Билет 3 вопрос 1. Церковнослужители: их функции и облачения



 

Церковнослужители – лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужений. Благословение на несение обязанностей епископом через обряд хиротесии.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе, их называют псаломщиками, дьячками и пономарями).

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии - все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме. Все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

Псаломщики (чтецы) читают и поют, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Пономари (алтарники) созывают верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигают свечи в храме, подают кадило, помогают псаломщикам в чтении, пении и т.д.

Короткий фелоний, одежда чтеца - первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает плечи. Короткий фелоний надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов делается короткой потому, что степень чтеца - только предварение священства. Она таинственно, символически показывает полномочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Богу и повиновение священству. У нас в настоящее время короткий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы.

Церковнослужители на подрясник облачают лишь стихарь (древнейший элемент литургической одежды от греч. [стихарион] от [стихос] — стих, строка, прямая линия) — прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело.

В древности стихари были белые (символ ангельской чистоты души), сегодня в соответствии с праздниками употребляются стихари разных цветов.

 

 

Билет 3 вопрос 2. Устав о катавасиях (19-я глава Типикона).

 

Греческий термин «катавасия» Церковном Уставе называется ирмос, который исполняется в конце песни канона.Устав о пении катавасии различается для вседневных и праздничных богослужений. На вседневной службе принцип пения катавасии прост: всегда поется ирмос последнего канона (чаще всего это канон Минеи, но иногда и каноны из других книг — Октоиха или Триоди). При этом иногда вседневная катавасия поется по каждой песни канона; это возможно только в тех случаях, если на вседневной утрене Типикон предписывает совершать канон по праздничному варианту пения библейских песней — «Поим Господеви…» (это второй вариант библейских песней в Ирмологии). Так, в частности, бывает в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в некоторые дни Постной Триоди (например, в 1-ю субботу Великого поста). Но эти случаи относительно редкие; в большинстве же случаев вседневная катавасия (покрывающий ирмос) поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

Есть еще есть рядовая катавасия, которая поется на каждой праздничной утрене (воскресной, с полиелеем или с великим славословием) в течение определенного периода. Рядовая катавасия поется по каждой песни канона, и устав ее пения излагается в 19-й главе Типикона. Рассмотрим подробно содержание этой главы. В данной главе различаются три периода пения рядовых катавасий (неподвижный годичный круг богослужения, Постная Триодь и Цветная Триодь). Однако мы поступим по-другому и включим периоды Триоди в один общий список, сделав соответствующие оговорки.

Итак, в течение года, начало которого по Типикону приходится на сентябрь, поются следующие рядовые катавасии:

 

24 августа – 21 сентября (после отдания Успения Пресвятой Богородицы(*1) — до отдания Воздвижения Креста Господня) «Крест начертав Моисей…», 8-й глас
22 сентября – 20 ноября (после отдания Воздвижения — до предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы) «Отверзу уста моя…», 4-й глас
21 ноября – 31 декабря (от Введения — до отдания Рождества Христова), исключая 5 декабря «Христос раждается, славите…», 1-й глас
5 декабря (преподобного Саввы Освященного) «Спасе люди…», 1-й глас (ирмосы 2-го канона праздника Рождества Христова)
1–14 января (после отдания Рождества Христова — до отдания Богоявления) «Глубины открыл есть дно…», 2-й глас
15 января (после отдания Богоявления) — до отдания Сретения Господня (*2) «Сушу глубородительную землю…», 3-й глас
После отдания Сретения Господня, в Недели: о мытаре и фарисее, во 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, в полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста (*3) «Отверзу уста моя…», 4-й глас
В Недели: о блудном сыне (если она случится после отдания Сретения Господня), мясопустную, сыропустную, 1-ю и 3-ю Великого поста; от субботы Лазаревой — до Великой Субботы катавасия Триоди
От Недели Пасхи — до отдания Пасхи (до вторника 6-й седмицы по Пасхе), за исключением среды 4-й и 5-й седмиц; Недели 6-й по Пасхе «Воскресения день…», 1-й глас
В среды 4-й седмицы и 5-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы и отдание Преполовения) «Море огустил еси…», 8-й глас
В Неделю 6-ю по Пасхе о слепом; в отдание Пасхи; в попразднство Вознесения (с пятницы 6-й седмицы — по четверг 7-й седмицы по Пасхе) «Спасителю Богу…», 5-й глас
В Вознесение Господне, в Неделю 7-ю по Пасхе, в отдание Вознесения (пятница 7-й седмицы), период от Пятидесятницы до ее отдания (суббота Троицкой седмицы) «Божественным покровен…», 4-й глас
От Недели всех святых — по 31 июля «Отверзу уста моя…», 4-й глас
1–6 августа и 13 августа (от начала Успенского поста до праздника Преображения Господня и в его отдание) «Крест начертав Моисей…», 8-й глас
7–12 августа (попразднство Преображения) «Лицы израильтестии…», 4-й глас
14–23 августа (от предпразднства до отдания Успения) «Преукрашенная Божественною славою…», 1-й глас

 

Примечания к таблице:

(*1) Хотя церковный год начинается с 1 сентября и потому Типикон данный период разделяет на две части (соответственно 24–31 августа и 1–21 сентября), мы считаем более удобным указать один сплошной период пения катавасии Воздвижения Креста Господня.

(*2) В месяцеслове датой отдания Сретения является 9 февраля, однако если Сретение случится в период от субботы пред Неделей о блудном сыне до Недели сыропустной, то период попразднства сокращается и дата отдания праздника меняется.

(*3) Если Пасха случится 22 марта, то катавасия «Отверзу уста моя…» поется также в понедельник 6-й седмицы в праздник 40 мучеников Севастийских.

 

Еще раз сделаем акцент на том, что когда мы говорим о периоде пения рядовой катавасии, мы подразумеваем, что данная катавасия поется не во все без исключения дни, а только на воскресных и праздничных (бдение, полиелей и славословие) богослужениях внутри указанного периода. Если же совершается служба вседневная, то поется в качестве катавасии покрывающий ирмос последнего канона.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 744; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!