Билет 9 вопрос 2. Вечерня и ее идейное содержание. Виды вечерни
Следующей службой после девятого часа является вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, "перед вечером мало" (вечерня вседневная, Типикон 9 гл.), “прежде солнечного захождения” (вечерня малая, Типикон 1 гл.) и “по еже зайти солнцу мало” (вечерня великая, Типикон 2 гл.). Итак, по различию дней вечерня бывает “великая”, совершаемая в воскресные и праздничные дни; “малая”, “поемая” перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня “вседневная”, или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).
Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следующим образом.
Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, например, некоторые указания на предначинательный псалом и на пение “Господи, воззвах” (стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – “Господи, воззвах к Тебе”, так и называются “Стихиры на Господи, воззвах”, термин стихира появился сравнительно поздно (около IХ в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках припевы “Господи, воззвах” назывались тропарями) имеются в VIII книге Апостольских Постановлений и в памятниках VIII-IX веков.
|
|
От IV-V вв. имеются свидетельства о светильничных молитвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светилльниками.
Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также “светильничное”. Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к “антифонам вечерни”, т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к “антифонам на литургии”. Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.
В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».
|
|
На вечерне вспоминаются события ранней истории человечества, его вечер (поскольку дни творения начинались с вечера). Радостное начало вечерни (103 псалом) говорит о творении мира Богом. Вместе с этим вспоминается и тьма грехопадения Адама. Во время 103 псалма священник перед закрытыми Царскими вратами читает 7 светильничных молитв, изображая Адама, плачущего о грехах перед закрытыми вратами рая. Число этих молитв напоминают о числе дней творения. Плач Адама изображается и пением «Господи, воззвах».
Прямое идейное содержание вечерни связано с подготовкой ко сну. Вечерня – это своего рода церковное напутствие ко сну. Об этом напоминают молитвы вечерни («Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши»), прошения ектений.
Билет 10 вопрос 1. Богослужебное Евангелие.
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.
|
|
Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.
Перед каждым Евангелием помещено:
1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста;
2) краткое содержание глав евангельских;
3) указатель параллельных мест из других евангелистов.
В этом указателе события расположены в хронологическом порядке начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.
Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.20 гл. Мк. 16 гл., Лк. 24 гл., Ин. 21 гл.) и стихи, каждое из четырех Евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.71, Лк. 114, Ин. 67. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.
|
|
Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: “Во время оно”, “Рече Господь...” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: “конец недели”, “конец пятку”. Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; какой переход в самом тексте обозначается так: “преступи Кресту”, и “чти Кресту”.
В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.
От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1771; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!