Билет 18 вопрос 1. Ирмологий.Его содержание.Приложения Ирмология



Ирмоло́гий, ирмолог, ирмолой (от ирмос и греч. – собираю) – богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из Минеи и Триоди. Эта книга предназначена для певчих церковного хора и содержит в основном ирмосы канонов исполняемых за богослужением, от которых книга и получила свое наименование. Это первый богослужебный сборник Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим Ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, который поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания. антифоны, степенны, прокимны воскресные(утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.

Ирмологий составлен в 10 веке в Византии и в 14 веке был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем.

 

Приложения Минеи.

Минея содержит 4 приложения, в которых собраны Богородичны из Октоиха и других богослужебных книг для удобства пользования. Все 4 приложения есть также в Ирмологии, а в Часослове 3-е и 4-е

Богородичны 1-го и 2-го приложений Минеи поются на «И ныне…» после стихир, если святому есть Слава.

Богородичны 3-го и 4-го приложений Минеи поются после тропаря на «Слава, и ныне…» или на «И ныне…».

 

 

Билет 18 вопрос 2 Особенности субботней вечерни и утрени, если случится память двух «малых святых»

 

Стихиры на «Господи, воззвах» на 6:

Стихиры первого святого – 3, стихиры второго святого – 3, «Слава» -стихира первого святого, «И ныне» - воскресный догматик уходящего гласа.

Стихиры на стиховне:

стихиры мученичны из Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах...». «Слава» - святому,          «И ныне» - Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу «Славы».

По «Ныне отпущаеши»: тропарь первого святаго «Слава» - тропарь второго святаго,       «и ныне» - Богородичен воскресный из 3-го приложения уходящего гласа.

По «Бог Господь»: тропарь 1-го святого (дважды), «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря 2-го святого

Кафизмы: 16-я и 17-я, по каждой из кафизм бывает малая ектения

Седальны по кафизмам: воскресные из Октоиха, по 16-й кафизме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа.

Канон

1-го святого на 6, канон 2-го святого на 4, 1-й канон Октоиха на 4.

Катавасия:

ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

По 3-й песни:кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава» - седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи.

По 6-й песни:кондак и икос 1-го святого.

По 9-й песни:

— если светилен в Минее отсутствует

 то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха;

— если в Минее находится только один светилен

 то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха;

— если в Минее приводятся два светилъна

 то следует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха

Стихиры на стиховне:

3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы».

Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха.

По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени».

 

Билет 19 вопрос 1 .Служебник. Требник.

Служебник

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии: святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:

1) Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы. 2) Чин над кутьею в память усопших. 3) Чин литии. 4) Молитвы по причащении. Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых. После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи. В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, встречающиеся при совершении Литургии.

2) Начало Служебника восходит к первым временам христианства, так как литургии святителей Василия Великого и Иоанна 3латоуста представляют собой сокращение литургии святого апостола Иакова.

В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектиньи: великую, сугубую, просительную и малую.

 

Требник

В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Сюда входят некоторые таинства: крещение, венчание, елеосвящение (соборование) и требы (различные молебны, заупокойные богослужения, освящение жилья, транспортных средств) и др.

Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу. По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого.

Требник начинается молитвой жене "в первый день рождения отрочати". Затем следуют молитвы жене - родительнице, читаемые по прошествии сорока лет после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды,последования об умерших и др.

Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу.

Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, "сословие имен по алфавиту", индиктион и зрячая Пасхалия.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1011; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!