым примитивным и низменным повадкам человека и закономерно лишается своей индивидуальности.

Известно, что Булгаков превосходно знал трагедию Гете «Фауст», во второй части которой немецкий поэт изобразил Гомункулуса (в переводе с латинского – «человечек»), живое существо, созданное учеником доктора Фауста – Вагнером. Гомункулус Гете, несмотря на то, что чувствует в себе неукротимую энергию и является чрезвычайно сообразительным и хватким существом, знает о своей непоправимой неполноценности и стремится к естественному рождению, в конечном счете от этого стремления и погибает. Интересно, что Гомункулус называет Фауста «папашей», а Мефистофеля – кумом. Это помогает понять тонкое значение следующих слов Шарикова, «плаксиво» сказанных профессору Преображенскому: «Что-то вы, меня, папаша, больно утесняете». Филипп Филиппович Преображенский возмущён фамильярностью обращения, на что Шариков говорит: «И насчет “папаши” - это вы напрасно! Разве я вас просил мне операцию делать?». Далее следует авторская ремарка: «Человек возмущенно лаял». Через сталкивание слов «человек» и «лаял» Булгаков показывает трагическую раздвоенность самоощущения героя, неразрешимый внутренний конфликт, вызванный его положением. Будучи псом, Шарик жаждал тепла и еды – став человеком, Шариков бессознательно нуждается в родной душе и человеческом участии. Каждое живое существо должно иметь свое место в жизни.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 809; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!