Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 16 страница



Лирическая героиня Фета напоминает другую влюбленную героиню – Татьяну Ларину из романа «Евгений Онегин». Между ними обнаруживается и текстовой сходство, что наглядно показывает  влияние Пушкина на последующую русскую поэзию. Сравним образ влюбленной Татьяны в третьей главе романа:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальный свод небес,

Т соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит…

и строки стихотворения Фета:

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей…

Фет достигает необыкновенной выразительности в изображении девичьего чувства, хотя он не произносит о любви ни одного слова.

Особый песенный строй стихотворений возникает благодаря найденному Фетом ритмическому принципу организации поэтического текста. Прежде всего, нудно обратить внимание на стихотворный размер, характерный исключительно для мелодии стиха Фета, - сочетание песенного анапеста, переходящего в каждой строфе, кроме последней, в хорей.

Б

1. Охарактеризуйте два плана стихотворения.

2. В чём проявляется своеобразие ритмического рисунка стихотворения? Какими художественными средствами оно достигается?

——

Вечер

А

Читая стихотворение, выделите поэтические образы и художественные подробности, подтверждающие, что в стихотворении действительно изображен вечер.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

 

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

 

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

<1855 год>

Б

1. Выделите в тексте метафоры и определите их роль.

2. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

3. С какой целью поэт использует олицетворения? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста стихотворения.

4. Укажите аллитерацию в первой строфе стихотворения. Зачем, на ваш взгляд, Фет прибегает к этому приёму?

5. Фета называют «певцом мгновения». Докажите справедливость этих слов, приводя примеры из  текста стихотворения.

 

–—

Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX в., оказывается одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий природный мир. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу. Во второй строфе сумерки распространяются вдаль с убегающей на край солнечного света рекой и ввысь, рассеяв золотые закатные облака. Наконец, вечер вошел в свои владения: потухшее солнце, как догорающие угли, теплится, отбрасывая в темноту голубые и зелёные отблески. Так же опускался вечер и воцарялась ночь в элегии Жуковского «Вечер» (1806).

Ритм стихотворения основан на стихотворном размере анапест, что придаёт тексту особый, неторопливый характер при чтении или декламации: в каждой строке благодаря ударению повышается тон, и стихотворение звучит вдохновенно и задушевно. И только в одной строке изменяется ритм:

Вздохи дня есть в дыханье ночном…

Обратите внимание, что она начинается двумя стопами хорея, переходящими через одну стопу ямба в привычный для ритма стихотворения анапест: «вздохи дня есть – в дыха – нье ночном». Строка словно «вздохнула», вспоминая ушедший день.

Очень изящна словесно-образная вязь природных узоров в стихотворении, например, поэт говорит:

Прокатилось над рощей немою.

Важнейшей с строке оказывается характеристика рощи – «немая», в нас появляется отклик, неосознанное ощущение того, что «прокатилось» нечто звучащее. Фет усваивает мастерское использование эпитетов поэзии Пушкина и совершенствует это качество, придавая пейзажным образам художественную выразительность за счёт множества тонких цветовых, звуковых и других характеристик. В лирике Фета также развивается художественный приём метафоры, раскрывая свои новые возможности и оттенки. Например, «золотая кайма» облаков – метафора, но в соединении с определением «погорев» он приобретает дополнительное значение кратковременности. В выражении зарница «теплится» «голубым и зелёным огнём» (вместо традиционной метафоры «зарница догорает») ярче представлен цветовой спектр огня, и возникает метонимическое значение в характеристике «теплится» - ведь солнце гаснет.

Образность поэзии Фета, поэтические приёмы, ритмическое своеобразие послужили одним из главных источником для русской поэзии XX в. - творчества А.А.Блока, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и других.

Б

1. Сравните стихотворения «Вечер» Жуковского и Фета. Что, на ваш взгляд, их  роднит? Проведите письменное или устное сопоставление. Продумайте план ответа, оформите его в виде традиционного плана или в виде таблицы.

2. Охарактеризуйте своеобразие ритма стихотворения.

—–

* * *

Учись у них - у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

1883 год

Б

1. Раскройте многогранную роль олицетворений в этом стихотворении.

2. Как меняется настроение стихотворения?

3. Как вы думаете, к кому обращается поэт? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Можно ли определить жанр стихотворения как элегию? Раскройте свою позицию. 

5. Согласны ли вы с критиком Н.Страховым: «Стих (Фета) имеет волшебную музыкальность, и притом постоянно разнообразную. По богатству мелодий никто с ним не может равняться». Докажите свою позицию, опираясь на текст рассмотренных стихотворений. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

 

–—

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы» представляет собой философское поэтическое рассуждение и поучение, обращённое к читателю и, конечно, к себе. Фет прибегает к распространённому в поэзии приёму риторического обращения, и в соединении с философским содержанием, это стихотворение по духу оказывается очень близко поэтической манере Тютчева. Стихотворение написано в декабре 1883 г., когда Фету уже 63 года, поэтому пафос произведения определяется ощущением наступающей старости, соединяющимся с зимними картинами замёрзшей природы. Сравнение кратковременной жизни человека с вечной природой традиционно,  поэты нередко прибегают к образу дуба, сопоставляя его с человеческой жизнью. Например, у Пушкина в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных (1829):

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Интересно, что Фет выбирает для сравнения дуб и березу как природное воплощение мужского и женского начала. И само сравнение у Фета имеет большее значение, чем указание на разный век жизни деревьев и человека – поэт, прежде всего, призывает учиться их стойкости к жестоким испытаниям неотвратимого рока. Да и сравнение перестаёт быть таковым, оно перерастает в уподобление, а затем в слияние природного и человеческого благодаря развёрнутому приёму олицетворения.На деревьях застывают слёзы, трескается и сжимается, как в старости, кожа, хватает «за сердце» холод близкой смерти. Однако приём олицетворения имеет и обратный вектор: природный мир не только оживает, чтобы выразительно передать человеческие чувства, он также  включает человека в общую жизнь. В слиянии человека с природой состояла основная идея поэзии Тютчева, она оказалась близка и Фету, и поэтическому времени. Обращает на себя внимание и созвучие идеи стихотворения Тютчева «Silentium» («Молчи, скрывайся и таи/И чувства и мечты твои», 1830) и строки стихотворения Фета:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Мысль заключительной строфы должна служить итогом, исходящим из образных картин и рассуждений первых двух. Она в самом деле выполняет эту роль, но по сути оказывается вдвойне сложней, потому что она охватывает весь цикл жизни, а не только последовательность «от весны к зиме». Можно понять, что автор предупреждает не верить весне, потому что итог жизни один – зима и смерть. Это не так. Заключительная мысль состоит в том, что «страдающая душа переболит» и жизнь вернётся – её цикл вечен, и весна лишь один, пусть и непревзойдённо прекрасный момент.

Б

1. Что сближает это стихотворение Фета с лирикой Тютчева?

2. Объясните символическое значение образов дуба и березы в стихотворении.

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Портрет

(1821-1877)

На рубеже 1830-1840—х гг. происходит смена литературных эпох в России: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый ряд в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эта смена происходит не оттого, что они попросту заняли место своих великих предшественников – пришло иное общественно-историческое время, востребовавшее свою поэзию. Необходимость художественного осмысления нового положения человека в мире и обществе вызвала к жизни философскую поэзию Тютчева, личная жизнь, переживания природы и любви стали содержанием лирики Фета. Некрасов в своей лирике с самого начала творчества сосредотачивается на общественной проблематике, и идейной доминантой его поэзии становится гражданский пафос.

Общественная направленность лирики Некрасова, острота её социальной тематики, сочувствие к русскому обездоленному человеку предопределены самой жизнью поэта. Детство Некрасов провел в деревне Грешнево Ярославской губернии, в имении отца, небогатого дворянина, отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова. Любовь и светлые воспоминания о матери, Елене Андреевне, которые поэт пронёс через всю жизнь, отразились в его творчестве проникновенным вниманием к женской участи. Ещё с детства Некрасов узнал личную нужду, а поскольку отец, служивший исправником, часто брал мальчика с собой в разъездах по делам, тот не раз оказывался свидетелем человеческих несчастий.

В семнадцатилетнем возрасте Некрасов уехал в Петербург устаиваться, следуя воле отца, на военную службу, однако вскоре ослушался и, несмотря на угрозу лишиться материальной поддержки, предпочёл литературную деятельность. Некрасов одновременно учился вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета и искал способы заработка. О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной - времени недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне. Некрасову во многом помогло сближение с В.Г.Белинским. он стал постоянным членом литературного кружка Белинского, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». В 1840-е гг. Некрасов, будучи энергичным, предприимчивым и талантливым человеком, был знаком уже со всем литературным обществом Петербурга. К числу его друзей и хороших знакомых относились И.С.Тургенев, Ф.И.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль, С.Е.Салтыков-Щедрин, И.И.Панаев и многие другие литераторы. О стремительности успеха Некрасова говорит тот факт, что уже в 1846 г. вместе с И.И.Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё Пушкиным «Современник». Под новым руководством этот журнал стал центром литературной жизни Петербурга. Значительную роль в этом сыграл также Белинский, а позже – Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.

Творческая и общественная деятельность Некрасова нашла воплощение в его литературных сочинениях, журналистике и издательской работе. Велико общественное значение журналов, издаваемых Некрасовым в течение 30 лет («Современник», «Отечественные записки»), поскольку благодаря им русское общество знакомилось с лучшими современными произведениями, узнавало новых писателей и критиков.

Однако истинным призванием Некрасова была поэзия. В 20 лет он создаёт первый сборник стихотворений - «Мечты и звуки». Стихи этого сборника ещё незрелые, подражательные, в них ещё не было самостоятельности, собственного поэтического голоса. Некрасов в такой степени был недоволен своим сборником, что позднее даже уничтожал изданные экземпляры. В ранние годы творчества у Некрасова был период, когда он пытался писать прозу, однако эти попытки были неудачными. Некрасову предстояло  было найти свою тему в поэзии, чтобы его поэтический талант мог проявиться в полной мере.

Тематика поэзии Некрасова оказалась очень широкой и разносторонней. Поначалу преобладало изображение страданий человека в большом городе, любовная лирика, элегии. Позже гражданская лирика поэта охватывает более глубокие темы, она обращается к жизни народа, особенно крестьянства, актуальным общественным вопросам. Таковы стихотворения «Несжатая полоса» (1854), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Общественная  позиция поэта ярко проявилась в стихотворениях, написанных на смерть его соратников по деятельности - «Памяти Белинского» (1853), «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова занимала особое место и ярче всего она проявилась в стихотворении  «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…», 1874). Глубокая нежность звучит в некрасовских стихотворениях о детях и женщинах, таких как «Песня Еремушке» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Мать» (1868). В поэмах «Саша» (1855), «Мороз, Красный нос» (1862-1864), «Русские женщины» (1871-1872) русская жизнь показана с разных сторон, но в центре неизменно оказывается образ русской женщины: будь то женщина с высокими стремлениями, или крестьянка с трагической судьбой, или исполненные самоотречения жёны декабристов. В последний период творчества Некрасов работает над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), в которой поэт создал грандиозную картину пореформенной России, запечатлевшую всё великое многообразие её жизни в богатой галерее образов крестьян, солдат, ремесленников, простого люда, помещиков, духовенства. Поэма овеяна русским народным творчеством: песнями, легендами, пословицами, сказочными элементами. В  произведении преобладает сказовая форма повествования, русская разговорная речь. По  художественной силе и идейному значению важны образы Савелия, Богатыря Святорусского, крестьянки Матрёны и народного заступника Гриши Добросклонова. В них собрана суть и мысль творчества Некрасова, высказанная в песне, завершающей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

 

Б

1. Какими событиями общественной жизни и личной жизни Некрасова было предопределено социальное звучание его поэзии?

2. Перечислите ведущие темы лирики Некрасова.

 

Тройка

А

Читая стихотворение, подумайте, чья речь воспроизводится в нём? К кому она обращена? Обоснуйте свою точку зрения.

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

 

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

 

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь;

 

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

 

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

 

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

 

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж - привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

 

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

 

И в лице твоём, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

 

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

 

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

 

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, -

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

1846 год

Б

1. Назовите признаки народной песни, романса, отражённые в стихотворении. Как вы думаете, с какой целью Некрасов использует эти жанры в своем произведении? 

2. Найдите в тексте повторы. Укажите, чем различаются повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в стихотворении.

3. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Как эти изобразительные средства помогают передать динамику настроения стихотворения?

4. Объясните роль глаголов в тексте стихотворения.

5. Раскройте два плана, в которых представлено будущее в стихотворении. Какой план завершает стихотворение? Объясните, почему. Как в тексте Некрасова соотносится идеальное и реальное?

6. Охарактеризуйте   лирического героя стихотворения?

7. Раскройте символический смысл названия стихотворения.

8. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

 

Проанализируйте результаты выполнения заданий 1 -- 8:

- Какая общая цель объединяет эти вопросы и задания?

- Сколько заданий вам удалось выполнить правильно?

- Вы справились с заданиями самостоятельно? Обращались за помощью? К каким источникам? Чем был обусловлен их выбор?

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

- Какие вопросы показались слишком легкими? Почему?

- Какие вопросы с к прочитанному стихотворению могли бы задать вы?

 

––

Стихотворение «Тройка» Некрасов написал в середине 1840-х г., будучи уже известным журналистом, однако в поэзии только начиная обретать свою самобытную поэтическую манеру. В эти годы ясно определились две характерные черты его поэзии: гражданская лирика, тяготеющая к простым стихотворным формам, разговорной речи, ориентированная на содержание, рассказ, сатиру, полемику; и задушевная поэзия о судьбе человека, в которой поэт с большой тревогой и сочувствием пишет о женской доле, о детях. В этих случаях Некрасов нередко выступает как поэт-песенник. Так и стихотворение «Тройка» было написано словно готовый городской романс, его песенная основа подчёркивается стихотворным размером. «Тройка» представляет собой грустное лирическое обращение, в котором поётся о судьбе бедной девушки, заглядевшейся на чужую соблазнительную жизнь. Каждый катрен (четверостишие) стихотворения звучит как куплет протяжной песни, переливающейся в следующий. Интересна музыкальная история стихотворения - «Тройка» давно стала народной песней, хотя  к нему чаще других обращались композиторы (12 раз), среди которых М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, С.В.Рахманинов, Д.Д.Шостакович…


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 573; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!