Билет 8 вопрос 2. Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни



 

На утрене канон или большей частью несколько канонов в один день назначается по Уставу петь либо на 16, либо на 14, либо на 12, либо на 8. Изменения в количестве песнопений канона бывают следующие: некоторые песни канона поются, например, на 10 и даже на 4.

На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи и Пятидесятницы, а также в следующие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Рождество Богородицы, Введение, Успение (если случатся в седмичные и субботние, но не воскресенье и т.д.).

На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в какой бы период времени они не случались, т.е. при пении Октоиха или Триоди Постной, или Триоди Цветной. Если в воскресный день случится Богородичный праздник, хотя бы это был праздник, на который в седмичные и субботние дни каноны назначены на 16, то все равно каноны поются на 14. Имеется много и других особенностей, где положено петь каноны на 14.

На 12 канон или каноны поются в период времени пения Октоиха в седмичные и субботние дни, например, при празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в отдание Воздвижения и т.д.

На 6 канон полагается в Великий четверг.

В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха - I) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому.

В Октоихе к первому тропарю Воскресного канона указан припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", к другим канонам (Крестовоскресному и Богородичному) припевов не указано, т.к. по Уставу, ко всем тропарям канона, кроме первого, припевами служат стихи пророческих песней. В Ирмологии пророческие песни так и распределены:

а) "Песней стихи в Недели и праздники". б) "Песней во вся дни".

в) "Во святую Четыредесятницу".

Но так как в практике Русской Православной Церкви пророческие песни поются только постом, то поэтому к тропарям Крестовоскресного канона делается припев: "Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению", а к тропарям Богородичного канона: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Воскресный канон отменяется только в Господские двунадесятые праздники: Крестовоскресный канон опускается, если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный праздник, святой с бдением или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой, которому совершается бдение, или предпразднство, или попразднство, или два великих святых - вообще, когда из Минеи указывается брать канон на 10, то отменяется и Богородичен канон из Октоиха.

Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в Неделю празднуется святой, которому положен канон на 4. При увеличении же канонов Минеи первым отменяется Крестовоскресный канон, затем уже Богородицы, и, наконец, в Господские праздники Октоих совсем отменяется.

В седмичные дни, если случится двунадесятый Господский праздник, то поются каноны только празднику; если Богородичный двунадесятый — то же, кроме недель, т.к. в этом случае каноны воскресные и праздника соединяются. Если святой с бдением, или полиелеем в седмичный день (кроме суббот и недель), то поется канон Пресвятой Богородице, который находится в конце Октоиха гл. 8 "Колесницегонителя" или же канон молебный "Параклисис": "Воду прошед", помещенный в Каноннике и Часослове, и святому. В субботние дни, когда есть бдение или полиелей, при чтении канонов следует учитывать следующее:

а) если в храме святого (т.е. храм освящен в честь какого-либо святого), - устав о канонах как и в прочие дни седмицы, т.е. канон Богородице из Октоиха или Часослова и празднуемому святому;

б) если в храме Христовом или Богородицы (т.е. храм освящен в честь Господа нашего Иисуса Христа или в воспоминание какого-либо события из Его жизни; или же в честь Божией Матери или Её иконы), - то читается канон храма и затем канон святого, которому бдение или полиелей.

 

Билет 9 вопрос 1. Церковная гимнография: стихира, тропарь, кондак, канон, седален, ипакои, светилен, прокимен, аллилуарий, причастен, антифоны, полиелей, непорочны, акафист, самогласен, самоподобен, подобен.

 

Стихира - песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам. Церковный Устав разделяет стихиры:на «Господи, воззвах…»; литийные стихиры; стихиры на стиховне; стихиры на «Хвалите…». Стихиры на «Господи, воззвах…».Это песнопения, которые припеваются к отдельным стихам вечерних псалмов «Господи, воззвах». По уставу стихиры на «Господи, воззвах…» поются ежедневно на вечерне. Количество зависит от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. Последняя стихира среди воскресных — «догматик». Литийные стихиры так называются потому, что поются при выходе священнослужителей на литию. Стихиры на стиховне - их особенность - первая стихира поется без стиха, а перед остальными поются особые стихи, в зависимости от праздника. Хвалитные стихиры названы по имени хвалитных псалмов (148, 149, 150).

Тропарь -1. Отпустительный тропарь — песнопение, которое поется перед отпустом. Это собственно тропарь в общеупотребительном смысле этого слова. Отпустительные тропари находятся в службе праздника или святого . 2. Тропари канона — песнопения, составляющие каноны.

Кондак - — небольшое песнопение, которое даже исполняется в русской практике тем же распевом, что и тропари. Кондак дает обычно иную сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает внешнюю сторону события, то кондак — внутренний смысл праздника или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примерами могут служить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Канон - Основоположником этого нового вида богослужебной поэзии считается святой Андрей Критский - автор Великого канона. Канон представляет собой сложную цепь ветхозаветных гимнов, переплетенных с христианскими песнопениями. Канон состоит из 9 песней. Уставе 2-я песнь исполняется крайне редко. В частности, на утрене она поется: во вторник сырной седмицы, во все вторники Святой Четыредесятницы, в субботы мясопустную, сырную и Троицкую, в четверг 5-й седмицы Великого поста. Основу канонов составляют библейские песни. Припевы к канонам- читаются в зависимости в честь празднуемого лица или события служба .

Седален - песнопение, приуроченное к сидению верующих во время его исполнения.

 Ипакои -поУставу при пении ипакои необходимо стоять. Близость ипакои к седальнам подтверждается и их местом в богослужениях суточного круга. В настоящее время ипакои положены там, где обычно присутствуют седальны.

Светилен -песнопение, завершающее собой канон. Также светильны называются эксапостилариями. Воскресные и седмичные эксапостиларии находятся в приложениях Октоиха, тогда как другие светильны — в службах соответствующих праздников и святых в Минее или Триоди.

Прокимен, предшествующий чтению из Священного Писания . подобранный для этой цели с соответствующим чтению содержанием.Прокимены разделяются на обычные (малые) и великие. Великие прокимены могут употребляться только на вечерне (в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы, во все дни Светлой седмицы на вечерне). В то же время обычные прокимены поются на вечерне, утрене, часах и литургии, то есть на всех службах суточного круга, где читается Священное Писание (паремии, Апостол и Евангелие). Все прокимены можно найти в богослужебном Апостоле, а также в службе данного дня или праздника, изложенной в Минее или Триоди (воскресные прокимены находятся также в Октоихе).

Аллилуарий -стих, взятый, как и прокимены, в основном из Псалтири, и предваряющие собой чтение Евангелия, причем только в тех случаях, когда перед ним было чтение Апостола. Как и прокимен, аллилуарий находится в богослужебном Апостоле, а также в службе данного дня или праздника, изложенной в Минее или Триоди (воскресные аллилуарии находятся также в Октоихе).

Причастен- библейский стих, который поется во время причащения священнослужителей в алтаре. Находится причастен, а также в службе данного дня или праздника, изложенной в Минее или Триоди.

Антифоны -означает, в сущности, даже и не форму особых песнопений (как, например, тропарь, кондак, стихира), а скорее способ песненного исполнения песнопений. Означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Обозначения отдельных песнопений. Вот главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны изобразительные и вседневные. Это песнопения, исполняемые на два хора (по Уставу) и употребляемые в самом начале литургии оглашенных в течение года. Устав различает антифоны изобразительные(псалмы 102, 145 и заповеди блаженства: «Во Царствии Твоем…»), которые поются большую часть дней, и антифоны вседневные (псалмы 91, 92, 94 с соответствующими припевами), которые полагаются в седмичные дни в случае святых без знака. И те и другие антифоны находятся в Ирмологии.

2. Праздничные антифоны.Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники.

3. Антифоны Псалтири.Первая кафисма Псалтири, разделяемая, как и прочие, на три славы, именуется антифоном.

4. Степенные антифоны.Эти антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени и представляют собой подобие степенных псалмов (то есть Пс. 119–133), или «песней степеней».

Полиелей -применяемое к двум псалмам (134 и 135), которые поются на торжественной праздничной утрене после кафисм и седальнов и перед пением величания, чтением праздничного или воскресного Евангелия. По Уставу полиелей поется только в великие, бденные и полиелейные праздники, а также в строго определенные воскресные дни, хотя в приходских церквах полиелей поют на всякой воскресной утрене.

Непорочны -обозначается одна из кафисм Псалтири (17-я), Псалом начинается словами: «Блажени непорочниив путь..». В течение церковного года непорочны занимают очень важное место: они должны стихословиться в субботы на утрене; по Уставу они поются и на воскресной утрене, когда не положен полиелей, то есть большую часть года; также псалом 118-й исполняется на заупокойных богослужениях.

Акафист -поэтическое произведение, состоящее из основного кондака с определенным окончанием или припевом и следующих за ним 24 песнопений. Литургическое употребление акафиста Пресвятой Богородице предписано нашим Типиконом в 5-ю субботу Великого поста на утрене (этот праздник называется «Похвала Богородицы»). Иных акафистов наш богослужебный Устав просто не знает.

Самогласен— такое песнопение, которое само не пользуется чужими способами мелодии, заимствованными от других песнопений, но и другим не служит прототипом, образцом.Самоподобен — песнопение, которое не только имеет свои собственные способы метрики и мелодии, но также является метрическим и мелодическим образцом для иных песнопений. Примером такого «самоподобна» является хвалитная стихира 20 декабря «Ангельские предыдите…».

Подобен— песнопение, которое поется по образцу другого (самоподобна). Например, 23 декабря на утрене на «Хвалите…» назначаются стихиры 6-го гласа, которые обозначены словами: «подобен: Ангельские предыдите». Это значит, что данные стихиры надлежит петь по метрическому и мелодическому образцу самоподобна «Ангельские предыдите…» .

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!