Билет 10 вопрос 2. Повечерие, его идейный смысл. Виды повечерия и дни их совершения



 

Повечерие — богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: 1) великое и 2) малое.

Основной смысл повечерия, который так или иначе оражен почти во всех псалмах, молитвах и песнопениях, заключается в благодарении Бога за прошедший день, раскаянии в совершенных грехах и молении на сон грядущий. Также в некоторых местах повечерия имеет место молитвенное обращение к Божией Матери о Ее ходатайстве за нас перед Господом (тропари, которые поются на великом повечерии после «Господи Сил...», а также молитва «Нескверная, Неблазная...»).

ДНИ СОВЕРШЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ:
* 1.Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не совершается).
* 2. Все седмичные дни (понедельник — пятница) Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы, также за исключением 25 марта вечером, накануне отдания праздника Благовещения).
* 3. Великий Понедельник и Великий Вторник вечером.
* 4. На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения.
ДНИ СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ:
* 1. В период от Антипасхи до Недели мясопустной совершается каждый день, кроме случаев, когда положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников).
* 2. В понедельник, среду и пятницу сырной седмицы (вечером).
* 3. В некоторые дни Великого поста: все недели вечером, в среду и пяток 5-й седмицы (совершается келейно), Великую Среду, Великий Четверг, Великую Пятницу вечером. Также малое повечерие совершается вечером в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, накануне 26 марта, если само Благовещение случится в седмичный день Великого поста (см. Типикон, 26 марта, 3-е «зри»).
* 4.Малое повечерие не совершается в Великую Субботу вечером (заменяется чтением книги Деяний святых апостолов) и в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальным часом).

 

 

Билет 11 вопрос 1. Богослужебный Апостол. Чтение Апостола на службах суточного круга. Содержание и приложения.

Богослужебный Апостол содержит в себе 22 канонические книги Нового Завета: книгу Деяний святых апостолов, 7 соборных посланий, 14 посланий св.ап.Павла. В течение года прочитывается весь Апостол. В богослужебный Апостол не вошла книга Откровения Иоанна Богослова.

Апостол всегда читается перед чтением Евангелия, так что никогда не бывает чтен. Апостола без последующего чтен. Евангелия (однако, чтен. одного Евангелия без Апостола, бывает нередко).

Когда Устав полагает чтение Апостола:

-На великой вечерне(если она не соедин. с Литургией) Апостол читается в двух случаях: НА ВЕЧЕРНЕ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ, НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА или БОГОЯВЛЕНИЯ, если праздник случится в воскресенье или понедельник, то великая вечерня совершается после полудня).

-На повечерии или полунощнице Апостол НИКОГДА не читается

-На утрене Апостол читается один раз в году – в ВЕЛИКУЮ СУББОТУ в конце утрени после крестного хода с Плащаницей.

-На часах Апостол положен только в те дни, когда совершаются Великие часы (3 раза в году: В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ, ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ).

-На полной литургии (св. Иоан. Злат., Вас.Велик.) Апостол – неотъемлемая часть чинопоследования, полагается всегда, возможно даже чтение 2-3 апостольских зачал.

-На литургии Преждеосвященных Даров Апостол читается ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ПОЛИЕЛЕЙНОГО (24 февраля, 9 марта) или ХРАМОВОГО ПРАЗДНИКА.

Книги Нового Завета в Апостоле распол. так же, как в славянской и русс. Библии: книга Деяний, 7 соборных посланий (Иакова, 1 и 2 Петра, 1,2,3 Иоанна и Иуды), 14 посланий ап.Павла (к Римлянам, 1,2 Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1,2 Фессалоникийцам, 1,2 Тимофею, к Титу,к Филимону, к Евреям). Перед книгой Деяний и каждым посланием помещаются: краткое содержание книги, сведения о месте, поводе и цели написания послания. Деление на главы и стихи в Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление на богослужебные отрывки – зачала. НОМЕРА ЗАЧАЛ ОБОЗНАЧЕНЫ КРАСНЫМИ ЦИФРАМИ НА ВНЕШНЕМ ПОЛЕ ТЕКСТА. В отличии от Евангелия, нумерация зачал в Апостоле сквозная, т.е. единая для всех книг. Последнее зачало - 335 к Евреям. Главное – ЗНАТЬ номер зачала, уже только это почти всегда позволяет найти необходимое чтение. Однако есть 4 пары зачал, которые имеют одинаковые номера (Деян. зач. 50 и зач. 51 — Иак. зач. 50 и зач. 51; 2Пет. зач. 68 — 1Ин. Зач. 68; Тит. Зач. 302 — Флм. зач.302).   Некоторые зачала, как и в Евангелии, не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Такое чтение называется «ЗАЧАЛО ОТ ПОЛУ»; в тексте такое зачало отмечено знаком зачала без цифры. В частности на литургии в Неделю 1-ю Великого поста читается послание к Евреям, зачало 329 «от полу», которое начинается с Евр. 11, 24,тогда как само зачало 329 начинается с Евр. 11, 17.

Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания.

8 приложений: 1. «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» - рядовые чтения подвижного круга богослужения. Здесь приводятся сначала прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны периода Цветной Триоди, а на подвижные Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста». Здесь указаны прокимены, рядов.апостольские чтения, аллилуарии и причастны для субботних и воскрестных дней Великого поста, а для Недели ваий привод. текст антифонов. 3. «Сборник двунадесяти месяцей» - чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны праздников и святых на каждый день года. На Господские двунад. праздн. приводится текст антифонов. Так как церковн.год начинается 1 сентября, а заканчив.31 августа, так и в месяцеслове. В дни памяти некоторых малых святых в месяцеслове не указано ничего, то тогда поются дневные прокимен, аллилуарий и причастен и читается только рядовое чтение. 4. «Прокимени и аллилуиаре воскресни, литургийнии, осмии гласов». Здесь даются прокимены и аллилуарии воскресные 8 гласов, которые поются в течение года на воскресных литургиях в соответствии с гласом Октоиха. 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии». Прокимены, аллилуарии и причастны на каждый день седмицы, с понедельника по субботу, которые поются в дни памяти святых полиелейных, со славословием, шестеричных и малых, кроме периодов попразднства двунадесятых праздников и Цветной Триоди. 6. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу». Используется,когда употр. Общая Минея: при совершении бденной или полиелейной службы святому, не имеющему знака или новопрославленным святым. Здесь даются полностью стихи многих прокименов и аллилуариев, которые в месяцеслове обозначены только начальными словами. 7. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, на всяку потребу различнии». Используются здесь при совершении Таинств, молебнов и других частных богослужений. Однако это приложен.почти не использ., т.к. в последовании каждого частного богослужения уже имеются тексты прокимена, Апостола и аллилуария. 8. «Антифоны по вся дни». Здесь приводится текст вседневных антифонов, которые поются в седмичные дни (кроме субботы) в тех случаях,когда совершается служба святому без знака, которому не указано петь «Блаженны». Но всеже удобнее петь вседн.антифоны по Ирмологию.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!