Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 19 страница



Б

1. Что такое памфлет?

2. Почему повесть «Собачье сердце» была опубликована только через 43 года после её создания?

3. Какие две революции изображены в повести? Как эти сюжетные линии соотносятся с социальной и философской проблематикой произведения?

Д

1. Согласны ли вы с исследователями, отмечающими, что повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет? Дайте развернутый (письменный или устный) ответ на вопрос.

2. Один из литературоведов выделил в повести «Собачье сердце» ведущую проблему: раб и господин. Сформулируйте и обоснуйте ваше отношение к этому утверждению. Дайте развернутый письменный или развернутый устный ответ на вопрос – по вашему выбору.

 

 

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Портрет

(1905-1984)

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель-прозаик XX-го в. Родился будущий писатель в казачьей станице Вешенская на Дону, и жизнь донского казачества была средой его детства и юности, отразившиеся впоследствии во всех его произведениях. От родителей Шолохов перенял любовь к земле и чувство кровной связи с ней – ведь отцом его был мельник Александр Михайлович Шолохов, а матерью Анастасия Даниловна, дочь черниговского крестьянина, переселившегося в свое время на Дон. Происхождение Шолохова имело для русской литературы большое значение, потому что до него не было писателя, в творчестве которого так ярко был бы описан быт, обычаи, характеры и судьба казачества - сословия, занимавшего в истории России особое место. Так Пушкин в романе «Капитанская дочка» создал образы я́ицких (ныне уральских) казаков, у Лермонтова в повести «Фаталист» упоминаются кубанские казаки, Гоголь в повести «Тарас Бульба» изображает запорожских казаков .

Официальное образование Шолохова невелико - всего 4 класса гимназии. Большую часть своих знаний он приобрел, занимаясь самостоятельно. Шолохов был способным юношей, что позволило ему в довольно раннем возрасте работать делопроизводителем и учителем в станице Каргинская. Грозные события в России - Первая мировая война, революция и Гражданская война - происходили на его глазах, всё это время за небольшими исключениями он жил на Дону. В 1922 г. Шолохов уехал в Москву, чтобы продолжать учебу, но поступить в учебное заведение ему не удалось, и молодой человек сделал выбор, ставший решающим в его жизни: он начал заниматься журналистикой и литературой, в то же время подрабатывая на жизнь чернорабочим, грузчиком, каменщиком. В начале своей деятельности Шолохов работает в популярнейшем журнале «Молодая гвардия», пишет фельетоны.

В течение трёх Шолохов пишет рассказы, вырабатывая свою уникальную писательскую манеру в рамках реалистического стиля. Первый сборник произведений Шолохова - «Донские рассказы» был опубликован в 1924 г., вслед на ним через два года другой – «Лазоревая степь». Талант Шолохова сразу получил признание благодаря удивительному для столь молодого писателя мастерству в изображении единства природы, человека, социальной жизни и национального колорита. В первых рассказах Шолохова проявились достоинства его поэтики - богатый, образный язык, рельефные характеры героев, четко выписанные сюжетные ситуации. В конце 1926 г. произошел редчайший случай в мировой литературе: 21-летний писатель приступил к написанию романа, по эпической широте и объему охвата действительности, описанию разнообразных характеров и судеб превосходящего современную ему литературу - «Тихий Дон».

Произведение в такой мере ошеломляло своей неожиданностью, юностью автора, что даже возникали подозрения в подлинности авторства Шолохова, которые время от времени возобновлялись, однако серьезных аргументов пользу этой версии так и не появилось. Первый том «Тихого Дона» вышел в 1928 г. В течение 1929 г. отдельными частями Шолохов публикует продолжение романа, собранное во второй том. Если первые тома романа были написаны на «едином дыхании», в их основе лежали недавние впечатления, то дальнейшая работа требовала включить события гражданской войны в широкий контекст исторического времени, дать им художественное осмысление. С этим обстоятельством связан перерыв в работе над последними частями романа. Третий том был завершен в 1932 г., четвертый – в 1940 г. «Тихий Дон» представляет собой грандиозную панораму исторических событий в России, начиная с мировой войны, революционных потрясений до окончания сражений гражданской войны, прокатившихся по донской земле. Роман отражает историческую судьбу народа и трагическую личную судьбу – донского казака Григория Мелихова.

Помимо «Тихого Дона» Шолохов создает ещё два больших романа о двух событиях-испытаниях, выпавших на долю нашего народа – коллективизации сельского хозяйства и Великой Отечественной войне. Первый из них – роман «Поднятая целина» о движении «двадцатипятитысячников», рабочих, посланных в советскую деревню для помощи в организации колхозов; роман состоит из двух томов, вышедших в 1932 и 1959 гг. И второй роман – «Они сражались за Родину», начатый в 1942 г. и продолжавшийся с перерывами 27 лет, но так и оставшийся незавершенным. Обращает на себя внимание, что Шолохов писал свои крупные произведения долго, и иногда их отдельные части разделяли большие промежутки во времени. Это объясняется не только тем, что Шолохов писал не торопясь – нет, ответственный и взыскательный художник должен писать правду, и Шолохов её искал, стараясь найти точное художественное слово, способное её выразить. Высокое дарование Шолохова-прозаика не раз было отмечено национальными премиями, в 1965 г. оно получило международное признание – Нобелевскую премию по литературе.

Шолохов отразил в своем творчестве социальные перемены в истории России, в центре которых оказывается человек. Традиционный для социальной литературы конфликт «человек и общество» в его творчестве перерастает в ставший ведущим в литературе XX в. конфликт – судьба человека на фоне грандиозных катастроф времени, тема личности и истории. Наиболее отчетливо это  конфликты выражено в небольшой повести Шолохова «Судьба человека».

Б

1. Почему происхождение Шолохова имело большое значение для русской литературы?

2. Какие особенности поэтики прозы Шолохова проявились уже в раннем творчестве?

3. Назовите три главных романа писателя. Что их объединяет?

——

Прочитайте повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания:

1. С какой целью Шолохов использует композицию «рассказ в рассказе»? Каким предстает рассказчик? Какова его роль в произведении?

2. Раскройте смысл названия рассказа. В каком значении используется в нем слово «судьба»?

3. В чем проявляется истинный героизм Соколова?

4. Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?

5. За что капитан Мюллер оставил Соколова живым? Можно ли этот эпизод считать счастливым случаем в судьбе героя? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Почему Андрей Соколов не ожесточился, пройдя суровые жизненные испытания?

7. Проанализируйте пейзаж в начале рассказа. Какое настроение передает это описание природы? С какой целью в описании используются эпитеты, метафоры, олицетворение? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст. Созвучно ли настроение этого пейзажа пафосу романа? Обоснуйте свою точку зрения.

——

 

Повесть М.А.Шолохова «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1956)

В «Судьбе человека» Шолохов выбирает распространенную форму повествования – рассказ в рассказе. Литературные достоинства этой формы безусловны: во-первых, благодаря этому приему создается ощущение достоверности, объективности рассказываемых событий, во-вторых, у автора появляется возможность показать три ракурса отношения к ним – рассказчика, слушателя и автора-повествователя. И, наконец, непосредственная речь рассказчика предстает как живая, индивидуальная, со всеми её интонационными, лексическими и конструктивными особенностями, главное же – в ней выражается личность.

Хотя повесть датируется 1956 г., рассказ в ней ведется о первой послевоенной весне, о дорожной встрече повествователя с рабочим человеком, шофером Андреем Соколовым, идущим с маленьким мальчиком в райцентр Кашары устраиваться на работу. Шолохов прибегает к выразительному повествовательному приему, выбирая время года и пейзаж, выполняющие сюжетную функцию, дополняющие идею и передающие настроение. Весна выбрана не случайно – это время перемены, возрождения, когда воздух напоен прохладной свежестью, надеждой после изнурившей жизненные силы войны.

После   авторского замечания о первой весне мирной жизни, читатель ожидает конечно, рассказа о войне и не обманывается, поскольку основную часть повести действительно занимает описание событий военного времени. Однако Шолохов включает этот период жизни героя в более широкий исторический контекст, подтверждая этим продуманность названия повести – «Судьба человека», а, например, не «Судьба солдата». Подобно тому, как век представляет цикл человеческой истории, так и судьба отдельного человека, отражает цикл человеческой жизни. Разумеется, жизнь человека не совпадает с границами календарного столетия, но она всегда насыщена его событиями и пропитана его духом. И Шолохов, повествуя о жизни и судьбе своего героя – Андрея Соколова, совмещает события начала века и рождение конкретного человека. Благодаря этому художественному приему Соколов становится ровесником века, таким образом общие события и индивидуальная судьба сливаются в повествовании.

Может возникнуть вопрос: не создает ли Шолохов искусственную ситуацию, в которой человек без нужды начинает рассказывать встречному незнакомцу свою жизнь? Думается, что случай как раз довольно правдоподобный и жизненный. Незнакомому человеку легче рассказать о себе, и это нередко случается в дороге. Вообще к сюжетной ситуации «дорожного рассказа» не раз прибегали писатели – вспомним повесть «Бэла» из «Героя нашего времени» или «Человек в футляре» Чехова. Но важнее все же другая причина: Андрей Соколов все время погружен в переживание своей судьбы и размышление о ней, поэтому и рассказ звучит как естественное продолжение его чувств и мыслей, и случайным слушателем становится человек, к которому он испытал доверие -  своему «брату-шоферу». Готовность Андрея Соколова довериться человеку, его дружелюбный тон, отношение к мальчику характеризуют героя как простого, доброго и искреннего человека. Шолохов создает убедительные и зримые образы точными, краткими фразами.  Вот  как, например, писатель дает нам почувствовать добродушие и нежность не привыкшего к сентиментальности шофера, когда тот обращается к приемному сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!»

В рассказе Соколова перед читателем проходит история страны последних тридцати лет, и все её испытания отразились в его судьбе, ни одно не прошло стороной. Соколов, уроженец Воронежской области, воюет в гражданскую войну в дивизии Киквидзе, известной особенно жестокими действиями против донского казачества, что говорит о том, как много несчастья видел герой в юности, а также о его простодушии, благодаря которому он сохранил человечное отношение к другим. Первый страшный удар судьбы получил Соколов во время голода на Поволжье, ставшего причиной смерти родителей и сестры. Вместе со страной выравнивалась и жизнь героя: Соколов приобрел рабочие профессии, завел семью, женившись на доброй девушке-сиротке, в семье родились трое детей, окрепло домашнее хозяйство – кажется, прошлые кошмары судьбы остались позади и Соколов построил нормальную жизнь, которая нужна каждому человеку. И тут началась война и разрушила жизнь героя во второй раз.

Соколов во всех случаях принимает в общих событиях активное участие, он никогда не уклоняется от них, такова основная мысль автора при создании образа главного героя – Соколов не может оказаться в стороне от жизни, потому что на таких людях держится земля. Участие Соколова в войне описано подробно, и давайте посмотрим, как вел себя герой на войне, и не только в ключевых эпизодах. Во-первых, он воевал, как все, то есть честно выполнял свой долг, при этом в письмах домой скупо упоминал о себе, чтобы случайно не растревожить жену – такая черта в поведении Соколова свидетельствует о заботе, лежавшей в основе его отношения к близким. Показательно поведение и поступки Соколова во время плена. Шолохов обращается к ситуации плена героя, да ещё в таких сложных исторических условиях, вероятно, потому что она позволяет с большей глубиной охарактеризовать его. Несколько поступков ярко показывают «необыкновенность обыкновенного русского человека». Ещё в начале плена он задушил предателя, взяв на себя ответственность за убийство человека, при этом ведь Соколов мог просто отлежаться, словно ничего не зная о намерении того поутру выдать своего командира. Первая неудачная попытка бежать из плена свидетельствует о решимости героя и невозможности оставаться во вражеском плену. Наконец, эпизод с тремя стаканами шнапса, выпитыми Соколовым перед комендантом концлагеря «за свою погибель». Он призван не столько продемонстрировать выносливость даже истощенного русского человека, сколько его гордость и достоинство – Соколов понимал, что попросту не может выказать слабость перед врагом, это как будто равносильно поражению в войне.

Наконец, и бежать из плена без того чтобы не принести пользу, Соколов тоже не может. Он прихватывает с собой «языка», немецкого майора с портфелем важных документов. И вскоре Соколов едет на побывку домой, мечтая увидеть жену и дочерей, но застает лишь глубокую воронку вместо дома – так через двадцать лет он теряет вторую семью. В последний день войны война забирает и последнюю надежду Соколова на жизнь, убивая сына, капитана батареи, орденоносца, отцовскую гордость и счастье.

Можно подумать, что Шолохов слишком сгустил краски: конечно в жизни бывают трагические людские судьбы, но ведь не для одного их изображение была создана эта печальная повесть. Идея писателя очень глубока и человечна. Вспомним «Мцыри» Лермонтова: жизнь юноши разрушена с самого её начала, но он не проклинает никого в конце, давая возможность продолжаться жизни других. Так и здесь. Казалось бы, человек не может выдержать стольких жесточайших ударов судьбы, ему незачем больше жить, наверное, ему остается уйти из жизни или опуститься и возненавидеть людей. Соколов поступает иначе, начиная новую жизнь уже не для себя, а для бедного, обездоленного войной сиротки. Это самый прекрасный поступок человека, и нет читателя, у которого не навернулись бы на глаза слезы сострадания при чтении эпизода, в котором Соколов говорит мальчику, что он его отец. Нельзя сказать, что Соколов обрел цель в жизни, нет, для него она уже невозможна, но он дал возможность жизни маленькому человеку, и главная его забота теперь не умереть во сне, чтобы не испугать ребенка. В этом состоит судьба человека и его предназначение.

Д

1. Какой точки зрения вы придерживаетесь: Андрей Соколов – традиционный образ русской литературы или это образ, рожденный литературой ХХ века? Обоснуйте свою позицию.

2. Некоторые исследователи называют «Судьбу человека» романом. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свою точку зрения.

 

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН

Портрет

(1918-2008)

 

Александр Исаевич Солженицын – русский писатель, общественный и политический деятель. Солженицын родился на Северном Кавказе, его отцом был Исай Семенович Солженицын, из крестьян, матерью – Таисия Захаровна Щербак. Отец Солженицына погиб от несчастного случая за несколько месяцев до рождения сына.

Жизнь Солженицына распалась на три периода. Первый охватывает время от рождения до ареста в 1945 г. До этого момента биография писателя была наполнена обычными для советского человека событиями: вместе с матерью он переехал в Ростов-на-Дону, где прошли детство и юность, там окончил школу. В 1936 г. Солженицын поступил в Ростовский университет, однако не на гуманитарный, а на физико-математический факультет и с отличием окончил его накануне Великой Отечественной войны. Склонность к литературе у Солженицына проявилась в студенческие годы: он много читал, собирал книги и материалы по истории, даже пробовал написать роман «Август четырнадцатого» о начале Первой мировой войны, задумывает писать о революции 1917 г. Интерес к литературе подтвердился и поступлением Солженицына в Московский институт философии, литературы и истории на заочное отделение факультета литературы.

С самого начала Великой Отечественной войны Солженицын стремился на фронт, и хотя он по состоянию здоровья он был признан годным к военной службе лишь частично, молодой человек добился зачисления в артиллерийское училище в 1942 г., а с февраля 1943 г. уже воевал в действующих частях. Солженицын был мужественным боевым офицером, за два года получил звание капитана, был награжден двумя боевыми орденами – Отечественной войны и Красной Звезды. Участвуя в боевых действиях, Солженицын делает литературные наброски и даже получает сочувственные отзывы опытных литераторов. Казалось бы, судьба молодого офицера складывалась благополучно. Однако в конце войны этот период жизни Солженицына был прерван.

В феврале капитан Солженицын был арестован, и с этого времени начался период его заключения. По приговору Особого совещания за антисоветские, антисталинские высказывания, настроения, убеждения, а также планы подрывной деятельности Солженицын получил наказание в виде 8 лет исправительно-трудовых работ. Первые пять лет он отбывал свой приговор в Рыбинске, в  Подмосковье и Москве, а с 1950 до освобождения 1 февраля 1953 г. - в лагере городка Экибастуз в Казахстане. За годы заключения Солженицын разочаровался в коммунистической идеологии и на протяжении последующей  жизни развивал взгляды православного гражданина-партиота, которые находили отражение в его творчестве. Однако главное, что вынес Солженицын из заключения, - был жизненный опыт. Писатель оказался в самой гуще народной жизни, среди самого ужасного состояния человека – порабощения, унижения и уничтожения в тюрьме, лагере, ссылке. Это опыт, перед которым бессильны любые слова, потому что заключенный существует в мраке, поглощающем живых людей, уродующем судьбы.

Солженицын начинает много писать в заключении. Не имея возможности переносить всё сочинённое на бумагу, писатель старается заучивать наизусть стихотворные фрагменты, поэтому на свободу он выходит уже почти сложившимся художником, хотя публиковать свои произведения ему было неозможно из-за неблагонадежной репутации и острого идейного содержания сочинений. Первоначальной известностью писатель обязан журналу «Новый мир» и его редактору Твардовскому, добившемуся разрешения напечатать некоторые рассказы Солженицына, среди них «Один день жизни Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка». Напечатанные рассказы выделялись среди других литературы шестидесятых годов своей смелостью и политической остротой. Так начинается третий период жизни и творчества Солженицына.

Вскоре общественная позиция и литературные произведения Солженицына привлекают пристальное внимание властей и вызывают всё возрастающее неодобрительное отношение, однако Солженицын оставался непреклонен в  своей антисоветской критике, становясь диссидентом, противником существующего политического режима. К   1968 г. Солженицын фактически завершает художественно-историческое исследование – публицистический  роман «Архипелаг ГУЛАГ». Впервые напечатанный в Париже в 1973 г., «Архипелаг ГУЛАГ» был призван донести до общественности ужасы преступлений репрессивного режима против человечности. В 1970 г. Солженицыну была присвоена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу следования традициям русской литературы». В марте 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и двадцать лет пробыл в изгнании, вернувшись в уже новую Россию в 2004 г. Солженицын приехал в Россию во Владивосток и оттуда долго ехал поездом в Москву, знакомясь со вновь обретенной Родиной. И в течение лет, прожитых в СССР, и находясь в изгнании в США, и в почете и всенародном уважении в новой России Солженицын всегда сохранял независимую гражданскую и человеческую позицию, не оставляя свой титанический писательский труд. Умер Солженицын в Москве 3 августа 2008 г. в возрасте 89 лет.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!