Билет 4 вопрос 1. Три степени священства – диакон, пресвитер, епископ, их облачение и награды. Священнослужители: епископы, пресвитеры (т.е. священники) и диаконы



 

Епископы (архиереи) - высший чин в Церкви. Получают высшую степень благодати. Могут совершать все Таинстваи все церковные службы, посвящать (рукополагать) в священнослужители, освящать миро, антиминсы, храмы.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы (управляющие Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий) называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской Москвы, называются патриархами (управляющий Церковью целой страны).

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который называется викарием, т. е. наместником.

Священники, по-гречески иереи или пресвитеры- второй священный чин после епископа. Могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме таинств священства, освящения мира и антиминсов.

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера.

Если священник в то же время монах, он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

Диаконы составляют третий, низший священный чин. "Диакон" – от греч. служитель.

Диаконы помогают епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

Участие диакона в Богослужении не обязательно. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.

Монах, получивший сан диакона, - иеродиакон, а старший иеродиакон - архидиаконом.

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Изготовляются из парчи или другой пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Одежды диакона: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь - длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами.

Орарь - длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручи -узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник - стихарь в несколько измененном виде. Отличается от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль - тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор - длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы, небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.

Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.

Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.

Награды епископа:

1. сан архиепископа;

2. сан митрополита;

При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины.

Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.

4. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.

       5. Патриарший сан.

Последовательными очередными богослужебно-иерархическими наградами для пресвитеров являются право (к выслуге лет в большей мере)(2017 г.):

1. ношения набедренника;

2. ношения камилавки;

3. ношения наперсного креста золотого цвета;

4. ношения палицы;

5. ношения наперсного креста с украшениями;

6. возведение в сан протоиерея;

7. служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...»;

8. служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...»;

9. ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);

10. ношения второго креста с украшениями;

11. право ношения Патриаршего наперсного креста;

12. протопресвитерский сан

Последовательными богослужебно-иерархическими наградами для диаконов являются:

1) право ношения двойного ораря;

2) право ношения камилавки;

3) возведение в сан протодиакона;

4) возведение в сан архидиакона

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 819; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!