Билет 6. Вопрос 1. Седмичный круг богослужения



Седмичный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седмицы. Следует иметь в виду, что каждый день седмицы посвящен прославлению определенного священного события или памяти святого, причем в Церковном Уставе первым днем седмицы считается воскресенье, а завершает седмицу субботнее богослужение. Службы (изменяемые песнопения) седмичного круга богослужения находятся в Октоихе.

В течение седмицы поются песнопения Октоиха только одного гласа, причем воскресная служба открывает песнопения данного гласа, тогда как отдание гласа совершается в субботу. Воскресенье, первый день седмицы, в славянском языке именуется словом неделя и посвящается воспоминанию Воскресения Христова. Полагают, что празднование воскресного дня началось в самые первые годы жизни Церкви, до рассеяния 12-ти апостолов. Примечательно, что уже в Откровении Иоанн Богослов называет воскресный день «днем Господним». Позже, в III веке, появляется запрет на работу, пост и коленопреклонение в воскресные дни. В понедельник совершается прославление Небесных бесплотных чинов, которые по своему статусу почитаются выше всех святых других ликов. Вторник посвящается памяти святого Иоанна Предтечи, который прославляется как «больший из рожденных женами». В лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков. В среду и пятницу совершается воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте, потому полагаются молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, на котором Господь претерпел смерть за род человеческий и который стал орудием нашего спасения. В четверг воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. В субботу прославляются все святые (мученики, святители, преподобные и др.). Кроме того, в субботний день Уставом допускается совершение службы за умерших членов Церкви. Наконец, следует заметить, что каждый день седмицы полагаются молитвословия и песнопения в честь Матери Божией (канон на повечерии и Богородичны после стихир и тропарей). Также преимущественное прославление Богородицы осуществляется в воскресенье, среду и пятницу (в эти дни в Октоихе Ей посвящаются особые каноны на утрене), так как Матерь Божия стояла при Кресте Господа, сострадая распятому Христу, а также была свидетельницей Его Воскресения.

Билет 7. Вопрос 1. Годовой круг богослужения. Важнейшие православные праздники.

Годовой круг богослужения делится на две части: подвижный и неподвижный. Подвижный круг богослужения состоит из подготовительного периода к Великому посту, самого периода Великого поста и периода Пятидесятницы. Даты праздников и седмичных богослужений данного периода меняются каждый год в зависимости от даты праздника Пасхи. Самаяранняя Пасха бывает 22 марта (в 2010 г.), а самая поздняя дата Пасхи — 25 апреля (2078 г.). Песнопения служб подвижного круга содержатся в двух книгах: Постной Триоди (от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы) и Цветной Триоди (от Недели Пасхи до Недели Всех святых). Выделим среди подвижных праздников двунадесятые — это всего три праздника: Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (четверг б-й седмицы по Пасхе) и Пятидесятница. Неподвижный круг включает в себя праздники и памяти святых, совершаемые всегда в определенные дни и месяцы года.

Богослужения неподвижного круга содержатся в Минее. Здесь выделяются все двунадесятые, великие, а также важнейшие в уставном отношении бденные и полиелейные праздники неподвижного круга богослужения. 1.09-церк.новолетие,8.09-Рождество Богородицы,14.09-Воздвижение,26.09-преставл. Иоанна Богослова,1.10-Покров,22.10-Казанская, 08.11- Собор Архистратига Михаила, 21.11- Введение, 6.12-свят. Николая Чудотворца, 25.12-Рождество Христово, 1.01-Обрезание Господне; святителя Василия Великого, 6.01- Богоявление, 30.01-Трех святителей, 2.02- Сретение Господне, 24.02-Первое и Второе обретение главы ИоаннаиПредтечи, 25.03- Благовещение, 9.05- перенесение мощей свят. Николая, 24.06-Рождество Иоанна Предтечи, 29.06- Петра и Павла, 20.07- пророка Илии, 6.08-Преображение Господне, 15.08-Успение Пр. Богородицы, 29 .08-Усекновение. и другие праздники.

Вкратце об истории развития годового круга богослужения. І-ІІІ века. Самые ранние христианские праздники - Пасха и Пятидесятница. Тогда же появляется праздник Явление Господне, в который воспоминались события и Рождества, и Крещения Господа Иисуса. Возникают празднования в честь мучеников. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: ап. Иакова, архидиакона Стефана, свящ.муч. Поликарпа и Игнатия Богоносца и др. ІѴ-Ѵ века. Рождество Христово отделяется от Богоявления. Также появляются: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сретение Господне, Воздвижение Креста Господня. Возникает один общий праздник в честь всех событий из жизни Богоматери — Собор Богородицы. Формируется период Постной Триоди. ѴІ-ѴІІІ века. Праздники Обрезание Господне и Преображение, отдельные праздники Богородицы: Благовещение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение. Праздники святых: Архангелов Михаила и Гавриила, пророков и праведников Ветхого Завета, мучеников, преподобных, святителей и др. С IX века до настоящего времени постепенно все дни церковного года заполняются отдельными воспоминаниями святых и чудесных событий из жизни Церкви. В сущности, развитие годового круга богослужения продолжается и в настоящее время.


 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 774; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!